Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТСКОГО ПРОЦЕССА

Абдулвагабова С.А. 1 Лебедева О.Е. 2 Пониматкина Л.А. 2
1 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
2 ФГБОУ ВО «Финансовый университет при Правительстве РФ»
В статье рассмотрены подходы к формированию геопространственной организации туристского процесса. Установлено, что концепция экономико-географического исследования туристского процесса основывается на системно-процессуальном подходе, который является сочетанием принципов системного и процессуального подходов и позволяет рассматривать явление как непрерывный динамический процесс развития и пространственно-временного согласования структур во взаимодействии с условиями конкретной территории, фиксированными на каждый временной срез соответствующими формами пространственной организации, которыми являются рынки туристских услуг. Доказано, что многофакторность процесса формирования туристского рынка обуславливает его поликомпонентность со склонностью к перманентной диверсификации видовых субрынков, структурированность, заданную функциональными характеристиками индустрии туризма. Установлено, что регуляторными механизмами туристского рынка является круговорот денег и информации, регулируемый маркетингом и государственной туристской политикой, скорректированной в соответствии с деятельностью международных организаций туристского направления. Определено, что территорально-хозяйственная подсистема составляет ресурсную основу формирования туристского рынка на базе использования туристского, социально-демографического и хозяйственного потенциала территории. Доказано, что разнородность ресурсной основы определяет необходимость классификации туристских ресурсов. К их классификации применен сущностный, деятельностный, аттрактивный, функциональный, ценностный и эколого-экономический подходы.
геопростанственная организация
туристский процесс
ресурсы
территория
потенциал
информация
государство
система
демография
глобализация
1. Авилова Н.Л., Красноженова Г.Ф. Формирование системы географических знаний у студентов, обучающихся по направлению «Туризм», методами активного обучения // Сервис plus. 2021. Т. 15. № 1. С. 18-31.
2. Адашова Т.А., КосареваН.В., Лебедев К.А. Современное состояние и перспективы развития спортивно-оздоровительного туризма // Экономика и предпринимательство. 2018. № 12 (101). С. 314-317.
3. Амелькина Д.В. География музеев и перспективы развития музейного туризма в Самарской области // Географический вестник. 2021. № 1 (56). С. 133-148.
4. Голубчиков Ю.Н., Кружалин В.И. Геотуризм как новый объект исследований в науках о земле // Жизнь Земли. 2021. Т. 43. № 3. С. 368-376.
5. Евстропьева О.В. Региональные эффекты развития международной системы туризма на примере Байкальского региона // Геополитика и экогеодинамика регионов. 2021. Т. 7. № 1. С. 98-108.
6. Зырянов А.И. Концептуальная география в туризме // Региональные исследования. 2021. № 2 (72). С. 24-31.
7. Кожина В.О., Лебедева О.Е. Формирование информационно-аналитического обеспечения малого предпринимательства // Экономика и предпринимательство. 2017. № 10-2 (87). С. 444-447.
8. Лебедев К.А., Лебедева О.Е. Научно-практические аспекты инвестиционного и социального развития туристской сферы в Российской Федерации // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10. № 3 (64). С. 230-243.
9. Лебедева О.Е. Проблемы и перспективы рынка земли в Украине // Материалы Вторых годовых сборов Всеукраинского конгресса ученых экономистов-аграрников южного региона Украины «Трансформация земельных отношений к рыночным условиям хозяйствования». 2009. P. 97-100.
10. Лебедева О.Е. Развитие маркетинговой инфраструктуры на рынке молокопродукции // Проблемы и перспективы развития предпринимательства: сборник материалов IV международной научно-практической конференции. 2010. С. 86-87.
11. Лебедева О.Е. Развитие рекламной деятельности на рынке туристических услуг // Культура народов Причерноморья. 2014. № 278. С. 100-103.
12. Манаков А.Г., Иванов И.А., Чученкова О.А. Классификация трансграничных туристско-рекреационных мезорегионов в юго-восточной части Балтийского макрорегиона // Региональные исследования. 2021. № 1 (71). С. 118-129.
13. Немцев М.Ю. Семь фрагментов о гуманитарной географии, путешествиях и краеведении // Labyrinth. Теории и практики культуры. 2021. № 1. С. 89-97.
14. Сельдушова Д.Д., Нехаева Н.Е. География рекреационного туризма в регионах Приволжского федерального округа // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 76-1. С. 104-107.
15. Kosevich A.V., Matyunina O.E., ZhakevichA.G., ZavalkoN.A., Lebedev K.A. Methodology to estimate the financial market condition. Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2016. Vol. 7. № 7. P. 1749-1753.
16. Lebedev K.A., ReznikovaO.S., DimitrievaS.D., Ametova E.I. Methodological approaches to assessing the efficiency of personnel management in companies. Journal of Advanced Research in Law and Economics. 2018. Vol. 9. № 4 (34). P. 1331-1336.

Современные научные исследования в сфере туризма касаются, прежде всего, организационно-экономических и ресурсно-экологических проблем, решить которые невозможно без определения механизма функционирования геопространственной организации туристского процесса, но этот аспект рассмотрен недостаточно и не отражает специфики глобализационных процессов в условиях конкретных регионов.

Именно поэтому важной является проблема совершенствования методологического аппарата экономической географии туризма, расширения ее предметной сферы и проведения на обновленной основе прикладных исследований, которые и будут определять адекватность экономической географии туризма современным требованиям развития науки и практики.

Различным проблемам развития туризма посвящены труды Н.Л. Авиловой [1], Т.А. Адашовой [2], Ю.Н. Голубчикова [4], О.В. Евстропьевой [5], А.И. Зырянова [6], А.Г. Манакова [12], М.Ю. Немцева [13], Д.Д. Сельдушовой [14] и др. Однако проблема формирования геопространственной организации туристского процесса требует своего решения.

Сущностью геопространственного туристского процесса является системно-структурное пространственно-временное согласование нестабильного, склонного к перманентной диверсификации спроса и комплексного, полиструктурного предложения, которое финсируется в каждый момент времени их соотношением на определенной территории в различных формах территориальных структур. При этом туристский рынок формируется множеством разнообразных по характеру, форме, интенсивности, величине, направленности звясвязей между потребителем (туристом) и производителем туристского продукта (предприятием индустрии туризма), которые выступают структурообразующим единицами рынка и динамическое равновесие между которыми обусловливает его устойчивость и внутреннюю организацию.

В основе выделения данного рынка лежат характерные черты туристской услуги (комплексность, мобильность и ритмичность), которые реализуются в туре как специфическом товаре. При этом туристский рынок является динамичной, полиструктурной и многоуровневой открытой системой, стремится к состоянию равновесия путем согласования диспропорций между переменчивым и мобильным спросом и относительно стабильным ресурсно детерминированным предложением, которое по многим каналам связано с рынками высшего порядка и общественно-географическим комплексом определенного уровня.

В этом случае территориальность туристского рынка обуславливается объективно имеющимися свойствами туристского процесса, которыми являются: 1) целостность, динамическое равновесие спроса и предложения; 2) цикличность, обусловленная сезонной динамикой географической оболочки и общественной практикой; 3) лимитированность, наличие объективных ограничений в соответствии с условиями устойчивого развития (антропогенной нагрузки на ландшафты); 4) полиморфизм ресурсной базы, отражающий объективно имеющуюся дифференцированность геопространства; 5) зональность, обусловленная законом географической зональности природно-рекреационных условий; 6) региональность, которая проявляется в неповторимости местных условий удовлетворения туристского спроса и особенностях формирования индустрии туризма [3, 8, 16].

То есть, территориальность туристского рынка ресурсно детерминирована, а ресурсы трактуются расширенно как способность геотории (территории, акватории) удовлетворять мотивационные потребности туристов в соответствии со своими свойствами (природными и общественными), туристско-географическим положением, отраженном в изменчивости рыночной конъюнктуры, и функциях (рекреационных, экономических, социокультурных). При этом туристский рынок поликомпонентен, структурирован и иерархизирован.

Иерархическая структура является многоуровневой и представлена мировым, макрорегиональным, национальным, местными рынками соответствующих таксономических уровней и маркетинговой зоной туристского предприятия, радиус которой определяется финансово-информационными возможностями и инновационностью предложения. В то же время данная стратификация осложнена процессами формирования и функционирования видовых и региональных субрынков.

При этом масштабность видовых субрынков пропорциональна нестандартности спроса, а региональных – распространению однотипных ресурсов. Но иерархическая подчиненность нежесткая: производство турпродукта территориально локализовано, но его реализация пространственно ограничена лишь условиями рынка высшего порядка.

В этом заключается свойственная туристскому рынку трансиерархическая мобильность, которая отражает интегрированность пространства туристского взаимодействия субъектов рынка как необходимое условие функционирования. Функционально-отраслевая структура рынка соответствует функциональным составляющим индустрии туризма, а территориальная – воспроизводит процесс взаимодействия рыночных структур с геоторией в дискретных и ареальных формах.

Пространственная модель туристского процесса, воспроизводя рекреационно-туристские циклы самоорганизации населения, на всех таксономических уровнях имеет звездообразный рисунок с тенденцией к сглаживанию, где туристские потоки распространяются центробежно по туристско-генерирующии регионам, затухая в соответствии с уменьшением доступности турпродукта. Доступность, определяемая затратами времени, денег и усилий, является пространственным параметром, который характеризует оптимальные пространственные связи.

Структуры индустрии туризма в современных условиях

Подсистемы

Структуры

Компоненты

Институционально- организационная

Правовая

Законодательная и нормативная база; таможенная и консульская службы

Финансово-экономическая

Системы налогообложения; страхования; финансовая система и обменный курс валют

Кадровая

Системы подготовки кадров, научных исследований и научно-технических разработок

Функционально- хозяйственная

Гостеприимство

Гостиничное хазяйство, общественное питание, отрасли сферы обслужтвания по предоставлению дополнительных услуг

Транспорт

Авиационный, автомобильный, железнодорожный, речной, морской

Туристская и оздоровительная деятельность

Туристские предприятия, экскурсионные бюро, санаторно-курортные учреждения, оздоровительные учреждения

Территориально- хозяйственная

Туристские ресурсы

Природно-рекреационные, культурно-исторические, техногенные

Социально-демографический потенциал

Население, его этно-религиозная структурированность, традиционная культура, системы расселения

Хозяйственный потенциал

Хозяйственный комплекс территории, инфраструктурные системы, административно-территориальное устройство и система управления

В то же время организационная подсистема включает структуры, представленные институциями, осуществляющими государственную туристскую политику путем правового, экономического и организационного согласования государственных, местных, коммерческих и некоммерческих интересов субъектов рыночной деятельности на туристских рынках различного порядка.

Функционально-хозяйственная подсистема сформирована функционально-интегративными связями между структурами отраслей материального производства по предоставлению транспортных, гостеприимных, досуговых и ряда дополнительных услуг, которые способствуют обеспечению туристской цели на соответствующем качественном уровне.

В этом случае территорально-хозяйственная подсистема составляет ресурсную основу формирования туристского рынка на базе использования туристского, социально-демографического и хозяйственного потенциала территории. Разнородность ресурсной основы определяет необходимость классификации туристских ресурсов [7, 10, 15]. К их классификации нами применен сущностный, деятельностный, аттрактивный, функциональный, ценностный и эколого-экономический подходы, что свидетельствует о постоянном расширении ресурсной основы, расширении их номенклатуры и возможностей использования в туризме.

Практика показала, что туристский процесс является результатом взаимодействия сторон рыночных отношений, которые формируются под влиянием действующих условий (особенностей природной среды, экологического состояния, демографических, миграционных, этно-культурных, религиозных, урбанизационных, агломерационных, политических процессов, систем хозяйствования) и факторов (геодемографических, социокультурных).

Также оказывают влияние психолого-поведенческие признаки личности, совокупное влияние которых фиксируется определенным жизненным стандартом, выражающимся в потребительских моделях и социальном поведении населения: модель «свободного времени» предполагает устойчивость туристской мотивации; модель жизнеобеспечения – ее периодичность, а при господстве модели выживания туристская мотивация отсутствует.

В этом случае туристский спрос имеет: видовую структуру, заданную мотивацией; временную, обусловленную возможностями потребления; иерархическую, определенную по масштабам туристских миграций; территориальную; ресурсную, детерминированную имеющимся предложением, определяющим высокую диверсификацию. Однако, при всей вариативности и изменчивости туристского спроса по характеру туристского продукта выделяют рынки массового, элитарного и нестандартного спроса в направлении роста эксклюзивности запросов и инновационности предложений.

Подводя итоги можно отметить, что концепция экономико-географического исследования туристского процесса основывается на системно-процессуальном подходе, который является сочетанием принципов системного и процессуального подходов и позволяет рассматривать явление как непрерывный динамический процесс развития и пространственно-временного согласования структур во взаимодействии с условиями конкретной территории, фиксированными на каждый временной срез соответствующими формами пространственной организации, которыми являются рынки туристских услуг.

Кроме того, многофакторность процесса формирования туристского рынка обуславливает его поликомпонентность со склонностью к перманентной диверсификации видовых субрынков, структурированность, заданную функциональными характеристиками индустрии туризма. Регуляторными механизмами рынка является круговорот денег и информации, регулируемый маркетингом и государственной туристской политикой, скорректированной в соответствии с деятельностью международных организаций туристского направления.


Библиографическая ссылка

Абдулвагабова С.А., Лебедева О.Е., Пониматкина Л.А. ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТСКОГО ПРОЦЕССА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 2-2. – С. 142-146;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2069 (дата обращения: 20.04.2024).