Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ – КОМПОНЕНТ ОПТИМИЗАЦИИ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК ПРИ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПРОДУКТА

Лаврова Ю.С. 1
1 Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
Для создания наукоемких продуктов и технологий необходим интеллектуальный продукт, разработанный в вузе, который генерирует, осуществляет диффузию знаний и инноваций, для обеспечения высокой конкурентоспособности в условиях современного рынка. Специфика экономических отношений, связанных с приобретением прав на результат интеллектуальной деятельности, приводит к возникновению трансакционных издержек, большинство из которых с трудом поддаются учету. Некоторые из них входят в состав затрат на НИОКР или затрат, которые создают первоначальную стоимость нематериального актива. Трансакционные издержки растут из-за неопределенности и нестабильности взаимоотношений и действий между предприятиями и организациями на рынке интеллектуальной собственности, что препятствует вовлечению РФ в мировую торговлю правами на объекты интеллектуальной собственности. В данной статье осуществляется постановка проблем и конкретизация направлений исследования оптимизации трансакционных издержек в процессе цифровизации экономики и развитии цифровых платформ. Использование цифровых платформ в деятельности инновационных предприятий, осуществляющих свою деятельность в условиях глобальной цифровой трансформации, способствует прозрачности действий с интеллектуальной собственностью вузов. Автоматизированные системы снижают риски оппортунистического поведения и различных ошибок, свойственных влиянию человеческого фактора.
интеллектуальная собственность
цифровая трансформация
цифровые платформы
трансакционные издержки
малые инновационные предприятия
1. Паньшин Б. Цифровая экономика: особенности и тенденции развития // Наука и инновации. 2016. Т. 3. № 157. С. 17-20.
2. Купревич Т.С. Цифровые платформы в мировой экономике: современные тенденции и направления развития // Экономический вестник университета. 2018. № 37-1. С. 311-318.
3. Мыльникова Л.А. Инновации и цифровизация российской экономики // Экономический журнал. 2019. № 1. С. 107-119.
4. Гелисханов И.З., Юдина Т.Н., Бабкин А.В. Цифровые платформы в экономике: сущность, модели, тенденции развития // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2018. Т. 11. № 6. С. 22-36.
5. Ниязова Ю.М., Гарин А.В., Злыднев М.И. Цифровая платформа как информационно-экономическая структура // Компетентность. 2021. № 1. С. 31-36.

Введение

Актуальность темы данной статьи обусловлена тем, что цифровая трансформация вносит изменения в экономику всех стран мира. Мировая экономика испытывает цифровую трансформацию, связанную с многочисленными преобразованиями и применением инструментов и механизмов на основе всемирной сети и онлайн-платформ.

Цифровая трансформация всех отраслей современной экономики способствует изменению структуры трансакционных издержек в сфере интеллектуальной собственности. Необходимы научные исследования в области теории и практики трансакционных издержек в сфере интеллектуальной собственности с целью их снижения.

Целью исследования является изучение роли цифровых платформ в оптимизации трансакционных издержек при коммерциализации интеллектуального продукта вузов.

Материал и методы исследования

В процессе исследования использовались как общенаучные методы познания, так и специальные методы исследования: синтез, обобщение, сравнительный анализ, системный подход.

В настоящее время платформой называют и виртуальную торговую площадку, и всю совокупность ее пользователей, и программный, аппаратный и сетевой комплексы, а также бизнес-модель ее реализации [1].

Формулировке цифровых платформ уделили внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Так, Т.С. Купревич определяет цифровую платформу в виде специально созданного взаимодействия в цифровой среде между поставщиками и потребителями для наиболее быстрого и эффективного поиска партнеров, товаров, услуг, заключения контрактов, контроле исполнения договоренностей, и снижения трансакционных издержек этих процессов [2].

По мнению Л.А. Мыльниковой, цифровые платформы все чаще появляются в традиционных сферах деятельности и способствуют возникновению инноваций на стыке смежных наук, которые способствуют изменению границ, состава отраслевых рынков и правил конкурирования на них [3].

Цифровые платформы приводят к изменению форм международного бизнеса, снижению стоимости трансграничного взаимодействия и каждой транзакции. При помощи цифровых платформ создаются виртуальные рынки и сообщества пользователей в масштабе мировой экономики, предоставляя заинтересованным субъектам экономики огромную базу потенциальных клиентов и эффективные способы связи с ними. Использование цифровых платформ является прямым каналом сбыта продукции или услуг, повышающим эффективность продаж за счет исключения посредников из каналов сбыта [4].

Несмотря на значительное количество определения цифровой платформы, считаем наиболее оправданным характеризовать цифровую платформу как созданную при помощи инновационных технологий бизнес-модели, создающей стоимость, и способствующей повышению эффективности обменов между группами участников рынка.

Широко используемые цифровые платформы подразделяются по функционалу следующим образом:

- операционные (Uber, Yandex, Gett);

- инновационные (Windows, Android, IOS);

- интегрированные (App store, iCloud);

- социальные (Facebook, Instagram);

- мобилизационные (CRM – системы);

- обучающие (Coursera).

Рассматривая особенности цифровой институциональной среды, отметим процесс изменения деловых и потребительских практик, форм и методов обеспечения информационной и коммуникационной составляющей взаимодействия производителей и потребителей. Кроме того, в условиях цифровой среды производители и потребители являются клиентами цифровых платформ и имеют соответствующие модели поведения.

По нашему мнению, развитие цифровых платформ осуществляется при помощи следующего алгоритма (рисунок)

Ю.М. Ниязова, А.В. Гарин А.В. и М.И. Злыднев отмечают наличие очевидных преимуществ для традиционного бизнеса от использования цифровых платформ при наличии стратегического риска от потери контроля над каналами сбыта и возможной зависимости от владельцев цифровых платформ [5].

Вместе с тем, развитие цифровых технологий и происходящая цифровая трансформация помогают быстро и без посредников обмениваться информацией между участниками цифровой среды, порождая противоречие между стремлением экономического субъекта к обеспечению эффективной защиты прав интеллектуальной собственности, и приобщением все большего количества людей к научным и техническим достижениям.

Наличие обширной инфраструктуры инновационной сети снижает до минимума трансакционные издержки малых инновационных предприятий в процессе использования объектов интеллектуальной собственности, способствует снижению рисков инновационных проектов.

missing image file

Процесс развития цифровых платформ

Примером такого взаимодействия при коммерциализации интеллектуального продукта вузов в деятельность инновационных предприятий является опыт БГТУ им. В.Г. Шухова, обладающего разветвленной инновационной инфраструктурой.

К основным задачам вузовских центров является относится регулирование процесса новых знаний, технологий и объектов интеллектуальной собственности, разработанных вузом, между другими участниками рыночных отношений, для становления и развития механизмов обеспечения производства новыми перспективными идеями и технологиями.

Результаты исследования и их обсуждение

В настоящее время Минкомсвязи и Московская школа управления «Сколково» разрабатывают совместный проект по объединению малых инновационных предприятий на базе цифровых платформ. Использование цифровых платформ в деятельности малых инвестиционных предприятий, направлено на преодоление имеющейся в настоящее время информационной асимметрии, возникающей между инвесторами и разработчиками интеллектуального продукта, что связано со сложностью и недоступностью всех видов информации о характеристиках интеллектуального продукта для внешнего инвестора [5].

В таблице приведены возможности цифровых платформ для минимизации трансакционных издержек при коммерциализации интеллектуального продукта вузов.

Таким образом, производители товаров и услуг при помощи цифровых платформ приобретают следующие преимущества:

- получение прямых (без посредников) каналов сбыта;

- снижение трансакционных издержек в виде затрат на маркетинг;

- снижение трансакционных издержек поиска информации.

Аналогичные преимущества приобретают вузы при коммерциализации интеллектуального продукта, созданного в процессе научной деятельности.

Появление управляющих систем без участия человека минимизирует человеческий фактор, влияющий на издержки поиска информации и другие трансакционные издержки, в том числе издержки на защиту интеллектуальной собственности, исключив полностью возможность оппортунистического поведения.

Возможности цифровых платформ для минимизации трансакционных издержек при коммерциализации интеллектуального продукта вузов

Деятельность на базе цифровой платформы

Инструментальная цифровая платформа

Инфраструктурная цифровая платформа

Прикладная цифровая платформа

Вид деятельности

Разработка аппаратных и программных решений

Предоставление сервисов и информации для принятия решений

Обмен созданными ценностями на рынках

Результат деятельности

Созданный программно-аппаратный или аппаратный продукт

Информация, необходимая для принятия решения в хозяйственной деятельности

Сделка, фиксирующая обмен товарами или услугами между участниками рынка

Возможности для снижения трансакционных издержек

Значительное ускорение передачи и обработки данных

Система принятия решений централизована при помощи системы электронного документооборота

Быстрый подбор при помощи сети интернет альтернативных наиболее выгодных сделок

Заключение

Можно сделать вывод о том, что процесс цифровизации способствует снижению трансакционных издержек за счет исключения влияния «человеческого фактора»: получения взяток за прохождение бюрократических процедур и получения различного рода преференций, расходы на неформальное обеспечение защиты и выполнения контрактов, стоимость затрат и времени на проверку предоставляемой информации. Появление управляющих систем без участия человека способствует решению данных проблем.


Библиографическая ссылка

Лаврова Ю.С. ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ – КОМПОНЕНТ ОПТИМИЗАЦИИ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК ПРИ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПРОДУКТА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 5-1. – С. 59-62;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2175 (дата обращения: 24.04.2024).