Введение
Актуальность темы слияний и поглощений обусловлена высоким уровнем социальной значимости фармрынка, которая связана с постоянным удовлетворением потребности в выздоровлении. Изучение процессов слияний и поглощений фармрынка является перспективным направлением для исследования, так как структурные преобразования на рынке в результате происходящих процессов M&A компаний связаны с изменением уровня монопольной власти в различных его сегментах [1, 2]. Процессы структурных изменений происходящих в результате M&A являются результатами изменения уровня рыночной концентрации в отдельных сегментах фармрынка, и связаны с цикличностью развития экономики в целом, с учетом общего влияния макроэкономической ситуации на уровень конкуренции в рынке. Именно поэтому, тема, выбранная для изучения, несомненно, является актуальной для современной экономической науки, и определяет основные направления исследования с учетом всех аспектов развития процессов M&A на фармрынке [3, 4].
Необходимо отметить, что «проведение анализа сделок M&A в масштабе мирового фармацевтического рынка является актуальным, так как результатом данных процессов являются структурные преобразования, приводящие к изменению расстановки сил среди участников рынка, изменению ценовых и маркетинговых стратегий» [5, 6]. Именно по причине социальной значимости фармрынка, структурные изменения, происходящие на рынке в результате процессов M&A влияют на доступность лекарств для потребителей.
На мировом фармрынке «процессы слияний и поглощений влекут за собой необходимость увеличения разработки и выведения на рынок оригинальных лекарственных средств и экономию средств от объединения исследовательских усилий. Практика показывает, что в основном выделяются процессы M&A, такие как: процесс слияния с конкурирующей компанией, процесс поглощения конкурирующей компании, расширение выпускаемого ассортимента за счет открытия новых направлений деятельности» [7, 8].
Как отмечалось ранее, в исследованиях одного из авторов данной статьи, фармацевтический рынок является «одним из самых высокотехнологичных рынков в мировой экономике. Он входит в число рынков с развитой конкуренцией, объясняющейся большим объемом и разнообразием лекарственных средств, огромным количеством поставщиков (включая импортеров), довольно-таки значительной взаимозаменяемостью препаратов внутри групп и высокой развитостью аптечных сетей» [9]. По мнению экспертов «особая важность изучения развития фармацевтического рынка связана с тем, что данный рынок является сферой обращения лекарственных средств и изделий медицинского назначения, существование которой связано с потребностью населения в поддержании своего здоровья, что, в свою очередь, выражается в необходимости приобрести лекарственный препарат» [10].
Цель исследования – провести оценку тенденций слияний и поглощений на мировом и российском фармацевтическом рынке и его основных сегментах.
Материалы и методы исследования
В ходе исследования использовались данные аналитических отчетов журналов «Фармацевтический вестник», «Ремедиум» о развитии фармацевтического рынка в период 2005-2021 гг. [11, 12]. В рамках исследования представлена динамика развития мирового фармрынка в период 2009-2021 годов, а также рассматривается динамика крупнейших сделок по M&A на мировом фармрынке в период 2000-2020 гг. – с детализацией по компаниям и по годам. Интеграционные процессы фармкомпаний на российском рынке проанализированы период 2005-2019 годов. В период 2015-2021 годов выделено количество сделок по M&A на мировом фармрынке, а также сумма осуществленных сделок, что дает возможность оценить основные тенденции в изучаемых процессах. Исследование проводилось с учетом фундаментальных концепций, которые представлены в трудах исследователей по экономической теории, положения и выводы ученых, посвященных вопросам изучения структуры фармацевтического рынка, а также процессам слияний и поглощений. В основу исследования положен системный подход, а также применение общенаучных методов: анализа и синтеза данных, статистического, структурного, сравнительного, ретроспективного анализа и приемов описательной статистики (в частности, речь идет об анализе процессов M&A, а также о развитии фармрынка на разных уровнях его функционирования).
Результаты исследования и их обсуждение
В результате проведенного ретроспективного анализа развития мирового фармрынка авторами было установлено, что в 2016 году его объем достиг 1158 млрд долларов США, в 2017 году – 1193 млрд долларов США, в 2018 году – 1235 млрд долларов США, в 2019 году – 1294 млрд долларов США, в 2020 году – 1345 млрд долларов США, в 2021 году объем мирового фармрынка увеличился по сравнению с 2020 г. (1345 трлн долларов США) и составил 1,481 трлн. долларов США. И в 2021 году ситуация на мировом фармрынке сохранила среднегодовую тенденцию к росту в 10% [13]. На рисунке 1 представлена динамика мирового фармрынка в период 2009-2021 годов.
В результате формирования и развития фармрынка неизбежно возникают ситуации, которые являются катализатором для структурных преобразований на рынке. К таким структурным преобразованиям фармацевтического рынка относятся интеграционные процессы компаний, которые приводят к увеличению рыночной концентрации, и создают как положительное, так и отрицательное воздействие на всех участников рынка.
Для оценки абсолютных значений авторами статьи была рассмотрена динамика сделок M&A по годам, и определены их пиковые значения (рисунок 2).
Как следует из динамики, представленной на рис.2, пиковые значения сделок M&A были зафиксированы в 2000, 2009, 2014 и 2019 годах. В годы пиковых значений по сумме сделок, фармацевтические компании стремились заключать эти соглашения с целью приобретения разработок оригинальных лекарственных средств с перспективой выхода на новые сегменты мирового фармрынка.
Проведя анализ сделок M&A на мировом фармрынке, авторами статьи были выделены наиболее крупные из них (рисунок 3), стоимостью которых превышала 5 млрд долларов США.
Рис. 1. Ёмкость мирового фармрынка в 2009-2021 годах, млрд долларов США
Рис. 2. Сделки M&A по годам на мировом фармрынке, млрд долларов США
Рис. 3. Наиболее крупные сделки M&A на мировом фармрынке в XXI веке, млрд долларов США (составлено автором)
Процессы слияний и поглощений, которые наблюдаются на мировом фармрынке, происходят на фоне изменения общемировой экономической конъюнктуры, изменения финансовых результатов компаний, завершения процессов разработки и клинических испытаний, а также изменения стратегий развития субъектов мирового фармрынка.
Рис. 4. Количество сделок M&A на мировом фармрынке в 2015-2021 годах (составлено автором)
Рис. 5. Сумма сделок M&A на мировом фармрынке в 2015-2021 гг., млрд долл. США
Как показывает опыт изучения процессов слияний и поглощения – далеко не каждый завершившийся процесс приносит его инициаторам столь желанный положительный синергетический эффект в результате объединения активов. В результате проведенного ретроспективного анализа количества сделок по слияниям и поглощения в период 2015-2021 годов на мировом фармрынке была выявлена тенденция, которая представлена на рисунке 4.
Фармацевтическая отрасль чаще всего характеризуется сделками по осуществлению интеграции с целью завладения потенциально перспективными препаратами, лицензиями, патентами и биотехнологиями, способными дать новый фактор роста компании в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В результате, больше половины (58 %) таких сделок в сфере фармацевтики направлены на расширение продуктовой линейки и поиска новых оригинальных лекарственных средств.
В результате проведенного ретроспективного анализа суммы сделок по слияниям и поглощения в период 2015-2021 годов на мировом фармрынке была выявлена тенденция, которая представлена на рис.5.
Очевидно, что возникшая ситуация со снижением активности в сфере M&A на мировом фармрынке, связана, прежде всего, с ситуацией пандемии коронавирусной инфекции, а также с сокращением доходов компаний на различных сегментах фармрынка. Некоторые сделки, которые были намечены и анонсированы в 2020-2021 годах были отложены на неопределенное время.
Ретроспективный анализ процессов M&A на российском фармрынке показал, что фармрынок является сложным механизмом формирования и развития его составных элементов, который каждый год показывает положительную динамику увеличения темпов роста своих объемов, как в стоимостном, так и в натуральном выражениях. Изучение процессов M&A на российском фармрынке является перспективным направлением для исследования, так как структурные преобразования, происходящие в результате этого на рынке, связаны с изменением уровня рыночной концентрации участников рынка в различных его сегментах. В результате этих процессов «происходит воздействие на изменение уровня концентрации участников рынка, изменения ее структуры, влияние на интенсивность конкуренции на рынке, субъекты рынка становятся более крупными игроками и претендуют на лидерство в отрасли, также процессы влияют на доступность лекарственных средств для потребителей» [14].
Необходимо отметить, что основной тенденцией процессов M&A является тот факт, что «крупные производители и дистрибьюторы лекарственных препаратов проявляют немалый интерес к созданию розничных сетей. Вертикальная интеграция «производитель-дистрибьютор-аптека» позволяет повысить конкурентоспособность каждого из звеньев этой цепочки, эффективнее управлять сбытом, проводить маркетинговую политику, продвигать продукцию родственной компании-производителя, реализуя также продукцию других производителей, изучать спрос»[15]. Такого количества уходов с рынка крупных оптовых компаний за последние годы на фармацевтическом рынке не наблюдалось никогда. За последние несколько лет из рейтинга ТОР-10 национальных фармацевтических дистрибьюторов, да, и вообще, с фармацевтического рынка исчезли уже три крупных компании: «Империя-Фарма», «Ориола», «Alliance Healthcare».
Вертикальная интеграция на российском фармрынке представляет собой процессы слияний/поглощений которые осуществляются в следующей цепочке «производитель↔дистрибьютор↔аптечная сеть». В результате проведенного ретроспективного анализа осуществленных сделок слияний/поглощений в 2015-2020 годах несколько компаний из оптового сегмента российского фармрынка провели процессы объединения своих активов с некоторыми аптечными сетями. Среди этих компаний оптового сегмента российского фармрынка необходимо выделить «Катрен», «Протек», «Роста».
Со стороны крупнейших фармацевтических компаний и корпораций интерес и стремление к процессу M&A диктуется интенсификацией разработок лекарственных средств и выведением их на мировой рынок с учетом возникающей экономии ресурсов, а также синергетическим эффектом и стремлением снизить свои издержки. Данный факт позволяет фармотрасли повышать свою конкурентоспособность и стабильно, динамично развиваться. На данный момент компании, которые сформировались таким образом, могут сэкономить на своих издержках до 20 %, что позволяет направить высвобожденные ресурсы на проведение исследований или испытания новых препаратов.
Стремление фармкомпаний к интегрированию по вертикальному типу обусловлено стремлением расширять ассортимент производимых лекарственных средств, осуществлять экспансию на новые рынки, расширять свое присутствие на уже существующих рынках и получать положительный синергетический эффект от интеграционного процесса.
Согласно стратегии Правительства Российской Федерации «Фарма 2020» была поставлена задача на повышение объемов производства лекарств и медицинских изделий в Российской Федерации[16]. С 2011 года несколько транснациональных гигантов фармацевтической отрасли открыли предприятия в Российской Федерации и подписали договоры о сотрудничестве с российскими производителями, такие как компании «Novartis», «Takeda», «Teva», «NovoNordisk» и «AstraZeneca», «GlaxoSmithKline», «Pfizer» и «Bayer».
Государственная корпорация «Ростех» и компания «Marathon Group» в августе 2017 года начали проводить объединение своих активов для создания нового эффективного предприятия. Новая компания должна заняться организацией фармацевтических поставок лекарственной продукции, разработкой и производством инновационных отечественных лекарств. Компания «Marathon Group» выпускает около 350 препаратов и медицинских изделий, а холдинг «Нацимбио» (входит в государственную корпорацию «Ростех») производит вакцины против туберкулёза и вирусного гепатита. В результате проведенного ретроспективного анализа авторами статьи были установлены основные сделки M&A в 2005-2019 году на российском фармрынке, которые представлены в таблице.
Сделки M&A фармкомпаний на российском рынке в 2005-2019 гг.
Год |
Актив/ Объект слияния |
Покупатель |
Сумма сделки |
2005 |
«Нижфарм» |
«Stada» |
80,5 млн евро |
2010 |
«Виндексфарм» |
«Фармстандарт» |
нет данных |
«Биотон-Восток» |
«Sanofi-Aventis» |
48 млн евро. |
|
«Ratiopharm» |
«Teva» |
4,95 млрд долл. |
|
2014 |
«Гарденхиллс» |
«Abbott» |
13,6-17 млрд рублей |
«Первая помощь» |
«Роста» |
н/д |
|
2015 |
«Нектар Юг» |
«Фармацевт» |
н/д |
Аптечная сеть «Сеть аптек «Забава» |
«Медэкспорт-Северная звезда» |
50 млн руб. |
|
Аптечная сеть «Ладушка» |
«Роста» |
1,6 млрд руб. |
|
Аптечная сеть «Близнецы» |
«Мелодия здоровья» |
200 млн руб |
|
2016 |
Аптечная сеть «36,6» |
«А5» |
10 млрд руб |
Аптечная сеть «Ригла» |
«Фармбизнес Альянс», «Авиценна» |
н/д |
|
Аптечная сеть «Фарленд» |
«Лекарь», «Вита», «Ваше здоровье» |
н/д |
|
Аптечная сеть «Мелодия здоровья» |
«Первая помощь», «Аптечный дом» |
н/д |
|
2017 |
Аптечная сеть «Фармакор» |
«36,6» |
2 млрд руб. |
Аптечная сеть «Мелодия здоровья» |
«Столетник» |
260 млн руб. |
|
2018 |
Аптечная сеть «Эркафарм» |
«Радуга-Первая помощь+Ладушка» |
12 млрд руб. |
2019 |
завод «Teva» в Ярославле |
«Р-Фарм» |
доля в УК |
интернет-аптека «Еаптека» |
«Р-Фарм» + «Сбер» |
доля в УК |
|
«Tаkeda» |
«Stada» |
0,7 млрд долл. США |
|
2020 |
«Гемамед» |
«Фармстандарт» |
доля в УК |
«Синтез» |
«Биннофарм Групп» |
доля в УК |
|
«Р-Фарм» |
«Canon Medical Systems» |
доля в УК |
Заключение
В результате проведенного ретроспективного анализа сделок M&A на фармрынке авторами статьи был сделан вывод, что данные процессы возникают в результате изменения общемировой экономической конъюнктуры, изменения финансовых результатов компаний, завершения процессов разработки и клинических испытаний, а также изменения стратегий развития субъектов мирового фармрынка. Как показывает опыт изучения процессов M&A – далеко не каждый завершившийся процесс приносит его инициаторам столь желанный положительный синергетический эффект в результате объединения активов. Было установлено, что количество и интенсивность сделок имеет тесную связь с уровнем макроэкономической нестабильности и отражается на текущих финансовых показателях фармацевтических компаний в различных сегментах мирового фармацевтического рынка. Ухудшение финансовых показателей в преддверии кризисных ситуаций влияет на оперативность принятия стратегических решений. В складывающейся ситуации немногие фармацевтические компании решаются на слияния своими активами, а с течением времени – в результате несвоевременности действий получают участие в процессе поглощения своей компании более стабильным и благополучным конкурентом. В результате анализа сделок M&A на российском фармрынке было установлено, что фармацевтический рынок в России активно развивается и продолжает увеличиваться. Основная активность отмечается в сегменте розничных поставщиков, количество сделок которых превышает количество сделок в дистрибьюторском и производственном сегментах.
Библиографическая ссылка
Евстратов А.В., Репринцева Е.В., Суворов Н.А. ПРОЦЕССЫ СЛИЯНИЙ И ПОГЛОЩЕНИЙ НА ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОМ РЫНКЕ: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 3-2. – С. 174-181;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2113 (дата обращения: 21.11.2024).