Введение
Реалии современного развития таковы, что дальнейшее развитие Российской Федерации и ее регионов должно строится с учетом вызовов цифровой экономики, что подтверждается практической реализацией Программы цифровой экономики, а также майским указом Президента РФ Путина В.В. от 07 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
Следует отметить VI Славянский международный экономический форум, который состоялся в Брянске 2 ноября 2018 года и выступил главной площадной для обмена опытом в сфере цифровых технологий. Его главной темой стала «Экономика в цифровой экосистеме», что так же подтверждает гипотезу – цифровая экономика – это стратегический вектор развития регионов и государства в ближайшее десятилетие.
В быстро трансформирующихся условиях современной экономики умение обеспечить безопасность регионов и государства в частности, от воздействия внутренних и внешних угроз определяет степень конкурентоспособности и динамику социально – экономического развития. Особенно актуальной данная проблематика является в условиях динамичного развития процессов цифровой трансформации общества.
Цель исследования является систематизация подходов к пониманию сущности понятия «экономическая безопасность региона» и методов для комплексной оценки, расширение терминологического аппарата вследствие введения понятия «Экономическая безопасность цифровой инфраструктуры региона», а также обобщение современных инновационных механизмов обеспечения экономической безопасности региона в условиях цифровой трансформации.
Материалы и методы исследования
Научная статья подготовлена в результате выполнения исследования по гранту №18-410-320002/18 «Концепция инновационного управления развитием региональной экономики в условиях цифровизации: проектный подход». При проведении научных исследований были использованы данные из официальных источников информации, представленных на сайте Росстата, сайтах Министерств и ведомств, Правительства Брянской области, сайтах, посвященных цифровой экономике, а также информация, собранная в ходе самостоятельных исследований вследствие опросов представителей бизнес-сообщества, мониторинга данных из социальных сетей. В качестве инструментария анализа послужили традиционные логические способы, которые широко используются для обработки информации- сравнения, графический, изучение опыта прошлых лет, экспертных оценок , коэффициентов, методы комплексной оценки и т.д., что позволило использовать научный подход в обосновании стратегических вариантов развития регионов в условиях цифровой эры.
Результаты исследования и их обсуждение
Термин «региональная безопасность» используется в исследованиях элементов международного пространства, выделенных по каким-либо признакам. Так, Башкунов А.А. региональную безопасность формулирует как состояние защищенности однородного (в системе мононационального государства) и неоднородного (в системе многонационального государства) геосоциополиса.
Блиничкиной Н.Ю. региональная экономическая безопасность рассматривается в контексте противодействию угрозам региона, в который входят государства Центральной Азии: Таджикистан, Казахстан, Туркменистан, Узбекистан, Кыргызстан [2].
Вместе с тем, «региональная экономическая безопасность» авторами понимается как тождественное понятие «экономической безопасности региона». К примеру, Дьячковский Д.К. отмечает: «Для субъектов Федерации региональная экономическая безопасность отображает, прежде всего, состояние возможности и способности органов власти и общества обеспечить устойчивое развитие в рамках региональной экономики, принимая его за целостную и законченную структуру, которая характеризуется специфичностью условий жизнедеятельности и обитания населения региона по сравнению с общими условиями государства, в который входит этот регион». В Концепции региональной экономической безопасности это понятие рассматривается как превентивная система – система предупреждения кризиса в регионе заблаговременно.
«По мнению Черемисиной Н.В., объектами экономической безопасности региона являются территория региона и все элементы его экономики в пределах этой территории. Из контекста статьи автора следует, что под регионом она рассматривает субъект РФ» [6].
Также следует отметить то, что в сформулированном автором определении территория не выделяет в качестве объекта. Под экономической безопасностью региона Черемисина Н.В. понимает возможность и способность его экономики улучшать качество и уровень жизни населения, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз, обеспечивать социально-экономическую и общественно-политическую стабильность региона. Возвращаясь ко второй части объектов экономической безопасности, предложенных Черемисиной Н.В., к элементам экономики в пределах территории, и сопоставив их с определением, явным становится отсутствие единой основы в понимании сущности понятия «экономическая безопасность региона» и его объектов.
Проведённый анализ подходов к пониманию сущности «Экономическая безопасность региона» показал, что каждое из них имеет элементы, которые помогают раскрыть сущность экономической безопасности через такие понятия, как угрозы, устойчивое развитие, противодействие и т.д. При этом, ни одно из действующих определений не отражает влияние процессов цифровизации общества.
В выработке современных инновационных инструментов управления современными регионами немаловажную роль занимает адекватная оценка состояния экономической безопасности, позволяющая получить реальные итоговые данные и разрабатывать стратегические меры по управлению угрозами экономической безопасности в условиях цифровой трансформации. Для того, чтобы сделать альтернативный выбор из имеющегося арсенала методических подходов к оценке, обратимся к данным, представленным в таблице 1.
Рассматривая современные разработки отечественных ученых и экономистов, можно сделать вывод о том, что экономическая безопасность региона, как дефиниция, изучена не достаточно полно и вопрос, относительно общепринятого подхода к оценке остается весьма открытым. Также подлежат дискуссии имеющиеся подходы к понимаю сущности данной системы, структурных элементов, рисков, угроз.
Таблица 1
Методики оценки экономической безопасности (ЭБ) региона
Авторы |
Суть методического подхода |
«Узкие места» |
Буянова М.Э., Дятлов Д.А. |
Основной акцент делается на оценке финансовой безопасности региона. Методика дает представление о динамике показателя ЭБ. |
В данной методике отсутствуют пороговые значения. |
Митяков С.Н. Митяков Е.С. Романова Н.А. Копытов А.В. Макеева Ф.С. |
В основе методики – ранжирование индикаторов в зависимости от удаленности от пороговых значений. Итоговая оценка получается более точная, т.к. все индикаторы сохраняются, видны проблемные области и точки роста |
Сложные формулы для нормировки показателей |
Гончаренко Л.П. Уткин Э.А. Денисов А.Ф. |
Возможность прогноза уровня ЭБ в будущем на основе качественного измерение ущерба |
Данная методика больше подходит для отдельного предприятия, а не для региона |
Дюженкова Н.В. |
Точная оценка уровня ЭБ на основе многомерного статистического анализа. Представляет возможность сравнить регионы не только по каждому индикатору ЭБ, но и по общему состоянию ЭБ. |
Вычисления громоздки. Методы математического анализа не всегда могут служить надежным инструментом для оценки состояния социально-экономических процессов, происходящих в регионе. |
Гук С.В. |
Данная система оценки состояния ЭБ позволит осуществлять мониторинг угроз с целью недопущения их до критического состояния. |
Отсутствуют пороговые значения; велика вероятность субъективизма, невозможности доказать результаты, полученные на его основе, точными характеристиками. |
Третьяков Д.В. |
В основе методического подхода лежит оценка на основе интегрального показателя. Переход к единой безразмерной величине, что очень важно для системы предлагаемых показателей, имеющих разные единицы измерения. |
Методы математического анализа не всегда могут служить надежным инструментом для оценки состояния социально-экономических процессов, происходящих в регионе. |
Особенно следует обратить внимание, что предлагаемые методические подходы к оценке экономической безопасности региона, особенно в условиях цифровизации, позволяют получить недостаточно полные оценки, что затрудняет разработать стратегические направления развития, осуществлять корректировки программ социально-экономического развития, проводить анализ запланированных целевых показателей.
Используя методику Третьякова Д.В. [5]проведем структурный анализ индикаторов экономической безопасности в региональном разрезе (табл.2).
Проведенный сравнительный анализ уровня экономической безопасности Брянской, Белгородской и Костромской областей показал, что для каждого региона характерно наличие огромного числа угроз экономической безопасности. Особенно в области состояния научного потенциала, зависимости экономики региона от импорта важнейших видов продукции. По всей совокупности 2015 год можно охарактеризовать как системный кризис всех регионов.
Оценка экономической безопасности в разрезе регионов ЦФО за 2016 год по методике Третьякова Д.В. [5] представлена на рис. 1.
По данным рисунка, можно сделать вывод о следующем распределении уровней экономической безопасности в 2016 г. Так, на критическом уровень экономической безопасности находилась одна область – Костромская, на кризисном уровне следующие области: Рязанская, Владимирская, Тверская, Брянская, а все оставшиеся субъекты ЦФО в 2016 году находились на низком уровне экономической безопасности.
Таблица 2
Сравнительный анализ уровня экономической безопасности Брянской области
Год |
Способность экономики региона к устойчивому росту |
Обеспечение продовольственной независимости |
Устойчивость финансовой системы |
Поддержка научного потенциала |
Зависимость экономики региона от импорта важнейших видов продукции |
Уровень и качество жизни населения |
Демография |
Всего |
Брянская область |
||||||||
2011 |
высокая |
кризисная |
кризисная |
критическая |
критическая |
высокая |
низкая |
кризисная |
2012 |
низкая |
низкая |
нормальная |
критическая |
критическая |
нормальная |
низкая |
низкая |
2013 |
низкая |
низкая |
высокая |
критическая |
критическая |
нормальная |
низкая |
низкая |
2014 |
нормальная |
низкая |
низкая |
критическая |
критическая |
нормальная |
низкая |
низкая |
2015 |
низкая |
низкая |
низкая |
критическая |
критическая |
нормальная |
низкая |
кризисная |
Белгородская область |
||||||||
2011 |
высокая |
низкая |
низкая |
критическая |
критическая |
низкая |
нормальная |
низкая |
2012 |
высокая |
низкая |
высокая |
критическая |
критическая |
низкая |
низкая |
низкая |
2013 |
высокая |
низкая |
высокая |
критическая |
критическая |
низкая |
низкая |
низкая |
2014 |
нормальная |
низкая |
низкая |
критическая |
критическая |
низкая |
нормальная |
низкая |
2015 |
низкая |
низкая |
кризисная |
критическая |
критическая |
низкая |
нормальная |
кризисная |
Костромская область |
||||||||
2011 |
низкая |
кризисная |
высокая |
критическая |
критическая |
низкая |
низкая |
низкая |
2012 |
низкая |
кризисная |
кризисная |
критическая |
критическая |
низкая |
низкая |
низкая |
2013 |
низкая |
низкая |
высокая |
критическая |
критическая |
низкая |
низкая |
низкая |
2014 |
низкая |
низкая |
высокая |
критическая |
критическая |
низкая |
низкая |
низкая |
2015 |
низкая |
низкая |
низкая |
критическая |
критическая |
низкая |
низкая |
кризисная |
Цифровая экономика задает новые тренды социально-экономического развития, но и одновременно влечет ряд угроз, особенно это касается информационной и экономической безопасности, как государства, так и отдельно взятого региона [1].
Наиболее типичные угрозы экономической безопасности для регионов Центрального федерального округа в условиях цифровизации можно выделить следующие:
- спад производства и потеря внутреннего рынка вследствие недостаточной конкуренции с предприятиями, использующими цифровые технологии;
- угрозы коррупционного и криминального характера;
- экономические интересы соседних регионов, как конкурентов в области идейных разработчиков цифровых технологий;
- рост безработицы вследствие замены ручного труда более производительными машинами и оборудованием, осуществляющих свою деятельность на основе сквозных цифровых технологий;
- нарушение финансового обеспечения территории внутри отдельных субъектов РФ и тем самым недостаточное финансирование НИОКР в области цифровой экономики;
- безвозвратное ухудшения состояния природной среды;
- разрыв внутри региональных кооперационных связей, например, отсутствие заинтересованности бизнес-сообщества в финансировании научных проектов ВУЗов в области цифровой экономики;
- миграция высоко квалифицированных кадров за пределы региона вследствие высокой востребованности специалистов в области цифровых технологий;
- разрушение производственно-технического потенциала вследствие устаревшей материально-технической базы ВУЗов, что не позволяет осуществлять разработку решений по тем сквозным технологиям, указанным в программе цифровой экономики и т.д.
Указ Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (от 07.05.2018 г. N 204) наталкивает на мысль выделения угроз экономической безопасности в условиях внедрения цифровых технологий по видам национальных проектов демографии; здравоохранению; образованию; жилью и городской среде; экологии; безопасным и качественным автомобильным дорогам, производительность труда и поддержка занятости; науке; культуре; малому и среднему предпринимательству и поддержке индивидуальной предпринимательской инициативы; международной кооперации и экспорту.
Рис. 1. Уровень экономической безопасности субъектов ЦФО в 2016 г.
Выводы или заключение
Выявленные угрозы экономической безопасности регионов в условиях цифровизации являются важнейшей стратегической точкой для отсчета выработки комплекса практических действий для дальнейшего их развития в условиях цифровизации. При этом их необходимо напрямую увязывать с индикаторами экономической безопасности региона (табл. 3).
Результатом анализа карт влияния угроз на экономическую безопасность региона в условиях цифровизации является вывод о реальности той или иной угрозы, ее масштабах, составляющих системы экономической безопасности региона, которым необходимо уделить первостепенное внимание. При этом, важная роль при выявлении и систематизации угроз экономической безопасности региона в условиях цифровизации отводится информационной базе, в качестве которой могут быть использованы дорожные карты министерств, Ведомств, Правительств регионов и т.д.
Выявление и систематизация угроз в условиях динамичного развития цифровых технологий является исходной отправной точкой при формировании целей комплексной стратегии экономической безопасности региона.
Фазы установления целей экономической безопасности региона в условиях развития цифровой экосистемы представлены на рисунке 2.
В свою очередь, тенденции цифровой экономики в условиях региональных особенностей определяются состоянием цифровой инфраструктуры региона. Поэтому считаем целесообразным ввести понятие «Экономическая безопасность цифровой инфраструктуры региона», под которым следует понимать текущую способность цифровой инфраструктуры региона к устойчивому развитию на основе использования комплекса мер по противодействию дестабилизрующим факторам вычислительным, телекоммуникационным и сетевым мощностям интегрированным в цифровой среде, а также использования инновационных механизмов ее восстановления, учитывающих факторы роста региональной хозяйственной системы.
Резюмируя выше представленную информацию, можно говорить о том, что процесс установления целей экономической безопасности региона зависит от региональных особенностей в использовании цифровых технологий и перспективных потребностей общества, поэтому следует учитывать интересы всех заинтересованных стейкхолдеров.
Таблица 3
Карта влияния угроз на экономическую безопасность (ЭБ) региона в условиях цифровизации (фрагмент)
Угроза ЭБ региона |
Национальный проект |
Составляющая ЭБ региона (инновационная, инвестиционная, экологическая и т.д.), на которую оказывает влияние угроза |
Критерии (показатели) ЭБ региона, которые могут дестабилизироваться |
Оценка угрозы |
Уровень экономической безопасности региона |
||||
Вид сквозных цифровых технологий, к которым относится угроза |
Вероятность, % |
Оцениваемый ущерб, тыс. руб. |
Вероятный ущерб, тыс. руб. |
Статус угрозы (ожидаемая, предотвращенная, активная) |
|||||
Рис. 2. Стадии установления целей экономической безопасности региона в условиях использования цифровых технологий
Особое внимание со стороны органов власти должно быть уделено адекватной оценке инновационного потенциала региональных экономик с позиции их готовности к цифровой трансформации. При этом, важную роль необходимо отводить организации современных систем мониторинга, совершенствованию действующих механизмов взаимодействия, созданию центров цифровых компетенций в регионах.
Шифр основной специальности, по которой выполнена работа – 08.00.05.
Библиографическая ссылка
Кулагина Н.А., Чепикова Е.М., Носкин С.А. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2018. – № 8. – С. 144-150;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=213 (дата обращения: 21.11.2024).