Введение
Пандемия коронавируса стала серьезным вызовом как для российской экономики в целом, так и для отрасли здравоохранения в частности. Существенное ухудшение эпидемиологической ситуации в 2020 году привело к росту нагрузки на здравоохранение и, вместе с тем, его проверки на прочность после длительного периода модернизации и оптимизации [1, 2]. В результате, обстоятельства сложились таким образом, что существовавшие на тот период ресурсы отрасли оказались недостаточны для активной и эффективной борьбы с распространением COVID-19, в связи с чем актуальной стала задача в короткие сроки увеличить мощности здравоохранения, что потребовало существенных бюджетных расходов и инвестиций [3, 4]. Однако и здесь задача усложнялась изначально неодинаковым состоянием и уровнем развития здравоохранения в регионах страны, что требовало различного объема бюджетных трансфертов, необходимых для стабилизации ситуации – обеспечения регионов тест-системами для выявления COVID-19 и вакцинами для иммунизации населения; повышения уровня оплаты труда медицинского персонала, работающего в «красных зонах»; доукомплектации медицинских организаций необходимым оборудованием для борьбы с осложнениями вируса, в частности – пульмонологического профиля; и увеличение коечного фонда за счет реализации проектов быстровозводимых «ковидных» госпиталей [5-7]. Реализация данных направлений привела к существенному росту суммарных расходов бюджета на отрасль здравоохранения, однако, учитывая кризисное состояние экономики и ограниченность возможностей бюджетного финансирования, вопросы рационального, адресного и эффективного использования направляемых средств выходят на первый план [8].
Цель исследования – проанализировать динамику общего объема бюджетных расходов на здравоохранение в РФ и регионах ЦФО, выявить наличие взаимосвязи между уровнем заболеваемости и смертности от COVID-19 и объемом бюджетного финансирования здравоохранения в регионах ЦФО в 2020 году.
Материал и методы исследования
В ходе работы были использованы статистические данные сборника «Здравоохранение России» за 2021 год об основных экономических показателях отрасли за период 2016-2020 гг. [9], на основе анализа которых выявлены основные тенденции в финансовом обеспечении отрасли в последние годы, в том числе и в период с начала пандемии коронавируса, как в целом по стране, так и в разрезе регионов ЦФО. Для целей исследования произведен расчет объема бюджетных расходов на здравоохранение в расчете на душу населения в регионах ЦФО, что позволяет оценить равномерность распределения бюджетных средств без учета площади и численности населения. Также в рамках исследования дается оценка уровня заболеваемости и смертности (с подтвержденным диагнозом) от COVID-19 в разрезе регионов ЦФО и, на основе парных коэффициентов корреляции, устанавливается теснота и характер стохастической связи между ключевыми индикаторами борьбы с пандемией и объемами бюджетного финансирования отрасли здравоохранения. Это дает возможность оценить, насколько рационально распределялись между регионами ЦФО ограниченные финансовые ресурсы в период борьбы с пандемией, и была ли данная помощь адресной и эффективной. В работе были использованы обобщение и интеллектуальный анализ данных, статистические методы анализа и методы коррелляционно-регрессионного анализа [10, 11].
Результаты исследования и их обсуждение
Общий объем бюджетных расходов на здравоохранение в России за последние 5 лет изменялся волнообразно: если в 2016 году показатель был равен 3,12 трлн рублей, то в 2017 году отмечается сокращение расходов до 2,82 трлн рублей, что ниже уровня базисного периода на 10%. В последние 3 года динамика к росту объема расходов бюджета РФ на здравоохранение является устойчивой, в результате чего в 2018-2019 гг. показатель был равен 3,32 и 3,79 трлн рублей соответственно, а в отчетном периоде вырос до 4,94 трлн рублей на фоне начавшейся пандемии, что выше уровня предыдущего года на треть (рисунок 1).
Качественный рост объемов бюджетного финансирования здравоохранения в России в последние годы подтверждается и динамикой доли данного направления в соотношении с ВВП страны.
Рис. 1. Динамика общего объема и удельного веса бюджетных расходов на здравоохранение в России в 2016-2020 гг.
Так, если в 2016 году расходы на здравоохранение составляли лишь порядка 3,6% ВВП, а в 2017-2018 гг. снизились до 3,1-3,2%, то в последние 2 года наметилась устойчивая динамика к росту, и в 2020 году объем расходов на здравоохранение достиг 4,6% от ВВП страны, что является самым высоким значением за длительный период времени.
В разрезе регионов ЦФО отмечается существенная дифференциация в объемах бюджетного финансирования здравоохранения, что закономерно и связано с различием регионов по площади, численности и плотности населения. Ожидаемо, лидером по объемам бюджетных расходов на здравоохранение является Москва и Московская область, которые существенно дифференцированы от прочих регионов ЦФО. При этом оценка данных в сопоставляемых периодах показала, что в 2016-2018 гг. обобщённой тенденцией в ЦФО являлось сокращение объема расходов на здравоохранение (таблица).
Динамика общего объема бюджетных расходов на здравоохранение в регионах ЦФО в 2016-2020 гг.
Регион ЦФО |
Значение, млн руб. |
Изменение, % |
|||
2016 г. |
2018 г. |
2020 г. |
в 2018 г. к 2016 г. |
в 2020 г. к 2018 г. |
|
г. Москва |
195797 |
183691 |
482397 |
-6,2 |
1,6 раза |
Московская область |
54783 |
79714 |
143930 |
45,5 |
80,6 |
Воронежская область |
16461 |
10249 |
25118 |
-37,7 |
1,5 раза |
Тульская область |
12204 |
7318 |
18238 |
-40,0 |
1,5 раза |
Белгородская область |
10154 |
7825 |
14394 |
-22,9 |
84,0 |
Владимирская область |
8454 |
6412 |
11976 |
-24,2 |
86,8 |
Тверская область |
9919 |
5254 |
10884 |
-47,0 |
107,2 |
Ярославская область |
8994 |
6473 |
10424 |
-28,0 |
61,0 |
Калужская область |
4328 |
5861 |
10287 |
35,4 |
75,5 |
Курская область |
6549 |
4435 |
9972 |
-32,3 |
1,2 раза |
Брянская область |
2300 |
3959 |
9882 |
72,2 |
1,5 раза |
Ивановская область |
1679 |
2723 |
9432 |
62,2 |
2,5 раза |
Липецкая область |
4350 |
4242 |
9395 |
-2,5 |
1,2 раза |
Рязанская область |
6834 |
5171 |
8637 |
-24,3 |
67,0 |
Тамбовская область |
6393 |
2364 |
6220 |
-63,0 |
1,6 раза |
Смоленская область |
6434 |
3012 |
5982 |
-53,2 |
98,6 |
Орловская область |
5311 |
2903 |
5774 |
-45,3 |
98,9 |
Костромская область |
4006 |
2067 |
4467 |
-48,4 |
1,2 раза |
При этом в 8-ми регионах объем финансирования здравоохранения в данный период сократился более чем на треть, а еще в 4-х – более чем на 20%. В наименьшей степени сокращение коснулось Москвы (-6,2%) и Липецкой области (-2,5%). К числу регионов с положительной динамикой в данном периоде относятся Брянская, Ивановская, Московская и Калужская области, где тенденция к динамичному росту сохранилась.
Сопоставление объема бюджетных расходов на здравоохранение в 2020-м ковидном году с уровнем 2018 года показала наличие устойчивой положительной динамики во всех без исключения регионах ЦФО, что обусловлено повышением роли здравоохранения в данный период и требовало существенной государственной поддержки. В результате, за последние 2 года наиболее существенный прирост отмечается в Брянской области (2,5 раза), где уровень бюджетных расходов на здравоохранение был и остается одним из наименьших в исследуемом периоде. Также приростом на уровне более чем 100% характеризуются еще в 8 регионах ЦФО, а в оставшихся субъектах темпы прироста находятся в пределах 61-100%. Это свидетельствует о том, что в 2020 году во всех без исключения регионах ЦФО объем бюджетных расходов на здравоохранение был существенно увеличен в рамках борьбы с начавшейся пандемией. В результате, в 2020 году наибольший объем бюджетных средств на финансирование здравоохранения в ЦФО был выделен в Москве – 482,4 млрд. рублей, что составляет более 60% от общего объема расходов по данному направлению в ЦФО. В свою очередь, в Московской области в 2020 году расходы на здравоохранения выросли до 144 млрд. рублей, что равно порядка 18% от общего объема. В результате, можно говорить о том, что суммарно на столичный регион приходится практически 80% от общего объема бюджетных расходов на здравоохранение в ЦФО, в то время как на оставшиеся 16 регионов округа – суммарно чуть более 20%. Это свидетельствует о неравномерном распределении средств внутри округа и концентрации финансового обеспечения борьбы с пандемией в экономическом центре страны.
Во многом сложившаяся ситуация связана с большой плотностью населения в столице, в 2020 году только в Москве численность населения составлял порядка 12,65 млн человек, а в Московской области – еще 7,7 млн человек. Поэтому более объективную оценку степени равномерности распределения бюджетных средств на здравоохранение дает анализ показателя в расчете на душу населения. В результате было выявлено, что в Москве на душу населения также отмечается крайне высокий уровень бюджетных расходов – 38,1 тыс. рублей, в то время как в Московской области вдвое ниже – 18,7 тыс. рублей. В разрезе прочих регионов ЦФО объем бюджетных расходов на здравоохранение варьирует в пределах 6,3-12,6 тыс.рублей на человека, что существенно ниже, чем в столице. При этом только в 3-х регионах объем бюджетных расходов на здравоохранение в расчете на душу превышает 10 тыс. рублей – Тульской, Воронежской и Калужской областях. В свою очередь самый низкий размер финансирования выделен в Тамбовской и Смоленской областях – менее 7 тыс. рублей. В целом можно говорить о том, что внутри ЦФО отмечается существенный разброс в уровне бюджетного финансирования отрасли здравоохранения (рисунок 2).
Оценивая уровень заболеваемости COVID-19 в регионах ЦФО, можно также отметить существенное различие по субъектам. Так, наибольшее число заболевших в расчете на 1000 населения отмечается в Москве (61,9 чел.) и области – 52,9 чел. При этом среди прочих регионов ЦФО уровень заболеваемости COVID-19 варьирует в пределах 11,2-49,6 чел. на 1000 населения. Более высокий уровень заболеваемости населения в столичном регионе, учитывая респираторный характер распространения вируса, обусловлен высокой плотностью населения. Среди оставшихся регионов самая высокая заболеваемость ковидом отмечается в Воронежской, Тульской и Тверской областях – более 40 чел. на 1000 населения, а самая низкая – в Липецкой области (менее 15 чел. на 1000 населения). В свою очередь уровень смертности от COVID-19 (подтвержденные случаи) существенно различается по регионам ЦФО, при этом самое высокое значение отмечается в Ивановской области (4 чел. на 10 тыс.), Москве (3,5 чел. на 10 тыс.) и Орловской области (3,2 чел. на 10 тыс.). Еще в 3-х субъектах ЦФО уровень смертности от ковида в 2020 году составил 2,3 чел. на 10 тыс., в других 9-ти – в пределах 1-2 чел. на 10 тыс., а в оставшихся 3-х – менее 1 чел. на 10 тыс. населения (рисунок 3).
Рис. 2. Сравнение общего объема бюджетных расходов на здравоохранение в расчете на душу населения в регионах ЦФО в 2020 году, тыс. руб.
Рис. 3. Уровень заболеваемости и смертности населения COVID-19 в разрезе регионов ЦФО в 2020 году
Сопоставляя уровень заболеваемости COVID-19 в регионах ЦФО с объемом бюджетных расходов на здравоохранение в расчете на душу населения было выявлено, что между данными показателями существует прямая тесная связь, что подтверждается коэффициентом корреляции, равным 0,67. Между уровнем смертности от COVID-19 и объемом бюджетных расходов на здравоохранение в расчете на душу населения выявлена прямая умеренная связь (коэффициент корреляции составил 0,45). В результате можно говорить о том, что распределение бюджетных средств на финансирование здравоохранения в регионах ЦФО в период пандемии осуществлялось с учетом демографической и эпидемиологической ситуации, однако это не является ключевым фактором. Учитывая то обстоятельство, что порядка 80% от общего объема бюджетных средств в 2020 году, как и прежде, пришлось на Москву и Московскую область, можно говорить о том, что распределение средств носит остаточный принцип – от центра к периферии.
Заключение
В условиях первого года борьбы с пандемией коронавируса объем бюджетных расходов на здравоохранение в России вырос более чем на 30% – до 4,9 трлн рублей. При этом, если в предшествующие годы объем расходов на здравоохранение в России был одним из самых низких среди развитых стран мира и составлял порядка 3,5% от ВВП (в то время как в Швеции и Швейцарии, где здравоохранение является высокоразвитым, данный показатель достигает 10%), то в 2020 году на фоне пандемии отмечается рост расходов на здравоохранение до 4,6% от ВВП, что свидетельствует о повышении внимания со стороны государства к данной социально значимой отрасли. В разрезе регионов ЦФО за последние 2 года также произошёл существенный рост объема бюджетного финансирования здравоохранения, при этом распределение средств является неравномерным – более 80% от общего объема расходов в ЦФО приходится на Москву и область, что свидетельствует о диспропорциях. В расчете на душу населения в 2020 году наибольший объем бюджетных средств также приходится на столичный регион: в Москве – 38 тыс. руб. на человека, в Московской области – 19 тыс. рублей на человека, в то время как в прочих регионах ЦФО показатель варьирует в пределах 6-12 тыс. рублей на человека. По уровню заболеваемости COVID-19 лидирующие позиции также занимает столичный регион, где в Москве на 1000 населения приходилось практически 62 случая заражения, а в Московской области – 53 случая заражения притом, что в регионах показатель находится на более низком уровне. Это во многом обусловлено высокой плотностью населения в столице, что способствовало более динамичному распространению вируса и явилось причиной высокой заболеваемости. Кроме того, в Москве отмечался и достаточно высокий уровень смертности от COVID-19 – 3,5 человека на 10 тыс. населения, в то время как в прочих регионах ЦФО (кроме Ивановской и Орловской областей) данный показатель находился в пределах 2,3 чел. на 10 тыс. населения.
В результате, можно сделать предположение о том, что между уровнем заболеваемости и смертности от COVID-19 и объёмом бюджетного финансирования здравоохранения существует связь, поскольку с позиции логики в те регионы, где ситуации с коронавирусом была достаточно сложной, должно направляться большее количество бюджетных средств для борьбы с вирусом. Вместе с тем корреляционный анализ показал, что между заболеваемостью COVID-19 и объемом бюджетных расходов в отрасль на душу населения существует тесная связь, а со смертностью – только лишь умеренная. Это позволяет сделать вывод о том, что эпидемиологическая ситуация не явилась ключевым фактором при распределении бюджетных средств внутри регионов ЦФО. При этом, поскольку в 2020 году, как и прежде, подавляющая доля средств была направлена в столичный регион, можно говорить о том, что бюджетное финансирование здравоохранения осуществляется по остаточному принципу – от экономического центра страны к периферийным регионам. Выявленные тенденции необходимо расценивать как негативные, поскольку в условиях эпидемиологических вызовов такого плана, повсеместное финансовое обеспечение здравоохранения имеет важное социальное значение.
Библиографическая ссылка
Власова О.В. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В РАМКАХ БОРЬБЫ С РАСПРОСТРАНЕНИЕМ COVID-19 // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 8-1. – С. 46-52;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2345 (дата обращения: 27.12.2024).