Введение
Закрытие границ, пандемия Covid-19, программа кешбэка, усилия туроператоров по наращиванию туристского потока, открытию новых возможностей по отдыху в России и постановке чартеров внутри страны – основные факторы, которые позволили увеличить долю организованного туризма в 2021 году на 3% по сравнению с 2019 годом и довести до 23% и на 30% по сравнению с 2020 годом. По данным АТОР топ-5 наиболее востребованных направлений организованного отдыха составили Краснодарский край, Республика Крым, Санкт-Петербург, Владимирская область, Ставропольский край [10]. Перспективными для отдыха становятся и такие направления, как Псковская область, Пермский край, Карелия, Мурманская, Калининградская области, Байкал. Набирают популярность Сахалин, Камчатка, Северная Осетия, Чечня, Кабардино-Балкария [15]. Однако расходы резидентов внутри страны в 2020 году по сравнению с 2019 годом сократились на 43,8% [12, 17], но в 2021 году они увеличились на 39,8% по сравнению с 2019 годом [20].
Вместе с тем наблюдается парадоксальная ситуация, когда, с одной стороны, появляется острая необходимость и дефицит в индивидуализации интересных туров, а, с другой стороны, организация массовых туров, созданных часто еще 20-30 лет назад и, как правило, включающие в себя классические объекты показа, резко ограничивается пандемией и другими ограничивающими факторами, при этом турфирмы только как исключение занимаются разработкой и организацией эксклюзивных и индивидуальных туров. Отметим, что количество таких туров составляет более 90% от общего рынка экскурсионных туров [3]. Как результат, «переключение» на работу с индивидуальными турами резко снизило эффективность их деятельности, прибыльность и на рынке возник дефицит предложений эксклюзивных и индивидуальных туров.
Таким образом, продолжающаяся пандемия не помешала постепенному восстановлению туристической отрасли и дала толчок для новых направлений и концепций. Произошли изменения конъюнктуры и вкусов туристов: помимо пляжных туров туристы выбирают активные и экстремальные туры [9]. На рынке туристских услуг появился новый формат организации путешествий – «авторские туры», которые предлагают вышли новые компании, блогеры, опытные путешественники как альтернатива уже заезженным маршрутам от туроператоров, работающих еще по привычному «устаревшему» формату.
Однако качество таких туров зачастую невысокое по сравнению с теми, которые может предложить профессиональный гид-экскурсовод. Кроме того, такие предложения не связаны с определенными юридически оформленными договорами между клиентом и организатором. Организаторы занимаются по-сути незаконной деятельностью, что увеличивает степень опасности пользования такими услугами: ответственность за здоровье, передвижение и т.д. А потребитель, который юридически достаточно не подкован, а опасности имеют латентный характер, просто доверяется организатору – автору туров. Поэтому необходимо, в первую очередь, разобраться в сущности и определить границы авторских туров, что позволит ввести их в правовое русло.
Туризм – активно развивающаяся сфера услуг и значимая отрасль экономики. Он включает в себя много значимых элементов, которые также изменяются и совершенствуются под влиянием внешних и внутренних факторов среды. Помимо массовых классических туров в последнее время активно развиваются авторские туры, т.е специфические туры, например, в места снятия кинофильмов, заброшенных городов, путешествия в мифические места, наиболее «пейзажные» уголки дестинаций и другие. Однако спорным является вопрос, что можно называть «авторским» туром, как создаются настоящие авторские туры, в чем их отличие от других. Поэтому целью данного исследования является изучение понятия сущности авторских туров, выявления причин роста популярности, трендов в туризме, которые повлияли на развитие авторских туров. Объектом исследования выступают авторские туры, а предметом – принципы и методы их организации.
Материалы и методы исследования
При разработке темы исследования использовались методы статистического анализа, позволившие выявить основные тренды развития рынка туристских услуг.
Контент-анализ различных источников информации показал отсутствие четкого и ясного подхода определения авторского тура и требований к составляющим элементам и безопасности, организации и юридически формальностям таких туров.
В источниках [4] и [23] указывается, что авторский тур – это непохожий на ни что другое тур, организованный без участия агентств и операторов [3] опытным путешественником, тревел-экспертом, опираясь на собственное мироощущение и опыт. Также это может быть комплекс услуг, включающий в себя авторскую (уникальную) программу, экскурсии, проживание, питание и др.
Авторский тур – это путешествие, запланированное индивидуальным гидом, группой лиц или туристической компанией по специально разработанной программе, которая может включать природные достопримечательности, гастрономические изыски, объекты исторического показа или этнографические блоки. Авторский тур может быть как обзорным (объединять в себя несколько направлений культурного отдыха, регионов), так и тематическим (быть посвященным либо гастрономии, либо истории и т.п., либо охватывать только один регион, край или область) [5].
При создании туров сначала находятся неизвестные для туриста аттракторы и /или новые свойства уже известных аттракторов. Это могут быть ландшафтные, природные (интересные пещеры, каньоны, горы, закаты и восходы, прочее), культурные и исторические достопримечательности (традиции коренных народов, усадьбы, церкви, археологические объекты, частные и малые музеи, прочее). В [3] отмечается, что «если в каком-либо регионе тур отличается на 60-70% от базовых маршрутов по набору объектов, то его можно назвать «авторским». Авторские туры на 100% обеспечивают незабываемые впечатления [11].
Организатором тура выступает как один человек, который берет на себя функцию гида-экскурсовода, так и компания, сотрудничающая с авторами-гидами. По-сути организатор приглашает присоединиться к своему маршруту, который будет проходить как по общеизвестным, так и по новым интересным местам [14].
Авторские туры имеют определенные характеристики, которые их объединяют:
Программа тура может быть откорректирована в зависимости от погодных условий, сил участников или их индивидуальных предпочтений;
Стоимость проезда к точке сбора группы не входит в стоимость путевки и оплачивается участниками программы самостоятельно;
Виза делается самостоятельно, а вот медицинскую страховку согласно требований Российского законодательства организатор тура должен Вам предложить, а на активных программах и обязательно сделать;
Тур обязательно включает в себя внутрипрограммные трансферы;
Проживание (отели, гостевые дома, кемпинги) обычно включены в стоимость и оплачиваются организатором по всему запланированному маршруту. При размещении в палатках они предоставляются принимающей стороной. Всю дополнительную экипировку можно взять в прокате.
Гид должен быть опытным путешественником, обладать харизмой, глубиной знаний, способностью увлечь за собой, погрузить в неизвестную и поэтому очень привлекательную действительность, обладать знаниями технической стороны организации тура. От уровня его квалификации напрямую зависит качество туристических услуг.
Однако, в настоящее время в Российском туризме сложилась ситуация, что большинство авторских туров предлагается лицами без образования, местными жителями, «полупроводниками», которые хотят приобщиться к туризму, но при этом нарушают нормы российского законодательства. Проводить многодневные программы, в том числе авторские туры по России и по миру имеют право только юридические лица – туроператоры. Их права и обязанности прописаны в Федеральном законе № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 года [1]. Взаимоотношения туриста и туроператора регулируют нормы гражданского права, «Закон о защите прав потребителя», ГК РФ и проверяет Роспотребнадзор. Приобретение авторского тура у физического лица регулируется только нормами Гражданского права и моральными качествами организатора [13], и в случае возникновения внештатных ситуаций турист лишается полноценного отдыха и не может потребовать финансового возмещения.
Отметим, что в России по-прежнему не введена повсеместная обязательная аттестация экскурсоводов. Это очень важно, поскольку, организаторы авторских туров являются не только сопровождающими группы – гидами, но еще обладать и специальными знаниями как экскурсоводы. Аналогичная ситуация складывается и с инструкторами по горному и пешеходному туризму (трекингу). Согласно профессионального стандарта «Инструктор-проводник» (Приказ Министерства труда и социальной защиты от 29.09.2017 № 702н) гиды (инструктора, экскурсоводы в горах, инструкторы по туризму — названий много суть одна), выходящие на активные маршруты и проводящие их, должны иметь профессию инструктор-проводник.
Таким образом, актуализация выявленных проблем явилась предпосылкой проведения исследования, результаты которого представлены ниже.
Результаты исследования и их обсуждение
В рамках исследования нами было проанализировано порядка 100 компаний по организации авторских туров. В выборку случайным образом попали компании, предоставляющие информацию о себе в социальных сетях «Вконтакте», «Инстаграм» и поисковой системе «Google». Стоит отметить, что в выборку не попали страницы отдельных туров от популярных тревел-блогеров.
На рисунке 1 представлена структура организационно-правовых форм у компаний-организаторов авторских туров.
Рис. 1. Структура организационно-правовых форм у компаний-организаторов авторских туров
Таким образом, из выборочных 100 компаний у 19 организовано ООО, у 10 открыто ИП, и у 71 компаний отсутствует какая-либо организационно-правовая форма.
Дальнейший анализ показал, что только 16 компаний входят в единый реестр туроператоров. Что говорит о том, что лишь 16% компаний в сфере организации авторских туров работают легально на правах туроператора. (для сравнения в едином реестре туроператоров 4280 компаний).
Как уже говорилось выше, немногие авторы туров считают, что занимаются туроператорской деятельностью. 6 из 100 компаний написали на своем сайте, что данная услуга не является туроператорской деятельностью.
Под туром или путешествием эти компании подразумевают разовую помощь в организации поездки от имени заказчика согласно договору поручения. В некоторых случаях, это называется клубом путешественников, который вверил некоему лицу (организатору тура) право на организацию совместного путешествия по договору.
Рис. 2. Наличие у компаний по организации авторских туров страниц в социальных сетях
Только технически, данная услуга соответствует понятию турпродукта, т.к. все подобные организаторы закладывают прибыль в цену тура, а соответственно получают доход, что является предпринимательской деятельностью. Однако, многие организаторы считают, что раз в тур не входит авиаперелет, то и деятельность компании не попадает под закон о туроператорской деятельности. Это может быть связано с элементарным незнанием законов, либо сознательным уклонением от «белого» способа ведения предпринимательской деятельности в целях минимизации издержек на взносы в фонды туроператоров, на открытие юридического лица, аренды офиса и др.
Отметим, что в основном, целевая аудитория авторских туров – это молодежь от 20 до 45 лет. Стоимость тура а одного человека в зависимости от направления и продолжительности составляет от 33 тыс.рублей за 4-5 ночей [2]. В связи с чем становится актуальным анализ социальных сетей, которые являются чуть ли не главным каналом сбыта и каналом продаж компаниями своих туров. Так как молодежь в первую очередь ищет идеи для отдыха именно в соц. сетях.
На рис.2 представлены результаты исследования количества компаний, у которых имеются основные источники коммуникации между потребителями туристских услуг и продавцами – это сайт, страницы в социальных сетях Вконтакте и Инстаграм.
Таким образом, согласно данным рисунке 2 можно сказать, что не все компании используют сразу три способа коммуникации. Однако, подавляющее большинство используют социальную сеть Инстаграм как свою основную платформу для общения с клиентами и продвижения своих услуг. При этом довольно большое число компаний ведут свой профиль только в Инстаграм, не имея даже сайта, что может негативно повлиять на первоначальное мнение о компании у потенциальных покупателей тура.
Чтобы оценить популярность авторских туров необходимо проанализировать число подписчиков в социальных сетях. В современном мире социальных сетей, чем больше подписчиков у компании, тем больше ее популярность и тем большее доверия вызывает компания у потенциальных потребителей услуг.
На рисунке 3 представлены результаты анализа числа подписчиков в социальных сетях в усредненном значении.
Рис. 3. Среднее число подписчиков в социальных сетях, чел.
Как можно заметить, большинство подписчиков следят за аккаунтами именно в самой молодежной социальной сети Инстаграм. Так, среднее количество подписчиков в сети Вконтакте составляет 6 962 человека, а в сети инстаграм 9 651 человек. Однако картина не дает полного представления о популярности туров в сети. Именно поэтому дополнительно было проанализировано количество подписчиков в социальной сети Инстаграм в диапазонах от 0 до 5 тыс., от 50 до 10 тыс., от 10 до 20 тыс., от 20 до 30 тыс., и то 30 тыс. и выше подписчиков (рис. 4).
Рис. 4. Количество подписчиков в сети Инстаграм в диапазонах, %
Таким образом, согласно данным рис. 4, можно сделать вывод, что наибольшее количество «фолловеров» наблюдается у компаний с менее 5 тыс. подписчиков, что свойственно небольшим компаниям, которые работают еще недостаточно давно, либо работающим на рынках «нишевых» туров. На втором месте находятся компании с 30 тыс. и выше подписчиков. Это как правило компании, организованные популярными тревел-блогерами и компаниями, работающими на рынке больше 2–3 лет. Отметим, что 30 тысяч подписчиков – это больше, чем у многих крупных туроператоров на рынке, не считая таких гигантов как TUI, Pegas Touristik, Coral Travel и т. д.
Чтобы выяснить причину возрастания популярности авторских туров за последние 2–3 года, необходимо проанализировать основные тренды, проходящие в туризме, так как, по мнению авторов, такие туры появились как следствие изменения в спросе и предложении. К таким тенденциям можно отнести следующее:
- Cмена предпочтений в отдыхе, отказ от стандартных турпакетов и массовых туров и поиск возможностей для получения новых впечатлений, эмоций, которые им не могут предоставить обычные туроператоры.
- Cмена приоритетов у нового поколения. Сейчас Поколение Y и начало поколения Z (период, родившихся в 90-е годы) вошли в рассвет своей молодости и платежеспособности. Это поколение отличается свободолюбивостью и стремлением получить положительные эмоции. Энергичные и подвижные люди, лёгкие на подъём, хотят действовать здесь и сейчас, успеть всё и сразу. Такие туристы хотят получить от путешествий самые яркие эмоции и впечатления, отличные фотографии для социальных сетей. Их интересуют не знания о месте, а впечатления от места. Им важно открыть что-то новое и неизвестное, прочувствовать местность, потрогать и сказать «я был здесь». Отсюда следует и тренд на уникальные впечатления и уникальный опыт [18].
- Уникальность и эксклюзивность путешествий. Если раньше туристы предпочитали формат «все включено» на море, в хорошем отеле и т.д., то на данный момент туристы выбирают более активный отдых и возможность получить максимум новых эмоций и впечатлений, не таких как у других людей. Такие туристы хотят посетить непопулярные места для путешествий и нестандартные маршруты.
- Индивидуализация. Люди стали избегать переполненных пляжей, гостиниц, а также все больше обращать внимание на число людей в группе, отказываясь от массовых выездов, что связано с нежеланием контактировать с большим количеством человек и соблюдением социальной дистанции из-за пандемии.
- Сегментация по интересам. Тенденция расслоения аудитории туров наблюдается уже давно. При выборе тура все более важной становится общность интересов участников. Туры делятся по возрасту, социальному статусу, интересам. Например, появляется все больше туров чайлдфри, куда нельзя брать детей, в то же время можно подобрать направления и программы для мам с детьми, беременным и так далее.
- Изменение вектора путешествий с международного на внутренний в условиях пандемии коронавируса Covid-19. Появился спрос и предложения на путешествия на Кавказ, Алтай, Байкал, Карелию, Калининград, Камчатку и т.д. Поэтому именно в этих регионах наблюдается рост компаний и частных лиц по организации авторских туров [19].
Сравнительный анализ характеристик видов путешествий
Критерии |
Авторский |
Активный |
Пассивный |
Темп активности |
Высокий |
Высокий/Средний |
Низкий |
Организатор – крупный туроператор |
нет |
Может быть |
да |
Полный пакет услуг (средства размещения, услуги питания, авиаперелеты, экскурсии) |
нет |
Может быть |
да |
Автор программы – гид (команда гидов) |
да |
нет |
нет |
Активная программа каждый день |
да |
Может быть |
нет |
Стандартизация программы |
нет |
да |
|
Уникальность программы |
да |
нет |
нет |
Эмоциональная связь с гидом и другими участниками тура |
да |
Может быть |
нет |
Размер группы |
До 15 |
40-45 |
Огромный |
Частота туров |
Редко |
Часто |
Часто |
Участники подбираются по определенному признаку (возраст, пол, интересы) |
да |
нет |
нет |
Возможность выбрать даты на одну и ту же программу |
Чаще нет |
да |
да |
Также авторами в рамках проведенного исследования была проведена сравнительная характеристика авторских и пакетных туров (табл. 1).
Таким образом, можно сказать, что главные отличия авторского тура от классического (пакетного) – это способ организации, персональный подход, уникальность маршрута, более тесная эмоциональная связь туриста с гидом и организатором путешествий. Однако, у авторских туров помимо вышеуказанных преимуществ, есть и недостатки. К ним можно отнести:
«Серость» бизнеса. Как уже говорилось в исследовании, лишь малый процент компаний по организации авторских туров имеют юридически оформленный способ ведения бизнеса, еще меньше – внесены в единый реестр туроператоров. Закон не разделяет туры на подвиды, а деятельность таких компаний попадает под понятие туристического продукта и под деятельность туристических операторов, что соответствует совершенно другому уровню обязанностей, ответственности и финансовых затрат.
Усиление конкуренции. Популяризация авторских туров привела к появлению новых игроков, готовых предложить свой турпродукт (однако не всегда уникальный, а скорее заимствованный у других игроков и унифицированный) и усилению конкуренции, приводящей к необходимости делать уникальные туры еще более уникальными.
Трудность в масштабировании бизнеса в связи ограничениями по физическим, временным и финансовым возможностям организаторов туров [16].
В некоторых случаях имеется отождествление авторских туров с эксклюзивными, индивидуальными и Vip-турами. При этом под индивидуальными чаще всего понимаются не представленные на рынке для массового потребления туры, разработанные с учетом пожеланий потребителя, Vip-тур подразумевает еще и высокий класс обслуживания, экзотичность стран, а также насыщенность экскурсионной программы и ее уникальность [8]. Эксклюзивные, в отличие от Vip – тщательно продуманные нестандартные маршруты, разрабатываемые туристскими компаниями и предполагающими более высокий комфорт, уникальность впечатлений, возможность самостоятельного посещения интересующих потребителя мест [21].
Выводы
В последние годы активно заполняется «ниша» авторского туризма. Есть большая категория людей, которые больше не хотят отправляться в отпуск пакетным туром. Они хотят новый, персональный опыт, впечатления, какие-то свежие эмоции, которые нельзя получить, отправившись в поездку с классическим турагентством. Авторские туры предлагают именно такой опыт: можно поехать в йога-тур в Каппадокию или в путешествие на джипах по Исландии, при этом за тебя все организует человек, который хорошо знаком со страной и ее особенностями. Это более персонализированный и концентрированный опыт с точки зрения впечатлений [22]. Количество запросов на индивидуальные туры и туры в малых группах увеличиваются кратно каждый месяц.
Проведенный анализ показал, что современный подход, используемый при организации авторских туров, учитывает сложившиеся тренды на туристском рынке, такие как смена поколений, уникализация и персонализация путешествий, уход от пляжного отдыха к более активному, отказ от массовых направлений, переориентация туристов на внутренний туристский рынок и др.
Кроме того, авторские туры следует рассматривать и как уникальный туристский продукт, отличающий по своей сущности от классических предложений туроператоров и поэтому требующий необходимости введения его в юридическое поле и создания тревел-комьюнити, которое кардинально изменит российский туристический рынок.
Библиографическая ссылка
Боголюбов В.С., Боголюбова С.А., Кузнецова Е.А. АВТОРСКИЕ ТУРЫ КАК СОВРЕМЕННЫЙ ФОРМАТ ОРГАНИЗАЦИИ ПУТЕШЕСТВИЙ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 1. – С. 14-22;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2033 (дата обращения: 23.11.2024).