Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

СТРУКТУРНАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ЛИЗИНГА

Рябчук П.Г. 1 Уварин А.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Южно-Уральский гуманитарно-педагогический университет»
С момента своего появления, лизинг из формы приобретения оборудования в рассрочку превратился в эффективный инструмент технологического перевооружения. Процесс становления лизинговых отношений в Российской Федерации сопровождался трансформацией системы лизинга в целом и подсисистем ее образующих. Современная система лизинга сформирована из множества взаимодействующих и взаимозависимых друг от друга элементов. Решению задачи технологического перевооружения с использованием на основе использования фактора эффективности лизинга способствует структурная и функциональная характеристика системы лизинга, ее элементов. В современной научной и специальной экономической литературе наблюдается терминологическая путаница. Понятия «лизинговый механизм», «лизинговый процесс», «лизинговая система» подменяются друг другом, а в широком спектре источников используются в различных аспектах без попыток придачи формализации и точного определения. Совершенствование понятийного и терминологического научного аппарата повышает качество исследований и адекватность реальным экономико – хозяйственным процессам, протекающих в условиях внешнеполитической напряженности и усиливающихся санкций стран североатлантического блока. В настоящем исследовании для идентификации понятий «лизинговый механизм», «лизинговый процесс» и «система лизинга» необходимо выяснить взаимодействие данных экономических явлений и грани их соприкосновения в аспекте структурного и функционального анализа системы лизинга.
лизинг
система лизинга
лизинговый механизм
лизинговый процесс
субъекты системы лизинга
1. Абалкин Л.И. На пути к реформе. Хозяйственный механизм развитого социалистического общества. Новый тип экономического мышления. Перестройка: пути и проблемы. Избранные труды. В 4-х т. Т. 2. М.: Экономика, 2000. 911 с.
2. Абашина A.M., Симонова М.Н., Талье И.К. Аренда и лизинг. М.: Филинъ, 2005. 160 с.
3. Антонов Г.М. Теоретические основы лизинга: учебно-методическое пособие. Пенза: ПГПУ, 2003. 322 с.
4. Ветрянский В.В. Договор аренды и его виды. М.: 2000. С. 221.
5. Газман В.Д. Финансовый лизинг: учебное пособие для вузов. 2-е изд. М., 2005.
6. Гаджигишиев Х.Г., Дохолян С.В. Использование информационных технологий в управлении лизинговыми процессами // Региональные проблемы преобразования экономики. 2009. № 4 (21). С. 102-127.
7. Горемыкин В.А. Лизинг: учебник. Изд. 2-е, исправленное и дополненное. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ»; Информцентр XXI века, 2005. 994 с.
8. Горемыкин В.А. Лизинг: учебник. М.: «Дашков и К», 2003.
9. Грищенко H.A. Комбинированные схемы лизинговых операций // Лизинг. 2006. № 5. С. 47-83.
10. Деревянко О.В. Организационно-экономический механизм планирования бизнес-процессов предпринимательских структур: дис. ... канд. экон. наук. СПб., 2004.
11. Джуха В.М. Лизинг: учебник. Ростов-н/Д: «Феникс», 1999. 39 с.
12. Иванова И.Л. Сущность амортизации и амортизационной политики организаций – участников лизингового процесса // Инновационное развитие экономики. 2016. № 4 (34). С. 240-246.
13. Измалков С., Сонин К., Юдкевич М. Теория экономических механизмов (нобелевская премия по экономике 2000 г.) // Вопросы экономики. 2008. № 1. С. 4-26.
14. Карп М.В., Махмутов P.A., Шабалин Е.М. Финансовый лизинг на предприятии. М.: ЮНИТИ, 1998. 160 с.
15. Кирсанова Е.А. Активизация лизинговых процессов в химической отрасли // Проблемы современной экономики (Новосибирск). 2010. № 2-3. С. 246-250.
16. Косолапова А.А. Совершенствование лизингового процесса в АПК региона (Республика Мордовия) // Контентус. 2017. № 12 (65). С. 72-79.
17. Лещенко М.И. Основы лизинга: учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2000. 336 с.
18. Огнев Д.В., Левицкий А.А., Нечаев А.С. Экономическая классификация лизинга: сборник научных трудов Ангарского государственного технического университета. 2007. Т. 2. № 1. С. 053-058.
19. Пенчукова Т.А. Классификация современных лизинговых услуг в России // Сибирская финансовая школа. 2013. № 5 (100). С. 120-124.
20. Прилуцкий Л.Н. Финансовый лизинг. Правовые основы, экономика, практика. М.: Ось-89, 1997. 272 с.
21. Федорова Г.В. Устройство управления процессом лизинга в промышленности // Бенефициар. 2018. № 25. С. 32-35.

Введение

Анализ имеющихся взглядов на экономический механизм имеет высокую степень терминологической неопределенности, что не способствует сформированию устойчивого понятийно – категориального аппарата и приводит к неясности при формировании функциональной характеристики лизинга. Большинство авторов [11, 18, 27] сближают термин «механизм» и «процесс», что в техническом плане, на наш взгляд, не корректно по причине ресурсной составляющей механизма. Данное несовершенство приводит к трудностям в рамках построения экономических и математических моделей экономических явлений, а так же в формировании логических умозаключений в рамках научных исследований и точных расчетов. Таким образом, в экономической науке сформировалась двоякое понимание экономического механизма: как процесс и как его ресурсы. Наша задача состоит в упорядочивании данных понятий и выработки научных дефиниций: лизинговая система, лизинговый механизм и лизинговый процесс, что позволит устранить существующую терминологическую неопределенность данных экономических категорий в науке.

Цель исследования – провести анализ функциональных и структурных связей системы лизинга обосновав грани их взаимодействия.

Результаты исследования и их обсуждение

Функционально-структурный анализ системы лизинга целесообразно провести с позиции организационных связей и анализа денежных и материальных потоков между субъектами системы лизинга. В зависимости от вида лизинговой сделки меняется и число ее участников (от двух до пяти). В научной и специальной литературе [4, 6, 9, 13] уделено много внимания классификации лизинговых сделок. Современная лизинговая сделка в отечественной практике представляет собой классическую многостороннюю сделку. К участникам системы лизинга относятся следующие стороны:

− Лизингополучатель.

− Лизинговая компания.

− Производитель (продавец) объекта лизинга.

− Кредитное учреждение (банк).

− Страховая компания.

− Государственные фискальные органы.

Структурно – функциональный анализ системы лизинга. Функциональные связи участников системы лизинга (рисунок 1) характеризуют организационные и документальные отношения между субъектами лизинговой сделки, возникающие в рамках ее реализации:

На рисунке 1:

1 – подача заявки потенциальным лизингополучателем в лизинговую компанию на приобретение определенного им объекта внеоборотного имущества в лизинг. Оценка кредитоспособности заемщика.

2 – заключение кредитного договора между лизинговой компанией и кредитным учреждением на финансирование приобретения объекта лизинга (в случае нехватки собственных средств лизинговой компании).

Ryabchuk1.pdf

Рис. 1. Функциональные связи участников системы лизинга

3 – заключение договора поставки между лизинговой компанией и производителем (продавцом) объекта лизинга. Акт приемки – передачи объекта основных фондов. Договор на обслуживание (если требуется).

4 – заключение договора добровольного или обязательного страхования объекта лизинга (если требуется).

5 – заключение договора лизинга между лизингополучателем и лизинговой компанией. Составление акта приемки – передачи объекта.

Денежные потоки, образующиеся в ходе реализации лизинговой сделки (рисунок 2) зависят от вида лизинговой сделки и числа ее участников. В работах специалистов в области лизинга [2, 5, 6, 9, 13, 21] представлены различные схемы движения денежных потоков в ходе реализации лизинговой сделки, однако нами дополнены денежными потоками, связанными с уплатой налогов, налогооблагаемая база которых образуется в результате реализации лизинговой сделки.

1 – кредитное учреждение финансирует лизингополучателя на приобретение объекта лизинга. Данная операция проводится либо под конкретную лизинговую сделку, либо в рамках общего финансирования деятельности и пополнения оборотных средств.

2 – лизингодатель переводит денежные средства на счет производителя (продавца) объекта лизинга.

3 – лизинговая компания страхует объект лизинга либо саму лизинговую сделку.

4 – производитель (продавец) производит отчисления налога на прибыль и НДС от реализованного объекта лизинга.

5 – лизингополучатель осуществляет периодические платежи (включая НДС) лизинговой компании за пользование объектом лизинга на условиях договора.

6 – лизинговая компания осуществляет периодические платежи кредитному учреждению.

7 – лизингополучатель осуществляет уплату в федеральный бюджет НДС и налога на прибыль.

8 – кредитное учреждение уплачивает налог на прибыль в федеральный бюджет.

9, 10 – страховая компания и лизингодатель уплачивает федеральные налоги (налог на прибыль и НДС) в федеральный бюджет.

11 – залогодержатель (лизинговая компания) уплачивает региональный налог (налог на имущество организаций) в бюджет региона.

Исходя из организационных и функциональных связей формируется и лизинговый платеж, взимаемый с лизингополучателя лизинговой компанией.

Ryabchuk2.tif

Рис. 2. Денежные потоки системы лизинга

Лизинговый платеж (ЛП) в общем виде можно представить как сумму следующих элементов [3, 17, 18]:

ЛП = (1 + ННДС)(А + %К + МЛК + СП + ДУ), (1)

где А – амортизация объекта лизинга;

МЛК – маржа лизинговой компании;

%К – проценты за пользование кредитными ресурсами;

СП – страховые платежи;

ДУ – дополнительные услуги, оказываемые лизингодателем;

НДС – налог на добавленную стоимость.

Лизинговый платеж включает в себя элементы формирующие экономический эффект все участников системы лизинга: амортизация формируется из цены производителя (продавца) объекта лизинга; проценты по кредиту образуют доход кредитующей стороны; маржа лизинговой компании и дополнительные услуги формируют доход лизингодателя; страховые платежи, включенные в состав лизингового платежа образуют доход страховой компании.

Множество элементов системы лизинга и многообразие связей между ними становятся причиной оказания влияния большого числа факторов на ее эффективность [1, 4, 6 9-13, 15, 19, 24]. На генерацию ее экономической эффективности оказывает влияние масса факторов: законодательные (гражданское, таможенное, налоговое право); экономические (доступность кредитных ресурсов, тип монетарной политики ЦБ, уровень инфляции); политические (политическая стабильность, наличие или отсутствие экономических санкций); общественные (уровень и качество жизни, уровень образования населения, отношение населения к проекту); научно-технические (уровень развития фундаментальных и прикладных наук, уровень производительности труда, развитие информационных систем); культурные (уровень грамотности, история, культурные традиции и религия). При оценке эффективности системы лизинга под воздействием факторов внутренней и внешней среды образуются методологические проблемы, которые будут рассмотрены в следующем параграфе исследования.

Выводы

Анализ множества литературных и научных источников выявил, что в экономической науке имеет место неверное толкование термина «лизинговый механизм» как лизингового процесса. Автором вводится в научный оборот понятие «лизинговый механизм», определяющее его как ресурсный элемент в составе предложенного понятия «лизингового процесса» и способы их соединения. В результате лизинговый механизм терминологически определен как неразрывный составной элемент в структуре лизингового процесса. Устранение терминологической и понятийной неопределенности лизингового механизма позволит более адекватно исследовать существующие экономические явления и их взаимодействие. Рассмотрено и введено понятие «система лизинга», в рамках которого исследованы ее элементы и организационно – финансовые связи, выражающиеся в формировании лизингового платежа.


Библиографическая ссылка

Рябчук П.Г., Уварин А.В. СТРУКТУРНАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ЛИЗИНГА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 5-3. – С. 437-441;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2230 (дата обращения: 25.04.2024).