Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ НА МИКРО И МАКРОУРОВНЯХ

Васильев Д.Е. 1 Орлова Л.Н. 1
1 ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
В условиях макро- и микро нестабильности экономического пространства, постоянно меняющихся параметров хозяйствования и ведения бизнеса обеспечение финансовой стабильности является актуальной практической задачей, требующей решения как на уровне предприятий, так и на уровне государства. Нивелирование угроз национальной экономической безопасности связано, в том числе, с необходимостью предотвращения угроз финансовой нестабильности хозяйствующих субъектов. Целью исследования является определение места финансовой безопасности в обеспечении экономической безопасности экономических субъектов всех уровней хозяйствования. В качестве теоретико-методологической базы исследования рассмотрены труды российский исследователей, посвященные вопросам выявления угроз экономической безопасности и факторов, их вызывающих. Практическое значение исследования заключается в выявлении возможностей и направлений для обеспечения финансовой безопасности экономических субъектов, выстраивания системы повышения экономической безопасности за счет обеспечения финансовой стабильности экономических субъектов на всех уровнях хозяйствования.
экономическая безопасность
финансовая стабильность
финансовая безопасность
стратегия национальной безопасности
факторы безопасности
1. Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28.06.2014 N 172-ФЗ (последняя редакция).
2. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400. Доступ из СПС КонсультантПлюс.
3. Грунин О.А., Грунин С.О. Экономическая безопасность организации. СПб.: Питер, 2018. 463 с.
4. Асалиев A.M., Бороздин С.В., Брагин Л.А. Макроэкономика: показатели экономической безопасности и их пороговые значения. М.: «Экономика и финансы» совместно с ИИФ «Триада», 2011. 96 с.
5. Багаева К.О. Финансовая безопасность предприятия как объект управления: материалы 4(15)-й международной научной конференции. 17-18 февраля 2011 года: сборник докладов. Т. I / под ред. д-ра экон. наук, проф. В.Е. Леонтьева, д-ра экон. наук, проф. Н.П. Радковской. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2011. 334 с.
6. Елизарова В.В. Место и роль финансовой безопасности в системе обеспечения экономической безопасности России // Экономика, статистика и информатика. 2015. № 2. С. 45-48.
7. Ермакова Э.Р. Финансовая безопасность в системе национальной безопасности государства // Фундаментальные исследования. 2016. № 5-2. C. 324-328.
8. Кучеров И.И., Поветкина Н.А. и др. Институты финансовой безопасности. М.: Норма, 2017. 256 с.
9. Ларичева Е.А., Горностаева А.Н. Теоретические аспекты обеспечения финансовой безопасности предприятия // Экономика и эффективность организации производства. 2019. № 30. С. 111-115.
10. Леднева Ю.В. Планирование публичных финансов как условие обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации // Финансовое право. 2018. № 11. С. 7-11.
11. Овечкина О.Н. Понятие и методика оценки финансовой безопасности предприятия // Вопросы экономики и права. 2013. № 3. С. 97-92.
12. Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://minfin.gov.ru/ru/ (дата обращения: 09.05.2022).
13. Россия – Годовой рост ВВП. Trade Economics. [Электронный ресурс]. URL:https://ru.tradingeconomics.com/russia/full-year-gdp-growth (дата обращения: 09.05.2022).
14. Сенчагов В.К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Вопросы экономики. 2013. № 1. С. 99.
15. Хабриева Т.Я. Правовые проблемы финансовой безопасности России // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2016. № 10. С. 45-54.
16. Экономическая безопасность: производство, финансы, банки / А.И. Архипов, Р.А. Белоусов и др.; под ред. В.К. Сенчагова. М.: ЗАО «Финстатинформ», 2015. 621 с.

Введение

На данный момент общее состояние финансов на макро- и микроуровнях в большей степени зависит от того, как на них влияют финансовые экономические факторы. В настоящее время они не имеют всеобщей положительно изменяющейся динамики. Причина в том, что перспективы развития финансовой сферы характеризуются неопределенностью и нарушением стабильности.

Все это оказывает существенное влияние на общую безопасность предпринимательских деятельности с точки зрения обеспечения устойчивости финансового состояния. Также от этого зависит общий макро- и микроуровень государственных финансов, его национальной экономики. Это, в свою очередь, автоматически вызывает увеличение социальной напряженности в государстве. Несмотря на то, что было выполнено достаточно большое количество работ в данном направлении, нестабильность финансового характера еще присутствует. Именно по этой причине данный вопрос и решение подобной задачи является достаточно актуальным. В первую очередь, причина основана на том, что внешняя и внутренняя среда постоянно изменяются. Кроме того, в состоянии динамики находится экономическая и финансовая сторона государственного уровня, а также отдельных субъектов, где развивается предпринимательская деятельность. Более того, в мировой экономике наблюдаются довольно существенные экономические и финансовые связи.

Целью данной работы является проведение максимально подробного анализа, с помощью которого можно будет разработать несколько подходов, позволяющих обеспечить высокий уровень безопасности на глобальном и на более мелком уровне. За счет этой цели было выявлено несколько основных задач:

• изучить главные особенности, на основании которых обеспечивается финансовая безопасность страны;

• рассмотреть суть финансовой безопасности в качестве элемента общей безопасности экономики;

• определить основные аспекты, которые оказывают влияние на финансовую безопасность.

Финансовая безопасность как элемент экономической безопасности экономики

Сразу стоит отметить, что финансовая безопасность на данный момент является одним из главных условий, с помощью которого обеспечивается свобода и права граждан социального, политического и гражданского характера. Было подвергнуто исследованиям огромное количество предприятий, работающих на международном уровне. На основании этого анализа была установлена тесная взаимосвязь между уровнем развития государства и его финансовой безопасностью.

Финансовая безопасность предприятия, как правило, соотносится с уровнем безопасности, который присутствует во всей экономической и социальной системе. Каждый из уровней характеризуется своими индивидуальными содержательными сущностями и характеристиками. Конечные результаты и факторы влияния также оказывают довольно значительное влияние на уровень финансового состояния.

В научных трудах было предпринято достаточно большое количество попыток, направленных на определение общего уровня финансовой безопасности. Очень многие сходятся во мнении, что определять этот аспект необходимо при помощи проведения разных специализированных мероприятий. Их должны организовывать уполномоченные государственные органы. Очень важно установить, в каком положении они находятся, общее состояние защищенности существующих на сегодня элементов, характерных для любой финансовой системы. В этом предполагается основной уровень устойчивости. Также важно обратить внимание на то, что степень защищенности финансов предоставляет возможность производить финансирование публичных расходов. Причем она может быть достаточной и непрерывной. Подобного результата можно будет добиться даже в том случае, если будут присутствовать определенные экономические, финансовые, внутренние и внешние угрозы. Добиться подобного результата можно будет за счет того, что предприниматели будут использовать бюджетные средства, валютные резервы и драгоценные металлы, а также разнообразные публичные фонды [8].

Важно обратить внимание на то, что уровень финансовой безопасности требуется изучать исключительно, как определенный элемент безопасности в экономической сфере. Важно понимать, что это один из основных элементов общей национальной безопасности. По мнению специалистов, это одна из главных его составляющих. Причина в том, что снижение уровня финансовой безопасности может довести до факта того, что страна потеряет свою устойчивость с финансовой точки зрения и окажется в состоянии неплатежеспособности. Это автоматически станет причиной того, что не получится вливать финансовые средства, покрывать основные жизнеобеспечивающие расходы. Также не получится покрывать затраты, связанные с обеспечением функционирования государственных институтов, обществу невозможно будет максимально эффективно и полноценно развиваться [15].

missing image file

Рис. 1. Место финансовой безопасности в системе национальной безопасности

Дополнительно с этим стоит обратить внимание, что на данный момент нет ни одного существенного элемента, который обеспечивает национальную безопасность страны. Все они должны зависеть от уровня финансовой безопасности. При этом он, в свою очередь, напрямую зависит от многочисленных аспектов другого характера. Но все они в обязательном порядке должны иметь отношение к национальной финансовой безопасности. Каждый из них подробно представлен на рисунке 1 [6].

Сразу стоит отметить, что уровень финансовой безопасности напрямую связан с тем, как планируются финансы публичного характера [10]. При этом стоит отметить, что общий уровень финансовой безопасности напрямую связан с таким аспектом, как стратегическое планирование. Очень важно сделать все возможное для того, чтобы обеспечить все без исключения характерные для России цели. После того, как был принят Федеральный закон № 172-ФЗ, который касается стратегического планирования [1], Россия автоматически стала формировать определенную систему последовательного характера, которая являлась определенным стратегическим планированием. Были решены многочисленные задачи, находящиеся к концепции перехода к управлению, связанного со стратегическим планированием.

С начала 2021 года была реализована совершенно новая стратегия, обеспечивающая национально-государственную безопасность. В отличие от прошлого своего варианта, она полностью соответствует реальным политическим и социальным условиям. Стратегия была довольно существенно изменена. При этом серьезный акцент был сделан на экономическую безопасность. Все это практически полностью соответствует установленным санкционным условиям, которые со стороны западных стран были применимы к России. Если внимательно изучить первые 5 разделов указанного выше документа, касающегося национальной безопасности, можно сделать вывод, что это определенное положение защищенности, где под контролем находятся самые основные национальные интересы Российского государства. Они защищены от внутренних и внешних угроз. Одновременно с этим обеспечивается определенная реализация разных конституционных прав, соблюдается свобода населения. Делается все возможное для того, чтобы повысить уровень его жизни и обеспечить стабильный гражданский мир. Можно будет добиться внутреннего согласия определенного государства. Самым важным аспектом является то, что будет обеспечена охрана суверенитета страны. Она будет независима, целостна с государственной точки зрения. Будет обеспечено экономическое и социальное развитие [2].

missing image file

Рис. 2. Динамика изменения ВВП РФ 2012-2021 гг. [13]

Еще одним важным моментом, прописанным в этом документе, является то, что для обеспечения высокого уровня финансовой национальной безопасности необходимо сделать упор на развитие экономики. Требуется сделать все возможное для того, чтобы укрепить финансовую систему, сделать ее максимально независимой. Только таким образом можно будет получить высокий уровень экономической безопасности. Существует несколько целей, достигая которые можно значительно укрепить общий экономический суверенитет государства. Здесь речь идет о том, чтобы всеми возможными способами повысить конкурентоспособность экономики России. Она должна стать более устойчивой к влиянию разнообразных идущих извне угроз. Также есть необходимость создать определенные условия для того, чтобы экономика развивалась. Причем темпы этого развития должны быть значительно выше общемировых.

Важно понимать, что финансовая безопасность имеет существенное значение для любой страны. Она характеризуется несколькими очень важными аспектами. Среди основных подобных факторов можно выделить следующие:

• политический климат в стране;

• финансово-кредитная политика государства;

• экономическое положение страны;

• уровень социального обеспечения населения;

• качество законодательного обеспечения;

• полнота правоотношений;

• высокий уровень жизни граждан.

Если необходимо более подробно изучить то, как изменился ВВП в период с 2012 до 2021 год, стоит внимательно изучить рисунок 2. Здесь он представлен в качестве одного из важных элементов, обеспечивающих финансовую безопасность.

Изучив представленные данные, можно сделать определенные выводы. В частности, становится понятно, что динамика роста ВВП имеет неравномерный характер. Причина в том, что на нее влияет большое количество внутренних и внешних факторов. Этот спектр в обязательном порядке должен приниматься во внимание, как прием обеспечения высокого уровня финансовой безопасности.

Среди показателей финансовой безопасности, которая должна быть обеспечена на глобальном уровне, можно отметить наличие у государства крупных золотовалютных резервов. В феврале 2022 года этот резерв в России достиг своего исторического максимума. В денежном соотношении он составляет 643,2 млрд. долларов. Если изучить информацию, которую предоставляет Минфин, то становится ясно, что примерно половина от этой суммы была заморожена по причине введенных Западом санкций [12]. Именно этот фактор является одной из главных угроз, нарушающих безопасность страны.

Относительно вопроса, связанного с финансовой безопасностью, которая должна быть обеспечена на микроуровне, высказывает свое мнение такой специалист, как Багаева К.О. [5]. Он определяет подобный уровень безопасности предприятия, как определенную способность и готовность его максимально эффективно обеспечивать такие процессы, как перераспределение и распределение финансовых активов. Причем данный процесс должен быть максимально стабильным, вне зависимости от того, какие предприятию угрожают внешние и внутренние факторы.

Если рассматривать этот вопрос с точки зрения профессионалов, становится понятно, что существуют более обоснованные и лаконичные определения того, что представляет собой финансовая безопасность любого коммерческого предприятия. Стоит отметить, что, по сути, это определенное состояние предприятия и его финансовой системы. Она должна быть такой, чтобы максимально эффективно использовались находящиеся в распоряжении корпоративные активы и ресурсы. Должны постоянно достигаться поставленные коммерческие цели. Кроме того, предприятие должно на высоком уровне противодействовать всевозможным угрозам, существенно ослабляя уровень их влияния.

Факторы, влияющие на финансовую безопасность на микро и макроуровнях

Существует несколько основных факторов, которые оказывают непосредственное влияние на степень финансовой безопасности государства. Их можно разделить на две основные группы:

1) Внешние. Здесь подразумевается деятельность других государств, международных мировых институтов и разных экономических субъектов;

2) Внутренние. Под которыми подразумевается деятельность исключительно отдельных экономических субъектов, которые функционируют внутри страны.

Среди внешних и внутренних факторов, которые оказывают на финансовую безопасность государства непосредственное влияние, можно выделить достаточно большое количество обстоятельств. Все они максимально подробно отражены в таблице 1.

Существующие на сегодня внешние и внутренние факторы оказывает существенное влияние на общий уровень финансовой безопасности. За счет этого можно вполне смело утверждать, что на данный момент отмечается большое количество всевозможных угроз и рисков, с которыми может столкнуться государственная финансовая система. Подобные риски и угрозы, как правило, довольно значительно усиливаются всевозможными внешними и внутренними факторами. Причем основную массу из них сложно прогнозировать. Причина в том, что они проявляются не только в экономической сфере, но также в разных общественных отношениях. Говоря иными словами, по факту основная масса из них контролируется обычными гражданами.

Особое внимание стоит уделить такому понятию, как общая финансовая безопасность страны. Она является более многогранной и сложной. Причина в том, что эта безопасность напрямую зависит у некоторых других элементов и условий, которые, в свою очередь, отличаются от тех аспектов, которые обеспечивают финансовую безопасность предприятий.

Государственная финансовая безопасность регулируется определенной финансовой тактикой и стратегией, которая вырабатывается на государственном уровне. Также в обязательном порядке должны быть грамотно выстроены такие направления:

• инвестиционная;

• таможенная;

• денежно-кредитная;

• валютная;

• налоговая;

• бюджетная;

• финансовая.

Если у государства есть финансовые резервы, если бюджет испытывает только незначительный дефицит, это является прямой гарантией того, что финансовая безопасность и стабильность будут обеспечены. Также стоит отметить, что общий уровень финансовой безопасности напрямую зависит от того, в какой структуре функционирует экономика. Также имеют значение такие важные факторы, как:

• рост ВВП;

• развитие экономики;

• положительное сальдо по внешней торговле;

• грамотное распределение исходящих и входящих денежных потоков.

Если по какой-то причине внутренняя структура, которая характеризуется начальной национальной экономикой, является недостаточная сбалансированность. Автоматически возникнут проблемы. Речь идет о балансе таких коммерческих сфер, как: транспорт, сельское хозяйство, промышленность.

Таблица 1

Основные внутренние и внешние факторы, влияющие на уровень финансовой безопасности государства

Внутренние факторы

Внешние факторы

Факторы, которые возможно только идентифицировать

Факторы, которые возможно идентифицировать и учитывать

Факторы, возможно идентифицировать, учитывать и управлять

Факторы влияния мировой экономики

Факторы деятельности мировых и международных институтов

Факторы деятельности отдельных государств и их экономических субъектов

Поведение населения страны

Наличие экономических, в том числе энергетических ресурсов

Спрос и предложение товаров и услуг на внутреннем рынке

Цикличность развития мировой экономики

Условия взаимодействия с мировыми и международными институтами

Дефицит бюджета отдельных государств, влияет на общемировые финансовые тенденции

Природные явления и катаклизмы

Демографическая ситуация и тенденции к ее изменению

Условия инвестиционной деятельности

Постоянные изменения вектора развития мировой экономики

Колебания курса мировых валют

Колебания спроса и предложения товаров, услуг и капиталов

Техногенные катаклизмы и форс-мажорные обстоятельства

Особенности структуры экономики

Законодательная и нормативная база

Наличие свободных капиталов на мировом финансовом рынке

Ошибки в прогнозах и деятельности руководителей мировых и международных институтов

Необоснованность решений отдельных стран и их экономических субъекте

Неудачная выбранная стратегия и финансово экономическая политика развивающихся стран

Региональные особенности развития экономики и инвестиционные преимущества

Объемы и направления финансового обеспечения

Появление и активное использование новых финансовых инструментов

Недостаток финансовых ресурсов в мировых и международных институтов

Неудачная выбранная стратегия и тактика развития национальной экономики

Ошибки в деятельности руководства государства, региональных органов власти и предприятий

Динамика и тенденции в изменении денежных потоков страны и ее регионов

Объемы экспорта и импорта товаров, услуг и капиталов

Финансовая нестабильность мировой экономики, кризисные явления, снижение кредитного рейтинга

Необоснованность решений мировых и международных институтов при взаимодействии с отдельными государствами

Санкции отдельных государств или групп государств, что отрицательно сказывается на мировой и национальных экономиках

Источник: оставлено автором по [4, 16].

Говоря иными словами, экономика государства должна быть ориентирована не только на внутренний, но также на внешний рынок. В этом случаем степень финансовой безопасности будет значительно лучше и больше. Результатов можно будет добиться намного более высоких, чем в том случае, если экономика страны будет акцентирована исключительно на сырьевые рынки, а также на импорт или экспорт.

Также стоит обратить внимание, что уровень финансовой безопасности напрямую зависит от того, какая внутри страны сложилась ситуация.

На высоком уровне должны находиться такие важные аспекты, как:

• желание граждан развивать страну;

• минимальный уровень коррупции;

• полноценное выполнение законов;

• правовое обеспечение экономики;

• развитие демократических институтов;

• стабильность политической системы [6].

Кроме того, на уровень финансовой безопасности оказывают прямое влияние внешние и внутренние факторы. Их настолько много, что потребовалось приложить определенные усилия для того, чтобы произвести их классификацию и распределение по категориям.

Таблица 2

Внутренние и внешние факторы, влияющие на уровень финансовой безопасности хозяйственных субъектов

Внутренние факторы

Внешние факторы

Факторы, которые возможно только идентифицировать

Факторы, которые возможно идентифицировать и учитывать

Факторы, возможно идентифицировать, учитывать и управлять

Факторы микроуровня

Факторы мезоуровня

Факторы макроуровня

Ошибки в деятельности руководителей разных уровней

Финансовые интересы владельцев

Состояние финансовой системы предприятия

Возможность идентифицировать:

а) уровень конкуренции;

б) поведение партнеров и клиентов

Невозможно идентифицировать:

а) техногенные и форс-мажорные;

б) социальные

Которые невозможно идентифицировать:

а) политические и социальные; б) техно генные и форс-мажорные

Ошибки в деятельности персонала

Профессионализм менеджеров

Источники финансового обеспечения

Возможность идентифицировать:

а) финансовая нестабильность;

б) взаимосвязи с другими регионами

финансовая нестабильность и несостоятельность государства

Неудачно выбранная стратегия развития

Особенности хозяйственной деятельности

Структура капитала предприятия

Возможно идентифицировать и частично учитывать:

а) изменения спроса и предложения; б) изменения ценовой стратегии

Возможность идентифицировать и учитывать:

а) наличие ресурсов;

б) изменения спроса и предложения на отдельные товары и услуги

Возможно идентифицировать и частично учитывать:

а) законодательные изменения;

б) изменения финансово-кредитные политики

Воздействия конкурентов

Особенности организационной структуры

Объемы входящего и исходящего денежного потока

Возможно идентифицировать и учитывать:

а) изменения спроса и предложения на товары и услуги;

б) изменения спроса и предложения на ресурсы

Источник: составлено автором по [3]

Результат данной работы представлен в таблице 2.

Важно понимать, что безопасность современных коммерческих предприятий, как правило, являются важной характеристикой, отражающей их финансовое положение и всю систему образования. Если этот уровень достаточно высокий, можно сделать вывод относительно того, что финансовая система того или иного предприятия полностью соответствует условиям развития и определенным современным потребностям. Если же уровень этой безопасности низкий, если он характеризуется, как неудовлетворительный, это говорит о том, что финансовая система находится в достаточно хорошем состоянии. В таком положении она не сможет удовлетворить основные потребности в развитии.

Также важно обратить внимание на тот факт, что безопасность предприятий является одним из базовых моментов, на основании которого выстраивается вся финансовая структура страны. Говоря иными словами, если на уровне предприятий финансовая система достаточно эффективно сбалансирована, это автоматически окажет положительное влияние на все государство и на его финансовую систему, в целом. Если наблюдается определенная неэффективность и дисбаланс, от этого пострадает финансовая безопасность всего государства.

Еще одним важным фактором является то, что финансовая стабильность и безопасность предприятия оказывает существенное влияние на государство и его финансовую стабильность. Причина подобной тесной взаимосвязи основана на том, что между предприятиями постоянно осуществляется движение денежных средств. Именно по этой причине финансовые способности, стабильность коммерческих предприятий, является гарантией того, что государство будет финансово безопасное. В частности, это основано на том, что в бюджет поступают существенные суммы от предприятий в качестве налоговых отчислений.

Безопасность государства с финансовой точки зрения определяется, как раз тем, какие у современных предприятий существуют финансовые возможности. Также имеет значение уровень финансовой безопасности каждого предпринимателя. Имеет значение то, в каком положении находится финансовая безопасность субъекта. На основании этого можно сделать вывод, что финансовая безопасность государства и определенных субъектов хозяйствования связана с определенными понятиями. Достаточно большое количество всевозможных факторов оказывают влияние на этот аспект. Также специалистам в обязательном порядке рекомендуется обращать внимание на основные составляющие элементы безопасности и на условия ее обеспечения.

Существуют определенные показатели и результаты, отражающие то, как взаимодействует финансовая безопасность предприятий и государства, в целом. Здесь присутствуют, как отрицательные, так и положительные формы влияния. Вне зависимости от их вида, они позволяют достигнуть самых разных целей и решить любое количество задач.

В первую очередь, стоит обратить внимание на те задачи, которые решаются на уровне государства. Среди них можно выделить следующие:

• увеличение финансовых возможностей;

• улучшение инвестиционного климата;

• рост кредитного рейтинга;

• увеличение расходов и доходов, поступающих в бюджет.

Что касается уровня предприятия, то здесь необходимо обращать внимание на такие важные факторы, как:

• стопроцентное исполнение гражданских обязанностей;

• выполнение государственных финансовых требований;

• удовлетворение интересов сотрудников;

• удовлетворение интересов руководителя предприятия [16].

На данный момент наблюдается достаточно тесная взаимосвязь между финансовой безопасностью на макро- и микроуровнях. Благодаря этому можно будет совместить основные интересы разных экономических субъектов. Это идеальная возможность решить те или иные проблемы, которые связаны с экономическими глобальными мероприятиями и процессами. Они обеспечивают рост финансовой безопасности всей страны, в целом, а также каждого отдельного предприятия. Так можно оказать положительное влияние на происходящие на всех уровнях социальные процессы. Достигнуть подобного результата можно будет через движение финансовых ресурсов. Обеспечиваются основные финансовые потребности населения и интересы домохозяйств.

Особенности обеспечение финансовой безопасности на разных уровнях хозяйствования

Стоит отметить, что безопасность государства с финансовой точки зрения также тесно взаимосвязана с тем, какой способностью обладают функционирующие на сегодня государственные органы. Среди самых основных функций и обязанностей можно выделить следующие:

• регулирование валютного курса;

• эффективная монетарная политика;

• борьба с правонарушениями в сфере финансов;

• защита национальных и экономических интересов;

• стабильное экономическое развитие;

• повышение финансово-экономических показателей;

• стабильная работа расчетных и платежных систем.

На данный момент в России общая экономическая финансовая безопасность базируется на нескольких правовых нормативных актах. В перечень таких важных законных положений входят:

• конституционные и федеральные законы;

• непосредственно сама Российская Конституция, где вниманию представлен перечень предприятий, ответственных за высокий уровень финансовой безопасности;

• президентские указы, в которых описывается не только концепция безопасности, но также разные методы противодействия внутренним и внешним угрозам;

• федеральные акты, которые регулируют механизм обеспечения финансовой стабильности;

• международные правовые нормативные акты;

• акты разнообразных властных структур, которые направлены на обеспечение высокого уровня безопасности, например, акты Центрального банка РФ.

Если принять во внимание существующие на сегодня основы, обеспечивающие высокий уровень финансовой безопасности, возникает необходимость разработать особую стратегию, которая позволит достигнуть подобных результатов. Одновременно с этим необходимо разработать особые пути противодействия, которые будет мешать возникать всевозможным угрозам. Как правило, существующая на сегодня стратегия связана с безопасностью финансовой сферы. Она должна состоять из следующих важных элементов, мероприятий и процедур [11]:

• создание функционирующих органов, которые будут контролировать финансовую деятельность государства;

• выявления угроз и их своевременное устранение;

• распределение секторов, на которые оказывает влияние Россия, в зависимости от климата и экономических условий;

• выявление тех угроз, которые способны нанести опасность финансовой, политической и социальной системы;

• выделение объектов, которые обеспечивают высокий уровень финансовой безопасности;

• создание функционирующих органов, отвечающих за экономику и финансы по отдельным регионам и географическим участкам.

Все критерии финансовой безопасности в обязательном порядке должны измеряться с учетом показателей, которые показывают деятельность и функционирование органов, работающих на государственном уровне. Все эти оценки и результаты в обязательном порядке должны быть использованы при последующей разработке разных мер, направленных на нейтрализацию или полное предотвращение возможных угроз [9].

Для того чтобы обеспечить эффективное использование подобных критериев, требуется внедрить разные измеряемые стандарты, отвечающие за обеспечение безопасности. Все эти механизмы необходимо постоянно совершенствовать. Они должны быть подвергнуты наблюдениям за основными меняющимися, находящимися в динамике показателями. Благодаря этому можно будет предотвратить разные нарушения, а также устранить условия и причины их появления.

На данный момент существует один достаточно распространенный инструмент, с помощью которого можно обеспечить устойчивость предприятий к разным финансовым угрозам. Речь идет о монетарной политике. По сути, это комплекс определенных мероприятий. Они направляются на то, чтобы эффективно стабилизировать экономическую сферу. Говоря иными словами, это такие действия, которые производятся в государственной власти с целью оказать влияние на общее количество денежной массы. В данном случае Центральный Банк России выступает в роли определенного организатора и контролера денежного обращения. Именно по этой причине данная деятельность выявляется одной из самых ключевых в общих в монетарной государственной политике.

Важно обратить внимание на то, что общая безопасность государства с финансовой точки зрения напрямую зависит от и устойчивости. Имеют значение те показатели, которые напрямую отражают существующие на данный момент актуальные национальные интересы. Благодаря этому можно будет понять, в каком состоянии находится государственная финансовая безопасность. Среди основных таких параметров можно выделить следующие:

• уровень развития рынка финансов;

• стабильность потока финансирования;

• скорость обращения денежной массы;

• внутренний и внешний долг страны;

• золотовалютный запас государства;

• устойчивость национальной денежной единицы;

• стабильность работы банковской системы.

На данный момент существует достаточно большое количество всевозможных нотификаций, на основании которых распределяются показатели, которые служат для того, чтобы оценить уровень финансовой безопасности. Если внимательно проанализировать их динамику, автоматически можно сделать вывод, относительно того, в каком направлении ведется финансовая политика, насколько она качественная и эффективная.

missing image file

Рис. 3. Методы оценки уровня финансовой безопасности предприятия [11]

На рисунке 3 представлены варианты, с помощью которых можно оценивать финансовую безопасность любого коммерческого предприятия.

Вне зависимости от того, какие результаты получаются, каждому коммерческому предприятию для обеспечения финансовой безопасности, рекомендуется выполнять следующее мероприятие:

• подвергать регулярному мониторингу общее финансовое положение предприятия;

• учитывать все элементы, обеспечивающие финансовую безопасность;

• анализировать самые важные экономические финансовые показатели;

• избегать злоупотребление заемными средствами;

• соотношение собственного и заемного капитала должно составлять 70/30;

• страховать финансовые риски;

• прогнозировать неблагоприятные факторы;

• иметь в распоряжении нескольких сценариев, направленных на устранение негативных последствий;

• использовать методики финансового планирования [9].

Занимаясь планированием разных мероприятий, направленных на то, чтобы повысить уровень финансовой безопасности необходимо, принимать во внимание такие важные аспекты, как:

• мониторинг возможных угроз;

• обеспечение взаимосвязи между системами безопасности;

• достижение высокого уровня экономической безопасности;

• тратить денежные средства на ликвидацию ущерба от внутренних и внешних угроз.

Если применять все эти процедуры, можно будет обеспечить предприятию высокий уровень безопасности. Это, в свою очередь, позволит добиться максимально эффективного результата.

Заключение

Общий уровень финансовой безопасности государства имеет существенное значение в таком аспекте как гарантия национальной безопасности. Существует несколько базовых факторов функционирования подобной системы безопасности. В первую очередь, необходимо обращать внимание на то, чтобы правовая нормативная база была целостной и полной. Также требуется преодолевать внутренние и внешние угрозы. Очень важно проследить за тем, чтобы органы государственной власти обеспечивали эффективное функционирование всех без исключения сфер экономической и общественной деятельности.

Требуется всеми возможными способами сохранять устойчивое финансовое положение. Оно должно быть основано на выстроенной системе обеспечения высокого уровня финансовой безопасности. При этом, важно понимать, что она базируется на тщательном анализе хозяйственной и финансовой деятельности. Требуется понимать, что финансовое состояние любого предприятия является определяющим фактором, от которого зависит уровень его конкурентоспособности.

В зависимости от того, как предприятие управляет своими финансами, насколько высокой является безопасность существующей финансовой системы, напрямую зависит положение предприятия на рынке. Осуществление обеспечения разных действий, направленных на обеспечение высокого уровня финансовой безопасности, подразумевает под собой следующие основные выводы:

• финансовая безопасность страны зависит от многих факторов;

• безопасность и стабильное финансовое положение предприятий и всего государства, в целом, являются связанными между собой понятиями;

• существующая между финансовой и государственной безопасностью и работой предприятий связь может нести, как негативное, так и позитивное влияние;

• факторы, которые оказывают влияние на финансовую безопасность, могут быть разными, в зависимости, от субъективных и объективных обстоятельств.

Чем более тщательно работать над перечисленными аспектами, тем более качественным будет конечный результат, который покажет каждое отдельное предприятие и вся финансовая государственная система, в целом.


Библиографическая ссылка

Васильев Д.Е., Орлова Л.Н. ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ НА МИКРО И МАКРОУРОВНЯХ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 6-1. – С. 12-22;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2240 (дата обращения: 21.11.2024).