Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РАМКАХ БОРЬБЫ С РАСПРОСТРАНЕНИЕМ COVID-19

Власова О.В. 1
1 Курский государственный медицинский университет
Существенное ухудшение эпидемиологической ситуации в 2020 году привело к росту нагрузки на здравоохранение и, вместе с тем, его проверки на прочность после длительного периода модернизации и оптимизации. Существовавшие на тот период ресурсы отрасли оказались недостаточны для активной и эффективной борьбы с распространением COVID-19, в связи с чем актуальной стала задача в короткие сроки увеличить мощности здравоохранения, что потребовало существенных бюджетных расходов. В условиях кризисного состояния экономики и ограниченности бюджетных средств вопросы рационального, адресного и эффективного использования направляемых средств выходят на первый план. В ходе работы был проведен анализ динамики общего объема бюджетных расходов на здравоохранение в РФ и регионах ЦФО за период 2016-2020 гг., выявлено наличие взаимосвязи между уровнем заболеваемости и смертности от COVID-19 и объемом бюджетного финансирования здравоохранения в регионах ЦФО в 2020 году. В ходе исследования было установлено, что в условиях первого года борьбы с пандемией коронавируса объем бюджетных расходов на здравоохранение в России вырос более чем на 30% – до 4,9 трлн рублей. В разрезе регионов ЦФО за последние 2 года также произошёл существенный рост объема бюджетного финансирования здравоохранения, при этом распределение средств является неравномерным – более 80% от общего объема расходов в ЦФО приходится на Москву и область. Установлено, что между заболеваемостью COVID-19 и объемом бюджетных расходов в отрасль на душу населения существует тесная связь, а со смертностью – только лишь умеренная. Это позволяет сделать вывод о том, что эпидемиологическая ситуация не явилась ключевым фактором при распределении бюджетных средств внутри регионов ЦФО.
цфо
здравоохранение
бюджетное финансирование
распределение средств
борьба с пандемией
covid-19
1. Ракова Т.В. О состоянии системы здравоохранения РФ перед пандемией коронавируса // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2021. Т. 10. № 2 (35). С. 267-269.
2. Зюкин Д.А. Оптимизация экономических ресурсов в системе здравоохранения как угроза снижения качества и доступности медицинской помощи // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2020. № 8. С. 69-76.
3. Зюкин Д.А. Социально-экономические минусы от оптимизации ресурсов в здравоохранении // Наука и практика регионов. 2020. № 4 (21). С. 60-63.
4. Зюкин Д.А. О результатах процесса оптимизации ресурсов в системе здравоохранения // Политика, экономика и инновации. 2020. № 6 (35). С. 8.
5. Голощапова Л.В. Состояние преобразований в системе здравоохранения РФ // Главврач. 2021. № 8. С. 71-78.
6. Репринцева Е.В. О дифференциации бюджетного финансирования здравоохранения в регионах ЦФО // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2021. Т. 10. № 1 (34). С. 268-270.
7. Коломиец А.Г. Расходы федерального бюджета Российской Федерации на здравоохранение в контексте пандемических угроз // Вестник Института экономики Российской академии наук. 2022. № 2. С. 27-38.
8. Ковалькова Д.В., Фирсова Е.А. Тенденции финансирования здравоохранения РФ в условиях пандемии // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 37. С. 64-70.
9. Здравоохранение в России. 2021: Стат. сб. / Росстат. М., 2021. 171 с.
10. Беляев С.А., Бушина Н.С., Власова О.В., Головин Ал.А. и др. Практические аспекты применения регрессионного метода в исследовании социально-экономических процессов: монография. Курск: Деловая полиграфия, 2021. 166 с.
11. Беляев С.А., Бушина Н.С., Быстрицкая А.Ю., Власова О.В. и др. Методы статистики и возможности их применения в социально-экономических исследованиях: монография. Курск: Деловая полиграфия, 2021. 168 с.

Введение

Пандемия коронавируса стала серьезным вызовом как для российской экономики в целом, так и для отрасли здравоохранения в частности. Существенное ухудшение эпидемиологической ситуации в 2020 году привело к росту нагрузки на здравоохранение и, вместе с тем, его проверки на прочность после длительного периода модернизации и оптимизации [1, 2]. В результате, обстоятельства сложились таким образом, что существовавшие на тот период ресурсы отрасли оказались недостаточны для активной и эффективной борьбы с распространением COVID-19, в связи с чем актуальной стала задача в короткие сроки увеличить мощности здравоохранения, что потребовало существенных бюджетных расходов и инвестиций [3, 4]. Однако и здесь задача усложнялась изначально неодинаковым состоянием и уровнем развития здравоохранения в регионах страны, что требовало различного объема бюджетных трансфертов, необходимых для стабилизации ситуации – обеспечения регионов тест-системами для выявления COVID-19 и вакцинами для иммунизации населения; повышения уровня оплаты труда медицинского персонала, работающего в «красных зонах»; доукомплектации медицинских организаций необходимым оборудованием для борьбы с осложнениями вируса, в частности – пульмонологического профиля; и увеличение коечного фонда за счет реализации проектов быстровозводимых «ковидных» госпиталей [5-7]. Реализация данных направлений привела к существенному росту суммарных расходов бюджета на отрасль здравоохранения, однако, учитывая кризисное состояние экономики и ограниченность возможностей бюджетного финансирования, вопросы рационального, адресного и эффективного использования направляемых средств выходят на первый план [8].

Цель исследования – проанализировать динамику общего объема бюджетных расходов на здравоохранение в РФ и регионах ЦФО, выявить наличие взаимосвязи между уровнем заболеваемости и смертности от COVID-19 и объемом бюджетного финансирования здравоохранения в регионах ЦФО в 2020 году.

Материал и методы исследования

В ходе работы были использованы статистические данные сборника «Здравоохранение России» за 2021 год об основных экономических показателях отрасли за период 2016-2020 гг. [9], на основе анализа которых выявлены основные тенденции в финансовом обеспечении отрасли в последние годы, в том числе и в период с начала пандемии коронавируса, как в целом по стране, так и в разрезе регионов ЦФО. Для целей исследования произведен расчет объема бюджетных расходов на здравоохранение в расчете на душу населения в регионах ЦФО, что позволяет оценить равномерность распределения бюджетных средств без учета площади и численности населения. Также в рамках исследования дается оценка уровня заболеваемости и смертности (с подтвержденным диагнозом) от COVID-19 в разрезе регионов ЦФО и, на основе парных коэффициентов корреляции, устанавливается теснота и характер стохастической связи между ключевыми индикаторами борьбы с пандемией и объемами бюджетного финансирования отрасли здравоохранения. Это дает возможность оценить, насколько рационально распределялись между регионами ЦФО ограниченные финансовые ресурсы в период борьбы с пандемией, и была ли данная помощь адресной и эффективной. В работе были использованы обобщение и интеллектуальный анализ данных, статистические методы анализа и методы коррелляционно-регрессионного анализа [10, 11].

Результаты исследования и их обсуждение

Общий объем бюджетных расходов на здравоохранение в России за последние 5 лет изменялся волнообразно: если в 2016 году показатель был равен 3,12 трлн рублей, то в 2017 году отмечается сокращение расходов до 2,82 трлн рублей, что ниже уровня базисного периода на 10%. В последние 3 года динамика к росту объема расходов бюджета РФ на здравоохранение является устойчивой, в результате чего в 2018-2019 гг. показатель был равен 3,32 и 3,79 трлн рублей соответственно, а в отчетном периоде вырос до 4,94 трлн рублей на фоне начавшейся пандемии, что выше уровня предыдущего года на треть (рисунок 1).

Качественный рост объемов бюджетного финансирования здравоохранения в России в последние годы подтверждается и динамикой доли данного направления в соотношении с ВВП страны.

missing image file

Рис. 1. Динамика общего объема и удельного веса бюджетных расходов на здравоохранение в России в 2016-2020 гг.

Так, если в 2016 году расходы на здравоохранение составляли лишь порядка 3,6% ВВП, а в 2017-2018 гг. снизились до 3,1-3,2%, то в последние 2 года наметилась устойчивая динамика к росту, и в 2020 году объем расходов на здравоохранение достиг 4,6% от ВВП страны, что является самым высоким значением за длительный период времени.

В разрезе регионов ЦФО отмечается существенная дифференциация в объемах бюджетного финансирования здравоохранения, что закономерно и связано с различием регионов по площади, численности и плотности населения. Ожидаемо, лидером по объемам бюджетных расходов на здравоохранение является Москва и Московская область, которые существенно дифференцированы от прочих регионов ЦФО. При этом оценка данных в сопоставляемых периодах показала, что в 2016-2018 гг. обобщённой тенденцией в ЦФО являлось сокращение объема расходов на здравоохранение (таблица).

Динамика общего объема бюджетных расходов на здравоохранение в регионах ЦФО в 2016-2020 гг.

Регион ЦФО

Значение, млн руб.

Изменение, %

2016 г.

2018 г.

2020 г.

в 2018 г.

к 2016 г.

в 2020 г.

к 2018 г.

г. Москва

195797

183691

482397

-6,2

1,6 раза

Московская область

54783

79714

143930

45,5

80,6

Воронежская область

16461

10249

25118

-37,7

1,5 раза

Тульская область

12204

7318

18238

-40,0

1,5 раза

Белгородская область

10154

7825

14394

-22,9

84,0

Владимирская область

8454

6412

11976

-24,2

86,8

Тверская область

9919

5254

10884

-47,0

107,2

Ярославская область

8994

6473

10424

-28,0

61,0

Калужская область

4328

5861

10287

35,4

75,5

Курская область

6549

4435

9972

-32,3

1,2 раза

Брянская область

2300

3959

9882

72,2

1,5 раза

Ивановская область

1679

2723

9432

62,2

2,5 раза

Липецкая область

4350

4242

9395

-2,5

1,2 раза

Рязанская область

6834

5171

8637

-24,3

67,0

Тамбовская область

6393

2364

6220

-63,0

1,6 раза

Смоленская область

6434

3012

5982

-53,2

98,6

Орловская область

5311

2903

5774

-45,3

98,9

Костромская область

4006

2067

4467

-48,4

1,2 раза

При этом в 8-ми регионах объем финансирования здравоохранения в данный период сократился более чем на треть, а еще в 4-х – более чем на 20%. В наименьшей степени сокращение коснулось Москвы (-6,2%) и Липецкой области (-2,5%). К числу регионов с положительной динамикой в данном периоде относятся Брянская, Ивановская, Московская и Калужская области, где тенденция к динамичному росту сохранилась.

Сопоставление объема бюджетных расходов на здравоохранение в 2020-м ковидном году с уровнем 2018 года показала наличие устойчивой положительной динамики во всех без исключения регионах ЦФО, что обусловлено повышением роли здравоохранения в данный период и требовало существенной государственной поддержки. В результате, за последние 2 года наиболее существенный прирост отмечается в Брянской области (2,5 раза), где уровень бюджетных расходов на здравоохранение был и остается одним из наименьших в исследуемом периоде. Также приростом на уровне более чем 100% характеризуются еще в 8 регионах ЦФО, а в оставшихся субъектах темпы прироста находятся в пределах 61-100%. Это свидетельствует о том, что в 2020 году во всех без исключения регионах ЦФО объем бюджетных расходов на здравоохранение был существенно увеличен в рамках борьбы с начавшейся пандемией. В результате, в 2020 году наибольший объем бюджетных средств на финансирование здравоохранения в ЦФО был выделен в Москве – 482,4 млрд. рублей, что составляет более 60% от общего объема расходов по данному направлению в ЦФО. В свою очередь, в Московской области в 2020 году расходы на здравоохранения выросли до 144 млрд. рублей, что равно порядка 18% от общего объема. В результате, можно говорить о том, что суммарно на столичный регион приходится практически 80% от общего объема бюджетных расходов на здравоохранение в ЦФО, в то время как на оставшиеся 16 регионов округа – суммарно чуть более 20%. Это свидетельствует о неравномерном распределении средств внутри округа и концентрации финансового обеспечения борьбы с пандемией в экономическом центре страны.

Во многом сложившаяся ситуация связана с большой плотностью населения в столице, в 2020 году только в Москве численность населения составлял порядка 12,65 млн человек, а в Московской области – еще 7,7 млн человек. Поэтому более объективную оценку степени равномерности распределения бюджетных средств на здравоохранение дает анализ показателя в расчете на душу населения. В результате было выявлено, что в Москве на душу населения также отмечается крайне высокий уровень бюджетных расходов – 38,1 тыс. рублей, в то время как в Московской области вдвое ниже – 18,7 тыс. рублей. В разрезе прочих регионов ЦФО объем бюджетных расходов на здравоохранение варьирует в пределах 6,3-12,6 тыс.рублей на человека, что существенно ниже, чем в столице. При этом только в 3-х регионах объем бюджетных расходов на здравоохранение в расчете на душу превышает 10 тыс. рублей – Тульской, Воронежской и Калужской областях. В свою очередь самый низкий размер финансирования выделен в Тамбовской и Смоленской областях – менее 7 тыс. рублей. В целом можно говорить о том, что внутри ЦФО отмечается существенный разброс в уровне бюджетного финансирования отрасли здравоохранения (рисунок 2).

Оценивая уровень заболеваемости COVID-19 в регионах ЦФО, можно также отметить существенное различие по субъектам. Так, наибольшее число заболевших в расчете на 1000 населения отмечается в Москве (61,9 чел.) и области – 52,9 чел. При этом среди прочих регионов ЦФО уровень заболеваемости COVID-19 варьирует в пределах 11,2-49,6 чел. на 1000 населения. Более высокий уровень заболеваемости населения в столичном регионе, учитывая респираторный характер распространения вируса, обусловлен высокой плотностью населения. Среди оставшихся регионов самая высокая заболеваемость ковидом отмечается в Воронежской, Тульской и Тверской областях – более 40 чел. на 1000 населения, а самая низкая – в Липецкой области (менее 15 чел. на 1000 населения). В свою очередь уровень смертности от COVID-19 (подтвержденные случаи) существенно различается по регионам ЦФО, при этом самое высокое значение отмечается в Ивановской области (4 чел. на 10 тыс.), Москве (3,5 чел. на 10 тыс.) и Орловской области (3,2 чел. на 10 тыс.). Еще в 3-х субъектах ЦФО уровень смертности от ковида в 2020 году составил 2,3 чел. на 10 тыс., в других 9-ти – в пределах 1-2 чел. на 10 тыс., а в оставшихся 3-х – менее 1 чел. на 10 тыс. населения (рисунок 3).

missing image file

Рис. 2. Сравнение общего объема бюджетных расходов на здравоохранение в расчете на душу населения в регионах ЦФО в 2020 году, тыс. руб.

missing image file

Рис. 3. Уровень заболеваемости и смертности населения COVID-19 в разрезе регионов ЦФО в 2020 году

Сопоставляя уровень заболеваемости COVID-19 в регионах ЦФО с объемом бюджетных расходов на здравоохранение в расчете на душу населения было выявлено, что между данными показателями существует прямая тесная связь, что подтверждается коэффициентом корреляции, равным 0,67. Между уровнем смертности от COVID-19 и объемом бюджетных расходов на здравоохранение в расчете на душу населения выявлена прямая умеренная связь (коэффициент корреляции составил 0,45). В результате можно говорить о том, что распределение бюджетных средств на финансирование здравоохранения в регионах ЦФО в период пандемии осуществлялось с учетом демографической и эпидемиологической ситуации, однако это не является ключевым фактором. Учитывая то обстоятельство, что порядка 80% от общего объема бюджетных средств в 2020 году, как и прежде, пришлось на Москву и Московскую область, можно говорить о том, что распределение средств носит остаточный принцип – от центра к периферии.

Заключение

В условиях первого года борьбы с пандемией коронавируса объем бюджетных расходов на здравоохранение в России вырос более чем на 30% – до 4,9 трлн рублей. При этом, если в предшествующие годы объем расходов на здравоохранение в России был одним из самых низких среди развитых стран мира и составлял порядка 3,5% от ВВП (в то время как в Швеции и Швейцарии, где здравоохранение является высокоразвитым, данный показатель достигает 10%), то в 2020 году на фоне пандемии отмечается рост расходов на здравоохранение до 4,6% от ВВП, что свидетельствует о повышении внимания со стороны государства к данной социально значимой отрасли. В разрезе регионов ЦФО за последние 2 года также произошёл существенный рост объема бюджетного финансирования здравоохранения, при этом распределение средств является неравномерным – более 80% от общего объема расходов в ЦФО приходится на Москву и область, что свидетельствует о диспропорциях. В расчете на душу населения в 2020 году наибольший объем бюджетных средств также приходится на столичный регион: в Москве – 38 тыс. руб. на человека, в Московской области – 19 тыс. рублей на человека, в то время как в прочих регионах ЦФО показатель варьирует в пределах 6-12 тыс. рублей на человека. По уровню заболеваемости COVID-19 лидирующие позиции также занимает столичный регион, где в Москве на 1000 населения приходилось практически 62 случая заражения, а в Московской области – 53 случая заражения притом, что в регионах показатель находится на более низком уровне. Это во многом обусловлено высокой плотностью населения в столице, что способствовало более динамичному распространению вируса и явилось причиной высокой заболеваемости. Кроме того, в Москве отмечался и достаточно высокий уровень смертности от COVID-19 – 3,5 человека на 10 тыс. населения, в то время как в прочих регионах ЦФО (кроме Ивановской и Орловской областей) данный показатель находился в пределах 2,3 чел. на 10 тыс. населения.

В результате, можно сделать предположение о том, что между уровнем заболеваемости и смертности от COVID-19 и объёмом бюджетного финансирования здравоохранения существует связь, поскольку с позиции логики в те регионы, где ситуации с коронавирусом была достаточно сложной, должно направляться большее количество бюджетных средств для борьбы с вирусом. Вместе с тем корреляционный анализ показал, что между заболеваемостью COVID-19 и объемом бюджетных расходов в отрасль на душу населения существует тесная связь, а со смертностью – только лишь умеренная. Это позволяет сделать вывод о том, что эпидемиологическая ситуация не явилась ключевым фактором при распределении бюджетных средств внутри регионов ЦФО. При этом, поскольку в 2020 году, как и прежде, подавляющая доля средств была направлена в столичный регион, можно говорить о том, что бюджетное финансирование здравоохранения осуществляется по остаточному принципу – от экономического центра страны к периферийным регионам. Выявленные тенденции необходимо расценивать как негативные, поскольку в условиях эпидемиологических вызовов такого плана, повсеместное финансовое обеспечение здравоохранения имеет важное социальное значение.


Библиографическая ссылка

Власова О.В. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РАМКАХ БОРЬБЫ С РАСПРОСТРАНЕНИЕМ COVID-19 // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 8-1. – С. 46-52;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2345 (дата обращения: 25.04.2024).