Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЦИФРОВОГО ПРОФИЛЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА

Кулагина Н.А. 1 Лысенко А.Н. 1 Кособоков А.Ю. 2
1 ФГБОУ ВО «Брянский государственный инженерно-технологический университет»
2 ФГБУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет имени Петра Великого»
В данной статье авторы рассмотрели вопрос необходимости формирования и внедрения индивидуального цифрового профиля физического лица в интересах совершенствования социальной политики регионального уровня. Было определено место индивидуального цифрового профиля гражданина в процессе построения цифрового гражданства. В современных условиях сведения о каждом человеке, проживающем на территории нашей страны, содержатся в различных информационных системах государственных органов, обладающих конкретными сведениями о человеке, но единый принцип и способ обмена информацией отсутствует. Формирование индивидуального цифрового профиля позволяет решить эту задачу. Также авторами был рассмотрен зарубежный опыт применения подобных инструментов на примере таких стран, как Китайская народная республика, Соединенные штаты Америки, Англия. В статье выделена практическая значимость внедрения индивидуального цифрового профиля, основные преимущества и перспективы применения данного инструмента. Кроме того, авторами рассмотрены риски внедрения данного инструмента и выделены проблемы, препятствующие его эффективному использованию. Например, в связи со значительным потоком межведомственного документооборота возможно возникновение определенных ошибок и дальнейших угроз в отношении собираемой персональной информации. Например, риск вмешательства государственных и частных субъектов в личную жизнь человека.
индивидуальный цифровой профиль
социальная политика
регион
цифровизация
1. Аношина Ю.Ф., Симонов С.Ю. Россия в цифровом будущем: проблемы и перспективы развития // Russian Journal of Management. 2020. Т. 8. № 1. С. 146-150.
2. Аношина Ю.Ф., Гужина Г.Н. Цифровая экономика – новые возможности для бизнеса В сборнике: Российское предпринимательство: от мануфактуры к цифровой экономике и кластерным конструкциям. Сборник материалов II Всероссийских Морозовских Чтений. 2019. С. 6-11.
3. Асланова С.Х., Топсахалова Ф.М.-Г., Лайпанов А.Ю. Социальная политика: сущность, современное состояние, проблемы и совершенствование отдельных сфер на уровне региона // Фундаментальные исследования. 2016. № 3-1. С. 113-117.
4. Бадьина А.В., Орешина М.Н. Основные направления развития концепции цифрового профиля. Зарубежный опыт и перспективы развития // Вестник университета. 2020. № 7. С. 28-35.
5. Мочалов А.Н. Цифровой профиль: основные риски для конституционных прав человека в условиях правовой неопределенности // Lex russica (Русский закон). 2021. № 9 (178). С. 88-101.
6. Петров А.А. Российская матрица цифрового профиля россиянина // Национальная Ассоциация Ученых. 2020. № 52-1 (52). С. 39-52.
7. Плотников В.А., Пирогова О.Е. Устойчивое развитие цифровых предприятий на основе баланса интересов стейкхолдеров // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2020. Т. 10. №2. С. 94–105.
8. Родионов Д.Г., Карпенко П.А., Конников Е.А. Концептуальная модель управления развитием региональных социально-экономических систем // Экономические науки. 2021. № 197. С. 163-170.
9. Родионов Д.Г., Конников Е.А., Мугутдинов Р.М. Системный анализ конкурентоспособности цифрового предприятия в рамках информационной среды // Экономические науки. 2020. № 193. С. 394-401. DOI 10.14451/1.193.394.
10. Сергеева И.Г., Чеботарь А.В., Харламов А.В. Оценка применения информационных технологий и систем в инновационной деятельности организации // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 1 (121). С. 62-66.
11. Харламов А.В., Харламова Т.Л. Трансформация российской хозяйственной системы: теоретические и практические аспекты // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2019. Т. 9. № 4 (33). С. 8-16.
12. Bessonova E., Kelesh Y., Babichev A. Shaping an effective ecosystem of the regional digital economy in the context of uneven digital development. Lecture Notes in Networks and Systems. 2022. Т. 315 LNNS. С. 207-218.

Введение

Цифровизация всех отраслей экономики и сфер жизнедеятельности является неотъемлемой частью нашего будущего, так как очевидно способствует проведению активных трансформационных отношений на всех уровнях управления. Социальная политика относится к важнейшей составляющей стратегии повышения эффективности использования человеческого капитала, а ее роль определена значением для достижения комфортных условий качества и уровня жизни граждан. Внедрение новых цифровых платформ и сервисов в процесс формирования и совершенствования социальной политики на региональном уровне позволяет улучшить качественные параметры индикаторов социально-экономического развития, сделать социально значимые услуги более доступными и обеспечить мобильность предоставления информации со стороны пользователя различным инстанциям. Одним из перспективных инструментов является индивидуальный цифровой профиль гражданина, позволяющий аккумулировать обширный массив сведений, упростить доступ к данным, увеличить скорость предоставления услуг и представляющий собой аналитический документ для проведения стратегических изменений, направленных на обеспечение социальной стабильности в обществе.

Цель исследования – выявить проблемы и перспективы использования индивидуального цифрового профиля для выработки инструментов совершенствования социальной политики в условиях региональных тенденций развития.

Материалы и методы исследования

Теоретическую и методологическую базу исследования составили труды отечественных и зарубежных исследователей, изучающих проблематику формирования и внедрения цифрового профиля в качестве одного из инструментов проведения мониторинга эффективности проводимых социально-экономических преобразований. Подтверждение теоретических положений и полученных выводов осуществлялось путем применения таких общенаучных методов как сравнение, синтез, анализ, а также методов обобщения, классификации, описания.

Результаты исследования и их обсуждение

Социальная политика региона является одним из значимых направлений деятельности органов власти, которое предусматривает регулирование как социальных, так и экономических условий жизни населения, результативность и адресность которой позволяет достигать основные стратегические ориентиры развития отдельных территорий и страны в целом [11, с. 10].

Следует отметить, что социальная политика региона должна быть направлена на улучшение показателей конкурентоспособности социально-экономической системы субъекта Российской Федерации, обеспечение его устойчивости с целью снижения последствий влияния различных шоковых факторов на состояние социальной стабильности в обществе.

Рассматривая основе теоретические аспекты реализации социальной политики на макро и мезо уровнях экономики, можно выделить следующие ее ценности как важнейшей составляющей стратегии регионального развития:

− улучшение качества жизни населения;

− достижение должного уровня благосостояния граждан с учетом удовлетворения необходимых потребностей;

− формирование условий в интересах достижения социальной безопасности в регионе;

− достижение равновесного состояния, стабильного развития и положительной динамики функционирования социальной системы [3, c. 113].

Следует отметить, что социальная политика ориентирована на формирование человеческих ресурсов, то есть человек, его способности формируют основу для достижения общественного благосостояния. Таким образом, можно говорить о том, что эффективность направлений социальной политики определяет состояние человеческого капитала территории и потенциал для его развития в целях обеспечения запланированных темпов роста экономики региона [8, с. 165].

В интересах совершенствования социальной политики, учета регионального человеческого капитала во многих странах мира в качестве важнейшего информационного документа, служащего основанием для разработки новых инструментов социальной поддержки, вводится индивидуальный цифровой профиль гражданина.

Еще в начале 2019 года правительственной комиссией по цифровому развитию в рамках национальной программы «Цифровая экономика» была утверждена Концепция цифрового профиля гражданина, а практическое внедрение данного проектного решения должно осуществиться уже в 2022 году, о чем неоднократно растиражировано и озвучено на мероприятиях федерального уровня [1, с. 147; 2, с. 106].

Текущая ситуация с оцифровкой документов социальной специализации позволила выявить, что в интересах реализации социальной политики сведения о гражданине содержатся в различных информационных системах государственных органов, к числу которых следует отнести: Пенсионный фонд Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Служба государственной регистрации, Министерство юстиции Российской Федерации, Федеральная налоговая служба Российской Федерации и другие [7, с. 96].

Каждая из перечисленных ведомственных структур обладает различными массивами сведений о гражданине, но единый принцип и способ обмена информацией, в настоящее время, требует определенных доработок, особенно в контексте активного использования современных цифровых платформ и сервисов. Формирование индивидуального цифрового профиля позволяет решить эту важнейшую стратегическую задачу сбора, обобщения, систематизации сведений для последующих аналитических исследований, направленных на выработку действенных инструментов совершенствования социальной политики на всех уровнях управления.

Для реализации поставленной цели необходимо последовательное следование ряду этапов, которые позволяют решить проблему внедрения цифрового профиля гражданина. Первостепенно необходимо, чтобы населения имело доступ к своим данным, а также к информационным услугам, которые предоставляет государство, что предполагает активное подключение социальных объектов и домохозяйств к широкополосному интернету, а также решение проблемы бесперебойной связи [12, с. 205].

Особую актуальность это приобретает в территориально удаленных населенных пунктах и относительно граждан, имеющих малую мобильность, особенно лиц пенсионного и предпенсионного возраста, низко владеющих навыками работы [3, c. 29].

Таким образом, индивидуальный цифровой профиль представляет собой информацию о физическом лице, которая хранится в государственных информационных системах и предоставляется в цифровом виде по запросу и с разрешения данного физического лица путем использования информационных технологий. Использование информации из индивидуального цифрового профиля без согласия или разрешения ее носителя возможно лишь в четко установленных законодательством случаях.

Место формирования и внедрения индивидуального цифрового профиля гражданина в процессе построения цифрового гражданства отражено на рисунке 1.

Предполагается, что индивидуальный цифровой профиль должен содержать следующие сведения о человеке:

− паспортные данные;

− ИНН;

− СНИЛС;

− Ссылки на информацию из государственных информационных систем;

− Ссылки на реестр согласий на обработку персональных данных.

Основные элементы инфраструктуры, с помощью которой обеспечивается доступ к индивидуальному цифровому профилю, представлены на рисунке 2.

missing image file

Рис. 1. Место индивидуального цифрового профиля гражданина в процессе построения цифрового гражданства

missing image file

Рис. 2. Основные элементы инфраструктуры, с помощью которой обеспечивается доступ к индивидуальному цифровому профилю

Применение данной инфраструктуры позволяет получить доступ к услугам в цифровом виде в удаленном формате, что является одним из преимуществ, с одной стороны, а с другой, вследствие увеличения объема межведомственного документооборота, недостаточностью компетенций персонала, осуществляющих разработку входящей информации, порождает определенные угрозы, решение которых становиться важнейшей актуальной задачей [9, с. 197].

Практика внедрения индивидуальных цифровых профилей гражданина имеется уже во многих странах мира, при этом подходы к их применению имеют существенные различия [10, с. 63].

Например, в Китае внедрена и находится в стадии апробации так называемая Система Социального Кредита, согласно которой каждый гражданин страны имеет персональный электронный идентификатор, защищенный 18-разрядным кодом.

Основным отличительным признаком китайской Social Credit System является наличие информации о взятых кредитах, собственности, проявлениях человека в социуме, его образе жизни и т.д., то есть кроме официальных данных, в системе имеются сведения о личной, семейной жизни.

Таким образом, в течение своей жизни граждане Китая получают определенный рейтинг, который возможно заработать и повысить преимущественно положительным поведением. При этом государство через определенные действия и механизмы поощряет человека предоставлением общественных благ. Кроме информационного назначения, у Social Credit System имеется прямое воспитательное назначение.

При этом, в Соединенных штатах Америки информация о населении, проживающем на их территории, хранится на платформе Data Services Hub. Каждый гражданин США имеет идентификатор, содержащий следующие сведения: фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес проживания, пол, адрес электронной почты, номер телефона, национальность, статус налогоплательщика. Помимо основных сведениях, идентификатор содержит информацию о кредитной истории, доходах, образовании, состоянии здоровья и т.д. База сведений является гражданской, то есть полностью отеленной от баз полиции, ФБР и т.д.

Информацией, которая содержится на платформе Data Services Hub, могут пользоваться государственные структуры и частные, имеющие лицензии на получение сведений по конкретному виду деятельности.

В Англии в 2006 году был внедрен регистр сведений о населении. Однако, в 2010 году страна отказалась от электронного реестра граждан, так как признала нарушение неприкосновенности частной жизни и возрастание угрозы безопасности в результате хранения сведений [4, с. 30].

Практическая значимость внедрения индивидуального цифрового профиля, как важнейшего документа, интегрирующего в себе обширный массив персональных данных гражданина, заключается в следующих аспектах:

− возможность структурным подразделениям государственных органов повысить эффективность обмена информацией о гражданах;

− повышение доступности государственных услуг для населения;

− придание индивидуальному цифровому профилю гражданина юридической силы и возможности использования всей совокупности накопленной в нем информации в условиях онлайн;

− минимизация бумажного оборота, что ведет к уменьшению расходов и удешевлению предоставляемых услуг;

− удобности для граждан в плане хранения данных и замены значительного числа бумажных документов (паспорт, СНИЛС, документов об образовании, медицинских сведений и т.д.) на основе их оцифровки;

− обеспечение информационной безопасности хранящихся сведений путем использования для идентификации и авторизации биометрических данных.

Текущая ситуация в Российской Федерации может быть охарактеризована следующим образом: имеется более 40 слабо интегрированных между собой государственных информационных систем, цифровых платформ и сервисов. Поэтому необходимая и планируемая инфраструктура индивидуального цифрового профиля будет способствовать доступу к информационным системам в режиме единого окна [6, c. 49].

Основные преимущества введения индивидуального цифрового профиля:

− предоставление возможности человеку-субъекту контролировать использование данных о себе, управлять этими данными;

− расширение доступа частного сектора к государственным информационным системам и их инфраструктуре;

− исключение расхождений в сведениях из различных подразделений государственных органах о гражданах из-за различий во времени обновления данных;

− быстрый доступ к достоверно официальным данным о человеке в случае необходимости проверки информации;

− сокращение расходов и времени на получение услуги;

− увеличение объема получаемых и (или) предоставляемых услуг;

− рост производительности труда;

− ускорение процесса поиска нужного решения;

− снижение рисков недоверия между участниками правовых отношений и т.д.

В настоящее время индивидуальный цифровой профиль способствует повышению эффективности оказания как государственных, так и негосударственных услуг, предоставляемых населению.

Многие исследователи отмечают не только положительные стороны, но и риски, которые могут возникать при использовании индивидуального цифрового профиля.

Мочалов А.Н. отмечает, что введение в действие цифрового профиля повышает риски нарушения конституционных прав и свобод человека в условиях правовой неопределенности, а именно риск вмешательства государственных и частных субъектов в личную жизнь человека [5, с. 90].

Таким образом, к числу наиболее важным проблем, препятствующих эффективному использованию индивидуального цифрового профиля, следует отнести:

− отставание законодательства Российской Федерации в сфере применения технологий анализа данных от достигнутого уровня технологического развития;

− отсутствие обеспечения гарантий прав человека при применении современных методов обработки больших данных, интеллектуального анализа данных;

− монополизация рынка цифровых услуг;

− угрозы отдельным лицам в случае утечки информации, использование информации против них, нанесение ущерба их интересам;

− проблема доступа к индивидуальному цифровому профилю, то есть кто и на каких основаниях может получить необходимую информацию о человеке;

− дефицит работников цифровой сферы и т.д.

Тем не менее, внедрение индивидуального цифрового профиля несет следующие риски:

− риски использования данных, содержащихся в индивидуальном цифровом профиле, в корыстных целях коммерческим сектором;

− риски утечки информации в результате взломов как из вне, так и изнутри.

Следовательно, в качестве перспектив применения индивидуального цифрового профиля в интересах совершенствования социальной политики региона необходимо:

− законодательное закрепление понятия индивидуального цифрового профиля и перечня сведений его составляющих;

− обеспечение конфиденциальности, целостности информации, исключение ее искажения;

− применение отечественных разработок программного обеспечения в интересах повышения безопасности и защиты системы.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что введение индивидуального цифрового профиля в интересах совершенствования социальной политики региона должно обеспечивать эффективность, качество и результативность предоставления государственных услуг, облегчать жизнь населения страны. Но в тоже время непродуманные детали его создания и применения в один момент могут обернуться против человека. Следовательно, необходимо грамотно подойти к разработке данного инструмента и учесть все нюансы его использования, проанализировав последствия с учетом исторического и зарубежного опыта, современных реалий и условий.


Библиографическая ссылка

Кулагина Н.А., Лысенко А.Н., Кособоков А.Ю. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЦИФРОВОГО ПРОФИЛЯ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 3-1. – С. 48-54;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2096 (дата обращения: 25.04.2024).