Введение
Актуальность темы данной статьи обусловлена тем, что цифровая трансформация вносит изменения в экономику всех стран мира. Мировая экономика испытывает цифровую трансформацию, связанную с многочисленными преобразованиями и применением инструментов и механизмов на основе всемирной сети и онлайн-платформ.
Цифровая трансформация всех отраслей современной экономики способствует изменению структуры трансакционных издержек в сфере интеллектуальной собственности. Необходимы научные исследования в области теории и практики трансакционных издержек в сфере интеллектуальной собственности с целью их снижения.
Целью исследования является изучение роли цифровых платформ в оптимизации трансакционных издержек при коммерциализации интеллектуального продукта вузов.
Материал и методы исследования
В процессе исследования использовались как общенаучные методы познания, так и специальные методы исследования: синтез, обобщение, сравнительный анализ, системный подход.
В настоящее время платформой называют и виртуальную торговую площадку, и всю совокупность ее пользователей, и программный, аппаратный и сетевой комплексы, а также бизнес-модель ее реализации [1].
Формулировке цифровых платформ уделили внимание многие отечественные и зарубежные ученые. Так, Т.С. Купревич определяет цифровую платформу в виде специально созданного взаимодействия в цифровой среде между поставщиками и потребителями для наиболее быстрого и эффективного поиска партнеров, товаров, услуг, заключения контрактов, контроле исполнения договоренностей, и снижения трансакционных издержек этих процессов [2].
По мнению Л.А. Мыльниковой, цифровые платформы все чаще появляются в традиционных сферах деятельности и способствуют возникновению инноваций на стыке смежных наук, которые способствуют изменению границ, состава отраслевых рынков и правил конкурирования на них [3].
Цифровые платформы приводят к изменению форм международного бизнеса, снижению стоимости трансграничного взаимодействия и каждой транзакции. При помощи цифровых платформ создаются виртуальные рынки и сообщества пользователей в масштабе мировой экономики, предоставляя заинтересованным субъектам экономики огромную базу потенциальных клиентов и эффективные способы связи с ними. Использование цифровых платформ является прямым каналом сбыта продукции или услуг, повышающим эффективность продаж за счет исключения посредников из каналов сбыта [4].
Несмотря на значительное количество определения цифровой платформы, считаем наиболее оправданным характеризовать цифровую платформу как созданную при помощи инновационных технологий бизнес-модели, создающей стоимость, и способствующей повышению эффективности обменов между группами участников рынка.
Широко используемые цифровые платформы подразделяются по функционалу следующим образом:
- операционные (Uber, Yandex, Gett);
- инновационные (Windows, Android, IOS);
- интегрированные (App store, iCloud);
- социальные (Facebook, Instagram);
- мобилизационные (CRM – системы);
- обучающие (Coursera).
Рассматривая особенности цифровой институциональной среды, отметим процесс изменения деловых и потребительских практик, форм и методов обеспечения информационной и коммуникационной составляющей взаимодействия производителей и потребителей. Кроме того, в условиях цифровой среды производители и потребители являются клиентами цифровых платформ и имеют соответствующие модели поведения.
По нашему мнению, развитие цифровых платформ осуществляется при помощи следующего алгоритма (рисунок)
Ю.М. Ниязова, А.В. Гарин А.В. и М.И. Злыднев отмечают наличие очевидных преимуществ для традиционного бизнеса от использования цифровых платформ при наличии стратегического риска от потери контроля над каналами сбыта и возможной зависимости от владельцев цифровых платформ [5].
Вместе с тем, развитие цифровых технологий и происходящая цифровая трансформация помогают быстро и без посредников обмениваться информацией между участниками цифровой среды, порождая противоречие между стремлением экономического субъекта к обеспечению эффективной защиты прав интеллектуальной собственности, и приобщением все большего количества людей к научным и техническим достижениям.
Наличие обширной инфраструктуры инновационной сети снижает до минимума трансакционные издержки малых инновационных предприятий в процессе использования объектов интеллектуальной собственности, способствует снижению рисков инновационных проектов.
Процесс развития цифровых платформ
Примером такого взаимодействия при коммерциализации интеллектуального продукта вузов в деятельность инновационных предприятий является опыт БГТУ им. В.Г. Шухова, обладающего разветвленной инновационной инфраструктурой.
К основным задачам вузовских центров является относится регулирование процесса новых знаний, технологий и объектов интеллектуальной собственности, разработанных вузом, между другими участниками рыночных отношений, для становления и развития механизмов обеспечения производства новыми перспективными идеями и технологиями.
Результаты исследования и их обсуждение
В настоящее время Минкомсвязи и Московская школа управления «Сколково» разрабатывают совместный проект по объединению малых инновационных предприятий на базе цифровых платформ. Использование цифровых платформ в деятельности малых инвестиционных предприятий, направлено на преодоление имеющейся в настоящее время информационной асимметрии, возникающей между инвесторами и разработчиками интеллектуального продукта, что связано со сложностью и недоступностью всех видов информации о характеристиках интеллектуального продукта для внешнего инвестора [5].
В таблице приведены возможности цифровых платформ для минимизации трансакционных издержек при коммерциализации интеллектуального продукта вузов.
Таким образом, производители товаров и услуг при помощи цифровых платформ приобретают следующие преимущества:
- получение прямых (без посредников) каналов сбыта;
- снижение трансакционных издержек в виде затрат на маркетинг;
- снижение трансакционных издержек поиска информации.
Аналогичные преимущества приобретают вузы при коммерциализации интеллектуального продукта, созданного в процессе научной деятельности.
Появление управляющих систем без участия человека минимизирует человеческий фактор, влияющий на издержки поиска информации и другие трансакционные издержки, в том числе издержки на защиту интеллектуальной собственности, исключив полностью возможность оппортунистического поведения.
Возможности цифровых платформ для минимизации трансакционных издержек при коммерциализации интеллектуального продукта вузов
Деятельность на базе цифровой платформы |
Инструментальная цифровая платформа |
Инфраструктурная цифровая платформа |
Прикладная цифровая платформа |
Вид деятельности |
Разработка аппаратных и программных решений |
Предоставление сервисов и информации для принятия решений |
Обмен созданными ценностями на рынках |
Результат деятельности |
Созданный программно-аппаратный или аппаратный продукт |
Информация, необходимая для принятия решения в хозяйственной деятельности |
Сделка, фиксирующая обмен товарами или услугами между участниками рынка |
Возможности для снижения трансакционных издержек |
Значительное ускорение передачи и обработки данных |
Система принятия решений централизована при помощи системы электронного документооборота |
Быстрый подбор при помощи сети интернет альтернативных наиболее выгодных сделок |
Заключение
Можно сделать вывод о том, что процесс цифровизации способствует снижению трансакционных издержек за счет исключения влияния «человеческого фактора»: получения взяток за прохождение бюрократических процедур и получения различного рода преференций, расходы на неформальное обеспечение защиты и выполнения контрактов, стоимость затрат и времени на проверку предоставляемой информации. Появление управляющих систем без участия человека способствует решению данных проблем.
Библиографическая ссылка
Лаврова Ю.С. ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ – КОМПОНЕНТ ОПТИМИЗАЦИИ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК ПРИ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПРОДУКТА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 5-1. – С. 59-62;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2175 (дата обращения: 26.12.2024).