Введение
Современный мир образовательных услуг стремительно развивается и видоизменяется. Казалось бы, совсем недавно инновационной деятельностью учебных заведений считалось предоставление дистанционного формата обучения. А сейчас данная услуга уже уходит на второй план, широкое распространение получает использование онлайн-механизмов преподавания, развитие различных цифровых образовательный модулей и др.
Стоит отметь, что инновационная деятельность высших учебных заведений (ВУЗов) должна быть в первую очередь эффективна, а те изменения, которые происходят в системе образования должны быть понятны как для органов управления ВУЗа, преподавателей, рядовых сотрудников, так и для тех, на кого непосредственно направлена основная деятельность учебного заведения – для самих обучающихся, их родителей или законных представителей.
Цель исследования состоит в разработке модели «5P EDUCATION» как инновационной составляющей развития современного ВУЗа.
Материалы и методы исследования
В рамках проводимого исследования были использованы теоретические и эмпирические общенаучные методы, проанализированы статистические данные, размещенные на официальном сайте федеральной статистики.
Результаты исследования и их обсуждение
В последние десятилетия мы наблюдаем тенденцию к снижению общего числа обучающихся в высших учебных заведениях (рис. 1).
Данные показатели можно объяснить рядом факторов, а именно:
1. наблюдается демографический разрыв, вызванный сложной политической, экономической и социальной обстановкой в 90-х и начале 2000-х годов;
2. активная реклама иностранных вузов (как европейских, так и азиатских) для поступления на различные образовательные программы по привлекательным условиям (поступление без ЕГЭ, обучение по грантовым и стипендиальным программам и др.);
3. приоритет в получении «рабочих» специальностей, повышение привлекательности среднего профессионального обучения;
4. отзыв лицензий у частных высших учебных заведений, что объясняет резкое снижение количества образовательных организаций (рис. 2).
Данные показатели можно объяснить рядом факторов, а именно:
1. наблюдается демографический разрыв, вызванный сложной политической, экономической и социальной обстановкой в 90-х и начале 2000-х годов;
Рис. 1. Численность студентов в государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования за период 2013-2019 гг., чел. Источник: составлено авторами, на основании данных [1]
Рис. 2. Общее число ВУЗов РФ за период 2013-2019 гг., ед. Источник: составлено авторами, на основании данных [1]
2. активная реклама иностранных вузов (как европейских, так и азиатских) для поступления на различные образовательные программы по привлекательным условиям (поступление без ЕГЭ, обучение по грантовым и стипендиальным программам и др.);
3. приоритет в получении «рабочих» специальностей, повышение привлекательности среднего профессионального обучения;
4. отзыв лицензий у частных высших учебных заведений, что объясняет резкое снижение количества образовательных организаций (рис. 2).
Как мы видим, в 2014 году наблюдается резкий рост числа государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования, а затем появляется тенденция к снижению числа ВУЗов. Данные изменения можно объяснить следующим образом:
1. система высшего образования пережила несколько этапов реформирования (менялись нормативно-правовые акты, регулирующие организацию деятельности ВУЗов, вступление России в Болонский процесс и др.);
2. создание вузов федерального значения (и как следствие поглощение более мелких, региональных и муниципальных образовательных организаций высшего образования);
3. «это вызвано просто необходимостью закрывать вот эти конторы «Рога и копыта», которые ничего не дают кроме бумажки» – пояснение В.В. Путина [2]. Т.е. на уровне государства в приоритете находится не количество выпускаемых студентов, а качество знаний, которые они получают в процессе обучения, готовность студентов к практической деятельности сразу после окончания ВУЗа.
Мы приходим к выводу, что среди высших учебных заведений создается здоровая конкурентная борьба за каждого абитуриента. А для того чтобы будущий обучающийся остановил свой выбор на конкретном высшем учебном заведении, необходимо выполнение ряда условий, например таких как:
1. комфортная социальная среда для обучающегося (наличие современного общежития, столовых и др.);
2. качественный состав профессорско-преподавательского состава (доктора и кандидаты наук, преподаватели-практики, иностранные преподаватели и др.)
3. наличие бюджетных мест по востребованным направлениям подготовки;
4. наличие удобной системы взаимодействия «обучающийся-структуры ВУЗа» (т.е. для будущего студента должна быть создана удобная и комфортная среда от подачи заявления в ВУЗ, до решения различный ситуаций, возникающих в процессе всего обучения);
5. возможность международных стажировок (программы обмена и др.);
6. наличие передовых технологий обучения (доступ к электронным учебным пособиям, специализированные обучающие программы, интернет тренажеры, учебные симуляторы и др.).
Также, при осуществлении своего выбора абитуриент стремится оценить то, насколько ВУЗ в своей деятельности использует передовые технологии: цифровые и инновационные.
Рис. 3. Инновационная деятельность ВУЗа Источник: составлено авторами
Отметим, что деятельность высшего учебного заведения традиционно принято подразделять на научную и образовательные сферы. Однако не стоит забывать о том, что деятельность любого учебного заведения многообразна и состоит из многих составляющих. Эффективность функционирования образовательного учреждения также во многом зависит от грамотно выстроенной системы внедрения инноваций, а также от объективной системы оценки этих преобразований. Поэтому нам необходимо разобраться в том, что собой представляют инновации в деятельности высшего учебного заведения.
Чаще всего принято использовать термин «инновационная деятельность ВУЗа», который в свою очередь включает все сферы функционирования учебного заведения (рис. 3).
К внутренним фактором влияния на инновационную деятельность относятся возможности самого ВУЗа по обеспечению собственной конкурентоспособности, а к внешним факторам влияния относятся: нормативно-правовая база, организации-партнеры ВУЗа, конкуренты.
В современных научных работах можно встретить следующие определения термина «инновационная деятельность»:
1. это циклический процесс воплощения творческого труда в новые, внедренные на рынок продукты, технологии, услуги [3];
2. это постоянный процесс накопления педагогического знания, обогащается новым опытом, способствующим прогрессивному развитию уникальных образовательных систем, для которых инновация – способ существования [4];
3. это деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности [5].
Из представленных определений мы можем сделать вывод, что все они схожи в том, что инновационная деятельность подразумевает внедрение чего-то нечто нового.
На наш взгляд, инновационная деятельность высшего учебного заведения представляет собой эффективную систему использования всех имеющихся ограниченных ресурсов, путем создания уникального продукта/услуги/механизма для удовлетворения имеющихся потребностей как самого ВУЗа (руководство, преподаватели, сотрудники), так и для получателей образовательной услуги (а также их законных представителей).
Для того чтобы понять перспективы развития инновационной деятельности ВУЗов необходимо определить основные функции высших учебных заведений. К ним мы можем отнести:
1. подготовку высококвалифицированных специалистов;
2. создание базы (как технической, так и материальной) для научных исследований как молодых специалистов, так и тех ученых, которые уже внесли свой вклад в развитие науки;
3. создание уникальных площадок для отработки практических навыков в сфере подготовки специалистов;
4. создание условий для всестороннего развития личности обучающегося;
5. развитие образовательной среды на опережение (руководители ВУЗов должны учитывать возможные вызовы будущего, т.е. предполагать какие профессии будут востребованы в ближайшей перспективе, какими качествами должен будет обладать выпускник для построения успешной карьеры и др.);
Как мы видим, функционал и обязанности, возложенные на ВУЗы достаточно широк. На текущий период времени большинство учебных заведений придерживаются классической образовательной модели, где преподаватель передает знания и определенный опыт обучающемуся. Преподаватель чаще всего выступает в роли руководителя (с точки зрения взаимодействия со студентами), а обучающиеся – подчиненными. Мы считаем, что в условиях инновационного развития ВУЗа необходимо менять такой традиционный подход. Для этого мы предлагаем использовать модель «5P EDUCATION» (рис. 4).
Рис. 4. Модель «5P EDUCATION» Источник: составлено авторами
Данная система подразумевает взаимодействие пяти взаимосвязанных компонентов:
1. participatory learning (партисипативное обучение) – данный подход позволяет вести активное взаимодействие между обучающимся и преподавателем. Вместо классической модели обучения «Преподаватель-обучающийся» используется подход Лидер/наставник-обучающийся. Данная модель взаимодействия позволит обучающимся без боязни получить низкую оценку прийти к правильному решению той или иной задачи.
2. practical orientation (практикоориентированность) – учебный процесс должен выстраиваться таким образом, чтобы обучающийся по каждой дисциплине имел практические навыки для дальнейшей своей работы. Очень часто студенты задаются вопросом: а для чего мне эти знания, как я их буду применять в своей деятельности? Задача преподавателя – на практических примерах объяснять и показывать для чего необходим тот или иной навык.
3. process aproach (процессный подход) – любая деятельность в вузе связана с выполнением определенной последовательности шагов. Поэтому очень важно, чтобы каждый элемент образовательной структуры (будь то обучающийся, преподаватель или обычный сотрудник) понимал, как осуществляется тот или иной процесс: что будет являться началом (или входом процесса), что необходимо для обеспечения того или иного процесса (т.е. какие механизмы будут обеспечивающими определенный функционал, а какие поддерживающими и т.д.), а также что мы будет иметь в завершении процесса (выход из процесса). Так, например, абитуриент должен понимать, что ему необходимо сделать для того, чтобы подать документы в ВУЗ, какие действия необходимо выполнить после подачи документа и каким образом он узнает о зачислении/не зачислении в высшее учебное заведение.
4. physical evidence (физическое окружение) – немаловажную роль в развитии обучающегося играет и та среда, которая окружает студента на протяжении всего периода обучения. ВУЗ должен создать для своих обучающихся возможности для саморазвития (это могут быть различные творческие или спортивные кружки и др.), также каждый студент имеет равные условия для обучения: для людей с ограниченными возможностями должны быть созданы все условия для полноценного обучения.
5. personalized approach (персонализированный подход к обучению) – подразумевает, что обучающийся может выбрать индивидуальную траекторию обучения, в рамках своей образовательной программы. Здесь стоит сказать о том, что инновационная составляющая образовательного процесса неразрывно связана с таким понятием как цифровизация образования. А значит, для создания индивидуальной траектории обучения можно говорить об использовании современных методов и технологий обучения, в том числе онлайн-сервисы в синхронных способах взаимодействия между преподавателем и студентами. Однако, не все ВУЗы укомплектованы необходимыми программными средствами в полной мере (таблица).
Как мы видим, основные потребности в электронных учебных пособиях, справочниках, обучающих компьютерных программах, программах тестирования закрыты более чем на 80%. А такие инструменты как специализированные программные средства, виртуальные тренажеры и системы электронного документооборота используются в ВУЗах менее чем на 60 %. По нашему мнению, это объясняется несколькими причинами:
- закупка специальных программных средств для научных исследований, виртуальных тренажеров, систем электронного документооборота чаще всего для ВУЗа является высоко затратной статьей расходов, так как учебное заведение имеет ограниченный бюджет;
- не все преподаватели и студенты готовы работать со специфическими цифровыми инструментами, так как для этого необходимы определенные компетенции;
- многие цифровые ресурсы требуют постоянных вложений материальных и трудовых ресурсов для их полноценного функционирования.
Использование программных средств, доступных для обучающихся в образовательных организациях высшего образования (на конец года, в % от общего числа организаций)
Программные средства, доступные для обучающихся в образовательных организациях высшего образования |
2019 г. |
2020 г. |
Абсолютное отклонение |
Электронные библиотечные системы |
97,8 |
98 |
0,2 |
Электронные версии учебных пособий по отдельным предметам или темам |
95,7 |
96,1 |
0,4 |
Электронные версии справочников, энциклопедий, словарей и т.п. |
94,1 |
94,7 |
0,6 |
Обучающие компьютерные программы по отдельным предметам или темам, пакеты программ по специальностям |
91,9 |
91,5 |
-0,4 |
Программы компьютерного тестирования |
89,5 |
89,7 |
0,2 |
Электронные справочно-правовые системы |
90,6 |
89,7 |
-0,9 |
Специальные программные средства для научных исследований |
58,7 |
58,6 |
-0,1 |
Виртуальные тренажеры |
56,4 |
56,4 |
0 |
Системы электронного документооборота |
38,6 |
36,7 |
-1,9 |
Источник: составлено авторами, на основе данных [5]
Также мы видим, что в 2020 году некоторые показатели имеют небольшую тенденцию к снижению. Это может объясняться тем, что в 2019 году в связи с переходом на дистанционный формат обучения (вызван пандемией COVID-19), многим учебным заведениям пришлось внедрять в свою работу определенные цифровые инструменты (подача документов для поступления в онлайн-формате, преподавание дисциплин с использованием различных специальных программ и др.). В 2020 году темпы внедрения цифровых инструментов в деятельность высших учебных заведений замедлился, также часть закупленного программного обеспечения оказалась малоэффективной (или малоиспользуемой), в связи с чем ВУЗы частично отказались от некоторых ранее приобретенных программных средств (например, не продлили подписку на определенные электронные каталоги, учебные пособия и прочее).
Таким образом, не все ВУЗы стремятся использовать цифровые ресурсы в сфере функционирования образовательного процесса в полной мере, что объясняется привычкой «работы по старинки» и «боязнью кардинальных перемен». Но цифровизация в сфере высшего образования является современной реальностью, а это значит, что с течением времени все ВУЗы будут использовать современные электронные инструменты практически во всех сферах деятельности.
Заключение
Современное высшее учебное заведение должно отвечать целому ряду требований, причем как со стороны государственных (в том числе и надзорных) органов, так и со стороны получателей конечного продукта (обучающихся и их законных представителей). Поэтому ВУЗам следует обратить особое внимание на то качество образовательных услуг, которое они предоставляют. В погоне за контингентом обучающихся представители высших учебных заведений часто публикуют в официальных источниках информацию о применении передовых инновационных технологий в своей деятельности, но к сожалению данные публикации не всегда отражают реальные данные. Поэтому нами была разработана инновационная модель «5P EDUCATION», которая отражает основные сферы взаимодействия между обучающимися и образовательной организацией и помогает осуществить постепенный переход от традиционной системы обучения к современной, отвечающей реалиям нового мира и вызовам современной цифровой экономики.
Библиографическая ссылка
Просалова В.С., Николаева А.А. МОДЕЛЬ «5P EDUCATION» КАК ИННОВАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 7-2. – С. 282-288;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2332 (дата обращения: 03.12.2024).