Введение
Переход на предоставление государственных услуг по принципу «одного окна», заимствованный из сложившейся мировой практики взаимодействия государства и общества в сфере предоставления социальных и других публичных услуг обусловил серьезный качественный сдвиг в российской системе обеспечения реализации прав граждан на различные услуги и льготы.
В России создана развитая сеть многофункциональных центров, на базе которых осуществляется прием граждан Российской Федерации, желающих получить услуги различных органов исполнительной власти федерального, регионального или муниципального уровней управления.
На рисунке 1 представлены основные этапы эволюции многофункциональных центров, каждый из которых сопряжен с различными вехами трансформации государственных услуг в рамках административной реформы государственного управления [6].
Государственные и муниципальные услуги являются важной точкой соприкосновения населения и государства, поэтому от качества и результатов данного взаимодействия зависит, в том числе, и ощущаемый населением уровень качества жизни [8].
Следует отметить, что МФЦ осуществляет свою деятельность на основе стандартов предоставления государственных услуг, что позволяет гарантировать высокий уровень качества их работы [4, 5, 9].
По данным на начало 2021 года в России федеральными органами исполнительной власти, а также госкорпорациями и органами государственных внебюджетных фондов предоставляется 447 различных государственных услуг и только 143 государственные функции. Следует отметить, что при этом на 376 услуг (84%) из данного перечня утверждены регламенты, а значит, и стандарты их предоставления [10].
Количество и наименование государственных услуг, предоставляемых региональными органами исполнительной власти и местными администрациями разнятся от субъекта к субъекту РФ, что существенно усложняет процесс регламентации их предоставления [7].
Вместе с тем, Постановлением Правительства РФ № 1376 от 22.12.2012 года утверждены Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг [2].
Таким образом, создание разветвленной сети многофункциональных центров призвано обеспечить доступность и качество государственных услуг для граждан РФ даже в малых и отдаленных населенных пунктах.
Цель исследования обусловлена новым этапом развития концепции цифровизации МФЦ, требующим, на наш взгляд, подведения итогов и оценки достигнутых результатов по созданию доступной и комфортной среды предоставления государственных услуг через сеть многофункциональных центров.
Таким образом, цель исследования заключалась в оценке уровня развития сети многофункциональных центров на основе данных об охвате населения услугами, предоставляемыми на их базе и количестве окон обслуживания населения, организованных в субъектах РФ.
Материалы и методы исследования
Исследование проводилось на основе материалов, полученных из наборов открытых данных, публикуемых органами государственной власти в соответствии с законодательством РФ, а также в продолжение более ранних исследований автора и научных трудов отечественных ученых [4, 5, 6,7, 8, 9].
В рамках проведенного исследования автором использовались эмпирические и теоретические методы научного познания (наблюдение, анализ, сравнение и синтез).
Результаты исследования и их обсуждение
Оценка темпов развития сети МФЦ проводилась на основе показателя количества организованных окон обслуживания населения, поскольку данный показатель позволяет наглядно оценить потенциальный уровень охвата и обслуживания населения.
На рисунке 2 представлена динамика и темпы роста данного показателя.
Данные рисунка отражают ежегодную положительную динамику прироста количества окон обслуживания. По данным на ноябрь 2021 года в России функционирует 40022 окна обслуживания населения с расчетным охватом 179,26 млн человек. При этом в 2016 и 2018 годах наблюдаются всплески по приросту количества окон обслуживания (на 13% и 18,3% соответственно по отношению к данным предшествующего периода).
Следует отметить, что совокупность многофункциональных центров можно условно разделить на следующие виды, каждый из которых характеризуется своими особенностями функционирования:
1. Уполномоченный МФЦ.
2. Территориально обособленные структурные подразделения (ТОСП, УРМ).
3. Центр оказания услуг для бизнеса.
Также для предоставления государственных и муниципальных услуг могут быть использованы следующие формы:
- бесплатное выездное обслуживание (мобильный МФЦ);
- офисы обслуживания населения (офисы привлекаемых организаций).
Рис. 1. Эволюция многофункциональных центров в России
Источник: составлено автором
Рис. 2. Динамика развития сети МФЦ в России по количеству окон обслуживания без учета окон офисов привлекаемых организаций [10]
Источник: составлено автором
Рис. 3. Динамика изменения доли окон обслуживания, организованных в обособленных структурных подразделениях
Источник: составлено автором
Данные рисунка 3 демонстрируют динамику изменения доли окон обслуживания в обособленных структурных подразделениях МФЦ.
На долю территориально обособленных структурных подразделений по данным 2021 года приходится 29,4% всех окон обслуживания (или 11751 единиц), расчетный охват населения которых составляет 56,7 млн человек. Также данные за 2016 год свидетельствуют, что 13% прирост окон обслуживания МФЦ был обусловлен резким скачком количества окон в обособленных подразделениях МФЦ. Отрицательные темпы изменения показателя, представленного на рисунке 3, являются следствием роста количества окон обслуживания в уполномоченных МФЦ.
По данным Портала открытых данных на ноябрь 2021 года для обслуживания населения привлекается 290 окон в офисах привлекаемых организаций, расчетный охват населения которых составляет 506 тыс. человек. Данные по мобильным МФЦ отсутствуют, статистика по этой форме предоставления госуслуг не формируется.
Таким образом, расчетная мощность МФЦ должна покрывать все население России. Однако, масштабы территории страны и высокая удаленность населенных пунктов друг от друга и, как следствие, низкая плотность населения в труднодоступных регионах страны, обусловили необходимость более детального анализа данных по охвату населения услугами МФЦ. В таблице 1 представлены результаты сравнительного анализа равномерности распределения окон МФЦ и численности населения по федеральным округам РФ.
Результаты исследования показывают, что на территории Центрального федерального округа наблюдается наиболее высокая концентрация функционирующих окон обслуживания населения (34,6% в 2021 году при удельном весе населения округа в общей численности населения РФ 26,8% за 2021 год). ЦФО характеризуется наиболее развитой сетью МФЦ.
Таблица 1
Сравнительная характеристика распределения окон МФЦ и численности населения по федеральным округам РФ
Административно-территориальная единица |
Численность населения, чел. |
Количество окон обслуживания в МФЦ, единиц |
Распределение населения по округам, % |
Распределение окон МФЦ по округам, % |
||||
2020 |
2021 |
2020 |
2021 |
2020 |
2021 |
2020 |
2021 |
|
Российская Федерация |
146780720 |
146780720 |
39449 |
40022 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
Центральный федеральный округ |
39378059 |
39378059 |
13639 |
14107 |
26,8 |
26,8 |
35,2 |
34,6 |
Северо-Западный федеральный округ |
13972070 |
13972070 |
3367 |
3390 |
9,5 |
9,5 |
8,5 |
8,5 |
Уральский федеральный округ |
12350122 |
12350122 |
3140 |
3154 |
8,4 |
8,4 |
7,9 |
8,0 |
Приволжский федеральный округ |
29397213 |
29397213 |
7144 |
7168 |
20,0 |
20,0 |
17,9 |
18,1 |
Дальневосточный федеральный округ |
8188623 |
8188623 |
2135 |
2142 |
5,6 |
5,6 |
5,4 |
5,4 |
Сибирский федеральный округ |
17173335 |
17173335 |
4395 |
4421 |
11,7 |
11,7 |
11,0 |
11,1 |
Южный федеральный округ |
16454550 |
16454550 |
3710 |
3716 |
11,2 |
11,2 |
9,3 |
9,4 |
Северо-Кавказский федеральный округ |
9866748 |
9866748 |
1919 |
1924 |
6,7 |
6,7 |
4,8 |
4,9 |
Источник: составлено автором.
На второй по численности населения федеральный округ (Приволжский, доля населения – 20%) приходится лишь 18,1% окон обслуживания населения. Аналогичная ситуация складывается и по другим округам. Наименее развита сеть многофункциональных центров на территории Северо-Кавказского федерального округа, где на 6,7% всего населения страны приходится лишь 4,9% всех окон обслуживания МФЦ по итогам 2021 года.
Анализ обобщенных данных в разрезе субъектов РФ позволил выявить регионы (таблица 2), которые не отвечают требованиям Постановления Правительства РФ от 22.12.2012 N 1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» [2]. Пункт 10 указанных правил предусматривает организацию одно окно на каждые 5 тысяч жителей муниципального образования. Провести глубокий качественный анализ развития сети МФЦ в разрезе муниципальных образований РФ пока не позволяет ограниченный набор данных. В более ранних версиях документа данная норма предусматривала организацию одного окна обслуживания в расчете на 5 тысяч проживающих на территории муниципального образования, а не только жителей (изменения внесены Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2020 г. N 109 «О внесении изменений в Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг») [3].
Полученные результаты (табл. 2) предполагают необходимость проведения дальнейших исследований в разрезе отдельных субъектов РФ для получения объективных данных о текущем состоянии и уровня развития региональных сетей многофункциональных центров. Проблема усугубляется недостатками, присущими различным типам формируемых сетей МФЦ (региональные, муниципальные или смешанные).
Анализ данных по субъектам РФ, входящих в состав Центрального федерального округа (рис. 4), характеризующегося наиболее высокой концентрацией окон обслуживания, позволил выявить регион, обеспечивший округу столь высокие результаты.
Таблица 2
Регионы, не обеспечивающие нормативное количество окон обслуживания
Административно-территориальная единица |
Численность населения, чел. |
Нормативное количество окон обслуживания в МФЦ, единиц |
Фактическое количество окон обслуживания в МФЦ, единиц |
Дефицит окон обслуживания МФЦ, единиц |
Республика Марий Эл |
679417 |
136 |
129 |
-7 |
Хабаровский край |
1315643 |
263 |
247 |
-16 |
Чукотский автономный округ |
50288 |
10 |
5 |
-5 |
Республика Адыгея |
463088 |
93 |
80 |
-13 |
Республика Крым |
1912622 |
383 |
306 |
-77 |
Краснодарский край |
5675462 |
1135 |
1070 |
-65 |
Ставропольский край |
2803573 |
561 |
517 |
-44 |
Чеченская Республика |
1478726 |
296 |
159 |
-137 |
Республика Дагестан |
3110858 |
622 |
598 |
-24 |
Источник: составлено автором.
Рис. 4. Распределение окон обслуживания МФЦ по субъектам РФ, входящим в Центральный федеральный округ
Источник: составлено автором
Полученные результаты показали, что по данным за 2021 год 49,9% всех функционирующих окон обслуживания МФЦ сосредоточено в городе Москве при доле населения 32,2%.
На территории города Москвы сформирована единая региональная сеть МФЦ (ГБУ города Москвы «Многофункциональные центры предоставления государственных услуг»), включающая в себя 127 обособленных подразделений (по данным за 2020 год):
– межрайонные МФЦ – 38 ед.;
– районные МФЦ – 107 ед.;
– поселенческие МФЦ – 5 ед.;
– МФЦ окружного значения – 4 ед.;
– МФЦ по работе с крупными застройщиками – 1 ед.;
– МФЦ городского значения – 1 ед.;
– ОИВ – 1 ед.
На данной территории сформирована самая крупная в России региональная сеть многофункциональных центров, включающая более 7 тыс. окон обслуживания (табл. 3) и среднесписочной численностью персонала 9,5 тыс. чел.
Таблица 3
Динамика количества организованных в МФЦ города Москвы окон обслуживания населения, единиц
Административно- территориальная единица |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
Москва, в том числе: |
4882 |
4627 |
4642 |
6499 |
6610 |
6667 |
7036 |
Центральный округ |
316 |
362 |
370 |
585 |
585 |
585 |
585 |
Северный округ |
512 |
516 |
516 |
710 |
710 |
710 |
797 |
Северо-Восточный округ |
526 |
532 |
532 |
764 |
785 |
785 |
785 |
Восточный округ |
605 |
619 |
619 |
756 |
802 |
802 |
913 |
Юго-Восточный округ |
632 |
512 |
512 |
736 |
736 |
736 |
801 |
Южный округ |
786 |
609 |
609 |
934 |
959 |
952 |
947 |
Юго-Западный округ |
468 |
535 |
535 |
787 |
787 |
787 |
787 |
Западный округ |
581 |
444 |
451 |
596 |
615 |
606 |
636 |
Северо-Западный округ |
335 |
303 |
303 |
375 |
375 |
375 |
375 |
Зеленоградский округ |
121 |
122 |
122 |
153 |
153 |
153 |
168 |
Троицкий и Новомосковский округ |
- |
73 |
73 |
103 |
103 |
176 |
222 |
Источник: составлено автором.
Рис. 5. Динамика показателей развития сети МФЦ в г. Москве, %
Источник: составлено автором
Таблица 4
Охват населения города Москвы услугами МФЦ, чел. на 1 окно
Административно- территориальная единица |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
Москва |
- |
10,48 |
10,36 |
5,09 |
5,16 |
1,6 |
2,7 |
Центральный округ |
2,11 |
2,38 |
2,4 |
3,65 |
3,65 |
1,6 |
3,61 |
Северный округ |
2,22 |
2,24 |
2,22 |
2,95 |
2,95 |
2,93 |
3,25 |
Северо-Восточный округ |
1,91 |
1,9 |
1,88 |
2,62 |
2,69 |
2,67 |
2,67 |
Восточный округ |
2,02 |
2,07 |
2,05 |
2,43 |
2,58 |
2,57 |
2,91 |
Юго-Восточный округ |
2,32 |
1,88 |
1,85 |
2,57 |
2,57 |
2,52 |
2,73 |
Южный округ |
2,23 |
1,71 |
1,71 |
2,64 |
2,64 |
2,59 |
2,57 |
Юго-Западный округ |
1,65 |
1,87 |
1,87 |
2,65 |
2,65 |
2,63 |
2,63 |
Западный округ |
2,17 |
1,65 |
1,65 |
2,1 |
2,17 |
2,12 |
1,31 |
Северо-Западный округ |
1,71 |
1,55 |
1,53 |
1,83 |
1,83 |
1,82 |
1,81 |
Зеленоградский округ |
2,6 |
2,62 |
2,54 |
3 |
3 |
2,96 |
3,25 |
Троицкий и новомосковский округ |
1,25 |
1,08 |
1,41 |
1,41 |
2,22 |
2,93 |
Источник: составлено автором.
В исследуемом субъекта РФ наблюдается интенсивный рост и развитие сети МФЦ. За период с 2015 года по 2021 год количество окон обслуживания увеличилось в 1,44 раза (табл. 3).
В 2018 году количество окон обслуживания выросло на 40% (рис. 5). При этом рост был неравномерным, так как наиболее активно развивались МФЦ Центрального административного округа (в 1,58 раза), Южного административного округа (в 1,53 раза), Юго-Западного и Северного административных округов (в 1,47 и 1,37 раза соответственно). Количество окон обслуживания в МФЦ Троицкого и Новомосковского округа за период с 2016 года по 2021 год увеличилось в 3 раза.
Охват населения услугами МФЦ в Москве представлен на рисунке 5. В 2018 году увеличение окон обслуживания на 40% привел к сокращению нагрузки на 1 окно с 10 до 5 человек. Дальнейший рост количества окон позволил увеличить охват населения услугами МФЦ, сократив нагрузку на 1 окно до 3 человек.
Данные по охвату населения услугами МФЦ в разрезе административных округов города Москвы представлен в таблице 4.
Результаты исследования (табл. 4) позволили выявить административные округа с самым высоким уровнем охвата населения окнами обслуживания (менее 2 человек – Западный, Северо-Западный), средним (от 2 до 3 человек – Южный, Юго-Западный, Юго-Восточный, Северо-Восточный, Восточный, Троицкий и новомосковский), ниже среднего (от 3 до 4 человек – Центральный, Северный, Зеленоградский).
Наиболее напряженная ситуация по степени охвата населения по данным за 2021 год наблюдается в районах: Молжаниновское (15 чел. на 1 окно), Некрасовка (8 чел. на 1 окно) и Старое Крюково (6 чел. на 1 окно).
Заключение
Развитие сети многофункциональных центров носит неравномерный характер, обусловленный рядом ограничивающих факторов (численность и плотность населения, проживающего на территории населенного пункта, концентрация населенных пунктов в регионе, выбранный тип организации сети МФЦ).
Организация окон обслуживания по типу «удаленных рабочих мест» позволило увеличить охват населения услугами МФЦ в малочисленных и удаленных населенных пунктах.
Необходимо провести дальнейшее исследование по оценке уровня развития сетей многофункциональных центров на региональном уровне.
Библиографическая ссылка
Сергеева Н.В., Романова О.А. ФОРМИРОВАНИЕ СЕТИ МФЦ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 1. – С. 111-119;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2047 (дата обращения: 23.11.2024).