Введение
Благосостояние населения представляет собой понятие, включающий в себя несколько компонентов, имеющие разную значимость в зависимости от специфики развития территории. На данный показатель оказывает влияние «целый комплекс факторов, среди которых наиважнейшее место занимают эколого-экономические, включающие различные характеристики материального благосостояния населения и качества окружающей природной среды» [1]. Проведенный комплексный анализ уровня благосостояния населения в регионе (на примере Республики Башкортостан) позволил определить проблемы и пути их решения.
Цель исследования – на основе проведенного анализа предложить рекомендации по совершенствованию региональным управлением качеством жизни.
Материал и методы исследования
Теоретико-методологической базой исследования послужили отечественные и зарубежные работы ученых, международная и отечественная нормативно-правовая база, посвященных уровню и качеству жизни населения. Аргументация теоретических положений и полученных выводов осуществлялась с помощью анализа и сравнения социально-экономических и других показателей, интерпретации научных данных, методов статистики и социологии.
Результаты исследования и их обсуждение
Первоначально был проведен анализ основных социально-экономических показателей, здесь приводятся некоторые из них. Так, по рейтингу качества жизни в 2021 в Российской Федерации Республика Башкортостан поднялась на 3 позиции и находилась на 26 месте. Усредненные показатели позволяются в дальнейшем определить место региона по данным показателям среди других субъектов Российской Федерации, также провести сравнительный анализ внутри региона и среди муниципальных районов. На 01.01.2021 года в регионе насчитывалось 4013,8 млн человек, высока плотность населения в регионе, равная 28 чел./кв.км (в России – 8,3 чел. / кв. км). Анализ социально-экономических показателей показал, что было отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на сумму 480,6 тыс. рублей на душу населения, инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах) привлечено на 33,7 тыс. рублей на душу населения, удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения и необщего пользования составил 85,6%, продукции сельского хозяйства (в фактически действовавших ценах) 109409,2 тыс. рублей на душу населения, оборот розничной торговли на душу населения составил 227379,2 рублей, объем платных услуг населению на душу населения составил 27251,1 рублей, средняя месячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций была равна 34178,6 рублей, уровень зарегистрированной безработицы равен 5,62%, жилье было благоустроено на 69,4%, общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя равна 27,3 кв. м. [2, 3]. Также в регионе в 2021 году получали среднемесячную субсидию на семью, равную 2102,1 рублям, дети в возрасте 1-6 лет были обеспечены дошкольным образованием на 77,5% от общей численности детей этого возраста, обеспеченность врачами была в круглосуточных стационарах была на 79,7% (на 10 тыс. человек больничных коек), число спортивных сооружений на 1000 человек составляло 286,3 единиц, а численность занимающихся в детско-юношеских спортивных школах на 1000 человек был равен 1065,6 [2, 3].
В ходе исследования было определено, что несмотря на проводимые меры со стороны регионального управления на повышение качества жизни, в регионе отсутствует системный подход к проблематике, не имеется нормативно-правовых актов полностью описывающих и регулирующих данный вопрос, также было бы целесообразно разработать и реализовать комплексную программу улучшения благосостояния населения.
Отечественный опыт в других областях деятельности позволяет сделать вывод, что эффективность программно-целевого подхода в государственном и региональном управлении обусловлена такими критериями, как наличие сроков исполнения, четко поставленной цели и задач, а также ответственных и целевых индикаторов.
В регионе все реализуемые государственные программы и национальные проекты так или иначе направлены на повышение качества жизни населения и имеют определенные успехи. Для более эффективной реализации этих программ и проектов автором предлагается информационно-организационное и финансовое объединение национальных проектов по направлениям демография, образование, жилье и городская среда, культура, безопасные и качественные автомобильные дороги, здравоохранение, цифровая экономика, экология в единую региональную программу «Качество жизни населения в Республике Башкортостан» на период 2024-2028 года, целью которой является создание соответствующих условий для повышения качества жизни населения.
Организационно-экономический механизм управления качеством жизни населения в регионе
В регионе уже реализуется государственная программа «Развитие информационного общества. Цифровая трансформация Республики Башкортостан» на период 2020-2023 года [4]. Предлагаемая программа была бы логическим продолжением реализуемой в настоящее время. Цель и задачи региональной программы должны быть нацелены на достижение общественно значимых результатов, которые можно измерить и в рамках Конституции Российской Федерации (принятой 12.12.1993 г., с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 г.) [5], Указа Президента РФ от 31.12.2015 №683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», раздела IV «Обеспечение национальной безопасности», подраздела «повышение качества жизни российских граждан» [6], других нормативно-правовых актов как Российской Федерации, так и Республики Башкортостан, регулирующих условия жизни населения. Эффективность реализации государственной программы может оцениваться долей пенсионеров, получающих увеличенную пенсию по выходу на заслуженный отдых в зависимости от степени вклада в социально-экономическое развитие республики; доля граждан от 55-60 лет улучшившие жилищные условия; доля граждан вылечивших болезнь (предупредивших болезнь на ранней стадии) от общего числа обратившихся; количество организованных долгосрочных мер и мест для обеспечения качественного досуга и другие. Для реализации региональной программы необходимы финансовые, имущественные, человеческие и информационные ресурсы.
Реализация программы, основываясь на проведенном анализе, должна проходить в трех основных направлениях: повышение качества жизни трудящейся молодежи [7] и жителей предпенсионного и пенсионного возрастов [8], а также адаптация и развитие населения региона в условиях цифровизации [9, 10].
Управление качеством жизни основывается на устойчивой взаимосвязи элементов, процесса преобразования переменных в системе «вход-выход», конечных результатов и обратной связи – организационно-экономическом механизме. По мнению автора, организационно-экономический механизм управления качеством жизни должен соблюдать принципы целенаправленности, целостности, комплексности, конкретности, информационной открытости и эффективности (рисунок). Основной исполнитель согласно предложенному механизму выступает Министерство семьи, труда и социальной защиты Республики Башкортостан, нормативно-правовое и методическое обеспечение базируется на федеральных и региональных законах и постановлениях, государственных и региональных программах и проектах, научно-методическом и программно-интеллектуальном обеспечении. Федеральный, региональный и местные бюджеты составят основу финансового обеспечения. Взаимодействие между исполнительными органами и населением организуется через организационное и информационное обеспечение, в которое включены учреждения социальной, информационной, коммуникационной, образовательной и научной сфер, а также администрации муниципальных образований. Важным звеном в этом организационно-экономическом механизме занимает электронная информационная платформа мер регулирования условий жизни населения.
Заключение
Таким образом, для более эффективного регулирования качества жизни в Республике Башкортостан предлагается разработка и реализация региональной программы «Качество жизни населения в Республике Башкортостан» на период 2024-2028 года, основными задачами которой были бы повышение качества жизни трудящейся молодежи, а также жителей предпенсионного и пенсионного возрастов, адаптация и развитие населения региона в условиях цифровизации. Основным исполнителем программы предлагается определить Министерство семьи, труда и социальной защиты Республики Башкортостан, основные управленческие, нормативные и ресурсные функции реализовывались бы согласно схеме организационно-экономического механизма.
Работа выполнена в рамках госзадания по теме «Исследование экологических проблем природных и антропогенных экосистем, качества жизни населения и социально-экономического развития горнорудных территорий Республики Башкортостан» (руководитель – Я.Т. Суюндуков).
Библиографическая ссылка
Ишназарова З.М. РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ: ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 6-1. – С. 82-86;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2249 (дата обращения: 21.11.2024).