Специальная военная операция на Украине и санкционная политика Западных стран по отношению к России и российским гражданам, привела к значительному переосмыслению приоритетов в жизни российского общества. Первые и наиболее рациональные действия населения были связаны со значительным ростом спроса на продукты первой необходимости. Одновременно с этим значительно вырос спрос на бытовую технику и электронику, как способ сохранить свои сбережения в условиях девальвации рубля, предполагаемой гиперинфляции и ограничений поставок данных товаров в нашу страну. Страх перерастания военного конфликта на Украине, в нечто большее и предположения о том, что экономика Россия вернется к состоянию 90-х годов прошлого века, стали главными факторами такого поведения граждан.
Складывающейся ситуацией, к сожалению, решили воспользоваться многие российские предприниматели, которые вне зависимости от курса рубля по отношению к другим валютам, стали существенно повышать цены на свои товары, что стало, в некоторых случаях, предметом разбирательства со стороны Федеральной антимонопольной службы. Конечно на цены оказал свое влияние и кратковременный рост спроса. Как результат уже сейчас у большей части населения нашей страны отмечается значительное снижение запасов финансовых средств. Учитывая продолжающийся рост цен и, соответственно, снижение уровня доходов граждан (заработная плата пока остаётся на прежнем уровне) возникает насущная необходимость поиска дополнительных источников дохода. Данная ситуация послужила триггером к формированию определенного поведения в российском обществе, когда наравне с законными способами дополнительного заработка, население начинает прибегать и к незаконным, а именно к коррупционному поведению.
Цель нашей статьи определить условия и факторы способные побудить человека к коррупционному поведению во время введенных против России экономических санкций. В рамках обозначенной цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть сущностное содержание понятия «триггеры» применительно к сложившимся экономическим условиям и факторам.
2. Выявить факторы, инициирующие коррупционное поведение людей.
3. Предложить мероприятия по снижению уровня коррупционных проявлений в обществе.
Конец февраля 2022 года ознаменовался введением самых серьезных ограничительных мер в отношении нашей страны, формальным поводом которых стала специальная военная операция Российских войск на Украине. На фоне общего спада мировой экономики, в связи с эпидемией COVID-19, введенные санкции начинают оказывать существенное влияние не только на экономику России, но и всего мира. Сформированные за долгие годы торговые и логистические цепочки начинают рушиться, что ведет к существенному росту затрат, а соответственно и цен на все категории товаров.
В научной литературе под санкциями понимают определенные ограничения, как против целых государств, так и отдельных юридических и физических лиц. Мы же будем исходить из правовой оценки содержания данного понятия. Так, например, Организация Объединённых Наций (далее ООН) интерпретирует экономические санкции, как «Меры, не связанные с использованием вооруженных сил», которые могут включать «полный или частичный разрыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио или других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений» [3]. В российской правовой практике экономические санкции определяются как «специальные экономические меры применяемые в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан» [5].
Именно последствия санкционной политики Запада становятся триггером роста коррупционных проявлений не только в России, но и в странах, которые вводят санкции.
В самом общем виде под словом «триггер» (англ. trigger) чаще всего подразумевают некий элемент, фактор, совокупность факторов, запускающие определенные действия и выступающие неким «включателем» [1]. В контексте нашего исследования, под триггерами мы будем понимать совокупность условий и факторов, которые запустили механизм переоценки текущего положения человека и сподвигнули его к активным действиям в поиске дополнительных источников дохода. Как мы отмечали ранее, такие источники могут носить также и незаконный характер.
Наравне с санкциями, можно говорить и о других факторах, ставших для населения страны «коррупционными триггерами». В современной научной литературе, понятие «коррупционные триггеры» не нашло своего распространения. В этой связи под данным понятием авторы будут подразумевать условия, отдельные факторы и их совокупность, создающие предпосылки для коррупционного поведения человека. При этом авторы солидарны с мнением О.В. Ванновской, которая под коррупционным поведением понимает «поведение должностного лица, направленное на получение личной выгоды путем злоупотребления служебным положением» [2].
В настоящее время можно выделить три источника коррупционных проявлений:
1. Коррупционное поведение представителей властных структур (должностных лиц).
2. Коррупционные действия в коммерческом секторе (деловая коррупция).
3. Бытовая коррупция.
Несмотря на то, что за последние несколько лет можно отметить существенный прогресс в борьбе с коррупционными проявлениями в российском обществе, тем не менее данное негативное явление по-прежнему существует, а в связи со сложившейся экономической ситуацией в стране такого рода проявления только возрастут.
Коррупционное поведение представителей властных структур (должностных лиц) несёт самую большую угрозу для общества и государтсва. Коррупционное поведение чиновников, в сознании простого обывателя, превратилось в ассоциативное представление, чиновник – значит коррупционер. Люди, спекулирующие на принятии управленческих решений, способны принести бо́льший вред государству, чем человек не наделенный такой функцией. А в условиях снижения покупательской способности денег, человек, который привык не ограничивать себя в расходах, не только не откажется, но и усилит свои неправомерные действия для того, чтобы сохранить качество своей жизни на том же уровне. В таких условиях правоохранительным органам, необходимо обратить особое внимание на работу чиновников.
Коррупционные действия в коммерческом секторе, в большей части обусловлены взаимодействием компаний со своими партнерами, а также с органами государственной власти. Коррупционные действия проявляются при заключении контрактов, проведении тендеров, закупке сырья и комплектующих и т.д. Бизнес, который посредством финансовых ресурсов занимается подкупом чиновников, способен оказывать существенное влияние на развитие экономики и политических процессов в обществе. Если обратиться к статистическим данным, представленным прокуратурой Российской Федерации, то можно отметить, что количество нарушений в бюджетной сфере за 4 месяца текущего года выросло на 23,9% (рисунок 1) по сравнению аналогичным периодом 2021 года. Кроме того, стоит отметить, что исков и заявлений в суд за 4 месяца 2022 года было направлено на 25% больше, чем за тот же период предыдущего года. При этом, общее количество возбужденных уголовных дел сократилось за аналогичный период с 416 до 349, т.е. на 16,1%.
Рис. 1. Состояние законности в бюджетной сфере [6]
Представленная картина, говорит нам о том, что произошел значительный прирост выявленных правонарушений в бюджетной сфере и есть все предпосылки к тому, что до конца года динамика их роста останется прежней.
Оценивать факторы, которые привели к росту представленных нарушений довольно сложная задача. Один и тот же показатель можно трактовать совершенно по-разному. Например, рост количества преступлений, может быть результатом повышения эффективности работы правоохранительных органов. С другой стороны, такой рост может быть обусловлен и непосредственно ростом количества таких правонарушений.
Рост цен на товары, ведет к снижению уровня жизни населения. Как результат, руководители, имеющие доступ к бюджетному финансированию, начинают искать способы завладеть данными ресурсами. Государственные служащие создают условия, при которых и физические и юридические лица вынуждены давать взятки, чтобы уйти от бюрократических процедур, либо получить право на выполнение тех или иных видов работ. По официальным данным прокуратуры Российской Федерации (рисунок 2), за последние 5 лет, начиная с 2017 года, отмечается ежегодный рост преступлений по ст. 290 УК РФ, связанный с получением взятки должностными лицами. При этом, по данным Брянской областной прокуратуры, в регионе динамика отличается от общероссийской (рисунок 3). За последние 10 лет 2020 год стал рекордным по количеству уголовных дел, направленных в суд по фактам взяточничества. При этом за 4 месяца 2022 года было зарегистрировано 19 фактов, что составляет почти 60% от показателя за весь предыдущий год.
Обращаясь к предпринимательскому сообществу, можно также отметить значительный прирост нарушений в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности (рисунок 4).
Рис. 2. Динамика преступлений по ст. 290 УК РФ (получение взятки) [6]
Рис. 3. Динамика уголовных дел по ст. 290 УК РФ (получение взятки) по Брянской области, направленных в суд [6]
Рис. 4. Состояние законности в сфере защиты прав субъектов предпринимательской деятельности в России [6]
Рис. 5. Динамика выявленных лиц, совершивших преступления экономической направленности на территории Брянской области [6]
Как мы видим, по всем представленным показателям отмечается прирост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Динамика выявленных лиц, совершивших преступления экономической направленности на территории Брянской области, представлена на рисунке 5.
Как мы видим, в 2021 году было выявлено 672 преступления, что является самым высоким показателем за последние 10 лет. При этом за 4 месяца 2022 года было зафиксировано 220 преступлений экономической направленности, что составляет почти треть по сравнению с предыдущим годом. Учитывая эти данные и меняющуюся экономическую ситуацию в России, можно смело утверждать, что за весь 2022 год число лиц, допустивших такие нарушения будет выявлено значительно больше, чем за 2021 год.
Динамика зарегистрированных преступлений экономической направленности на территории Брянской области, представлена на рисунке 6.
Экономические санкции затронули абсолютно все производственные сферы в России, хоть и в разной степени. Главное их отличие от санкций, которые вводились ранее, – это способность оказать значительное влияние на макроэкономические показатели нашей страны, что скажется на социально-экономическом положении наших граждан.
Введённые санкции значительно осложняют взаимодействие российских компаний и предприятий с зарубежными партнёрами, нарушаются деловые связи. Санкции ограничивают доступ к зарубежным рынкам, технологиям, товарам и капиталам. Введённые ограничения приносят существенные финансовые и репутационные потери для компаний, особенно ориентированных на внешние рынки, либо имеющие большую зависимость от зарубежных поставок сырья и материалов. Интересен и тот факт, что репутационные потери несут не только компании, в отношении которых введены санкции, но и компании, которые под давлением своих правительств разрывают торгово-экономические отношения с российскими компаниями и предприятиями. Оценить долгосрочные последствия таких шагов не представляется возможным.
Одним из инструментов противодействия коррупционным проявлениям в обществе является «Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы», который был утвержден Президентом в августе 2021 года. Владимир Путин поручил внести в законодательство подробные определения понятий «конфликта интересов», «личной заинтересованности», «близкого родства» и «близких отношений». Согласно документу, госорганы, органы местного самоуправления и организации должны бороться с коррупцией и «ликвидировать» ее последствия. План предполагает ужесточение проверок налоговых деклараций госслужащих, сведений о цифровых активах чиновников и запрет на госслужбу для тех, кто уже попадался на взятках и откатах и был наказан [7].
Рис. 6. Динамика зарегистрированных преступлений экономической направленности на территории Брянской области [6]
По данным сайта https://www.cnews.ru/ размер откатов при проведении российских госзакупок: сумма достигла почти 6,6 трлн руб. или 30% доходной части бюджета всей страны. В среднем победившая в тендере компания «откатывала» до 65% суммы контракта. С коррупцией при прохождении госконкурсов столкнулись около 71% поставщиков [8].
26.04.22 г. Президент России Владимир Путин подписал указ «О государственной информационной системе в области противодействия коррупции “Посейдон”» [9], сообщается на сайте Кремля. В систему попадут персональные данные госслужащих, сведения об их доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.
В первую очередь госинформсистема (ГИС) будет использоваться для проверки федеральных госслужащих и тех, кто претендует на их должности. С помощью ГИС борцы с коррупцией будут анализировать тысячи досье в поисках правонарушений. Так, в тексте указа отмечается, что «Посейдон» поможет «проверять соблюдение ограничений, требований и запретов, установленных в целях противодействия коррупции, лицами, на которых они распространены» [9]. ГИС объединит в одну сеть участников антикоррупционной деятельности: Администрацию Президента, которую объявили координатором системы и Федеральную службу охраны России (ФСО), которая станет ее оператором. За методическую и консультационную поддержку ГИС отвечать будет Минтруд. «Посейдон» также планируют синхронизировать с другими информационными системами, сведения из которых могут помочь борьбе с коррупцией. Сделать это должны в течение трех месяцев.
Подводя итог проведенному исследованию, можно констатировать, что главным триггером коррупционных проявлений в обществе, в настоящее время, послужила неопределенность в понимании населением того, как дальше будут развиваться события в Украине и к чему они в конечном итоге могут привести. Неопределенность будущего подталкивает людей к коррупционному поведению и желанию создать определенный «запас» финансовых средств, чтобы иметь некую подушку безопасности.
Что необходимо предпринять в данном случае государству, обществу и заинтересованным структурам?
Конечно, принятие новых нормативно-правовых актов и документов в сфере борьбы с коррупцией, окажет влияние на поведение людей, но как нам кажется, не в той степени, как хотелось бы. Ведь человека, без понимания того, как он будет жить дальше, остановить в желании обеспечить хоть как-то своё будущее – невозможно.
Здесь, как нам видится, необходимо уделить внимание формированию четкой стратегической программы и вариантам развития экономики России, и доведению соответствующей информации до общества. Кроме этого, обывателю необходимо на постоянной основе напоминать о том, что коррупционные проявления значительно тормозят восстановление и развитие экономики в условиях санкций, а значит замедляют рост уровня доходов граждан.
Таким образом, государству и обществу необходима комплексная, последовательная и единая экономическая политика, политика в области борьбы с коррупцией, которые, в совокупности, дадут необходимый положительный кумулятивный эффект.
Библиографическая ссылка
Глушак Н.В., Черенков В.Е., Журавков И.А. ПОСЛЕДСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ КАК ТРИГГЕР РОСТА КОРРУПЦИОННЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ОБЩЕСТВЕ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 6-1. – С. 23-30;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2241 (дата обращения: 21.11.2024).