Экономическая безопасность государства неразрывно связана с национальной экономикой, которая характеризуется такими показателями как ее устойчивость, динамика развития, эффективность и конкурентоспособность на национальном и международном рынках. Основной задачей экономической безопасности является поддержание на должном уровне функционирования различных институтов государства. Определенное значение в этом имеет применение контрольно-кассовой техники.
Использование контрольно-кассовой техники представляет собой средство для выявления и борьбы сразу с несколькими угрозами для экономической безопасности страны.
В первую очередь, надо сказать о борьбе с налоговыми преступлениями, которые наносят экономическому развитию страны большой ущерб. По данным Следственного комитета за период с 2011-2020 годы ущерб от налоговых правонарушений ежегодно в среднем составляет 58 млрд руб. [6].
Одной из основных ошибок, которая выявляется при налоговых проверках, является неправильное определение выручки от реализации товаров, работ, услуг, как правило в сторону ее занижения. Повсеместное использование ККТ будет этому препятствовать. Фактически данные по каждому чеку хранятся на серверах налоговой службы РФ, куда попадают после покупки в любом российском магазине. Сразу после оплаты в кассе магазина (кафе, ателье, аптеки и т.д.) информация о покупке автоматически попадает на сервер ФНС. И с учетом того, что в форме чека присутствует название организации, ее ИНН, адрес и т.д. налоговые органы могут в автоматическом режиме более точно определить выручку этой организации, а, следовательно, и налогооблагаемую базу по конкретному налогу, который уплачивается этой организацией и, следовательно, и сумму самого налога. Если например, компания находится на общей системе налогообложения, то инспекторы могут сопоставить сумму выручки по ККТ с данными декларации по НДС. А если предприятие применяет упрощенную систему налогообложения, то можно сопоставить показатель «доходы» с выручкой по ККТ. Если налоговые органы находят расхождения, то это может являться дополнительной информацией для включения организации в план выездных налоговых проверок с применением осмотров, опросов сотрудников организации, анализом информации о компании и переписки учредителей т.д.
Надо иметь ввиду, что налоговые органы при контроле за ККТ выполняют государственную функцию, при исполнении которой используют Административный регламент [5]. Регламент предполагает:
- беспрепятственный доступ должностных лиц к ККТ проверяемого объекта, хранимым использованным контрольным лентам, накопителям фискальной памяти, программно-аппаратным устройствам;
- получение документации, связанной с приобретением, регистрацией, перерегистрацией, проверкой исправности, ремонтом, техническим обслуживанием, выводом из эксплуатации ККТ;
- получать необходимые объяснения, справки, пояснения по вопросам, возникающим при проверке;
- проводить проверки выдачи чеков;
- взаимодействовать с Органами внутренних дел;
- привлекать к административной ответственности.
Срок исполнения государственной функции в каждом конкретном случае устанавливается руководителем (заместителем) руководителя налоговой инспекции и не может превышать 5дней с даты выписки поручения на выполнение государственной функции.
Каков же алгоритм выполнения этой государственной функции:
- проверка выдачи чеков, товарных чеков, квитанций. Это означает приобретение товара, работы, услуги, их оплата, установление факта оформления (не оформления) документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар. При этом может проводиться визуальное наблюдение, видио-, аудиофиксация фактов приобретения товаров, работ, услуг и их оплаты, составление акта проверки;
- только после покупки специалисты налогового органа предъявляют поручение и служебные удостоверения;
- рассматривают документы на приобретение, регистрацию, перерегистрацию, ремонт, техническое обслуживание и т.д.;
- оформляют результы исполнения государственной функции, составляют акт.
Чаще всего выполнение государственной функции заканчивается требованием налоговиков об уточнении налоговой отчетности.
Одновременно с проверкой ККТ налоговики могут проводить проверку выполнения требования ЦБ по проведению кассовых операций. Например, соблюдение организацией лимита расчета наличными, правильности оформления работы с подотчетными лицами и т.д. За нарушение этих правил штраф составляет до 50 000 руб. [3].
Одновременно ККТ используется для контроля за ценами на продукты на предприятиях торговли. С 1 февраля 2021 года в чеке в обязательном порядке должны быть указаны порядковый номер документа, ИНН организации, режим налогообложения, сумма расчета, форма расчета, номер финансового накопителя, присвоенный на заводе изготовителе, GR-код, номер ККТ, полученный при регистрации в налоговом органе, название организации, ее адрес, конкретные наименования товаров или услуг, так чтобы была возможность идентифицировать товар или услугу, дату и время покупки. Также допускается добавлять артикулы, так чтобы в наименовании товара было не более128 символов с пробелами. За отсутствие наименования товара компания может быть оштрафована до 10000 руб., а ИП – до 3000 руб. [4]. Т.е. можно совершенно точно утверждать – по каким ценам магазин продает товары, оказывает услуги и принимать соответствующие меры.
Данные о продажах передаются в налоговые органы в режиме реального времени, что позволяет быстро реагировать на завышение цены конкретной организацией. В этой работе принимает участие и Федеральная антимонопольная служба.
Кроме того, контроль за ценами с помощью ККТ будет способствовать сокращению такого популярного метода конкуренции как «война цен», т.к. более дешевый товар можно получить, в том числе и за счет неуплаты или неполной уплаты налогов и таможенных пошлин. Такая ситуация не способствует созданию добросовестной среды для ведения бизнеса, при которой конкуренция должна вестись через повышение качества оказания услуг, работ, рекламу, лучшую логистику, маркетинг и т.д.
Кроме выше указанных возможностей ККТ в самое ближайшее время могут быть использованы для получения имущественных, инвестиционных и социальных налоговых вычетов. Уже принят Государственной думой закон от 20.04.2021года №100-ФЗ о получении налогового вычета без подачи декларации за покупку жилья и погашения процентов по кредитам, т.е. об упрощенном порядке получения вычетов. Изменения вступили в силу с 1.01.2022 года. Для этого онлайн-кассы соединят с «Личным кабинетом налогоплательщика». Данная технология уже тестируется для получения социального вычета на лекарства. Информационная база для этого вычета находится в стадии становления, но уже в интернете можно найти сервис «Чеки онлайн» и по номеру телефона и электронной почты увидеть чеки, выбрать нужные для получения вычета. Налоговые органы, на мой взгляд пока, будут видеть только те чеки, которые россияне сами загрузят в специальный сервис.
В дальнейшем в России будет создан сервис по хранению чеков в электронном виде, что позволит плательщику имеет информацию о покупках в одном месте и предъявлять чеки, например, для гарантийного ремонта, возврата товаров, получать кэшбэк, бонусы и т.д. Возможно в дальнейшем, при внесении изменений в Налоговый Кодекс Российской Федерации, налоговики смогут не только видеть все чеки налогоплательщиков, но и проводить сравнение между полученными доходами и совершенными расходами. Что существенно усилит контроль за налогоплательщиками и будет способствовать выводу многих физических лиц и организаций из тени. Это на сегодня очень большая проблема. По данным экспертов объем «серых» зарплат составляет 10 трлн руб. в год [7]. Таким образом, ККТ будет способствовать решению еще одной важной проблемы – легализации доходов граждан (таблица 1).
Поэтому налоговые органы постоянно контролируют порядок и своевременность регистрации ККТ, ее ремонт и порядок применения.
Таблица 1
Контроль за соблюдением требования к ККТ, порядком и условиям ее регистрации и применения, полнотой учета выручки
Показатель |
Всего |
В том числе |
|
Индивидуальный предприниматель |
Организация |
||
Количество проведенных проверок, в т.ч. - применение ККТ - полноты выручки |
6413 6408 5 |
3417 3417 0 |
2996 2991 5 |
Количество проверок, в которых установлены нарушения, в т.ч. - неприменение ККТ - применение ККТ, не соответствующих требованиям - непредставление кассового чека - количество не выполненных в срок предписаний налоговых органов |
5137 3476 1629 28 37 |
3027 2019 1001 7 32 |
2110 1457 628 21 5 |
Таблица 2
Административные наказания за нарушение законодательства о ККТ
Показатель |
Всего |
В том числе |
||
Должностное лицо |
Юридическое лицо |
Индивидуальный предприниматель |
||
Предъявлено штрафных санкций (шт) |
75341 |
14700 |
46221 |
14420 |
Взыскано штрафных санкций (шт) |
47421 |
8672 |
26741 |
12008 |
Всего на территории РФ за 2021 год было проведено 6413 [8] комплексных проверок организаций и индивидуальных предпринимателей по соблюдению требования применения ККТ, порядку и условиям ее применения, полнотой учета выручки, при этом в 5137 или в 80,1% проверок были установлены нарушения.
Большая часть (67,7%) нарушений, связана с неприменением ККТ в установленных законодательством случаях. Чаще всего нарушения делают индивидуальные предприниматели, что, на наш взгляд, связана с высоким объемом затрат на, приобретение, модернизацию кассовых аппаратов, отсутствием опыта работы с подобной техникой и т.д.
Как видим из таблицы 2, административные санкции касаются не только юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но и должностных лиц и количество их значительно.
Вопросы совершенствования контроля всегда находятся в поле зрения руководства страны. С 1 марта 2022 года применение контрольно-кассовой техники будут контролировать по новому, меняется нормативная база и правила.
Организация и осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники вместо 54-ФЗ будет регулироваться Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». В связи с этим отменяются плановые проверки ККТ. Это означает, что налоговые органы будут проводить только внеплановые проверки ККТ, о которых контролируемое лицо не уведомляется. Предметом контроля и надзора остаются правила применения ККТ при осуществлении расчетов в России, полнота учета выручки, в том числе и в целях налогообложения и обеспечения установленного порядка оборота товаров.
Еще одно важное обстоятельство. В соответствии с Федеральным законом №248 создан единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий, в котором собирается вся информация о проводимых профилактических мероприятиях (предостережение, профилактический визит) и контрольных мероприятиях, таких как контрольная и мониторинговая закупка, выборочный контроль, инспекционный визит, рейдовый осмотр, документарная и выездная проверка. Проводить контрольные и надзорные мероприятия, которых на момент их начала отсутствуют в реестре, запрещено [1]. Кроме того, контрольные и надзорные мероприятия могут проводиться по месту нахождения налогоплательщика или по месту установки онлайн-кассы (в том числе в жилых помещениях) [2]. Пока сложно сказать к чему приведут эти изменения.
Но несмотря на то, что есть проблемы при применении ККТ, их решение будет способствовать соблюдению налогового законодательства, обелению бизнеса, увеличению доходов бюджета и повышению экономической безопасности государства.
Библиографическая ссылка
Некрасова Э.С. РОЛЬ ККТ В УСИЛЕНИИ БОРЬБЫ ЗА ЭКОНОМИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 5-3. – С. 396-400;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2224 (дата обращения: 27.12.2024).