Введение
Быстрое развитие информационных технологий влечет за собой цифровую трансформацию мировой экономики, частным случаем которой является изменение финансовой отрасли. Высокая скорость происходящих изменений требует быстрого реагирования, как со стороны финансовых организаций, так и органов регулирования. Непрерывное появление цифровых инноваций в нефинансовой сфере обуславливает расширение номенклатуры финансовых инноваций.
В последние годы довольно часто в выступлениях публичных лиц, научно-исследовательских публикациях и средствах массовой информации разных стран используется термин «цифровые финансы». Вместе с тем, отсутствует общепринятое понимание его значения и места в системе финансов. Помимо понятия цифровые финансы в литературе используются такие термины как, «альтернативные финансы», «онлайн-финансы», «Интернет-финансы» и другие, являющиеся близкими, но не полностью синонимичными наименования.
Учеными разных стран осуществляется большое число исследований по оценке влияния цифровых финансов на разные сферы экономики. Однако в отсутствии единого представления о том, что включают в себя цифровые финансы, результаты подобных работ являются несопоставимыми, в связи с чем актуальным представляется концептуальный обзор и анализ существующих теоретических подходов к определению цифровых финансов. Недостаточная теоретическая разработанность понятий цифровой среды может стать причиной пробелов в государственном регулировании в том числе цифровых валют [1].
Федеральным законом от 31.07.2020 N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» введены определения цифровых финансовых активов и цифровой валюты. Однако вопрос о дефиниции понятия «цифровые финансы» остается открытым. Не все финансово-технологические инновации могут быть отнесены к цифровым финансовым активам или цифровым валютам, в связи с чем не попадают под регулирование данного закона.
Цель исследования – концептуальный обзор и систематизации существующих дефиниций понятия «цифровых финансов».
Результаты исследования и их обсуждение
Исследование отечественных и зарубежных публикаций по теме исследования показал, что существующие подходы к определению сущности цифровых финансов могут быть разделены на несколько групп.
К первой группе относятся исследования, в которых цифровые финансы выступают в роли инструмента преодоления ограничений и недостатков традиционных финансовых услуг.
Цифровое финансирование рассматривают как использование цифровых технологий традиционными финансовыми учреждениями и интернет-компаниями для реализации финансовых, платежных, инвестиционных и других новых финансовых бизнес-моделей [2, 3].
Ряд ученых придерживается позиции, что цифровые финансы выполняют посредническую функцию в повышении мотивации и возможностей людей в отношении новых видов и целей потребления, а не являются дополнительным инструментом в ряду традиционных методов финансирования [4].
В рамках данной группы более широкого подхода придерживается Пелых В.Я. Он предлагает концепцию «финансы 4.0» как идею применения цифровой бизнес-модели, ориентированной, в первую очередь, на клиента и реализуемой в ходе взаимодействия посредством цифровых технологий, для повышения эффективности цепочек создания ценности и повышения доверия к финансовой сфере со стороны клиентов [5]. Он предполагает, что финансы 4.0 способны усилить давление на финансовые институты с позиции цифровой трансформации. Таким образом, автор наделяет финансы 4.0 стимулирующей функцией, способствующей инновационному развитию финансовой системы, постепенному сокращению физического взаимодействия между поставщиками финансовых услуг и клиентами.
Следующий подход заключается в том, что цифровые финансы рассматриваются, как некий технологический процесс. Такой позиции придерживается Азиатский банк развития, рассматривающий цифровые финансовые услуги как эффективное средство предоставления возможностей для содействия расширению доступа к финансовым услугам за счет снижения затрат на предоставление этих услуг, и относящий их к технологиям, доступным для предоставления финансовых услуг от широкого круга поставщиков широкому кругу получателей с использованием цифровых удаленных средств [6]. Таким образом, цифровые финансы рассматриваются как процесс, посредством которого осуществляется доставка финансовых продуктов и услуг клиентам.
В соответствии с третьим подходом цифровые финансы представляют собой набор самостоятельных продуктов или услуг, предоставляемых с помощью цифровых технологий.
Например, в исследовании влияния на покупку страховых продуктов домохозяйствами цифровых финансов, рассматривают их как новую финансовую услугу, сочетающую информационные технологии с традиционными финансовыми услугами [7].
Ряд ученых, в целом придерживаясь данного подхода, в большей степени делают акцент на функции цифровых финансов и дополнительно рассматривают продукты, как альтернативный способ финансирования, необходимый для повышения доступности финансовых услуг экономически уязвимым группам.
Так, Консультативная группа по оказанию помощи бедным (CGAP) относит к цифровым финансам финансовые продукты, услуги или инструменты, предоставляемые по цифровым каналам и способные достичь недостаточно обслуживаемые сегменты финансового рынка [8]. Похожее определение предлагают Дюрай Т. и Стелла Дж., к числу одной из ключевых функций таких услуг авторы относят повышение финансовой доступности [9].
Таким образом, третий подход выделяет два основных измерения цифровых финансов. Во-первых, это продукт (услуга); во-вторых, обязательно использование цифровых каналов для их получения.
По нашему мнению, он является слишком узким, так как возникновение и развитие такого явления, как цифровые финансы, обусловлено воздействием целого комплекса различных технологических, экономических и политических причин и не может быть сведено к набору продуктов и услуг.
Ряд исследователей расширяют подобный подход, рассматривая в том числе и организационный контур, и вводят в определение элементы технологий и инфраструктуры. А. Шофавати описывает цифровые финансы как совокупность продуктов, услуг, технологий и инфраструктуры, с помощью которых может быть получен доступ к таким услугам, как платежи, сбережения, кредиты путем использования Интернета без необходимости посещать отделения банк или напрямую обращаться к поставщикам финансовых услуг [10].
Организация экономического сотрудничества и развития дает похожее определение цифровым финансовым услугам, но отдельно отмечает, что к ним могут быть отнесены не только внесение, снятие, отправка и получение денег, но и нетранзакционные услуги, такие как просмотр финансовой информации [11]. Озили П. К. отмечает, что цифровые финансы предполагают подключение телефонов, компьютеров, карт к надежной цифровой платежной системе [12]. Мак Ки К., Каффенбергер М. и Циммерман Дж.М. в понятие цифровых финансовых услуг помимо самих продуктов и услуг включают цифровые каналы и поставщиков финансовых услуг [13]. В исследовании участия банков в системе цифровых финансов [14] рассматриваются услуги финансово-технологических компаний, использование дистанционных каналов обслуживания клиентов, финансовые экосистемы и цифровой банкинг.
McKinsey Global Institute определяет цифровые финансы как финансовые услуги, которые предоставляются с помощью цифровой инфраструктуры, включающей мобильную связь и Интернет, с низким использованием наличных и традиционных банковских отделений [15]. Данное определение включает в себя, как разнообразные виды финансовых услуг (платежи, кредиты, страхование, сбережение и др.), предоставляемых различными поставщиками (телекоммуникационными компаниями, банками, финтех-стартапами и др.), так и все типы пользователей (физических, юридических лиц и государственные учреждения).
Еще более широкое определение дается в исследовании [16], где авторы относят к цифровым финансам не только предоставляемые инновационными поставщиками финансовых услуг новые продукты, финансовые учреждения, программное обеспечение, но и новые формы общения и взаимодействия с клиентами.
Несмотря на то, что в приведенных выше примерах цифровые финансы рассматриваются более широко, чем в первых двух, они не лишены определенных недостатков.
Во-первых, несколько спорным представляется проведение границы между традиционными банковскими отделениями и цифровой инфраструктурой, как это сделано в определениях McKinsey Global Institute и А. Шофавати. В России многие банки активно внедряют современные информационные технологии в свою деятельность, благодаря чему в одном отделении успешно могут оказываться, как традиционные, так и цифровые услуги посредством компьютеров, терминалов, банкоматов, которыми оснащены внутренние структурные подразделения. Сотрудники в процессе обслуживания клиентов осуществляют консультирование по вопросам использования цифровых сервисов, продуктов и услуг, таким образом, повышая осведомленность населения.
Дискуссионным является и вопрос о взаимосвязи цифровых финансов и публичных финансов. Исследователи, определяя цифровые финансы как набор продуктов и услуг, рассматривают их преимущественно с позиции частных финансов, не беря во внимание государственный сектор. Вместе с тем, на практике в нем не менее активно внедряются и используются информационные технологии.
Демидова С.Е. рассматривает цифровизацию публичных финансов «как инструмент и как результат эффективного государственного управления, отражающий общие тенденции развития цифровых технологий и определяющий развитие социально-экономических институтов, платформенных решений, сервисов в стране в целом, в регионах и в бизнес-среде» [17].
По мнению Меньшикова Е.И., Конобеевой А.Б., цифровые финансовые инструменты могут использоваться в таких целях как совершение платежей, получение кредитов, привлечение инвестиций [18]. Поскольку цифровые финансовые активы в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 N 259-ФЗ не могут являться средством платежа на территории Российской Федерации, то согласно трактовке авторов, категория «цифровые финансовые инструменты» является более широкой, чем «цифровые финансовые активы». Кошелев К.А. в качестве направления развития законодательной базы по цифровым финансам предлагает признать за цифровыми финансовыми активами функции общего средства платежа, что позволит гармонизировать экономический, правовой и учетные аспекты [19].
Выводы
Таким образом, по итогам концептуального анализа и обзора существующих подходов к определению цифровых финансов была выполнена систематизация и обобщение полученных результатов.
Существующие в настоящее время дефиниции понятия «цифровые финансы» могут быть разделены на следующие группы:
Группа 1. Цифровые финансы как инструмент преодоления ограничений и недостатков традиционных финансовых услуг.
Группа 2. Цифровые финансы как технологический процесс.
Группа 3. Цифровые финансы как набор продуктов и услуг, технологий и инфраструктуры.
Группа 4. Цифровые финансы как инструмент государственного управления.
Общим во всех подходах является акцент их авторов на положительные эффекты от появления цифровых финансов для разных субъектов экономики. Благодаря цифровым финансам традиционные финансовые институты могут снизить транзакционные издержки, оптимизировать распределение ресурсов, повысить качество обслуживания, предоставляя клиентам широкий ассортимент услуг, а также уменьшить предвзятость по отношению к информации. Для потребителей с помощью внедрения новых информационных технологий может быть упрощен доступ к финансовым продуктам и услугам. В свою очередь, органы государственного управления могут получить дополнительный инструмент для управления.
Результаты данного исследования могут быть использованы для лучшего понимания сущности «цифровых финансов», необходимого для создания унифицированного подхода в измерении и оценке, а также дальнейшего развития экономической теории.
Библиографическая ссылка
Искосков М.О., Потапова Е.А. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ОБЗОР ПОДХОДОВ К ДЕФИНИЦИИ ПОНЯТИЯ «ЦИФРОВЫЕ ФИНАНСЫ» // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 7-2. – С. 239-243;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2326 (дата обращения: 21.11.2024).