Введение
В экономической теории и практике научной исследовательской мысли широко используются теоретические и практические подходы к определению сущности понятия «реальный сектор экономики». Кроме этого, известные авторы учебной и справочной литературы по экономике дают свои дефиниции этой макроэкономической категории. Однако в изучаемых Положениях, письмах, документах, ежегодных справочниках Госкомстата России и в системе национальных счетов (СНС) данное понятие официально не трактуется. В результате, термин не имеет чёткого законодательного определения, ввиду отсутствия единства критериев для его трактовки [1]. Впрочем, единство критериев, удобное для науки и практики, вероятно не вполне естественно природе, т.к. ею движет диалектический закон единства и борьбы противоположностей [2].
Материалы и методы исследования
Особенностью социальной сферы реального сектора экономики выступает ее территориальный и региональный характер действия. В связи с этим традиционный понятийный аппарат, методы и подходы к оценке конкурентоспособности региона нуждаются в расширении и дополнении. Возникает необходимость рассмотрения методологии исследования с точки зрения данного сектора в его динамике, результатах фундаментальных и прикладных исследований отечественных и зарубежных специалистов по изучению внутреннего содержания категории реального сектора экономики, проведения статистического анализа. Так же появляется потребность в исследовании субъективных показателей мониторинга удовлетворенности потребителей уровнем цен, качеством обслуживания и возможностью выбора услуг на товарных рынках.
Цель исследования – провести анализ конкурентной среды в реальном секторе экономики на внутреннем рынке медицинских услуг Республики Коми.
Результаты исследования и их обсуждение
Этимология слова «реальный» восходит к латинскому «res», означающему «вещь», «предмет», «дело». Действительность, подлинность, истинность вещи, предмета или события отражает и английское прилагательное «real» [3]. В словаре русского языка Ожегова он трактуется как практический, исходящий из понимания и учета подлинных условий действительности [4], т.е. материальности, конкретности и наглядности. В Экономической энциклопедии, «реальный сектор» включает в себя промышленное производство, состоящее из предприятий добывающей и перерабатывающих отраслей промышленности, сельское хозяйство, сферу оказания промышленных, бытовых и прочих услуг» [5].
Таким образом, только на основе лексического значения «реальный сектор экономики», допустимо признать существование нереального, невидимого, неощутимого сектора, в котором воспроизводятся исключительно мнимые, виртуальные процессы [6].
Теоретико-методологические подходы к определению понятия «реальный сектор экономики», выделяемые исследователями, также отмечены противоречивостью и какофонией экономических взглядов.
Лапидарно рассмотрим основные подходы к анализу реального сектора экономики и выделим важнейших его представителей.
Марксистский подход. Данное течение выражает идеи о том, что реальный сектор экономики должен включать в себя не только материальное производство. Он охватывает также торговлю и часть финансового сектора, представленного посреднической деятельностью банков и страховых компаний, которые вносят свой вклад в ВВП. Представителями данной школы являются К. Маркс, Ф. Кенэ, В. Леонтьев, В. Черковец [7,8]. Марксистские взгляды поддерживал нобелевский лауреат В. Леонтьев, разработавший знаменитую таблицу «затраты – выпуск» [9]. Данный метод позволяет изучать взаимозависимость между различными отраслями экономики и осуществлять прогнозирование развития страны.
Доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки Черковец В.Н. включает в реальный сектор экономики, помимо материального производства и сферу нематериальных услуг. С теоретической точки зрения он опирается на критерий участия в создании ВВП [10,11].
Маржиналистско-монетаристский подход. В этом подходе «реальной» экономике противопоставляется «виртуальная», которая реализуется не посредством денежного обмена, а бартерным путем, наличие же стоимости выводится из оплачиваемой цены. Подобная смена парадигмы экономической теории заключалась в ликвидации приоритета сферы производства, характерного для экономического анализа классиков и была обусловлена бурным развитием промышленности и прикладных наук. Представителями данного взгляда являются К. Гедди, Б. Айскес, А. Илларионов [12].
Принципы неоклассического синтеза. Современная неоклассическая политическая экономия взяла на вооружение маржиналистскую методологию и теорию предельной полезности, на которых и построена СНС (система показателей экономического развития и социального прогресса) с ее главной категорией ВВП [13]. Они ищут прелиминарии между капиталистической формой хозяйствования во имя максимизации прибыли с ориентацией на ВВП и на рост благосостояния людей. Такую форму хозяйствования поддерживают такие экономисты как А. Маршалл, А. Пигу, Т. Шульц, один из наиболее необычных и оригинальных экономистов современности, профессор экономики и социологии Чикагского университета, лауреата Нобелевской премии Г. Беккер, а так же нобелевский лауреат по экономике Дж. Стиглиц [14].
Мы считаем, что существенным показателем отнесения макроэкономических отраслей к реальному сектору экономики является соблюдение реализации принципа участия в производстве ВВП.
Наиболее конкретно и емко, на наш взгляд, дает определение реальному сектору экономики Финансово-кредитный энциклопедический словарь, выпущенный при участии Гильдии финансистов, авторы статей которого являются видные российские ученые и практики: «Реальный сектор экономики – сектор, в котором создается валовой внутренний продукт» [15]. Благодаря этому определению, реальный сектор экономики, в условиях новых экономических тенденций и явлений многоотраслевой экономики, будет иметь возможность постоянно развиваться, расширяться, становиться более экспансионным, тем самым, сглаживая разногласия мнений исследователей научной мысли.
В настоящее время в структуре реального сектора экономики происходят глубокие преобразования. В результате научно – технической революции и роста производительности труда резко изменилось соотношение в нем между отраслями материального производства и сферой услуг. Центральное место здесь занимают социальные услуги – здравоохранение, образование, социальная помощь. В индустриально развитых странах доля занятых в сфере услуг почти в два раза превышает эту долю в отраслях материального производства, составляя более двух третей общей численности занятых. К концу первого десятилетия XXI в. доля услуг в мировом ВВП достигла 70%, в ВВП развивающихся стран – превысила 50%; в хозяйстве развитых странах этот сектор занимает доминирующие позиции, составляя 72–75% ВВП [16]. Сектор услуг вносит решающий вклад в такие ключевые параметры, как рост производства, занятости, эффективности и конкурентоспособности, человеческого потенциала, уровня и качества жизни. Отсюда в научном мире меняется само понимание реального сектора экономики. Отрасли услуг динамично и в многообразных формах интегрируются в экономику знания, высокими темпами растут расходы на научные исследования и разработки (ИР) технологий [17]. Особенно это заметно в связи с информатизацией экономики, где появляются новые отрасли производства, включающие в себя виртуальную реальность в сетях коммуникаций [18], отсутствием пространственных и временных ограничений, расширением связей участников рынка. Поэтому вопрос, связанный с развитием информационной экономики и новыми типами организаций, которые формируются и развиваются в ее недрах остается дискуссионным [19].
В центре данного научного исследования – региональная и отраслевая тематика экономики социальных профессиональных услуг – здравоохранение, вопросы ее социальной эффективности и конкурентоспособности в Республике Коми в динамике с 2015 по 2020 год.
Реальный сектор является основой национальной экономики, определяющий уровень развития страны. В России его можно разделить на две части:
– отрасли, ориентированные на внешний рынок;
– отрасли, ориентированные на внутренний рынок
Первая часть реального сектора невелика по числу занятых граждан (около 5%), но приносит более половины всей прибыли в стране.
Вторая часть реального сектора малорентабельна из-за своей невысокой конкурентоспособности [20].
Основополагающим принципом государственной политики в области конкуренции является сокращение доли хозяйствующих субъектов контролируемых государством, в общем количестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на рынках товаров и услуг. Утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018 – 2020 годы [21].
Развитие конкурентной среды в социальной сфере Республики Коми. В настоящее время социальная сфера имеет легальное толкование в соответствии со «Стандартом развития конкуренции в субъектах РФ» где социальная значимость отраслей социальной сферы определяется с учетом сформированного перечня приоритетных и социально значимых региональных рынков, направленных на повышение уровня жизни населения [22]. Утвержден перечень приоритетных и социально значимых рынков для содействия развитию конкуренции в республике с обоснованием их выбора [23].
В рамках внедрения Стандарта развития конкуренции в субъектах Российской Федерации предусмотрено проведение мониторинга удовлетворенности потребителей качеством товаров и услуг на товарных рынках региона и состоянием ценовой конкуренции, который мы рассмотрим в данной работе.
Расчет квот для опроса был сделан на основе методических рекомендаций Министерства экономического развития Российской Федерации от 11.03.2020 № 130 «Об утверждении единой методики мониторинга состояния и развития конкуренции на товарных рынках субъекта Российской Федерации»[24].
Состояние конкурентоспособности на рынке медицинских услуг.
Основными элементами функционирования рынка являются цена, спрос и предложение, конкуренция [25]. Создание условий формирования конкурентной среды, становление и развитие конкурентоспособности медицинских услуг – эффективный инструмент на пути качественного изменения отрасли здравоохранения [26]. По состоянию на 01.01.2021 «доля медицинских организаций частной системы здравоохранения, участвующих в реализации территориальных программ ОМС, %» – 3,1%, при целевом показателе – 5 %.
Доля средств, направленных медицинским организациям частной системы здравоохранения на оказание медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, составляла: 2017 г. – 3,2 %; 2018 г. – 3,31 %; 2019 г. – 3,4 % и являлась стабильной. И это не смотря на изменение количества медицинских организаций частной системы здравоохранения, участвующих в территориальной программе обязательного медицинского страхования: 2017 г. – 27, 2018 г. – 26, 2019 – 29.
Целевой показатель доли средств, направленных в отчетном периоде медицинским организациям частной системы здравоохранения на оказание медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования в 2022 году должны составить 10%. Ответственным исполнителем данного рынка является Министерство здравоохранения Республики Коми.
Медицинские организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы, в том числе частной, в соответствии с Федеральным законом имеют право на осуществление медицинской деятельности и включение в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования [27]. Фонд не вправе отказать медицинской организации во включении в реестр.
В реестр страховых медицинских организаций Республики Коми на 2021 год включены 2 компании: Общество с ограниченной ответственностью «Капитал Медицинское страхование» в Республике Коми с численностью прикрепленного населения 425873 человека; Акционерное общество Страховая компания «СОГАЗ-Мед» с численностью прикрепленного населения 414295 человек (таб.1). Всего данными страховыми компаниями застрахованы 840168 житель Республики Коми, в том числе 5 негосударственных медицинских организаций обслуживает 32500 человек (табл. 1).
За период с 1.01.2019 – 1.01.21 годы численность застрахованных лиц уменьшилась на 39322 человека, из них 1453 человека прикрепленных к негосударственным медицинским организациям.
Таблица 1
Реестр страховых медицинских организаций Республики Коми по состоянию на 1.01.2019 – 28.05.2021 г. (чел.)
Количество медицинских организаций всего |
Количество частных МО |
||
Открытое акционерное общество |
Общество с ограниченной ответственностью |
Негосударственные учреждения здравоохранения |
|
90/78 |
1/1 |
24/24 |
3/4 |
Источник: составлено автором по [28].
Таблица 2
Численность прикрепленного населения Республики Коми к негосударственным медицинским организациям по состоянию на 1.01.2019 / 1.01.2021 г. (чел.)
Наименование негосударственных МО |
Сыктывкарский филиал ОАО «Страховая компания «СОГАЗ-Мед» |
Филиал ООО «Капитал Медицинское страхование» в Республике Коми |
Всего |
Годы |
2019/2021 |
2019/2021 |
2019/2021 |
Всего: |
433019/414295 |
446471/425873 |
879490/840168 |
1. Открытое акционерное общество «Монди Сыктывкарский ЛПК» |
765/656 |
6526/5892 |
7 291/6548 |
2. Общество с ограниченной ответственностью «РГС-МЕД» |
446/430 |
896/825 |
1342/1255 |
3. Негосударственное учреждение здравоохранения «Узловая поликлиника на станции Печора открытого акционерного общества «Российские железные дороги» |
2804/2992 |
4309/4461 |
7113/7453 |
4. Негосударственное учреждение здравоохранения «Отделенческая больница на станции Сосногорск открытого акционерного общества «Российские железные дороги |
7311/6696 |
1320/1432 |
8631/8128 |
5. Негосударственное учреждение здравоохранения «Узловая больница на станции Микунь открытого акционерного общества «Российские железные дороги |
2510/2354 |
7066/6762 |
9576/9116 |
Итого: |
13836/13128 |
20117/19372 |
33953/32500 |
Источник: составлено автором по [28].
Рис. 1. Государственные учреждения здравоохранения, входящие в номенклатуру медицинских организаций Источник: составлено автором по [29]
Доля прикрепленного населения Республики Коми к негосударственным медицинским организациям в общем числе застрахованных лиц за данный период осталась неизменной и составила 3,86%. Данная ситуация вызвана демографической ситуацией, миграционными процессами в регионе и реализацией ограничительных мер в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Отсюда снизились объемы оказания медицинской помощи и финансирование медицинских организаций частной системы здравоохранения (табл. 2).
Начиная с 2015 – 2020 гг. количество государственных учреждений здравоохранения, входящих в номенклатуру медицинских организаций, сократилось на 55,7% (с 88 учреждений до 49), а негосударственных медицинских организаций увеличилось с 31,1% в 2018 году, до 37,1% в 2021 году, что превысило целевой показатель на 27,1% (рис. 1).
Рис. 2. Удовлетворенность респондентов характеристиками сферы медицинских услуг, в % от числа опрошенных. Источник: составлено автором по [30, 31]
Ежегодное увеличение количества медицинских организаций с негосударственной формой собственности в системе обязательного медицинского страхования связано с расширением состава тарифа – включением всех текущих расходов на оказание медицинской помощи.
Мониторинг удовлетворенности потребителей медицинских услуг состоянием ценовой конкуренции, качеством и возможностью выбора услуг. Согласно Стандарта развития конкурентоспособности целевой индикатор удовлетворенности населения качеством медицинских услуг должен составлять не менее 44 процентов. В 2020 году 47,5% населения выделили, что «Скорее не удовлетворен» уровнем цен медицинских услуг (рис.2). Это самый высокий показатель, начиная с 2015 года (27,5%), где разница отрицательных ответов составила 20%. Однако стоит отметить, что за данный период количество респондентов отметивших неудовлетворенность ценовой конкуренцией сократилась на 9,2% и составила 23,2%.
За период с 2015–2020 годы количество граждан выбравших показатели «Удовлетворен» и «Скорее удовлетворен» качеством медицинских услуг, увеличилось на 5,9% (с 28,1% до 34,0%), но значительно снизилось по сравнению с 2018 годом, на 6,6% (40,6%). Наибольшее количество населения выделили графу, «Скорее не удовлетворен» услугами (43,7%), это на 12,7% больше 2015 года и на 13,9% 2018 года. В 2020 году сократилось число не удовлетворенных граждан по сравнению с 2015 годом на 7,3%.
Возможностью выбора медицинских услуг «удовлетворены» и «скорее удовлетворены» 36,2% респондентов (2015 г. – 27,0%, 2018 – 38,7%). В 2020 году значительное количество потребителей медицинских услуг (44,6%) отметили, что «скорее не удовлетворен» данным показателем. По сравнению с 2015 годом их число увеличилось на 16,9%, однако число обозначивших «неудовлетворен» снизилось на 11,2%.
В разрезе городов и районов Республики Коми распределение ответов на вопрос «Насколько вы удовлетворены уровнем цен, качеством услуг и возможностью выбора медицинских услуг вашего района (города)?» соответствовали следующие баллы: 0 – затрудняюсь ответить, 1 – не удовлетворен, 2 – скорее не удовлетворен, 3 – скорее удовлетворен, 4 – удовлетворен.
В ходе опроса выявлено, что в целом по Республике Коми уровню цен соответствовал средний бал 2,1, по качеству услуг – 2,2, по возможности выбора услуг – 2,2, что говорит о том, что жители региона в целом «скорее не удовлетворены» медицинскими услугами по каждому из представленных показателей.
Таблица 3
Распределение ответов на вопрос: «Какое количество организаций предоставляют медицинские услуги в вашем районе (городе)?» (в процентах от числа опрошенных)
Много |
Достаточно |
Мало |
Нет совсем |
Не ответили |
Итого |
|
2015 |
2,4 |
35,7 |
50,7 |
10,4 |
0,8 |
100,0 |
2016 |
8,0 |
37,9 |
48,4 |
5,3 |
0,4 |
100,0 |
2017 |
3,4 |
44,1 |
42,8 |
3,6 |
6,0 |
100,0 |
2018 |
11,7 |
38,4 |
40,1 |
4,6 |
5,1 |
100,0 |
2019 |
6,3 |
30,0 |
36,5 |
14,3 |
12,8 |
100,0 |
2020 |
6,8 |
32,8 |
47,4 |
6,8 |
6,2 |
100,0 |
Источник: составлено автором по [30, 31].
В 2020 г. на вопрос «Какое количество организаций предоставляют медицинские услуги в вашем районе (городе)?» более половины респондентов (54,2%) дали ответы «Мало» и «Нет совсем» (в 2015 – 61,1%, 2018 – 44,7%). Таким образом, за период с 2015 –2020 годы их число сократилось на 6,9%. (табл. 3).
Выводы
В реальном секторе экономики, установленные целевые индикаторы удовлетворенности населения качеством медицинских услуг не менее 44%, не достигнуты и на 2020 год составили 34%, что на 6,6% ниже 2018 года (40,6%). В целом по массиву за исследуемый период времени жители республики устойчиво ощущают недостаток предложений в сфере медицинских услуг.
Тенденция по снижению удовлетворенности потребителей ценовой конкуренцией, качеством и возможностью выбора услуг на рынке медицинских услуг Республики Коми была охарактеризована потребителями распространением новой коронавирусной инфекции COVID-19.
Также стоит отметить, что население республики ежегодно убывает, соответственно объемы оказания медицинской помощи и финансирования будут сокращаться. Кроме того территориальные особенности республики предполагают проживание населения в труднодоступных, отдаленных местностях, которые не являются конкурентно-привлекательными для медицинских организаций частной системы здравоохранения.
Работа выполнена в рамках государственного задания НИОКТР «Реальный сектор экономики северных регионов России: проблемы и перспективы развития» Интернет-номер / Регистрационный номер 122031500421-1, НИР-2022-2024 гг.
Библиографическая ссылка
Тихомирова В.В. РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ: ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ НА ВНУТРЕННЕМ РЫНКЕ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ) // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 7-1. – С. 144-151;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2312 (дата обращения: 03.12.2024).