Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ УСЛУГ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Коробкова О.К. 1
1 ФГБОУ ВО «Хабаровский государственный университет экономики и права»
Контроль как управленческая функция помогает руководству организации здравоохранения эффективно использовать все имеющиеся у неё ресурсы при оказании услуг здравоохранения. В работе рассматривается сущность внутреннего контроля, его понятийный аппарат. На основе проведённого анализа различных позиций в понимании внутреннего контроля для сферы услуг здравоохранения, дана авторская трактовка понятию «внутренний финансовый контроль» как деятельность организаций сферы здравоохранения, направленная на проверку законности при формировании, распределении и использовании активов (денежных средств) с целью предупреждения каких-либо финансовых нарушений. В процессе исследования рассмотрены риски системы вытуренного контроля для бюджетной сферы, такие как несоблюдения локальных нормативных актов, злоупотребления, несопоставимость результатов, формирование недостоверной бухгалтерской (финансовой) отчётности, оказание некачественных услуг и потеря репутации. Определена взаимосвязь внутренних регламентирующих документов по организации системы внутреннего контроля учреждений услуг сферы здравоохранения: локальный нормативный документ, внутренние стандарты, политика, положение о структурных подразделениях. В ходе данного исследования разработано Положение о системе внутреннего контроля учреждения услуг сферы здравоохранения, которое включает следующие разделы: общие положения, включающие принципы построения системы внутреннего контроля, цели и задачи системы внутреннего контроля, элементы системы внутреннего контроля, организация системы внутреннего контроля, заключительные положения.
администрирование
внутренний контроль
бюджетная сфера
услуги
услуги сферы здравоохранения
организации здравоохранения
система внутреннего контроля
регламент
1. Беляев В.П. Контроль и надзор: проблемные разграничения // Актуальные проблемы российского права. 2017. С. 76-83.
2. Бурцев В.В. Внутренний контроль в организации: методология и организация: монография. М.: Информ.-внедрен. центр «Маркетинг», 2000. 390 с.
3. Бычков С.С. Новации бюджетного законодательства // Материалы Международного научно-практического форума «Государственный финансовый контроль как основа повышения качества и эффективности управления общественными финансами» (2018 г., Санкт-Петербург), 2018. 34 с.
4. Земсков В.В. Внутренний контроль и аудит в системе экономической безопасности хозяйствующего субъекта: учебное пособие. М.: Прометей, 2019. 158 с.
5. Конюхова Т.В. Правовые акты об организациях, осуществляющих финансовый контроль // Законодательство и экономика. 1997. № 19/20. С. 25.
6. Котельников В.С. Строительный контроль: методическое пособие. М.: ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность». 2010. 518 с.
7. Лукин А.Г. Основные характеристики сущности финансового контроля // Основы экономики, управления и права. 2012. № 3 (3). С. 43.
8. Степашин С.В. Государственный аудит и экономика будущего. М.: Наука, 2008. 608 с.
9. Тарасов А.М. Проблемы законодательного обеспечения государственного контроля // Государство и право. 2004. № 10. С. 17-21.
10. Фадейкина Н.В., Воронов В.А. Финансовый контроль в сфере государственного сектора экономики. Новосибирск: СИФБД, 2002. 413 с.
11. Сомоев Р.Г. Бюджетный контроль в Российской Федерации. М.: Финансы, 1998. 198 с.

Введение

Значимость внутреннего контроля для современного ведения хозяйственной деятельности в бюджетной сфере, в том числе в сфере услуг здравоохранения, в настоящее время трансформируется из задачи бухгалтерского учёта в обязанность, закреплённую законодательством, экономического субъекта. Поэтому, возникает необходимость в расширении целей и задач структурных подразделений организаций здравоохранения в области организации внутреннего контроля с целью эффективного выполнения стратегических и тактических целей экономического субъекта сферы здравоохранения.

Эффективность процесса организации внутреннего контроля в бюджетной сфере определяется согласованными компетенциями всех участников и его администрированием с разработкой соответствующих регламентов. При этом, под администрированием будем понимать определённую совокупность принципов, методов и средств управления, которые будут применяться с целью повышения эффективности деятельности организаций услуг сферы здравоохранения.

Считаем важным администрирование построения процесса системы внутреннего контроля на уровне организации здравоохранения посредством стандартизации с целью упорядочения деятельности экономического субъекта бюджетной сферы для успешного выполнения её миссии и участии структурных подразделений.

Цель исследования является изучение администрирования деятельности в области внутреннего контроля в организациях бюджетной сфере. Для реализации поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: изучить понятийный аппарат по теме исследования, определить риски системы вытуренного контроля для бюджетной сферы, исследовать взаимосвязь регламентов по организации внутреннего контроля, предложить основные разделы Положения о системе внутреннего контроля организации услуг сферы здравоохранения.

Материалы и методы исследования

В ходе исследования изучены нормативные документы, различные теории и методики, отечественный опыт, а также обобщены и систематизированы данные периодических изданий в области проблем внутреннего финансового контроля. Методической основой данного исследования являлись общие и специализированные методы. Анализ большого массива собранных данных основывался на системном и комплексном подходах, которые обеспечивают логичность, объективность, последовательность и обоснованность представленных выводов, теоретических и практических результатов исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Теоретическими и практическими аспектами в области внутреннего контроля занимаются многие ученые-экономисты: В.Г. Афанасьев, В.П. Беляев, В.В. Бурцев, С.М. Бычков, В.А. Воронов, В.В. Гончаров, В.В. Земсков, Ж.А. Кеворкова, Т.В. Конюхова, В.С. Котельников, А.Г. Лукин, В.М. Родионова, А.А. Савин, С.В. Степашин, Р.Г. Сомоев, А.М. Тарасов, Н.В. Фадейкина. Понятийный аппарат «контроль», «внутренний финансовый контроль», представленный разными источниками, отражен в таблицах 1, 2.

Таблица 1

Трактовка российскими учеными понятия «контроль»

Источник

Определение понятий

Сомоев Р.Г. [11]

«способ мониторинга и оценки функционирования управляемого объекта …»

Тарасов А.М. [9]

«мониторинг соблюдения подконтрольным объектом предписаний управляющего органа …»

Бурцев В.В. [2]

«совокупность определенных действий …»

Котельников В.С. [6]

«деятельности по сравнению полученных результатов с определенными требованиями»

Беляев В.П. [1]

«деятельность, которая нацелена на определение соответствует ли деятельность подконтрольного объекта требованиям нормативных предписаний …»

На основе проведённого анализа, представленного в таблице 1, можно сделать вывод о том, что понятие «контроль» рассматривается с разных точек зрения. На основе данных, представленных в таблице 1, Сосоев Р.Г, Тарасов А.М. представляют контроль через систему менеджмента, и контроль представляется как элементом управления или функцией управления. Другие учёные, такие как Беляев В.П., Бурцев В.В., Котельников В.С. представляют контроль как совокупность (набор) действий, то есть деятельностью. Большинство учёных определяют контроль как деятельность по проверке функционирования объектов установленным требованиям, нормативным актам, управленческим решениям в сфере бюджетных правоотношений для принятия соответствующих превентивных мер, направленных для предотвращения нарушений.

Таблица 2

Трактовка российскими учеными понятия «внутренний финансовый контроль»

Источник

Определение понятий

Конюхова Т.В. [5]

«мониторинг законности и рациональности осуществления деятельности по распределению и расходованию бюджетных средств.…»

Лукин А.Г. [7]

«хозяйственные отношения, которые предопределяют объем формирования денежных фондов и эффективность их расходования»

Фадейкина Н.В. [10]

«функция финансов …»

Бычков С.М. [3]

«эффективность хозяйственной деятельности посредством применения определенной организационной структуры и использования руководством совокупности методик и процедур…»

Степашин С.В. [8]

«обнаружение отступлений от нормативных предписаний и выявление нерезультативного и/или неэффективного использования бюджетных ресурсов…»

Таблица 3

Внутренние регламенты системы внутреннего контроля в учреждении услуг сферы здравоохранения

Локальный нормативный документ

Внутренние стандарты

Политики

Положения о структурных подразделениях

Положение о системе внутреннего контроля.

Методика выполнения работ при осуществлении внутреннего контроля.

Регламент взаимодействия структурных подразделений в процессе проведения внутреннего контроля.

Положение о ревизионной комиссии.

Политика по организации и осуществлению внутреннего контроля бюджетного учёта и составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Положение о службе внутреннего контроля.

Должностные инструкции.

Анализируя понятие внутреннего финансового контроля, сформулированное Конюховой Т.В., Лукиным А.Г., следует отметить их трактовку, в соответствии с которой, финансовый контроль распространяется на правоотношения, в результате которых проводят мониторинг расходования бюджетных средств. Н.В. Фадейкина понятие «внутреннего финансового контроля» рассматривает с позиции функции финансов. Бычков С.М., С.В. Степашин при рассмотрении понятия придерживаются системного подхода применительно к бюджетным правоотношениям.

Считаем необходимым уточнить данное понятие для сферы услуг здравоохранения, то есть внутренний финансовый контроль – деятельность организаций сферы здравоохранения, направленное на проверку законности при формировании, распределении и использовании активов (денежных средств) с целью предупреждения каких-либо финансовых нарушений. Внутренний контроль в организации здравоохранения это система мер, организованных её руководством с целью наиболее эффективного выполнения всеми сотрудниками своих должностных обязанностей. При этом объектами внутреннего контроля являются факты хозяйственной жизни, ведение бухгалтерского учёта и составление бухгалтерской отчётности.

Отсутствие локальных нормативных документов в области внутреннего контроля в организациях сферы здравоохранения создает трудности в работе службы внутреннего контроля, а отсутствие стандартных методов контроля влечёт к появлению следующих рисков [4]:

− несопоставимость результатов (методические различия в процедуре контроля разными исполнителями);

− злоупотребления (возможность обхода контроля);

− несоблюдения локальных нормативных актов;

− формирование недостоверной бухгалтерской (финансовой) отчётности;

− оказание некачественных услуг и потеря репутации.

При разработке внутренних локальных нормативных документов (регламентов) необходимо соблюдать следующие требования:

− разрабатываемый локальный регламент не должен противоречить федеральным нормативным документам;

− формулировки должны быть четкими, не допускается двойного толкования положений регламента;

− регламент должен охватывать все значимые вопросы экономического субъекта.

Взаимосвязь внутренних регламентирующих документов по организации системы внутреннего контроля учреждений услуг сферы здравоохранения, представлена в таблице 3.

В ходе данного исследования разработано Положение о системе внутреннего контроля учреждения услуг сферы здравоохранения, которое включает следующие разделы:

1 раздел: общие положения, включающие принципы построения системы внутреннего контроля, понятийный аппарат (внутренний контроль, система внутреннего контроля, организация здравоохранения, услуги здравоохранения).

2 раздел: цели и задачи системы внутреннего контроля.

Основная цель – предупреждение рисков в финансово-хозяйственной деятельности организации здравоохранения, своевременное принятие мер по их устранению, выявление внутрихозяйственных резервов при оказании бесплатных услуг здравоохранения и при получении прибыли при оказании платных услуг здравоохранения, содействия руководству в выполнении управленческих функций.

Основными задачами являются:

- обеспечение соблюдения нормативных актов в области деятельности сферы здравоохранения;

- обеспечение выполнения стратегических целей развития организации здравоохранения;

- обеспечение полной и достоверной бухгалтерской и статистической отчётности;

- обеспечение сохранности финансовых и нефинансовых активов и эффективного их использования.

3 раздел: элементы системы внутреннего контроля. Данный раздел включает следующие элементы, взаимосвязанные между собой: объекты и субъекты контроля, контрольная среда, информационная среда, контрольные процедуры и мониторинг.

4 раздел: организация системы внутреннего контроля основана на разграничении компетенций субъектов данной системы, которые занимаются разработкой, утверждением и применением процедур внутреннего контроля.

5 раздел: заключительные положения.

Таким образом, данное положение отражает все регламентные процедуры, которые будут обязаны к соблюдению всеми руководителями и сотрудниками организаций здравоохранения.

Заключение

Экономической основой создания службы внутреннего контроля является хозяйственная деятельность организаций сферы здравоохранения. Основным элементом функционирования системы внутреннего контроля является система эффективного взаимодействия между подразделениями организации сферы здравоохранения, а также разработка локальных нормативных документов, регламентирующих их деятельность.


Библиографическая ссылка

Коробкова О.К. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ УСЛУГ СФЕРЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 8-2. – С. 230-234;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2371 (дата обращения: 24.04.2024).