Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Юзвович Л.И. 1 Елохина Н.В. 2
1 Уральский государственный экономический университет»
2 Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
В научной статье рассматриваются направления по совершенствованию организации контрольной работы территориальной налоговой инспекции. В настоящий период важным правилом существования любого государства является организованная система налогообложения в условиях цифровой трансформации налоговой системы Российской Федерации. В условиях растущей цифровизации экономики, налоговое ведомство активно использует новые информационные технологии и постепенно формирует единое цифровое информационное пространство. Расширяется информационное взаимодействие между налоговыми органами и кредитными организациями в рамках осуществления налогового контроля/надзора. Происходящие в настоящее время процессы цифровизации и информатизации деятельности налоговых органов осуществлялись постепенно и начались в начале 1990-х годов. От продуктивности налоговых органов зависит состояние бюджета, благосостояние страны, региона, муниципального образования. Поэтому налоговая архитектура продуктивной системы контроля за налоговыми доходами в бюджетную систему страны, включено в ряд основных задач социально-экономической политики. Основной целью исследования является разработка практических рекомендаций по совершенствованию контрольной работы территориальной налоговой инспекции в условиях цифровой трансформации. Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие в процессе контрольной работы территориального налоговой инспекции. Методами исследования являются аналитические и статистические данные, синтез и обобщение.
налоговый контроль
виды деятельности налоговых органов
цифровой комплаенс
1. Алехин С.Н. Развитие партнерских отношений в налогообложении как условие повышения налогового потенциала // Региональная экономика: теория и практика. 2022. Т. 20. Вып. 8. С. 1457–1477.
2. Анисимова А.А. Цифровизация в сфере налогового администрирования: мировой опыт совершенствования онлайн-сервисов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2019. Т. 15. Вып. 11. С. 2015–2028.
3. Косолапова Д.И., Львова М.И. Проект «Налоговый мониторинг» как один из суперсервисов в процессе реализации национальной программы «Цифровая экономика РФ» и Федерального проекта «Цифровое государственное управление» // Российские регионы в фокусе перемен: сборник докладов XV Международной конференции. Екатеринбург, 2021. С. 363-366.
4. Малиновская Н.В. Тенденции развития публичной отчетности в условиях цифровизации // Международный бухгалтерский учет. 2020. Т. 23. Вып. 5. С. 484–502.
5. Марфицына М.М., Шадурская М.М. Об эффективности контрольной деятельности налоговых органов // Российские регионы в фокусе перемен: сборник докладов со специальных мероприятий XII Международной конференции. Екатеринбург, 2018. С. 444-448.
6. Орлов С.Н., Федотова Ю.В. Налоговое администрирование малого и среднего бизнеса в условиях цифровой экономики // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2020. Т. 13. № 3. С. 327-342.
7. Фирсова М.П. Актуальные проблемы правового регулирования деятельности налоговых органов // Научный вестник Волгоградского филиала РАНХИГС. Серия: Юриспруденция. 2018. № 1. С. 76-79.
8. Цветков В.А., Шутьков А.А., Дудин М.Н., Лясников Н.В. Совершенствование системы налогового администрирования в России // Финансы: теория и практика. 2017. Т. 21. № 6. С. 34-49.
9. Официальный сайт ФНС РФ. Режим доступа: www.nalog.ru (дата обращения: 05.03.2022).

В рамках утвержденной стратегической карты ФНС России были установлены основные направления деятельности Федеральной налоговой службы:

− обеспечение соблюдения законодательства о налогах и сборах;

− создание комфортных условий для исполнения налогоплательщиками налоговых обязанностей;

− снижение административной нагрузки и упрощение процедур, развитие открытого диалога с бизнесом и обществом;

− укрепление и совершенствование кадрового потенциала;

− оптимизация деятельности налоговых органов с учетом эффективности затрат на ее осуществление.

Разработка устойчивой финансовой системы немыслимо без построения эффективной системы налогового контроля, которая должна обеспечить финансовые потребности национальной экономической системы одновременно соблюдая права налогоплательщиков.

Налоговый контроль есть основной способ надзора за исполнением обязанности по уплате в бюджет налогов. Цель налогового контроля – это предупреждение и обнаружение налоговых правонарушений, а еще привлечение к ответственности лиц, нарушивших законодательство о налогах и сборах. Повышение эффективности налогового администрирования и как следствие развитие налогового потенциала в экономической системе рассматривается многими учеными, специалистами в рамках изучения налоговых отношений в разных условиях хозяйствования [1].

В ходе анализа деятельности налоговых органов территории, статистических данных, отчетных документов были выявлены основные проблемы, отражающие общий фундамент проблемных контентов, ограничений по видам деятельности налоговых органов в условиях цифровой трансформации, представленные в таблице 1 [2,3,4].

Таблица 1

Проблемы в деятельности налоговых органов

№ п/п

Вид деятельности

Выявленная проблема

1

Информационная

Ограниченные возможности раскрытия информации о выявленном у налогоплательщиков несформированном источнике по цепочке поставщиков товаров (работ, услуг) для принятия к вычету НДС

2

Договорная

Фиктивные договоры с организациями и индивидуальными предпринимателями, находящимися на специальных налоговых режимах

3

Закупочная

В установленном перечне оснований для отклонения заявок участников процедур закупки отсутствуют документы, необходимые для проверки добросовестности организации на соответствие отнесения организации к разряду благонадежных или не благонадежных с точки зрения налоговых рисков.

4

Программная

АИС «Налог-3» имеет ряд технических недоработок, функционирует с ошибками, наблюдаются перебои в рабочих процессах.

5

Санкционная

Текущий размер штрафа не является мотивацией для явки физического лица в качестве свидетеля на допрос.

6

Санкционная

Отсутствие основания для наложения административного штрафа из-за неявки свидетеля по причине неполучения повестки.

7

Налоговая

Уменьшение исчисленной суммы налогов по результатам налоговых проверок ввиду апелляционных жалоб и подачи искаженных документов.

8

Информационная

Отсутствует информация, которая необходима для установления наличия активов организации и их размера по причине формирования чистых активов организаторов азартных игр за счет денежных средств, находящихся на счетах в банках, расположенных за пределами Российской Федерации, на счетах в банках, находящихся в государствах (территориях), с которыми у Российской Федерации не заключены какие-либо соглашения об оказании правовой помощи.

9

Законодательная

Отсутствие законодательно-закрепленного основания для отмены решения о предоставлении лицензии налоговым органом в случае получения ответа от иностранных налоговых органов, свидетельствующего об отсутствии активов у проверяемого лица (его учредителя).

10

Лицензионная

Неуплата или частичная уплата государственной пошлины за совершениедействий, связанных с лицензированием, не является основанием для отказа в лицензии.

11

Оценочная

Отсутствуют официальные показатели эффективности контрольной деятельности налоговых органов по субъектам РФ

В последние годы значимым стратегическим уклоном контрольной работы налогового органа предстает повышение важности и роли выездных и камеральных налоговых проверок за счет развития мероприятий и форм налогового контроля.

Вопрос определения плательщиков налогов в целях осуществления продуктивных контрольных проверок получает заметную важность в рамках всеобщих нарушений законодательства о налогах и сборах.

На данный момент проводится комплекс мер, позволяющих провести выборку налогоплательщиков, у которых вероятность обнаружения нарушений налогового законодательства представляется наиболее высокой. Введение нового риск-направленного метода для организации контроля за возмещением НДС – системы ПК «АСК НДС» признается одной из этих мер (аббревиатура ПК «АСК НДС» расшифровывается как «программный комплекс автоматизированного контроля за налогом на добавленную стоимость»). Главная задача программы – обнаружение организаций, которые не производят уплаты НДС и не отмечают начисления налога в необходимой налоговой декларации [7].

По окончанию 2013 года начал работу программный комплекс «АСК НДС-1», для надзора над сведениями об операциях, которые облагаются НДС. По прошествии года ФНС РФ подготовила отчет о снижении незаконных действий о возмещении налога на добавленную стоимость в 2 раза, что дополнительно принесло бюджету около 102 млрд. руб.

В начале 2015 года была запущена следующая версия – ПК «АСК НДС-2», которая делает налоговые процедуры автоматическими, устанавливая воздействие человеческого фактора в минимальный шанс реализации. В рамках увеличенных деклараций по НДС программный комплекс находит налоговые разрывы в череде взаимоотношений с контрагентами – плательщиками НДС, что, предотвращает незаконные вычеты по НДС.

В настоящее время наличие у ряда налогоплательщиков по данным системы АСК «НДС-2» несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ, услуг) для принятия к вычету НДС, что может свидетельствовать о применении схем уклонения от налогообложения. В соответствии с пп.1 п.1 ст.102 НК РФ эта информация может быть раскрыта только с согласия их обладателя – налогоплательщика (плательщика страховых взносов). Значит данное информирование реально при наличии разрешения самих плательщиков налогов и их поставщиков.

Вместе с тем данные о хозяйственных связях между налогоплательщиками, информация из налоговых деклараций, и другие сведения, имеющие данные налоговой или коммерческой тайны, не может быть раскрыта третьим лицам. Открытой признается только информация о факте наличия или не урегулирования или урегулирования несформированного источника по череде товаров (услуг, работ) с целью приема к вычету размера НДС.

Основная доля поступлений доходов в федеральный бюджет обеспечена за счет налога на добавленную стоимость, однако, многие организации уменьшают свои доходы не только за счет НДС, но и за счет налога на прибыль, заключая фиктивные договоры с организациями и индивидуальными предпринимателями, находящимися на специальных налоговых режимах, не предусматривающих уплату НДС. Данные операции не фиксируются в книге покупок, поэтому, действующие компьютерные программы риск – направленного метода для осуществления контроля – бесполезны.

Полностью автоматизированная и, конечно, информационная система для ФНС РФ (АИС «Налог-3») является целостным информационным комплексом ФНС РФ, который обеспечивает автоматизацию работы ФНС РФ по любым исполняемым полномочиям, установленным Положением о ФНС, принятым постановлением Правительства, например, получение, переработка, анализ и передача информации, образование информационных источников для налоговых органов, статистических сведений, данных, значимых в целях обеспечения содействия утверждению любых управленческих решений в области полномочий ФНС РФ и передачи данных внешним получателям [6.9].

Данная программа имеет ряд технических недоработок, функционирует с ошибками, наблюдаются перебои в процессах. На примере проведения контрольного мероприятия – допрос, когда в налоговую инспекцию вызывают свидетеля по повестке, чтобы задать ряд вопросов в рамках проведения налоговой проверки. Неоднократно случались случаи, когда свидетель пришел, но было невозможно провести допрос из-за сбоев в работе АИС «Налог-3», так как все вопросы заведены в программу, ответы фиксируются в эту же программу, а протокол по завершению допроса в 2-х экземплярах можно распечатать тоже только из АИС «Налог-3». Несмотря на то, что в Управлении ФНС России по территории существует целый отдел по внедрению АИС «Налог-3», до сих пор существует ряд изъянов в программе, которые мешают эффективной работе налоговых инспекторов.

Ранее упоминалось, что налоговые органы могут вызывать в роли свидетелей физических лиц, которые возможно знают какие-то сведения, что имеют смысл в целях осуществления налогового контроля [7]. Большинство считает, легче уплатить штраф, чем явиться на допрос в роли свидетеля в налоговую инспекцию и рассказать фактическую ситуацию.

В настоящее время прогул либо избегание явки при отсутствии уважительных оснований лица, которое вызвано по делу о выявленном налоговом правонарушении в роли свидетеля, ведет к взиманию штрафа в объеме 1000 руб. Действительно, такая небольшая сумма не может замотивировать гражданина прийти на допрос, что негативно влияет на ход налоговой проверки, так как какие-то данные не могут быть получены из-за отсутствия информации от важного свидетеля.

Другой проблемой является отсутствие основания для наложения административного штрафа из-за неявки свидетеля по причине неполучения повестки по почте России. Любое почтовое отправление из налогового органа отслеживается ответственным инспектором, если физическое лицо не получило повестку на допрос, то это освобождает его и от посещения налоговой инспекции в качестве свидетеля, и от уплаты штрафа из-за неявки на допрос. Примерно 80% повесток не доходят до получателей, соответственно это сокращает количество проводимых допросов, снижает качество налоговых проверок, уменьшает количество наложенных и взысканных штрафов, что говорит об упущенных доходах бюджета. Так как примерно 80% повесток не доходят до адресата, это свидетельствует и о безрезультатных расходах бюджета.

Следующим вопросов является не редкий случай, когда по результатам налоговых проверок начислена одна сумма налогов, однако в результате того, что организации после проверки направляли апелляционные жалобы и прикладывали искаженные документы, это уменьшало исчисленную сумму налогов в несколько раз.

За время существования налоговой системы РФ не разменялись критерии оценки продуктивности работы налоговых органов. На каждом ступени налогового развития создавались новые оценочные критерии и цели.

В данный период действует методика оценки текущего положения дел территориальных налоговых органов. Для определения состояния какой-то налоговой инспекции такая методика оперирует материалами, предоставленными налоговым органом, а еще информацией, применяемой в форме налоговой статистики 2-НК [8.9]. В целях анализа рассматриваются такие коэффициенты:

− количественные («общее количество штрафных санкций и до начисленных налогов», объем штрафных санкций и до начисленных налогов на 1 сотрудника налоговых органов и др.);

− качественные (процент собранных платежей к общему объему доначислений, доля доначислений к размеру полученных налогов и др.).

Соотношение данных коэффициентов между налоговыми инспекциями дает возможность оценить уровень осуществления контрольной деятельности, сосредоточиться на важных проблемах и направить руководство соответствующего налогового органа на их решение. Преимуществом признается то, что такая методика дает возможность сопоставить деятельность конкретных налоговых инспекций.

Недостатки такой методики прослеживается в том, что задействовано немалое число количественных и качественных коэффициентов, понижающее качество оценки контрольной работы налоговых органов [8].

Оценить эффективность государственного (муниципального) контроля налоговых органов можно по данным формы № 1-контроль, учетными документами для которой являются акты проведенных проверок (ревизий, инспекций), предписания об устранении выявленных нарушений, протоколы об административных правонарушениях, постановления по результатам административных рассмотрений дел об административных правонарушениях и другие документы, содержащие решения о применении мер пресечения и (или) устранения последствий выявленных при проверках нарушений [5].

Таблица 2

Проблемы деятельности налоговых органов Межрайонной налоговой инспекцией территории и пути их решения

Проблема

Мероприятия

Эффект

Ограниченные возможности раскрытия информации о выявленном у налогоплательщиков несформированном источнике по цепочке поставщиков

Внесение изменения в статью 102 Налогового кодекса Российской Федерации о налоговой тайне

Подъем поступлений в российскую бюджетную систему при помощи полной уплаты налога на добавленную стоимость

Текущий размер штрафа не является мотивацией для явки физического лица в качестве свидетеля на допрос

Внесение изменения в статью 128 Налогового кодекса Российской Федерации об ответственности свидетеля (увеличение штрафа)

Рост поступлений в бюджетную систему Российской Федерации за счет увеличенного размера штрафов и рост явок свидетелей на допрос, повышение эффективности налогового контроля

Совершенствование информационной открытости

Разработка соответствующих блоков на сайте налоговой, внедрение чат-ботов

Рост степени доверия к налоговым органам, и как следствие снижение объемов теневых доходов

Данная форма статистического наблюдения включает только количественные показатели, что является ее недостатком, такие как:

− общее количество проверок, проведенных в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

− количество проверок, проведенных совместно с другими органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

− общее количество проверок, по итогам проведения, которых выявлены правонарушения;

− общее количество проверок, по итогам которых по фактам выявленных нарушений наложены административные наказания;

− общая сумма уплаченных (взысканных) административных штрафов;

− количество проверок, результаты которых были признаны недействительными и др.

В таблице 2 представлены возможные мероприятия по основным выявленным проблемам деятельности территориальной налоговой инспекции с учетом организационной эффективностью от предлагаемых мер.

Указанные мероприятия позволят усовершенствовать организацию контрольной работы Межрайонной налоговой инспекции территории.

В условиях цифровой трансформации рыночных отношений налоговая система является не только финансовой платформой для реализации государством своих функций, но и основой механизма государственного регулирования экономики. Эффективное функционирование всего хозяйственного комплекса страны во многом зависит от того, насколько грамотно и обосновано, построена архитектура налоговой системы.

Важная роль в обеспечении эффективного функционирования налоговой системы РФ отводится налоговым органам, к которым в соответствии с действующим законодательством относится Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба, включая ее структурные подразделения по всей территории государства.

Российская система налоговых органов построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в Российской Федерации, и состоит из трех звеньев. Каждый уровень системы и ее составляющие имеют свои функции и специфику.

Миссия ФНС России – высокое качество услуг и комфортные условия для уплаты налогов при эффективном противодействии схемам незаконного уклонения от уплаты налогов для обеспечения справедливых и равных для всех условий ведения бизнеса.

Организационная структура является важным инструментом для эффективного функционирования налоговой системы РФ, что особенно актуально в современных условиях, а ее улучшение позволит повысить показатели контрольной работы как территориальных налоговых органов, так и всей структуры налоговых органов РФ.


Библиографическая ссылка

Юзвович Л.И., Елохина Н.В. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ИНСПЕКЦИИ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 9-1. – С. 153-158;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2406 (дата обращения: 20.04.2024).