Чтобы регион развивался эффективно и был конкурентоспособным, необходимо уделять должное внимание одному из важнейших факторов такого развития. Речь идет о том, чтобы внимание уделялось региональному сообществу. В процессе экономического развития субъекты или участники этого развития, так или иначе, обмениваются множеством идей. В итоге рождаются новаторские идеи по вопросам развития региона. Современная жизнь так устроена, что социальная и экономическая сферы находятся в тесной связи с культурой, с образованием и наукой. Страна нуждается в талантливых и молодых кадрах. Нуждаются в таких людях и на местах. Так мы приходим к понятию институциональной среды.
Институциональной средой называют систему правил (главные – политические, социальные и юридические), которые создают базис, необходимый для процветания экономики [5].
Что касается региональной институциональной среды, то она также выступает в совокупности политики, экономики и общественных институтов. Нормы, конечно, должны регулировать возникновение ограничений для всех экономических субъектов региона. Это ограничения общего характера. Структурно в процесс должны быть вовлечены региональные организации и учреждения, которые способны взаимодействовать прямо или косвенно со всеми подсистемами субъекта.
Институциональная среда состоит из формальной и неформальной составляющих. Институт формальных составляющих возникает как результат сознательного действия общественных групп. Этот институт уважается и признается на государственном уровне [4]. Именно государство призвано создавать нормативно-правовые акты. Институт неформальных составляющих возникает как процесс спонтанного действия экономических субъектов. В обществе такой институт граждане признают через общепринятые правила и нормы поведения. Логично, что региональный институт (как формальный, так и неформальный) может формироваться только в контексте общероссийской институциональной среды.
Своими элементами региональная структура оказывает влияние на специфику региональной институциональной среды, выстраивая ее внутреннюю организацию через соответствующие институты. Посредством региональной институциональной среды регион выделяется в составе страны. Кристаллизуется специфика институциональной региональной среды. На это сильно влияют природно-географические условия региона, его социальная специфика, его технологические возможности. Исходя из степени развития вышеназванных условий, протекает процесс экономической интеграции региона в масштабах страны [9]. Без такой интеграции трудно сделать экономику региона успешной.
Факторов, которые влияют на развитие региона, великое множество. Попробуем выделить институциональные регионообразующие. Именно они непосредственным образом формируют единство региона и позиционируют регион в рамках страны. Перечислим такие регионообразующие факторы:
1. Институты, которые можно назвать социально-демографическими. Это численность населения, динамика естественного прироста, вопросы миграции и расселения. Это социокультурная подсистема, затрагивающая национальный состав населения, религиозные традиции, моральные нормы и т. д.
2. Институты, которые обеспечивают связь между населением и экономической подсистемой территории.
3. Институты, которые связывают между собой природно-ресурсный потенциал и экономическую подсистему. Это подгруппа факторов относится к числу экономико-географических. От данных институтов зависят не только принципы, по которым размещают производства, но и как будут соотноситься основные хозяйственные узлы региона и его периферия, как будут формироваться приоритетные отрасли, от которых зависит специализация региона [1].
Институциональная среда региона определяет, насколько территория будет конкурентоспособной, как будут реализованы интересы и потребности регионального сообщества. Важно учесть, любой регион развивается по многоаспектному сценарию. Исходя из этого, необходимо жизнь региона рассматривать со всех сторон. На первое место ставят, конечно, экономические и социальные аспекты. Именно от их успешного развития зависит достижение большинства региональных целей. Собственно, любая региональная программа должна базироваться на анализе социально-экономических аспектов.
Нынешняя ситуация в Российской Федерации, как правовая, так и экономическая, делает обязательным приоритетом именно вопросы, касающиеся формирования и функционирования институциональной среды. В тесной связи с этим идет вопрос об определении статуса ее субъектов. Без правильного структурирования институты не будут способны к образованию качественных базовых конструкций социально-экономических отношений в субъекте [6].
Каждый регион развивается индивидуально, по своим моделям. Но, вне зависимости от выбранной модели, можно выделить ряд системообразующих элементов:
1. Институты нормативно-правовой системы;
2. Институты финансово-бюджетной системы;
3. Институты административной системы.
Институты нормативно-правовой системы включают в себя органы власти и нормативно-правовые акты, которые определяют суть основных направлений политики региона. Они устанавливают главные правила, по которым в дальнейшем взаимодействуют все остальные институты.
Самыми важными законодательными актами, которые непосредственно регулируют развитие регионов, являются кодексы. Кодифицированные нормативно-правовые акты принимают на федеральном уровне. Это:
•Гражданский кодекс РФ;
•Бюджетный кодекс РФ;
•Налоговый кодекс РФ и др.
Следом идут федеральные законы, которые оказывают огромное влияние на развитие регионов. В частности, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Невозможно сформировать правовое пространство институциональной среды любого региона без тех законодательных нормативно-правовых актов, которые принимаются на местном уровне. Субъекту РФ легче, с высоты своей власти, определить приоритетные направления, по которым будет развиваться регион. Также необходимо утвердить набор показателей и индикаторов, по которым должно идти социально-экономическое развитие и разработать нормативы, по которым будет устанавливаться финансирование инфраструктурных объектов субъекта [8].
Многие авторы считают, что социально-экономическое состояние нужно оценивать по следующим аспектам: растет ли производство, и растут ли доходы населения, какие перемены происходят в социальной сфере, что меняется в общественном сознании, какие появляются новые традиции и привычки. Анализ данных аспектов позволяет видеть полную картину.
Принятие нормативных актов и деятельность государства в целом, как, впрочем, и деятельность любого региона РФ, ставит только одну цель, которую следует считать главной или, как любят говорить политики, приоритетной. Это стремление к «улучшению благосостояния граждан».
Таким образом, социально-экономическое развитие региона должно включать следующие показатели: рост доходов граждан (это может быть выражено в росте заработной платы), увеличение продолжительности жизни (вследствие улучшения здоровья), рост культурного и образовательного уровня. Такие условия позволяют говорить о том, что взята ориентация на уважение достоинства человека. Все вышеперечисленные показатели достигаются там, где формируются социальная, политическая, экономическая и институциональная системы.
Государственные целевые программы, от которых зависит экономическое развитие российских регионов, на федеральном уровне разрабатывает Министерство экономического развития РФ. Данное министерство также берет на себя контроль над большей частью финансовых средств. Логично, что именно Минэкономразвития РФ держит в своих руках ключи от стратегического потенциала регионов. Особенно важна федеральная поддержка для тех территорий, которые относятся к числу депрессивных. К сожалению, следует констатировать, что финансовый и бюджетный потенциал целого ряда российских регионов оставляет желать лучшего. В таких условиях невозможно рассчитывать на то, что социально-экономическое развитие таких регионов будет успешным. Но следует отметить, что при снижении доходной части бюджета никто не снимет с региональных властей ответственность за множество расходных обязательств социального характера. Регион не может эффективно развиваться, если он не обладает налогово-бюджетной самостоятельностью. Это залог полноценного бюджетного развития. Только так можно обеспечить высокий уровень общественных инвестиций и повысить качество региональной среды [7].
Экономическая активность должна контролироваться административной системой институтов. Должны существовать определенные правила, предусматривающие для обязанных субъектов обязательные платежи. Это, конечно, сопровождается определенными бюрократическими процедурами. Местные органы власти наделены правом самостоятельно устанавливать структуру своих властных органов. Также регион занимается установлением собственных механизмов административного регулирования. Сама по себе деятельность административной системы институтов не должна влиять на показатели социально-экономического развития региона.
Институциональная форма, которая определяет развитие региона, выделяет региональную политику. Региональная политика – это совокупность действий всех органов госвласти субъекта РФ и органов местного самоуправления, которая направлена на реализацию экономического потенциала региона. Региональная политика создает стабильные региональные институты, формирует эффективную структуру хозяйства региона. Цель – улучшить качество жизни граждан.
В стратегическом смысле главный объект региональной политики это не региональный производственный комплекс, а население региона. Сам народ с его жизненными интересами. Таким образом, если трансформировать понятие «объекта региональной политики» в понятие «субъекта, осуществляющего региональную политику, то это позволит создать условия для эффективной реализации всех показателей СЭР субъекта РФ.
Регион, будучи субъектом управления, наделяется собственными полномочиями. Он не только формирует материально-финансовые ресурсы, но и распоряжается ими. Это позволяет должным образом исполнять те обязанности, которые возложены на регион. Вся логика данного рассуждения говорит о том, что необходимо менять государственные воззрения на то, по какому принципу должны формироваться региональные бюджеты. Чем большими финансовыми средствами будет распоряжаться регион, тем эффективнее будет его социальная политика. Тем качественней будет жизнь населения региона.
Таким образом, конкурентоспособность региона показывает уровень развития институциональной среды. Отметим, что, к сожалению, сегодня институциональная среда не способствует формированию и развитию здоровой и справедливой конкуренции между субъектами РФ. Чтобы в этом вопросе произошли позитивные сдвиги, необходимо решить целый ряд проблем: отсутствие у регионов мотивации повышать уровень конкурентоспособности (всему виной высокая степень децентрализации полномочий и ресурсов), стремление региональных властей любой ценой получить федеральную поддержку (в ущерб стремлению получить более широкий круг полномочий).
Если рассматривать механизм, как влияет институциональная среда на конкурентоспособность региона, в сравнении с другими субъектами РФ, то следует выделить 3 главных направления влияния [2]:
1. На законодательном уровне;
2. На уровне фискальной политики;
3. На уровне монетарной политики.
Институциональная среда, если ее рассматривать на региональном уровне, способна меняться в области законодательства и фискальной политики региона. Другими словами, там, где область действия региональных законов и подзаконных актов. Это значит, что главный фактор, благодаря которому институциональная среда влияет на конкурентоспособность региона, заключается в соблюдении законодательства. Нужно четко следовать в рамках федеральной налоговой политики. Не менее важно для развития институциональной среды любого субъекта РФ, режим всестороннего контроля над тем, как исполняются нормативные акты, принятые формальными институтами. Общественные институты – вот что способно высоко поднимать планку конкурентоспособности региона. Следует сосредоточить усилия, чтобы общественные институты были созданы и работали эффективно. Что включает в себя такое понятие, как движущая сила региональной конкурентоспособности? Это:
•Инновационная составляющая;
•Человеческий капитал;
•Грамотно выстроенная отраслевая структура;
•Структура институциональная;
•Предприятия региона;
•Инфраструктура региона;
•Инвестиционная политика;
•Прямые иностранные инвестиции;
•Типология региона;
•Географические особенности.
Отметим, что сам по себе институт не является положительным условием в деле развития региональной экономики. Важно, чтобы он обладал набором определенных качеств. Как говорил Е. Ясин, что бы он «был продуктивным». Т. е. работал на рост экономики региона, а, значит, и на рост благосостояния жителей региона. Согласимся с мнением, что «изменения направлений региональной политики от сглаживания уровней развития регионов к долгосрочной стратегии развития инфраструктуры, направленной на создание условий и стимулирование развития регионов» [3]. Федерация, в качестве мер по поддержке регионов, должна создавать особые экономические зоны и разрабатывать целевые программы СЭР для субъектов РФ.
У Калмыкии есть целый ряд положительных экономических предпосылок, чтобы экономика республики развивалась успешно. Это, в частности, наличие богатейших запасов минерально-сырьевых ресурсов. Также в Калмыкии есть все условия, чтобы эффективно вести сельское хозяйство. К выгоде Республики Калмыкии и ее географическое положение. Рядом находятся крупные промышленные центры Поволжья, рядом экономически развитый Юг России. Через Поволжье есть выход к Каспию и Волге. Все это говорит о высочайшем экономическом потенциале региона. Можно создавать ТПК и добывать и перерабатывать природные ресурсы. Можно, имея под боком такие рынки сбыта, как Поволжье и Юг России, развивать производство сельскохозяйственной продукции. Можно и нужно развивать транспортную структуру региона. Климат Республики Калмыкия и ее природа позволяют успешно вести сельское хозяйство. У агропромышленного сектора республики великолепная ресурсная база. Сельское хозяйство может не только покрыть потребности внутреннего рынка. По таким группам товаров, как кожа, шерсть, мясо, Калмыкия может иметь ощутимое конкурентное преимущество на внутреннем и внешнем рынках. Если брать растениеводство, то в республике можно с успехом выращивать масленичные культуры, овощи, картофель, а также зерновые (рис, пшеница, гречиха и т.д.). Вполне логично, что именно сельское хозяйство - базовая отрасль экономики Калмыкии. Пашня занимает в регионе значительные площади сельскохозяйственных угодий [4].
Что касается минерально-сырьевой базы республики, то она весьма разнообразна. В Калмыкии есть нефть и природный газ. Республика богата минеральными подземными источниками. Здесь добывают каменную соль и доломиты. Калмыкия не испытывает проблем со строительными материалами. Есть множество месторождений песка, глины и известняка. Шельф Каспийского моря, Прикаспийская впадина, некоторые другие территории региона являются очень перспективными в плане поиска нефтяных и газовых месторождений.
В тоже время нельзя не отметить, что экономика региона сильно страдает от низкой доли инноваций. Экономика республики в технологическом плане сильно отстает. Отсюда происходит снижение конкурентоспособности производства. Отставание не позволяет должным образом повысить производительность труда и качество выпускаемой продукции. Что мешает активизировать инновационную деятельность? Необходимо усовершенствовать законодательство, особенно в области регулирования инновациями, поднять уровень инновационного потенциала, наметить правильные пути, по которым пойдет широкое развитие институциональных факторов. Важно также учитывать тенденции макроэкономической конъюнктуры в России. Благоприятная экономическая ситуация в регионе сильно зависит от того, какое состояние экономики в стране.
Если провести анализ состояния обрабатывающей промышленности в Республике Калмыкия, то с сожалением можно констатировать факт того, что конкурентоспособные производства в данной отрасли отсутствуют. Соседи из Поволжья, Краснодарского края, Ростовской области ушли далеко. Институциональная среда слабо развита. Республика в плане инвестиций выглядит не достаточно привлекательной. Поэтому инвесторы стараются обходить Калмыкию стороной. Регион стал «стабильно» дотационным. Сегодня, по мнению большинства экспертов, самостоятельно Калмыкия уже не сможет решить стоящие перед ней экономические проблемы. Региону необходимо заниматься поддержанием уровня своего экономического потенциала. Для этого следует максимально эффективно пользоваться тем набором факторов, который есть. Следует заниматься постоянной оптимизацией и рациональным использованием того, что уже накоплено. Чтобы регион мог постоянно увеличивать уровень своего экономического потенциала, необходимо неустанно работать над совершенствованием массы важнейших факторов. Требуется, чтобы все элементы организационной структуры работали без сбоев [5].
Итак, региональная экономика в призме институциональных регионообразующих факторов должна самым непосредственным образом взаимодействовать с такими важнейшими факторами, как трудовой потенциал и природно-ресурсная база. Население региона также является частью институциональных факторов, влияя на экономику через социокультурные связи. Сами социокультурные связи подвергаются прямому воздействию со стороны экономической подсистемы. Не секрет, что именно от экономики зависит, сможет ли государство обеспечить своим гражданам уровень жизни, который будет отвечать современным требованиям по качеству. Нельзя забывать и о количественных потребностях населения. А потребности сегодня не только растут, но и постоянно меняются. Таков дух времени. И все меняющиеся потребности должны быть качественно удовлетворены. Таким образом, чтобы реально повысить уровень конкурентоспособности в регионе, нужно разработать параметры единого подхода. И через призму такого единого подхода выстраивать в регионе финансовую политику и формировать законодательную базу. Политическое и государственное устройство должны также развиваться в унисон. Все это создаст благоприятные условия для того, чтобы экономика региона развивалась эффективно.
Библиографическая ссылка
Тюрбеев О.Г. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ) // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2018. – № 8. – С. 232-237;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=226 (дата обращения: 21.11.2024).