Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ

Беляев С.А. 1 Золотарева Е.Л. 2 Лисицына Ю.В. 3
1 Курский государственный медицинский университет
2 Курский государственный университет
3 Курская государственная сельскохозяйственная академия имени И.И. Иванова
Стремительные изменения в российской экономике, связанные с ограничениями экспорта энергетических ресурсов, вынуждают обратиться к поиску и стимулированию альтернативных источников получения валютной выручки. Регионы Центрального Черноземья в составе Центрального федерального округа обладают высоким аграрным потенциалом, поэтому существенно влияют на экспортную политику в округе. Все области этого природно-экономического региона характеризуются высокой аграрной специализацией и добились существенных успехов в сельскохозяйственном производстве, создав сильную базу для ведения экспортной деятельности. В исследовании выполнен анализ динамики развития экспорта продовольственных товаров и сырья в областях Центрального Черноземья в период 2018-2021 годов. Наиболее крупным экспортером в регионе является Белгородская область, опережающая остальные области по динамике наращивания поставок за рубеж, а Воронежская область показывает наименьший прирост показателя. Установлено, что увеличение объемов экспорта продовольственных товаров и сырья в федеральном округе почти на 50% было обеспечено Центральным Черноземным регионом. В исследовании представлена система государственного регулирования, направленная на развития экспорта продовольственных товаров и сырья в сложившейся экономико-политической ситуации, которая включает: сохранение размеров и обеспечение целевой направленности прямой финансовой поддержки аграрных производителей; оптимизацией логистических цепочек перевозки сельскохозяйственной продукции, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья внутри страны и на внешние рынки; совершенствование системы информационного обеспечения торговли продовольственными товарами и сельскохозяйственным сырьем.
сельскохозяйственная продукция
центрально-черноземный район
продовольственная безопасность
экспорт
аграрная политика
государственное регулирование
1. Зюкин Д.А., Солошенко Р.В., Пожидаева Н.А., Матушанская Е.Е. Обоснование необходимости стратегии развития зернопродуктового подкомплекса АПК для обеспечения продовольственной безопасности страны и комплексного развития сельского хозяйства // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2017. № 2. С. 60-64.
2. Зюкин Д.А. Формирование стратегии развития зернопродуктового подкомплекса АПК как необходимого элемента успешной реализации политики импортозамещения продовольствия // Региональный вестник. 2018. № 6 (15). С. 31-33.
3. Яркова Т.М. Результаты реализации государственной аграрной политики на современном этапе развития экономики // АПК: Экономика, управление. 2020. № 3. С. 14-25.
4. Алтухов А.И. Пространственная организация зернового производства в стране – основа его развития // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2020. № 6. С. 64-75.
5. Внешняя торговля субъектов ЦФО. Центральное таможенное управление. [Электронный ресурс]. URL: https://ctu.customs.gov.ru/metodik/vneshnyaya-torgovlya-sub-ektov-czfo (дата обращения: 26.03.2022).
6. Литвинчук Е.С., Алехина А.А. Роль бухгалтерского баланса в оценке активов и пассивов организации // Политика, экономика и инновации. 2018. № 6 (23). С. 22.
7. Лисицына Ю.В., Беляев С.А., Алехина А.А. Особенности государственной политики в области регулирования экспорта продовольствия // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2022. № 2-2. С. 211-217.
8. Юрченко В.Э. Государственная поддержка экспорта в России: финансовые инструменты и правовое регулирование // Экономика и управление: проблемы, решения. 2020. Т. 1. № 8 (104). С. 36-42.
9. Зюкин Д.А. Эффективность использования и распределения государственной поддержки зернового хозяйства // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 8 (263). С. 46-56.
10. Сеитов С.К. Влияние экспортных пошлин на российский рынок пшеницы // Аграрная наука Евро-Северо-Востока. 2022. Т. 23. № 1. С. 126-137.
11. Зюкин Д.А. Модель экономического и государственного регулирования развития инфраструктуры зернового рынка // Международный сельскохозяйственный журнал. 2020. №1. С. 47-50.
12. Зюкин Д.А., Солошенко Р.В. Улучшение транспортно-логистической инфраструктуры как основа повышения эффективности и диверсификации экспорта российского зерна // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2019. №7. С. 141-147.
13. Зюкин Д.А. Развитие экспортного потенциала зернового хозяйства России // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2019. № 1. С. 58-61.

Введение

Регионы Центрально-Черноземной зоны обладают высоким аграрным потенциалом, поэтому среди областей Центрального федерального округа именно они определяют в высокой мере перспективы развития экспорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья.

Ряд регионов Центрального Черноземья входит в ТОП-10 по объемам производства зерновых в стране, что, в свою очередь, позволило наработать определенный опыт в развитии аграрного экспорта в части реализации зерновых, по экспорту которых Российская Федерация на протяжении нескольких лет сохраняет лидирующие позиции в мире [1, 2].

В контексте увеличения санкционного давления по многим продуктам и целым отраслям в ближайшей перспективе возникает угроза сокращения объемов экспортной выручки. Поиск возможностей поддержки пострадавших и перспективных направлений имеет важное экономическое и политическое значение – обеспечение притока валютной выручки в экономику, которая страдает от финансовых санкций и ограничений участия на мировом рынке. Определенный опыт принятия шока от санкций уже имеется у российского бизнесп, однако новый их виток имеет беспрецедентный характер, поэтому и характер, и степень участия государства в регулировании должны быть пропорциональным задачам краткосрочного и долгосрочного развития аграрной сферы.

Приоритеты укрепления продовольственной безопасности и развития мер по импортозамещению приняты уже давно, а аграрный сектор Российской Федерации обрел вектор развития задолго до развития событий сегодняшнего дня [3]. Россия даже в условиях санкций обладает достаточным объемом ресурсов и технологий для обеспечения продовольственной независимости по многим продуктам и развития агропродовольственного экспорта по ряду направлений [4].

Ситуация на мировом рынке продовольствия также «разогревается» и для российских агроэкспортеров, что дает отличные возможности получения дополнительного дохода. Конечно, ключевым фактором стала политическая ситуация в Украине, которая является традиционно крупным игроком на мировом рынке зерновых и подсолнечного масла, но в этом году вряд ли сумеет успешно провести посевную компанию. Также косвенными последствиями этого конфликта стали санкции в отношении российских компаний, из-за которых появились предпосылки к ограничению экспорта минеральных удобрений. Россия является крупным игроком на мировом рынке минеральных удобрений, а поэтому санкции негативно повлияют и на урожаи европейских аграриев. В самой же России временно ограничили экспорт по ряду продуктов, что, с одной стороны, адекватная мера в рамках угроз для страны в сохранении продовольственной безопасности, но, с другой, также толкает цены на мировом продовольственном рынке вверх.

В случае, если поставки зерновых на мировой рынок из Украины в текущем году будут сорваны, а экспорт продовольствия из России будет во второй половине года восстановлен, то для российских аграрных производителей возможности на мировом рынке расширятся. Поэтому от оперативности и гибкости мер корректировки системы государственного регулирования в области экспорта продовольствия будет зависеть конъюнктура на мировом рынке и условия долгосрочного развития аграрной сферы в России.

В этой связи важность реализации экспортного потенциала регионов Центрального Черноземья в части экспорта продовольственных товаров и сырья многократно возрастает. Центрально-Черноземный район на фоне регионов ЦФО и регионов других территорий обладает необходимыми почвенно-климатическими условиями, материальными, кадровыми, управленческими ресурсами, а также имеет некоторые преимущества в инвестиционной привлекательности из-за близости к Москве и Московской области.

Цель исследования – проанализировать объемы экспорта продовольственных товаров и сырья регионов Центрального Черноземья и выделить основные меры государственного регулирования экспорта для достижения оптимального для российской экономики результата.

Материалы и методы исследования

В исследовании анализируется изменение объемов экспорта продовольственных товаров и сырья регионов Центрального Черноземья в составе ЦФО. В качестве данных для исследования были использованы данные Центрального таможенного управления [5] об объемах экспорта продовольственных товаров и сырья в регионах этой природно-экономической зоны за 2018-2021 годы. Через оценку приростов и доли в суммарном объеме экспорта выделены наиболее динамичные и весомые регионы среди изучаемых.

Результаты исследования и их обсуждение

В исследуемом периоде объем экспорта продовольственных товаров и сырья из регионов Центрального Черноземья устойчиво рос, увеличившись на 1,5 млрд долл., а доля регионов Центрального Черноземья в экспорте продовольственных товаров и сырья ЦФО выросла с 24,1 % до 31,5% (рисунок 1).

Общий экспорт продовольственных товаров и сырья ЦФО увеличился на 3,3 млрд долл. США, поэтому можно сделать вывод, что увеличение экспорта продовольственных товаров и сырья в ЦФО произошло во многом за счет регионов Центрального Черноземья.

По суммарному объему экспорта продовольственных товаров и сырья за четыре года лидирует Белгородская область, а замыкает пятерку Курская область, где суммарный объем экспорта продовольственных товаров и сырья в четыре раза меньше объема экспортированного Белгородской областью (рисунок 2).

В Воронежской, Курской и Белгородской областях производятся зерновые культуры в крупных объемах, что позволяет регионам экспортировать часть урожая, обеспечивать перерабатывающую промышленность сырьем и поддерживать на необходимом уровне кормовую базу для отрасли животноводства [6]. Белгородская область вышла в лидеры России по производству агропродовольственной продукции гораздо раньше большинства регионов страны, поэтому в регионе уже давно создана необходимая инфраструктура и материальная база, приобретен практический опыт и сформирована кадровая составляющая, позволяющая Белгородской области устойчиво наращивать темпы экспорта продовольственных товаров и сырья.

missing image file

Рис. 1. Объем экспорта продовольственных товаров и сырья регионов Центрального Черноземья в составе ЦФО в 2017-2021 гг., тыс. долл. США Источник: Составлено авторами на основе данных центрального таможенного управления [5]

missing image file

Рис. 2. Суммарный объем экспорта продовольственных товаров и сырья регионов Центрального Черноземья за 2017-2021 гг., тыс. долл. США Источник: Составлено авторами на основе данных центрального таможенного управления [5]

Объем экспорта продовольственных товаров и сырья регионов Центрального Черноземья в 2018-2021 гг., тыс. долл. США

Регион ЦФО

Год

Прирост 2021 г. к 2018 г.

2018

2019

2020

2021

тыс. долл. США

%

Белгородская область

349 758

379 937

648 729

1 257 416

907 658

259,5

Липецкая область

323 715

391 553

531 893

640 217

316 501

97,8

Воронежская область

540 689

506 844

502 376

570 415

29 726

5,5

Тамбовская область

169 758

154 215

337 438

334 405

164 646

97,0

Курская область

192 275

185 271

208 407

306 152

113 877

59,2

Источник: Составлено авторами на основе данных центрального таможенного управления [5].

При анализе динамики объемов экспорта продовольственных товаров и сырья регионов Центрального Черноземья наибольший прогресс наблюдается по Белгородской области, где размер показателя увеличился в 3,6 раза (таблица).

Стоит также отметить, что Белгородская область и среди регионов ЦФО по объемам экспорта продовольственных товаров и сырья также занимает лидирующую позицию. На второй позиции по объемам экспорта продовольственных товаров и сырья в 2021 г. находится Липецкая область, нарастившая объемы экспорта продовольственных товаров и сырья почти на 100%, что позволило опередить Воронежскую область – обладающую наиболее высоким аграрным потенциалом в федеральном округе. В то же время в Воронежской области самый низкий уровень прогресса относительно 2018 года – прирост составил всего 5,5% или 29,7 млн долл. США В 2019-2020 гг. объемы экспорта продовольственных товаров и сырья в Воронежской области имели тенденцию к спаду, но не снижались ниже 500 млн долл. США. Довольно серьезный прогресс в динамике показывает Тамбовская область, опередившая Курскую область по размеру экспорту в 2020-2021 годах. Курская область по итогам 2020-2021 г. занимает последнее место по размеру экспорта продовольствия среди регионов Центрального Черноземья, при этом прирост показателя к уроню 2018 года составил без малого 60%. В среднем по федеральному округу это средний показатель, однако в контексте изучаемых регионов динамика ниже только в Воронежской области, хотя Курская область занимает второе место по валовым сборам зерновых культур и сахарной свеклы фабричной в округе и показывает наиболее динамичный прирост поголовья свиней в стране.

Следовательно, общие результаты по изменению объемов экспорта продовольственных товаров и сырья в регионах Центрального Черноземья свидетельствуют о существенном прогрессе в аграрной сфере и экспорте продовольствия.

missing image file

Рис. 3. Меры государственного регулирования развития экспорта продовольственных товаров и сырья

Однако имеющиеся результаты в аграрном производстве в России не обеспечивают стабильных позиций на мировом рынке, поэтому крайне важно даже в условиях усиления санкционного давления создавать в дальнейшем необходимые условия для развития этой приоритетной для страны отрасли. В такой ситуации становится крайне важным система государственного регулирования, предполагающая адаптацию мер к изменившимся условиям торговли на мировом рынке и обеспечению внутреннего производства импортными компонентами.

В качестве мер регулирования экспорта в Российской Федерации традиционно использовался комплекс инструментов правового, финансового, налогового, административного и иного характера [7-10]. Однако из-за значительных изменений в условиях внешней торговли возросла необходимость внедрения тактических решений, позволяющих лучше адаптироваться российскому агробизнесу к ним. В особенности важно оказать поддержку регионам с высоким аграрным потенциалом, в том числе и Черноземья, на которых в основном лежит решение внутренних задач по обеспечению продовольственной безопасности и дальнейшему наращиванию экспорта продовольствия.

Опираясь на модели государственного регулирования по развитию экспорта зерна – основного успешного экспортного продукта, возможно выделить ряд мер для развития экспорта продовольственных товаров и сырья в целом и для регулирования ситуации на внутреннем рынке с целью исключения дефицита продовольствия внутри страны [11-13] (рисунок 3).

Безусловно, вместе с этим государственная аграрная политика в части увеличения экспорта продовольственных товаров и сырья должна содержать и меры по улучшению инвестиционного климата внутри аграрных регионов и меры по сохранению прибыли от реализации сельскохозяйственной продукции, продовольственных товаров и сырья внутри регионов, где физически располагается производство. Это позволит развивать не только производственную инфраструктуру, но сельскую инфраструктуру, что будет способствовать сохранению и прибытию квалифицированных кадров в зону непосредственной близости к производству. Также необходимо оперативно совершенствовать нормативно-правовую базу, финансово поддерживать внедрение цифровых технологий и улучшение демографической ситуации на селе.

Заключение

В текущих условиях для России открываются новые возможности на мировом продовольственном рынке, но одновременно с этим повышается ответственность сельскохозяйственных производителей за недопущение дефицита на внутреннем рынке в случае погони за экспортной выручкой. Регионы Центрального Черноземья обладают высоким потенциалом для развития экспорта продовольственных товаров и сырья и в динамике показывают хороший результат. Исследования по развитию агропродовольственного экспорта в регионах Центрального Черноземья имеют большое значение, поскольку регионы уже имеют необходимые ресурсы различного характера и нуждаются, в основном, в финансовой и административной поддержке. В исследовании приведена система мер государственного регулирования экспорта продовольственных товаров и сырья, в основе которой лежат слагаемые эффективного продвижения зерна на мировом рынке. Это будет способствовать созданию более выгодного положения отечественных производителей на мировом рынке при сохранении приоритетности задач внутреннего рынка, обеспечивающего продовольственную безопасность страны. Важность экспорта продовольствия должна расти в условиях необходимости обеспечения положительного валютного баланса России.


Библиографическая ссылка

Беляев С.А., Золотарева Е.Л., Лисицына Ю.В. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКСПОРТА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 4-1. – С. 24-30;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2131 (дата обращения: 26.12.2024).