Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Ломаченко Т.И. 1 Кокодей Т.А. 2 Хитущенко В.В. 2
1 «РЭУ им. Г.В. Плеханова», Севастопольский филиал
2 Севастопольский государственный университет
В статье проанализированы различные трактовки понятия «информационно-коммуникационные технологии», на основе обобщения которых предложено рассматривать их как агрегированное понятие, которое описывает различные способы, методы, алгоритмы и устройства обработки информации, которые являются основой развития цифровой экономики. Также сформирован и проанализирован перечень ключевых информационно-коммуникационных технологий, которые широко применяются в образовательном процессе ВУЗа, а также предложен авторский взгляд на дополнительные возможности их применения при обучении студентов иностранному языку. А именно, рассмотрены система управления курсами Moodle, которую, помимо дистанционного обучения, предложено использовать на аудиторных занятиях совместно с методикой перевёрнутого класса (flipped classroom). Также рассмотрено применение социальных сетей, блогов e-mail-технологии в обучении электронной коммуникации на иностранном языке. Выявлены дополнительные возможности использования учебного видео, в том числе интерактивных видео лекций, в выработке навыков владения иностранными языками. Кроме того, оценён потенциал использования online тестов и интерактивных упражнений, а также веб сайта преподавателя и телемостов по Skype. Всё вышеперечисленно позволяет повысить эффективность подготовки кадров для цифровой экономики Российской Федерации.
информационно-коммуникационные технологии
цифровая экономика
образовательный процесс
1. Сухова Л.В. Коммуникативно-ориентированное обучение иностранному языку и языковая парасреда как его системно-образующий фактор // ИЯШ. – 2007. – № 5. – С. 15–18.
2. Спичко Н.А. Образовательная среда в обучении иностранным языкам // ИЯШ. – 2004. – № 5. – С. 44–48.
3. Гураль С.К., Лазарева А.С. Обеспечение качества обучения устной иноязычной речи средствами информационно-коммуникационных технологий: учеб. пособие. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2007. – 134 с.
4. Евдокимова М.Г. Система обучения иностранным языкам на основе информационно-коммуникационной технологии (технический вуз, английский язык): автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 2007. – 49 с.
5. Словарь педагогического обихода / под ред. Л.?М. Лузиной. – Псков: ПГПИ, 2003. – 71с.
6. Коптюг Н.?М. Интернет-уроки как вспомогательный материал для учителя английского языка // Иностранные языки в школе. – 2000. – № 4. – С. 54-59.
7. Павлова В.И. Сущность, роль и место информационно-коммуникационных технологий в образовании // Вестник Волжского университета им В.Н. Татищева. – 2009. – №12. – С. 106-109.
8. Вершинская О.Н. Информационно-коммуникационные технологии. – М.: Наука, 2007. – 203 с.
9. Голубев О.В. Электронный учебно-методический комплекс в СДО Moodle (на примере курса «Математика и информатика») // Современные информационные технологии и ИТ-образование: материалы IV Международной научно-практической конференции (Москва, 14–15 декабря 2009 г.). – М., 2009. – С. 267–273.
10. Bergmann J. The Flipped Classroom Explained // [Электронный ресурс]. – URL: http://jonbergmann.com/the-flippedclassroom-explained (дата обращения: 18.01.2019 г.).

Введение

В Концепции развития образования Российской Федерации на период до 2020 г. сформирована основная цель национальной политики государства в сфере образования, связанная с получением качественного и доступного образования с учётом «требований инновационного развития экономики» и общества в целом. Также определены ведущие приоритеты современного образования в быстро изменяющейся информационной среде, в которой появляются новые профессии и требуется не только постоянное повышение квалификации, но и самообразование будущих выпускников.

В связи с этим, как современный образовательный процесс в целом, так и англоязычная подготовка в частности, подлежат существенному обновлению. Уровень современного научно-технического развития, в том числе всемирной сети Интернет, предполагает кардинальные перемены в используемых средствах и технологиях образовательной деятельности, возникновение радикально новых подходов к изучению английского языка для профессиональных целей, основанных на широком применении информационно-коммуникационных технологий. Использование данных технологий позволяет расширить рамки образовательного процесса в части его практической направленности, также способствуя повышению мотивации обучающихся в процессе англоязычной подготовки, развитию интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их умений самостоятельно приобретать новые знания. Также возникает возможность создавать индивидуальные образовательные траектории для обучающихся, учитывая личностные особенности каждого.

Цель исследования – проанализировать и уточнить понятие информационно-коммуникационных технологий, а также сформировать и дополнить перечень информационно-коммуникационных технологий, применяемых в образовательном процессе ВУЗа в современных условиях цифровизации экономики.

Материал и методы исследования

В настоящее время предложено большое число информационно-коммуникационных технологий для обучения английскому языку, тем не менее, вследствие отсутствия научной и методологической базы, нет ясного представления о методических проблемах их применения в процессе англоязычной подготовки. Полученные результаты несут фрагментарный характер и имеют частные решения. Следовательно, возникает необходимость выявления педагогических основ применения информационно-коммуникационных технологий, учитывая современные цели обучения и потребности студентов для оптимального владения иностранным языком.

Наиболее эффективный способ изучения иностранного языка в прошлом не мыслился без обучения в естественной языковой среде. Как обоснованно утверждает Л.В. Сухова, как нельзя научиться плавать без воды, так без необходимой языковой среды невозможно добиться сформированности навыков эффективного англоязычного общения [1. С. 17].

Тем не менее с использованием современных информационно-коммуникационных технологий возможно эффективное обучение иностранному языку вне естественной языковой среды, поскольку Интернет, электронная почта, дистанционное обучение и другие технологии, по словам Н.А. Спичко, «организуют общение, которое происходит почти непосредственно с носителями языка» [2. С. 47].

С.К. Гураль и А.С. Лазарева предложили моделировать виртуальную среду обучения максимально приближённо к аутентичной, благодаря интеграции в учебный процесс мультимедийных технологий наряду с аудиовизуальными средствами [3. С. 35]. Основное преимущество данных технологий обучения в том, что они являются источником аутентичности, неся в себе живой современный язык и давая фактическое понимание культуры. Благодаря этому составному элементу и использованию эффективной методики при обучении английскому языку, информационно-образовательная среда может способствовать созданию наилучших условий для подготовки профессионала, владеющего английским языком как средством межкультурного общения.

Согласно М.Г. Евдокимовой, информационно-образовательная среда может выступать «средой моделирования иноязычного общения; источником иноязычных аутентичных учебных материалов разного уровня сложности, предоставляя доступ к иноязычным информационным ресурсам; средой создания и обновления профессионально значимых продуктов учебной деятельности» [4. С. 9].

Предпосылкой дальнейшего анализа применимости информационно-коммуникационных технологий в изучении английского языка является рассмотрение их сущности.

Сегодня существует множество подходов к определению понятия «информационно-коммуникационные технологии». Так, в словаре педагогического обихода под редакцией Л.М. Лузиной, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) представляют собой совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта) [5].

Коптюг Н. М под информационно-коммуникационными технологиями понимает широкий спектр цифровых технологий, применяемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет) [6, с. 54–59].

По мнению Павловой В.И. рассматриваемое понятие представляет собой комплекс объектов, действий и правил, связанных с подготовкой, переработкой и доставкой информации при персональной, массовой и производственной коммуникации, а также все технологии и отрасли, интегрально обеспечивающие перечисленные процессы [7].

Под информационно-коммуникационными технологиями Вершинская О.Н. понимает совокупность методов и средств сбора, обработки, хранения и распространения звуковой, графической, текстовой и цифровой информации в интересах ее пользователей [8, с. 9].

Обобщая вышеизложенные определения, предложим авторскую следующую авторскую трактовку: информационно-коммуникационные технологии представляют собой агрегированное понятие, которое описывает различные способы, методы, алгоритмы и устройства обработки информации, которые являются основой развития цифровой экономики. А именно, персональный компьютер или мобильное устройство с размещённой на нём информацией, снабжённое необходимым программным обеспечением и средствами телекоммуникаций, такими как Интернет, электронная почта, чат и др.

Чаще всего в образовательном процессе используются следующие средства информационно-коммуникационных технологий:

• электронные учебники, которые отображаются при помощи компьютера, мобильного устройства или мультимедийного проектора,

• программы для тестирования и тренажёры,

• различные образовательные ресурсы в сети Интернет,

• системы дистанционного обучения,

• видео- и аудиотехника.

Данные средства информационно-коммуникационных технологий можно разделить на информационные и коммуникационные. К первым относятся системные и прикладные программы, а также инструментальные средства для разработки программного обеспечения. Ко вторым – Интернет, вебинары, видеоконференции, электронная почта, чат; интернет-телефония и т.д.

С нашей точки зрения успешность и качество обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий зависят от двух основных факторов. Во-первых, от эффективности организации информационно-образовательной среды в целом, т.к. именно качественно организованная среда позволит обучающемуся получить хорошее образование, представив ему достаточно свободный выбор индивидуальной образовательной траектории. Во-вторых, от правильного выбора используемых информационно-коммуникационных технологий для обучения иностранному языку.

Результаты исследования и их обсуждение

Рассмотрим подробно перечень информационно-коммуникационных технологий, которые в настоящее время широко применяются при профессиональной иноязычной подготовке кадров для цифровой экономики, а также предложим авторский взгляд на дополнительные возможности применения этих технологий.

1. Система управления курсами Moodle.

СДО Moodle традиционно используется для онлайн-обучения, т.е. для создания электронных учебных курсов, которые изучаются полностью дистанционно [9]. В рамках данного исследования автор считает целесообразным использовать Moodle также на аудиторных занятиях, в частности, совместно с методикой перевернутого класса (flipped classroom). Один из создателей данной методики, Дж. Бергманн, отмечает, что преподаватель «переворачивает» процесс обучения: освоение теоретического материала осуществляется вне класса, дома, а то, что традиционно считается домашним заданием (например, упражнения и тест), выполняется в аудитории [10]. В рамках англоязычной подготовки студентов, при применении данной методики, можно создавать видеолекции, объясняющие грамматичесий материал, длительностью около 20 минут. Студенты, после просмора видеолекций дома, на аудиторном занятии будут обсуждать просмотренный материал и выполнять по нему тесты и упражнения.

Кроме того, СДО Мoodle позволяет преподавателю фиксировать количество студентов, освоивших теоретический материал дома. В результате, учебный материал будет более эффективно и быстрее усваиваться обучающимися, также появится возможность реализовать индивидуальный подход к каждому обучающемуся (учесть разные скорости восприятия нового материала).

Также целесообразно использовать СДО Moodle совместно с традиционной методикой, когда весь теоретический материал объясняется в аудитории. В данном случае система Moodle также существенно помогает студентам, поскольку преподаватель размещает все материалы дисциплины в электронном учебном курсе. Также данная система обеспечивает быструю связь между преподавателем и студентами в режиме онлайн посредством чата или виртуальной комнаты.

2. Применение социальных сетей и блогов в обучении электронной коммуникации на иностранном языке.

В настоящее время социальные сети и блоги интернета получили широкое распространение в глобальном масштабе, что открывает возможности их использования для межкультурного общения и изучения иностранных языков. Практически каждый пользователь интернета, из категории молодёжи (школьники и студенты), сейчас зарегистрирован хотя бы в одной из множества социальных сетей или ведет определённый блог. Следовательно, данные технологии могут быть использованы для повышения мотивации обучающихся к изучению иностранных языков. Вышеуказанные технологии можно использовать не только как площадку для размещения того или иного материала, но и как средство общения между преподавателем и учащимися, а также между самими учащимися.

С использованием блогов в качестве инструментов изучения иностранного языка происходит более качественного усвоение материала, при этом учащиеся могут дополнительно добавлять и личную информацию по предложенной теме преподавателем, закреплять навыки общения и участвовать в создании специфической научной среды.

Примеры учебных блогов, в которых студенты совершенствуют коммуникативные навыки, общаются с носителями языка: http://www.sharedtalk.com и http://ru.livemocha.com.

Говоря о возможностях использования социальных сетей в процессе обучения иностранному языку, можно выделить из них наиболее подходящие, такие как «Вконтакте» и Facebook. В процессе обучения можно использовать такую функцию данных сетей как создание отдельных групп-сообществ. Преподаватель может создать такие группы как для каждой учебной группы, в которой он ведет занятия, так и для всего потока студентов, что открывает множество возможностей для ведения обучения в пределах данной социальной сети. Например, в целях повышения интереса студентов к иностранному языку, в созданной группе можно разместить видео и аудио материалы на иностранном языке. Кроме того, в рассматриваемых соцсетях существует функция пересылки сообщений в режиме онлайн, что даёт возможность ведения диалога между студентом и преподавателем.

3. Применение e-mail-технологии в обучении электронной коммуникации на иностранном языке.

Технология электронная почты в какой-то степени предусматривает режим привычной системы корреспонденции и также проста в использовании, поэтому может быть использована при обучении иностранному языку.

В настоящее время самым распространенным типом корреспонденции является электронная коммуникации групп учащихся, преподавателей и т.д. Все элементы электронной почты можно разделить на следующие.

- Обычные письма. В наибольшей степени применяемый тип коммуникации, который включается в себя не только свободное общение учащихся с носителями языка, но и возможность восприятия особенностей и традиций иноязычных групп пользователей со всего мира.

- Групповое общение. В том случае обучение и обсуждение одного или несколько вопросов происходит внутри одной или нескольких групп пользователей вне зависимости от места их нахождения.

- Ролевые игры, которые представляют собой активную форму изучения и принятия новой информации напрямую зависят от миропонимания и личности участвующего. Ядром каждой ролевой игры является особый конфликт или ситуация, которую необходимо разрешить совместно или самостоятельно, примерив на себя конкретную выбранную роль. Нельзя сказать, что существуют конкретные правила или приемы ролевой игры, однако в каждой отдельной ситуации должна быть установлена суть и желаемая реализация, в остальном поведение участников достаточно свободны. В обязательства и ограничения в ролевых играх можно выделить определение ролевых черт и обозначений, общей цели и набора необходимый качеств в поведении участников. Все это в совокупности объединяет учащихся и определяет итоговый результат ролевой игры, при этом предоставляется возможность действовать свободно и использовать различные методы достижения общей цели.

- Самостоятельная работа, играет достаточно важную роль в иноязычном обучении, так как при выполнении учащимися заданий в виде презентаций, сочинений достигается высокий уровень знаний при сокращении связи с преподавателем. Особенностью является и то, что сами обучающиеся могут выбирать способ получения новой информации.

- Международные возможности. Электронная коммуникация может быть в качестве помощника при необходимости вспомогательного иноязычного обучения и общения с преподавателем.

Проанализировав опыт использования электронной почты в процессе обучения иностранным языкам, можно отметить:

- наиболее эффективна работа в небольших группах, без контроля со стороны преподавателя. Наилучшие результаты достигаются за счет возможности обучающихся самим выбрать тему для обсуждения.

- присутствие реальной публики обеспечивает повышение качества письма – речь студентов становится более выразительной, к обычным повествовательному и описательному жанрам прибавилась аргументация.

- изменяется процесс письма – больше внимания уделяется редактированию работ и исправлению ошибок. Для составления монологов учащиеся нередко обращаются за мнением или советом к своим партнерам – такая работа представляет собой воплощение принципа интерактивности.

- использование e-mail повышает интерес к самому процессу изучения языка.

4. Обучение иностранному языку с помощью технологии вебинаров.

В последнее время используется еще один признанный результативным элемент проведения удаленного изучения материала как вебинар, который представляет собой онлайн-семинар или лекцию курса, организованную при помощи web-технологий в режиме онлайн. Слово «webinar» было зарегистрировано торговым предпринимателем Eric R. Korb из США еще в 1998 году и состоит из двух определяющих его понятие слов «web» – сеть и «семинар».

Можно отметить большой потенциал использования данной технологии при обучении иностранному языку. Вебинары синонимичны традиционным семинарам в ВУЗе и включают не только привычное объяснение новой информации учащимся, демонстрацию презентаций, контроль пройденного материала преподавателем, однако отличительной особенностью является проведение всего в сети Интернет в реальном времени. Вебинары можно разделять на так называемые семинары и конференции, которые рознятся между собой тем, что семинары предусматривают режим обсуждения между преподавателем и учащимися. Конференции же проводятся в одностороннем порядке, посредством представления презентации и доклада без обсуждения во время проведения.

Несмотря на пространственную удалённость преподавателя и студентов, их встреча и взаимодействие происходит в виртуальной комнате, что позволяет существенную экономию времени и возможность общения с преподавателем, в том числе, территориально удалённым носителем языка. Такое мероприятие предполагает общение в синхронном режиме прямой трансляции (при этом возможна как видео, так и аудио трансляция), а также демонстрацию экрана, совместную работу над общим документом, чат и др. Таким образом, в рамках изучения иностранного языка вебинары могут быть использованы для студентов с достаточными базовыми знаниями. Кроме того, необходима подготовка нескольких сценариев проведения вебинара, чтобы в случае появления непредусмотренных обстоятельств иметь возможность оперативно их избежать, не прерывая образовательного процесса.

5. Использование учебного видео, в т.ч. интерактивных видеолекций, для обучения иностранному языку.

В выработке навыков владения иностранными языками существенную роль играют современные видеоресурсы.

Как показывают разработанные психолого-педагогические эксперименты, именно видео уроки дают возможность закрепить в памяти учащегося более половины представленного нового материала и это спустя 2 недели после просмотра.

Можно подчеркнуть, что даже Ассоциация «Национальная платформа открытого образования» делает упор на видео уроки как на основной элемент в обучении: «Ожидается, что основным форматом подачи информации в курсах станет видеолекция. Идеологи онлайн-обучения подчеркивают: современного студента сложно замотивировать на прочтение больших объемов текста, да и качество восприятия такой информации оставляет желать лучшего».

Кроме того, при обучении иностранным языкам одна из основных задач – освоение иноязычной устной речи – может решаться с использованием технических средств видео-наглядности.

Педагог-психолог О.И. Барменкова выделяет четыре этапа работы с видео фрагментами:

- работа с незнакомыми словами. Работа над новыми словами должна проводиться устно до демонстрации кинофрагмента, и она не должна занимать более 3-4 минут.

- вступительная беседа. Использование видеофильмов на начальном этапе обучения может помочь преподавателю решить проблему отстающих, так как обучающийся часто является отстающим не потому, что он ленив, а потому, что теми приёмами и средствами, которыми ведётся преподавание, нельзя пробудить познавательный интерес.

- просмотр видеофрагмента. С самого начала видеофрагмент надо просматривать не менее двух раз.

- проверка понимания видеофрагмента. Главная задача – это понимание учащимися кинофрагмента.

Учебные видео, используемые при изучении иностранного языка, могут быть следующих видов:

- видеозапись лектора («говорящая голова»). Это наименее продуктивная и дидактически неэффективная форма дистанционного обучения.

- живая запись («для прогульщиков») – это запись вузовских лекций не в студии, а непосредственно в помещении. Несмотря на невысокую их ценность, все же создаётся «эффект присутствия» обучаемого в аудитории: хотя и в записи, но наблюдается живое общение преподавателя с обучаемыми.

- студийные видеолекции и видеоуроки, записи которых качественно отредактированы и отрежиссированы. Такое видеозанятие часто сопровождается демонстрацией изображений, видеофрагментов и близко по своему уровню к документальному фильму.

- слайд-фильмы, в которых видеоряд занимает ключевое место и сопровождается закадровым комментарием преподавателя. Этот вид максимально приближен к документальному учебному фильму.

- интерактивные видеолекции и видеоуроки, в которых монолог преподавателя сопровождается слайдами, видеофрагментами, заданиями. В данном случае используется принцип нескольких экранов.

Данный вид учебного видео наиболее применим для изучения иностранного языка, поскольку предполагает виртуальное общение студента и преподавателя.

С точки зрения автора, наиболее эффективным для осноения учебного материала являются интерактивные видеолекции, которые можно создавать в рамках бесплатного проекта H5P.org без существенных затрат времени и усилий, после чего интегрировать разработанный контент на личный сайт преподавателя или в СДО Moodle в электронный учебный курс. Преимущества интерактивной видеолекции заключается в том. что пассивность метода усвоения материалов преодолевается с помощью вопросов встроенных в видео.

6. Использование online тестов при обучении иностранному языку.

Одной из основных задач процесса обучения иностранному языку является приобретения учащимися достаточного объема знаний в области грамматики, говорения, чтения и аудирования. Не менее важной задачей, наряду с получаемой информацией, является контроль знаний студентов. Её выполнение возможно с использованием online тестов, которые по сравнению с традиционными бумажными обладают рядом преимуществ:

- оперативность при подведении итогов, результаты тестирования легко доступны;

- беспристрастность оценок;

- процесс тестирования более интересен для обучающегося;

- возможность осуществления самоконтроля;

- сокращение времени реализации обратной связи;

- меньшая трудоемкость при проверке и редактировании тестов;

- экономичность тестирования;

- возможность дистанционного тестирования;

- возможность моделирования тестовых заданий;

- возможность ввести ограничения по времени тестирования.

Различные тесты для проверки уровня овладения тем или иным грамматическим материалом доступны на сайтах:

7. Интерактивные упражнения при иноязычном образовательном процессе.

При иноязычном обучении интерактивные упражнения могут быть использованы для развития навыков общения. Термин «интеракция» предполагает обмен действиями между коммуникантами. Под такими действиями при обучении иностранным языкам предполагаются речевые акты. Например, диалог, который представляет собой активный обмен репликами, содержащими определенную информацию, а также эмотивную составляющую. Для освоения диалогической речи студенту необходимо усилить интерактивную компоненту в общении. Г.В. Рогова рассматривает интерактивность обучения в качестве имманентного современному уроку иностранного языка элемента – без интерактивности эффективное обучение речевой деятельности невозможно. Также насыщение современного урока иностранного языка интерактивными упражнениями, направленными на формирование коммуникативной компетентности, считает необходимым Т.А. Соловьева.

Наиболее популярной сегодня интерактивной платформой для создания интерактивных упражнений в обучении иностранному языку является LearningApps.org. Рассмотрим систему работы интерактивной платформы LearningApps.org и возможность её интеграции в образовательный процесс. Интерактивная платформа LearningApps.org представляет собой приложение Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Платформа предлагает преподавателю широкий инструментарий для разработки собственных интерактивных упражнений, которые создаются на основе следующих шаблонов:

«Найти пару» – установление соответствий между картинкой, текстовой записью, аудио, видео.

«Классификация» – распределение графических и текстовых элементов на соответствующие группы.

«Хронологическая линейка» – расположение элементов в хронологическом порядке.

«Простой порядок» – установление текстовых, графических элементов в нужном порядке (в правильной последовательности).

«Ввод текста» – ввод текста ответа или решения.

«Сортировка картинок» – организация решения задания, при котором необходимо на установленной картинке выбрать правильный ответ, характеризующий / описывающий данную картинку.

«Викторина с выбором правильного ответа» – организация викторины. Преподаватель придумывает вопросы и задает возможные варианты ответов на них. Необходимо выбрать правильный ответ.

«Заполнить пропуски» – установка параметра ввода слов в пропуски

Создаваемые на данной платформе упражнения – мультимедийные, т.е. предоставляют возможность использования не только текста и изображений, но и аудио-, видеофайлов. Любое упражнение имеет функцию обратной связи с обучающимся: вывод заданного учителем сообщения на правильность выполнения задания. Интерактивные упражнения позволяют, прежде всего, формировать и совершенствовать лексические и грамматические навыки, и подразумевают следующие этапы работы: закрепление и контроль. На этапе «закрепление» происходит отработка и закрепление изученного материала.

На этапе «контроль» осуществляется проверка степени изученности нового материала. Т.о. платформа LearningApps.org позволяет сделать учебный процесс более эффективным, доступным, интересным для обучающихся.

8. Сайт преподавателя как технология обучения иностранному языку.

Современные условия организации учебного процесса значительно расширяют требования к образовательному сайту преподавателя – он должен всестороннее освещать образовательную, научно – методическую деятельность не только преподавателя, но и учащихся, организовывать управление их учебной и исследовательской деятельностью. Немаловажно его участие в освещении общественной деятельности преподавателя, в обмене опытом, творческими идеями, достижениями.

Тем не менее, в настоящее время у большинства преподавателей ВУЗов отсутствуют личные сайты, а даже в случае их наличия, они не отвечают вышеуказанным требованиям и выполнены на недостаточном уровне.

Профессионально разработанных сайт преподавателя иностранного языка позволит:

- показать уровень компетентности и профессионализма преподавателя;

- обеспечить индивидуальный подход к студентам в процессе организации обучения иностранному языку;

- обеспечить управление учебно-познавательной деятельностью студентов;

- осуществлять мониторинг творческих успехов студентов, фиксировать динамику их роста.

Для самостоятельной разработки сайта преподаватель может использовать различные конструкторы сайтов с интуитивно понятным интерфейсом, например, GoogleSites, WordPress, Ucoz и т.д. В частности, на сайте Google можно разместить любой текст, таблицу, презентацию или форму опроса используя Google Docs, видеоролики из YouTube, можно также размещать календарь и карты Google.

9. Организация телемостов и звонков по Skype.

Skype в настоящее время преимущественно используется для целей личного и бизнес-общения, хотя существует потенциал его использования в образовательном процессе. В частности, при англоязычной подготовке при помощи Skype можно организовывать телемосты со студентами, преподавателями или волонтёрами-носителями языка из англоговорящих стран.

Так, одним из заданий для студентов может быть взять интервью по скайпу у носителя языка или провести дискуссионную площадку на заданную тему в формате телемоста, участниками которого будут российские обучающиеся (студенты) и носитель языка.

Выводы

Таким образом, в рамках данного исследования проанализированы различные трактовки понятия «информационно-коммуникационные технологии» и предложено собственно их определение. Кроме того, сформирован перечень информационно-коммуникационных технологий, которые в настоящее время широко применяются при профессиональной иноязычной подготовке кадров для цифровой экономики, а также предложим авторский взгляд на дополнительные возможности их применения.

Также из вышеизложенного можно сделать вывод, что с помощью информационно-коммуникационных технологий эффективно решаются следующие проблемы англоязычной подготовки: создание виртуальной англоязычной среды, заменяющей аутентичную, обеспечение возможности сформировать индивидуальную образовательную траекторию студентов в зависимости от их способностей к освоению иностранных языков; усовершенствование контроля знаний, умений и навыков; повышение эффективности занятий за счёт принципов интерактивности, мультимедийности и обратной связи; система доступа к англоязычным первоисточникам (литературе) в электронной форме.


Библиографическая ссылка

Ломаченко Т.И., Кокодей Т.А., Хитущенко В.В. ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 1-1. – С. 109-117;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=244 (дата обращения: 24.04.2024).