Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА КРУПНЫЕ МИРОВЫЕ ЭКОНОМИКИ

Беляев С.А. 1 Болычева Е.А. 2 Семенов И.М. 2
1 Курский государственный медицинский университет
2 Юго-Западный государственный университет
В данной статье рассматривается влияние пандемии коронавирусной инфекции на мировую экономику в целом и на отдельные её сферы деятельности. Актуальность данной работы обусловлена тем, что пандемия COVID-19 обострила существующие проблемы в социально-экономической сфере и потребовала принятия мер принципиально нового характера. Под серьезнейшим давлением оказались отношения между хозяйствующими субъектами в аспекте формирования совокупного спроса и предложения. Для решения образовавшихся проблем в области экономики были применены инструменты налогового регулирования, поддержки рынка труда, занятости, доходов населения и предприятий. При этом решение экономических проблем оказалось сопряжено с вопросами в области здравоохранения. На примере крупнейших экономик стран мира в данном исследовании оценивается степень и масштабы влияния пандемии на мировую экономическую систему. Используются такие показатели как: динамика ВВП, уровень безработицы, динамика цены на нефть марки Brent в долларах за баррель. В ходе проведенного анализа было выявлено, что в 2020 году глобальный валовый внутренний продукт снизился на 2,32%, в марте-апреле наблюдается резкий рост уровня безработицы, обусловленный практически полной приостановкой деятельности в таких сферах как туризм, спорт, общественное питание, гостиничный и ресторанный бизнес, цена не нефть марки Brent снизилась более чем на 45%. В дальнейшем ситуация коренным образом изменяется и значения анализируемых показателей не только возвращаются к докризисным значениям и нормальным значениям, но и демонстрируют положительную динамику. Пандемия коронавирусной инфекции замедлила темпы роста доходов бюджетных систем стран мира и их населения, что было вызвано практически полной или частичной приостановкой, уменьшением масштабов деятельности в ряде отраслей экономической деятельности, а также падением цен на энергоносители для экономик с сырьевой спецификацией.
пандемия
мировая экономика
валовый внутренний продукт
инфляция
уровень безработицы
бюджетная политика
1. Зюкин Д.А., Головин Ал.А., Зюкин Д.В., Стародубцева А.С., Носова В.В. Тенденции развития региональных потребительских рынков в условиях снижения реальных доходов населения // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2021. № 3. С. 151-157.
2. Официальный сайт Всемирной туристической организации ООН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.unwto.org/.
3. Беляев С.А., Зюкин Д.А., Пасечко В.В., Алехина А.А., Болычева Е.А. Социально-экономические последствия пандемии и способы их нейтрализации в мировой практике // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2022. № 2. С. 142-150.
4. Статистика стран мира // Официальный сайт SVSPB: информационно-аналитический материал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://svspb.net/sverige/statistika-stran-mira.php.
5. Петушкова В.В. Последствия пандемии COVID-19 для экономики Китая: итоги 2020 года // Экономические и социальные проблемы России. 2021. № 3. С. 104–122.
6. Дробот Е.В. Мировая экономика в условиях пандемии COVID-19: итоги 2020 года и перспективы восстановления // Экономические отношения. 2020. Т. 10. № 4. С. 937-960.
7. Синявская О.В., Горват Е.С., Грищенко Н.Б., Карева Д.Е. Обзор международного опыта в поддержке занятости и населения в условиях борьбы с пандемией коронавируса // Аналитический бюллетень НИУ ВШЭ об экономических и социальных последствиях коронавируса в России и в мире. 2020. № 2. С. 62-74.
8. COVID-19 и сфера труда 2021 // Официальный сайт Международной организации труда: информационно-аналитический материал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---europe/---ro-geneva/---sro-moscow/documents/briefingnote/wcms_767671.pdf.
9. Инвестиционная привлекательность стран Европы за 2020 год: Россия // Официальный сайт глобальной организации EY: информационно-аналитический материал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ey.com/ru_ru/attractiveness/21/european-attractiveness-survey-2021-russia.
10. COVID-19 и глобальные потоки капитала // Официальный сайт РОСКОНГРЕСС: информационно-аналитический материал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://roscongress.org/materials/covid-19-i-globalnye-potoki-kapitala/.
11. Муха Д. Трансформация инвестиционной политики в условиях пандемии COVID-19 // Банкаўскі веснік. ЛIПЕНЬ. 2020. С. 59-72.
12. Официальный сайт глобальной финансовой аналитической и новостной платформы Investing.com: информационно-аналитический материал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.investing.com.
13. Громов А.И., Титов А.В. Влияние пандемии COVID-19 на мировой нефтяной рынок // Бурение и нефть. 2020. № 7-8. С. 10-15.
14. Зайцева О.П., Герасименко О.А. Влияние коронавируса на нефтяной рынок // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. 2020. № 4 (23). URL http://ejournal.omgau.ru/images/issues/ 2020/4/00882.pdf.

Введение

Пандемия коронавирусной инфекции спровоцировала ряд серьезных изменений в течение социально-экономических процессов во всей мировой системе хозяйствования. На макро- и микро- уровнях отмечается рост числа случаев банкротств, уровней безработицы, инфляции, социальной напряженности, спад объемов производства. В числе наиболее пострадавших отраслей оказались такие сферы деятельности как туризм, спорт, общественное питание, ресторанный и гостиничный бизнес [1]. Согласно данным Всемирной туристической организации ООН за первые 9 месяцев 2020 года убытки туристической отрасли составили примерно 935 млрд.долл. [2]. Для решения коронакризиса в области здравоохранения пришлось остановить ряд важнейших экономических процессов, что оказалось осложнено неопределенностью производителей и потребителей относительно сроков и характера введенных противоковидных ограничительных мер.

Цель исследования – провести оценку влияния пандемии коронавирусной инфекции на мировую экономическую систему, выявить основные факторы влияния и причины их образования.

Материалы и методы исследования

Данное исследование базируется на материалах, статистических данных международных организаций, результатах исследований отечественных и зарубежных ученых, исследователей, аналитических агентств. Среди изучаемых стран использовались наиболее влиятельные не только в экономическом плане, но и в политическом, определяющие мультинаправленность социально-экономических процессов в мире.

Исследование основывается на анализе динамики показателей, отражающих влияние пандемии на экономики стран мира: «ВВП в трлндолл.», «уровень безработицы, %», «динамика цен на нефть марки Brent, долл. за баррель». В качестве конкретизирующего показателя воздействия на рынок труда используется такой показатель как, «объем рабочего времени, часов».

Результаты исследования и их обсуждение

В большей степени влияние коронавирусной инфекции на мировую экономическую систему выразилось в замедлении темпов роста доходов бюджетных систем стран мира и их населения, что было вызвано практически полной или частичной приостановкой, уменьшением масштабов деятельности в ряде отраслей экономической деятельности, а также падением цен на энергоносители для экономик с сырьевой спецификацией [3]. Введенные карантинные меры против распространения коронавирусной инфекции привели к падению уровня производства, предложения, паническому накоплению ряда категорий товаров.

Одним из важнейших показателей для оценки влияния пандемии коронавируса на мировую экономическую систему является объем валового внутреннего продукта. В рамках данного исследования проанализируем динамику ВВП в трлн долл. за 2016-2021 гг. в крупнейших мировых экономиках (рисунок 1).

Согласно данным, представленным на рисунке 1, следует, что глобальный ВВП по итогам 2020 года снизился 2,32% относительно 2019 года. Аналогичная ситуация наблюдается в каждой из экономик стран, которые анализируется в исследовании. При этом, стоит отметить, что не смотря на продолжающуюся пандемию, в 2021 году ВВП показывает значительный рост относительно 2020 года: глобальный ВВП увеличился на 12,96%, а ВВП Китая вырос на 17,5%. Такого рода рост ВВП во много связан с направлением части бюджетных средств на поддержку производства, совокупного спроса и занятости населения. Именно такие страны как Германия, Франция, США, Великобритания являются одними из лидеров по совокупному объему финансовой поддержки экономики во время пандемии.

missing image file

Рис. 1. ВВП в ряде стран мира, трлн долл. за 2016-2021 гг. Составлено автором по данным [4]

Одной из первых под воздействием коронавируса оказалась экономика Китая, которая является важнейшим поставщиком потребительских и производственных товаров в мировой системе хозяйствования. Введенные жесткие карантинные меры привели к нарушению логистических цепочек поставок, нарушению уровня спроса и предложения. Как отмечает Петушкова В.В., на фоне появления пандемии в начале 2020 года внешний спрос на товары из Китая снизился, однако к концу общая стоимость импорта и экспорта товаров увеличилась на 5,9% относительно декабря 2019 года [5, с.112]. Поскольку именно Китай стал глобальным центром мировых цепочек поставок, любые сбои и негативные изменения в его экономике оказывают влияние на другие мировые экономики. При этом, именно на долю Китая приходится 14% мирового спроса на нефть и более 75% роста спроса на нефть [6, с.944].

Другого рода показателем, отражающим степень и характер влияния пандемии на экономическую систему, является изменение уровня безработицы. Экономические последствия пандемии коронавирусной инфекции оказались неодинаковыми для стран и населения. Под более сильным воздействием оказались социально незащищенные группы, особенно в странах с формирующимся рынком. Рынок труда оказался под серьезным давлением со стороны пандемии коронавирусной инфекции через введенные ограничения и рост заболеваемости. На рисунке 2 отражена динамика уровня безработицы в ряде стран мира за 2016-2021 гг.

Так, в США уровень безработицы в 2020 году достиг максимума за анализируемый период и увеличился на 4,4 процента в абсолютном выражении относительно 2019 года, при этом в апреле 2020 года данный показатель оказался равен 14,7%. Также, в аналогичная ситуация наблюдается в Канаде и Норвегии, где уровень безработицы оказался равен 13 и 10,4 процентов соответственно [7, с.65-66]. Другого рода фактором, поддержавшим резкий рост числа безработных оказалось упрощение порядка получения статуса безработного, а также повышение размеров выплачиваемых пособий.

missing image file

Рис. 2. Уровень безработицы в ряде стран мира за 2016-2021 гг. Источник: составлено автором по данным [2]

Вместе с ростом безработицы пандемия коронавирусной инфекции повлекла за собой снижение объемов рабочего времени, что оказалось обусловлено введенными карантинными мерами. Так, по данным Международной организации труда, по итогам 2020 года объем рабочего времени снизился на 8,8%, что эквивалентно полному рабочему дню 255 млн. работников по всему миру, при этом в Северной и Южной Америке данный показатель снизился на 13,7% [8, с.5]. Такого рода явление повлекло за собой снижение объемов производства, занятости, уровня заработной платы и темпов ее роста, а на макроуровне замедление темпов роста ВВП.

Отрицательные темпы роста ВВП, снижение реальных денежных доходов населения, рост безработицы и инфляции, введенные противоковидные ограничения негативно сказались на инвестиционной привлекательности экономик стран мира и повысили риски для вложения денежных средств в те или иные проекты. В Докладе «О мировых инвестициях» отмечается, что пандемия коронавирусной инфекции вызвала в 2020 году резкое падение прямых иностранных инвестиций на 35% в мире, на 13% в Европе, на 26% в Российской Федерации. Примерно треть прямых иностранных инвестиций в 2020 году (31%) – вложения в существующие проекты, остальное – инвестиции в создание новых мощностей [9]. При этом, стоит отметить, что наибольшее падение прямых иностранных инвестиций наблюдалось в первой половине 2020 года, затем наблюдается тенденция к восстановлению докризисных значений. Характеризуя сложившуюся ситуацию, стоит отметить, что пандемия коронавируса выявила и усугубила ранее существовавшие факторы неустойчивости в финансовом секторе. В марте 2020 года большинство стран с формирующейся и ряд стран с развитой экономикой столкнулись с массовым оттоком портфельных инвестиций, а вызванное обесценивание национальных валют относительно доллара США, увеличило расходы на обслуживание долгов эмитентов облигаций. Также в целях повышения ликвидности и притока капитала в национальные экономики власти некоторых стран ослабили ограничения относительно притока иностранных инвестиций. Например, Китай, Индия и Перу [10].

Д.Муха отмечает, что реальные капитальные затраты, инвестиции в разработку новых месторождений и расширение производства сдерживаются прекращением реализации инвестиционных проектов, закрытием объектов и замораживанием производства. Вызванный пандемией коронавируса шок спроса сопряжен с вынужденной заморозкой или увеличением срока реализации намеченных проектов. В целях поддержки инвестиционной сферы во многих странах были приняты различные схемы стимулирования контрактной экономической деятельности [11, с.65-66].

missing image file

Рис. 3. Динамика цен на нефть марки Brent в долларах за баррель с октября 2019 года по декабрь 2020 года Источник: составлено автором по данным [12]

Другого рода макроэкономическим фактором, определяющим характер экономических и политических отношений в мире, является цена на энергоносители. Именно динамика цен на нефть оказалась основным каналом, через который пандемия COVID-19 оказала влияние на нефтедобывающие страны. На рисунке 3 отражена динамика цен на нефть марки Brent в долларах за баррель с октября 2019 года по декабрь 2020 года.

Согласно данным рисунка 3 можно констатировать, что в марте 2020 года произошел резкий обвал цен на нефть марки Brent на 46,9%. Зайцева О.П. и Герасименко О.А. отмечают, что снижение спроса на поездки и активности на предприятиях, обусловленные пандемией коронавирусной инфекции, повлекли за собой снижение спроса на нефть, что в свою очередь, повлияло на её цену. Так, в апреле 2020 года количество авиаперелетов сократилось на 80%, дорожный трафик на 25%, а объем морских перевозок на 20% [13, с.10]. При этом 20 апреля 2020 года фьючерсная цена на нефть West Texas Intermediate с поставкой в мае стала отрицательной, что оказалось результатом бесперебойного снабжения и значительного сокращения спроса [14, с.2-3]. В современных экономических условиях спрос на нефть тесно связан с динамикой и тенденциями экономического роста, в особенности, в долгосрочной перспективе. Например, пандемия коронавирусной инфекции значительно увеличила темпы перехода к дистанционному формату занятости и общения, что прямым образом влияет на объемы потребления топлива. Постепенное снятие ковидных ограничений и достижение договоренностей по ключевым позициям между крупнейшими мировыми нефтепроизводителями обеспечили восстановление цен на нефть.

Заключение

Влияние коронавирусной инфекции на мировую экономическую систему оказалось выражено в замедлении темпов роста доходов бюджетной системы стран мира и населения, что было вызвано полной, частичной приостановкой или уменьшением масштабов деятельности в ряде отраслей экономической деятельности, а также падением цен на энергоносители для экономик с сырьевой спецификацией. Введенные карантинные меры против распространения коронавирусной инфекции привели к падению уровня производства, предложения, объема рабочего времени, занятости и росту безработицы. Снижение спроса на топливо, обусловленное введенными ограничениями на передвижение, повлекли за собой снижение спроса на нефть, что в свою очередь, повлияло на её цену. Март-апрель 2020 года оказались одними из самых тяжелых для мировой экономики, однако адаптация и переориентация к новым условиям позволили не только вернуть докризисные значения макроэкономическим индикаторам, но и обеспечить относительно высокие темпы роста.


Библиографическая ссылка

Беляев С.А., Болычева Е.А., Семенов И.М. ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА КРУПНЫЕ МИРОВЫЕ ЭКОНОМИКИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 5-2. – С. 154-159;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2190 (дата обращения: 20.04.2024).