Современные научные исследования в сфере туризма касаются, прежде всего, организационно-экономических и ресурсно-экологических проблем, решить которые невозможно без определения механизма функционирования геопространственной организации туристского процесса, но этот аспект рассмотрен недостаточно и не отражает специфики глобализационных процессов в условиях конкретных регионов.
Именно поэтому важной является проблема совершенствования методологического аппарата экономической географии туризма, расширения ее предметной сферы и проведения на обновленной основе прикладных исследований, которые и будут определять адекватность экономической географии туризма современным требованиям развития науки и практики.
Различным проблемам развития туризма посвящены труды Н.Л. Авиловой [1], Т.А. Адашовой [2], Ю.Н. Голубчикова [4], О.В. Евстропьевой [5], А.И. Зырянова [6], А.Г. Манакова [12], М.Ю. Немцева [13], Д.Д. Сельдушовой [14] и др. Однако проблема формирования геопространственной организации туристского процесса требует своего решения.
Сущностью геопространственного туристского процесса является системно-структурное пространственно-временное согласование нестабильного, склонного к перманентной диверсификации спроса и комплексного, полиструктурного предложения, которое финсируется в каждый момент времени их соотношением на определенной территории в различных формах территориальных структур. При этом туристский рынок формируется множеством разнообразных по характеру, форме, интенсивности, величине, направленности звясвязей между потребителем (туристом) и производителем туристского продукта (предприятием индустрии туризма), которые выступают структурообразующим единицами рынка и динамическое равновесие между которыми обусловливает его устойчивость и внутреннюю организацию.
В основе выделения данного рынка лежат характерные черты туристской услуги (комплексность, мобильность и ритмичность), которые реализуются в туре как специфическом товаре. При этом туристский рынок является динамичной, полиструктурной и многоуровневой открытой системой, стремится к состоянию равновесия путем согласования диспропорций между переменчивым и мобильным спросом и относительно стабильным ресурсно детерминированным предложением, которое по многим каналам связано с рынками высшего порядка и общественно-географическим комплексом определенного уровня.
В этом случае территориальность туристского рынка обуславливается объективно имеющимися свойствами туристского процесса, которыми являются: 1) целостность, динамическое равновесие спроса и предложения; 2) цикличность, обусловленная сезонной динамикой географической оболочки и общественной практикой; 3) лимитированность, наличие объективных ограничений в соответствии с условиями устойчивого развития (антропогенной нагрузки на ландшафты); 4) полиморфизм ресурсной базы, отражающий объективно имеющуюся дифференцированность геопространства; 5) зональность, обусловленная законом географической зональности природно-рекреационных условий; 6) региональность, которая проявляется в неповторимости местных условий удовлетворения туристского спроса и особенностях формирования индустрии туризма [3, 8, 16].
То есть, территориальность туристского рынка ресурсно детерминирована, а ресурсы трактуются расширенно как способность геотории (территории, акватории) удовлетворять мотивационные потребности туристов в соответствии со своими свойствами (природными и общественными), туристско-географическим положением, отраженном в изменчивости рыночной конъюнктуры, и функциях (рекреационных, экономических, социокультурных). При этом туристский рынок поликомпонентен, структурирован и иерархизирован.
Иерархическая структура является многоуровневой и представлена мировым, макрорегиональным, национальным, местными рынками соответствующих таксономических уровней и маркетинговой зоной туристского предприятия, радиус которой определяется финансово-информационными возможностями и инновационностью предложения. В то же время данная стратификация осложнена процессами формирования и функционирования видовых и региональных субрынков.
При этом масштабность видовых субрынков пропорциональна нестандартности спроса, а региональных – распространению однотипных ресурсов. Но иерархическая подчиненность нежесткая: производство турпродукта территориально локализовано, но его реализация пространственно ограничена лишь условиями рынка высшего порядка.
В этом заключается свойственная туристскому рынку трансиерархическая мобильность, которая отражает интегрированность пространства туристского взаимодействия субъектов рынка как необходимое условие функционирования. Функционально-отраслевая структура рынка соответствует функциональным составляющим индустрии туризма, а территориальная – воспроизводит процесс взаимодействия рыночных структур с геоторией в дискретных и ареальных формах.
Пространственная модель туристского процесса, воспроизводя рекреационно-туристские циклы самоорганизации населения, на всех таксономических уровнях имеет звездообразный рисунок с тенденцией к сглаживанию, где туристские потоки распространяются центробежно по туристско-генерирующии регионам, затухая в соответствии с уменьшением доступности турпродукта. Доступность, определяемая затратами времени, денег и усилий, является пространственным параметром, который характеризует оптимальные пространственные связи.
Структуры индустрии туризма в современных условиях
Подсистемы |
Структуры |
Компоненты |
Институционально- организационная |
Правовая |
Законодательная и нормативная база; таможенная и консульская службы |
Финансово-экономическая |
Системы налогообложения; страхования; финансовая система и обменный курс валют |
|
Кадровая |
Системы подготовки кадров, научных исследований и научно-технических разработок |
|
Функционально- хозяйственная |
Гостеприимство |
Гостиничное хазяйство, общественное питание, отрасли сферы обслужтвания по предоставлению дополнительных услуг |
Транспорт |
Авиационный, автомобильный, железнодорожный, речной, морской |
|
Туристская и оздоровительная деятельность |
Туристские предприятия, экскурсионные бюро, санаторно-курортные учреждения, оздоровительные учреждения |
|
Территориально- хозяйственная |
Туристские ресурсы |
Природно-рекреационные, культурно-исторические, техногенные |
Социально-демографический потенциал |
Население, его этно-религиозная структурированность, традиционная культура, системы расселения |
|
Хозяйственный потенциал |
Хозяйственный комплекс территории, инфраструктурные системы, административно-территориальное устройство и система управления |
В то же время организационная подсистема включает структуры, представленные институциями, осуществляющими государственную туристскую политику путем правового, экономического и организационного согласования государственных, местных, коммерческих и некоммерческих интересов субъектов рыночной деятельности на туристских рынках различного порядка.
Функционально-хозяйственная подсистема сформирована функционально-интегративными связями между структурами отраслей материального производства по предоставлению транспортных, гостеприимных, досуговых и ряда дополнительных услуг, которые способствуют обеспечению туристской цели на соответствующем качественном уровне.
В этом случае территорально-хозяйственная подсистема составляет ресурсную основу формирования туристского рынка на базе использования туристского, социально-демографического и хозяйственного потенциала территории. Разнородность ресурсной основы определяет необходимость классификации туристских ресурсов [7, 10, 15]. К их классификации нами применен сущностный, деятельностный, аттрактивный, функциональный, ценностный и эколого-экономический подходы, что свидетельствует о постоянном расширении ресурсной основы, расширении их номенклатуры и возможностей использования в туризме.
Практика показала, что туристский процесс является результатом взаимодействия сторон рыночных отношений, которые формируются под влиянием действующих условий (особенностей природной среды, экологического состояния, демографических, миграционных, этно-культурных, религиозных, урбанизационных, агломерационных, политических процессов, систем хозяйствования) и факторов (геодемографических, социокультурных).
Также оказывают влияние психолого-поведенческие признаки личности, совокупное влияние которых фиксируется определенным жизненным стандартом, выражающимся в потребительских моделях и социальном поведении населения: модель «свободного времени» предполагает устойчивость туристской мотивации; модель жизнеобеспечения – ее периодичность, а при господстве модели выживания туристская мотивация отсутствует.
В этом случае туристский спрос имеет: видовую структуру, заданную мотивацией; временную, обусловленную возможностями потребления; иерархическую, определенную по масштабам туристских миграций; территориальную; ресурсную, детерминированную имеющимся предложением, определяющим высокую диверсификацию. Однако, при всей вариативности и изменчивости туристского спроса по характеру туристского продукта выделяют рынки массового, элитарного и нестандартного спроса в направлении роста эксклюзивности запросов и инновационности предложений.
Подводя итоги можно отметить, что концепция экономико-географического исследования туристского процесса основывается на системно-процессуальном подходе, который является сочетанием принципов системного и процессуального подходов и позволяет рассматривать явление как непрерывный динамический процесс развития и пространственно-временного согласования структур во взаимодействии с условиями конкретной территории, фиксированными на каждый временной срез соответствующими формами пространственной организации, которыми являются рынки туристских услуг.
Кроме того, многофакторность процесса формирования туристского рынка обуславливает его поликомпонентность со склонностью к перманентной диверсификации видовых субрынков, структурированность, заданную функциональными характеристиками индустрии туризма. Регуляторными механизмами рынка является круговорот денег и информации, регулируемый маркетингом и государственной туристской политикой, скорректированной в соответствии с деятельностью международных организаций туристского направления.
Библиографическая ссылка
Абдулвагабова С.А., Лебедева О.Е., Пониматкина Л.А. ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИСТСКОГО ПРОЦЕССА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 2-2. – С. 142-146;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2069 (дата обращения: 13.11.2024).