Введение
В большинстве стран самоубийство не считается преступлением (за исключением случаев принудительного самоубийства), на практике ситуации, связанные с этим событием в судебном процессе, не являются редкостью. К таким ситуациям относится убийство, замаскированное под самоубийство.
Могут быть ситуации, связанные с медицинской практикой, которые привели к самоубийству, а также обстоятельства, при которых необходимо отличать самоубийство от смерти в результате несчастного случая. В таких ситуациях обычно назначается судебно-психологическая, а иногда и комплексная психолого-психиатрическая экспертиза.
Целью данного исследования является рассмотрения термина и метода «психологической аутопсии» и его особенностей, выявление проблем и перспектив данного метода.
Материалы и методы исследования
Методы, используемые в исследовании: методы систематизации и обобщения, сравнительный метод, методы индукции и дедукции. В качестве материалов исследования использовалась методическая литература, периодические издания и интернет-источники, а также данные из официальных источников информации, которые активно сотрудничают с исследователями и криминологами в данной области.
Результаты исследования и их обсуждение
Психологическая аутопсия (ПА) – процедура, заключающаяся в посмертном создании психологического профиля человека (установление иерархической структуры его личностных качеств) при проведении психолого-психиатрической экспертизы, чаще всего с целью установления факта совершения самоубийства.
Автором данного термина является Э. Шнейуман – профессор таналогии, клинической психологии и суицидологии. Термин был введен в 1958 году после проведения исследования, основанного на сборе и анализе случаев самоубийства, а в 1963 начал активно употребляться в научных статьях.
В данной области значительно далеко продвинулись западные специалисты. Метод ПА заключается в следующем, специалист, который является психологом клинического профиля, прошедший подготовку в области уголовного процесса и судебной медицины, занимается сбором данных об обследуемом человеке. Данные могут включать в себя следующие сведения: о душевном состоянии; о жизненных обстоятельствах; историю болезни или медицинскую карту; о конфликтных ситуациях; данные о взаимоотношениях с близкими, коллегами, друзьями; отношение обследуемого к алкоголю, наркотическим и другим психотропным веществам, а также другие данные, которые могли существенно повлиять на решение человека совершить суицид.
Сведения, полученные входе проведения данной процедуры, собираются и анализируются по конкретной сложенной системе. Элементами системы являются:
• общее отношение к жизни погибшего;
• интересы и увлечения;
• стиль совладающего поведения;
• межличностные отношения;
• стиль коммуникаций;
• история семейно-брачных отношений;
• история родителей и их семьи;
• проблемы и негативные ситуации;
• работа;
• воинская служба;
• состояние физического здоровья;
• история психических заболеваний;
• проблема алкоголя и наркотиков;
• финансовое состояние;
• правовой статус;
• история суицидальных попыток.
Психологическое вскрытие – это систематический метод понимания психологических и контекстуальных обстоятельств, предшествующих самоубийству. Проще говоря, можно сказать, что психологическое вскрытие – это попытка установить психическое состояние умершего.
Психологическое вскрытие включает в себя следующие цели:
1. Способ смерти.
Во-первых, сделать вывод о том, соответствует ли способ смерти всем собранным доказательствам. Определение способа смерти является одним из важных аспектов психологического вскрытия. Это помогает понять, была ли смерть естественной (вызванной какой-либо болезнью или естественным процессом), случайной, было ли самоубийство или убийство.
2. Обстоятельства, связанные со смертью.
Во-вторых, дать представление обстоятельствам, связанных со смертью, независимо от умысла. Это представление может помочь близким умершего принять трагическую ситуацию. Двусмысленность, связанная с обстоятельствами смерти, может быть устранена путем критического анализа интервью и информации, собранной при рассмотрении дела. Это может помочь в воссоздании образа жизни, происхождения и личных связей этого человека. Понимание мыслей и рассуждений умершего может помочь в лучшем представлении обстоятельств или событий, которые могли привести к смерти жертвы.
3. Исследование самоубийства и оценка фактора риска самоубийства.
Третья цель состоит в том, чтобы внести свой вклад в анализ исследований самоубийств. Понимание причин самоубийства является одним из шагов к его предотвращению. Причины суицидального поведения до конца не изучены; однако такое поведение является результатом сложного взаимодействия множества различных факторов.
Суицидальное поведение широко наблюдается в возрастной категории 15-29 лет. Подростки подвергаются большему риску, потому что они претерпевают психологические, а также физические изменения. Им приходится сталкиваться со многими новыми проблемами, такими как индивидуализация, получение новых обязанностей, развитие интимных отношений, постоянный стресс, высокие ожидания от общества и т. д. Вышеперечисленные факторы могут способствовать, депрессии, замкнутости, а в конечном итоге могут привести к самоубийству. Таким образом, каждое самоубийство вызвано очень уникальным, динамичным и сложным взаимодействием генетических, биологических, психологических и социальных факторов.
4. Предотвращение.
Последняя цель состоит в том, чтобы усовершенствовать оценку самоубийств, что, в свою очередь, помогает улучшить методы профилактики, чтобы уменьшить количество суицидов. Более глубокое понимание данной проблемы может помочь в разработке передовых программ предотвращения самоубийств с лучшими специалистами, которые в конечном итоге могут способствовать лучшему лечению. Небольшие интерактивные и личные занятия должны проводиться психологом-консультантом в учебных заведениях и учреждениях для подростков, чтобы помочь им справиться с многими проблемами.
Существует техника «MAPI» – самый популярный метод, применяемый при психологическом вскрытии, чьи аббревиатуры означают различные области рассматриваемого лица, которые будут изучены.
1. Психическое – включает в себя память, интеллектуальный уровень, концентрация внимания, познанию и суждению.
2. Эмоциональный или аффективный – данные области отвечают за развитие и изменения настроения.
3. Психосоциальные – акцентируется внимание на предыстории, с момента рождения исследуемого, каким было его детство, юность и др.
4. Межличностное общение – фокусируется на отношения с семьей и друзьями. Важность этого заключается в том, что с людьми, которые были близки с умершим, можно было связаться и внести свой вклад в процесс расследования.
Еще одной немаловажной частью психологической аутопсии является интервью с близкими покойного. Это последний этап ПА, он выполняет следующие цели:
1. установление фактов о жертве ее личности, характере, повседневной деятельности и всего того, о чем нет письменных свидетельств или вещественных доказательств.
2. является терапевтическим способом для близких родственников и друзей.
Установлено, что оптимальное время для их проведения – от 1 до 6 месяцев после мероприятия прощания.
Эксперт, проводящий данную процедуру обязан обращать внимание на основные сведения, полученные в ходе расследования. Собранные сведения указываются в письменном заключении. Стандартного заключения нет, но в нем необходимо указывать следующие разделы:
Введение – включает сведения о специалисте, проводившем процедуру и инициаторе, а также указываются методы и способы получения информации об исследуемом.
Исследовательская часть – указываются ФИО, семейное положение, место работы, наличие полученного образования и другие сведения о личности исследуемого. В следующем подразделе содержатся все обстоятельства смерти (место, время, данные из процессуальных документов правоохранительных органов и др.). В третьем подразделе находятся все данные об истории исследуемого, его родных и близких.
Заключение – обобщаются выводы, делается акцент на особенностях обследуемого. В выводе специалист анализирует все данные, объясняет свою точку зрения, при этом аргументируя ее [1].
Западные специалисты имеют более значимый опыт в психодинамике и психопатологии. Они уделяют большое внимание проблеме самоубийства, проводя много опытов и научных исследований. В некоторых странах самоубийство не считается преступлением, но преступлением является склонение к совершению суицида, такие ситуации очень распространены в судебной практике.
Так, например, дело индийской бизнесвумен по имени С., которая также была женой бывшего индийского дипломата и политика Ш. Она была найдена мертвой при загадочных обстоятельствах в роскошном гостиничном номере. Полиция подозревала, что это был случай самоубийства, однако позже, когда врачи провели вскрытие, они сообщили, что это был случай «внезапной и неестественной смерти». Когда «психологическое вскрытие» было наконец проведено специальной следственной группой, были проведены различные интервью с членами ее семьи и друзьями, для того чтобы понять психическое состояние С., а также расследовать предполагаемый конфликт между парой. Полиция в конечном итоге обвинила Ш. в склонении к совершению самоубийства. Дело было громким, впоследствии открылись новые обстоятельства и факты, а через 4 года Ш. был обвинен в жестком обращении С. Таким образом психологическое вскрытие оказалось более эффективнее чем патологическое.
Следовательно, психологическое вскрытие является важным инструментом в судебной науке, который позволяет следственным органам раскрывать сложные и противоречивые преступления. Несмотря на отсутствие надлежащего стандарта психологической аутопсии, следователи и сотрудники полиции должны проходить программы подготовки и ориентации, связанные с криминальной психологией и психологией человека. Это поможет им лучше интерпретировать все доказательства, что в конечном итоге может помочь разрешить суицидальные и двусмысленные смерти [2].
Сыроквашина К.В. отметила, что в отечественной парадигме оценка психического состояния суицидента производится в контексте уголовного права в рамках посмертной комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы В частности, опрос родственников проводится следователем, а не специалистом по психическому здоровью. М.В. Костицкий (1987) указывал, что, несмотря на «вероятностный» характер заключений, без результатов психолого-психиатрической экспертизы выяснение обстоятельств, причин и мотивов самоубийства будет неполным. В настоящее время посмертная оценка психического состояния вышла за пределы оценки состояния суицидентов и применяется в более широком контексте юридически значимых ситуаций, являясь также чрезвычайно востребованной в рамках производства гражданских дел – в случаях, связанных с завещаниями и с наследованием имущества [3].
Нередко следователям в расследовании преступлений необходима помощь специалистов в области психологии. Существует концепция, что в УПК РФ отсутствует понятие «психиатра», а понятие термина «психолог» входит в ряд уголовно-процессуальных норм. На наш взгляд, наличие проблем в расследовании и раскрытии преступлений связано с нехваткой специалистов в области психологии [4].
Заключение
Психологическое аутопсия – новый инструмент, почти не разработанный в 21 веке, но за короткое время ПА оказалась полезной во многих случаях, когда медицины было недостаточно для определения причин смерти.
К перспективам данного метода можно отнести возможность последовательного формирования суицидального поведения от зарождения мыслей до завершённого акта самоубийства, а впоследствии определения причины самоубийства.
Основной проблемой проведения психологических аутопсий на данный момент является отсутствие стандартизированного протокола для проведения аутопсии, а также общепринятых инструкций. Можно отметить проблему этнического характера, так как обязательно наличие письменного согласия информантов на обработку данных, строгая конфиденциальность полученных данных и другие правовые аспекты проведения аутопсии. Ограничением является возможные искажения сведений, получаемых от окружающих.
Библиографическая ссылка
Спектор Л.А., Хомутова Е.А. СУДЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АУТОПСИЯ ПРИ СУИЦИДЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 8-1. – С. 163-166;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2361 (дата обращения: 27.12.2024).