Введение
Создание и эффективное функционирование национальной системы профессиональных квалификаций – один из приоритетных проектов на современном этапе развития России, затрагивающий интересы множества групп стейкхолдеров, поскольку именно интеллектуальный капитал как фактор роста стоимости национальной экономики. Решающее значение в этой связи приобретает изучение взаимосвязи создания интеллектуального капитала на различных уровнях экономики с развитием национальной системы квалификаций. Можно сделать вывод о необходимости применения в оценке интеллектуального капитала различных аспектов функционирования национальной системы квалификаций как вносящей реальный вклад в создание его стоимости.
Не смотря на то, что еще в 2013 году была признана необходимость создания профессиональных стандартов для сближения интересов рынков труда и образования, понятие «система национальных квалификаций» можно рассматривать как новое для субъектов рынка.
Правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации были закреплены в ФЗ «О независимой оценке квалификации» № 238-ФЗ от 03.07.2016 г., а стратегия развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года одобрена Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (протокол от 12 марта 2021 г. № 51). Но в научной литературе недостаточно рассмотрены подходы к определению понятия «национальная система квалификаций», выделению ее уровней и особенностей функционирования на современном этапе.
Цель исследования состоит в выделении периодизации развития национальной системы квалификаций в Российской Федерации, основанной на изменении целей и приоритетов функционирования и анализ их связи со стоимостью интеллектуального капитала страны.
Материал и методы исследования
Методология исследования основана на использовании совокупности теоретико-познавательных категорий, научных инструментов и регулятивных принципов изучения системы процессов функционирования национальной системы квалификаций. Были использованы такие методы как сравнительный и процессный анализ, а также системный подход к исследованию проблем развития оценки стоимости интеллектуального капитала.
Национальная система квалификаций государства представляет собой совокупность нормативно-правовых и институциональных механизмов регулирования спроса и предложения квалификаций работников на рынке труда [1].
В проекте «Форсайт компетенций – 2030», разработанном агентством стратегических инициатив совместно с Московской школой управления «Сколково», национальная система компетенций и квалификаций определяется как необходимый в сфере труда и профессионального образования набор взаимоувязанных элементов, обеспечивающих процесс модернизации национальной и региональных экономик [2].
Н.В. Фадейкина, Н.В. Брюханова, О.А. Сапрыкина в статье «Тенденции развития национальной системы квалификаций и использование ее функционала при реализации образовательных услуг» анализируя тенденции развития национальной системы квалификаций, рассматривают ее как «инструмент согласования спроса на квалификации работников со стороны рынка труда и предложения квалификаций со стороны системы образования» (2019) [3].
Кабанова Л.В., Брагина З.В., Никерина Е.В. характеризуя цели создания национальной системы квалификаций, особенности её становления, проблемы этого процесса и пути их преодоления дают следующее определение «платформа для сотрудничества и диалога с широким кругом заинтересованных сторон и форма обеспечения контрольных точек для проверки рамочной деятельности в устойчивых профессиональных полях и алгоритмах» (2018) [4].
Аналогичный подход к определению понятий «национальная система квалификаций» содержится в научных работах Гончаровой Н.Ю. Проблематика функционирования и развития национальной системы квалификаций представлена в работе А.А. Муравьевой, О.Н. Олейниковой, Н.М. Аксеновой [5]. Авторы отмечают, что отсутствие доверия к системе со стороны со стороны ее участников и отсутствие эффективно функционирующих институциональных структур не позволяют системно подойти к достижению задач НСК. Рассматривая принципиальные положения функционирования НСК в процессе проектирования, ранжирования и взаимодействия квалификаций, авторы несколько иначе видят смысловые акценты при формулировании цели ее создания. Следует согласиться с авторами, что цели функционирования НСК необходимо рассматривать более системно и, прежде всего, это создание условия для эффективного формирования интеллектуального капитала, соответствующие каждому уровню образования через формирование адаптивных траекторий развития интеллектуального капитала страны.
Рис. 1. Особенности функционирования национальной системы квалификаций России на современном этапе
Ряд исследователей, при выделении особенностей формирования НСК, подчеркивают, что процесс ее создания ориентирован, в-первую очередь, на разработку профессиональных стандартов при существенно различающихся подходах, тогда как для достижения требуемого эффекта необходимо формирование системной модели всех видов трудовой деятельности, определяющих развитие интеллектуальной экономики [6]. В этом случае будет обеспечен эффективный подход к квалификациям с позиции основной цели развития НСК – прирост интеллектуальной стоимость, созданной преимущественно за счет внутренней интеграции его компонентов.
Выделим особенности функционирования национальной системы квалификаций России на современном этапе (рисунок 1).
Инструменты, создаваемые в рамках НСК, должны стать основой для определения актуальных и опережающих компетенций в системе профессионального образования. Вопрос о национальной системе квалификаций значительно шире сферы взаимоотношений системы образования и рынка труда. Он касается всех аспектов функционирования национальной экономии, темпов ее развития. По сути, цель функционирования НСК относится к разряду стратегических и требует выявления системных и синергетических эффектов функционирования НСК и разработки системы индикаторов ее эффективности.
Инструменты, создаваемые в рамках НСК, должны стать основой для определения актуальных и опережающих компетенций в системе профессионального образования. Вопрос о национальной системе квалификаций значительно шире сферы взаимоотношений системы образования и рынка труда. Он касается всех аспектов функционирования национальной экономии, темпов ее развития. По сути, цель функционирования НСК относится к разряду стратегических и требует выявления системных и синергетических эффектов функционирования НСК и разработки системы индикаторов ее эффективности.
Результаты исследования и их обсуждение
Национальная система квалификаций в своем развитии уже прошла два базовых этапа. Сущностью первого этапа (концептуально-целевого) является осознание необходимости сближения интересов образования и рынка труда, поиск парадигмы, которая позволит в стране создать механизм подобного сближения и решения проблем накопившихся проблем. Такой парадигмой стала организующая система национальных квалификаций. В ходе первого этапа (1997-х – 2011 гг.) концепция НСК сформировалась как нормативная концепция, описывающая базовые принципы взаимодействия рынков труда и образования. Она развивалась на основе признания профессиональных стандартов и, соответственно, последующей интеграции образовательных и профессиональных стандартов при определяющей роли вторых, а также независимо-агентской позиции, признающей необходимость оценки квалификаций независимыми бенефициарами.
Рис. 2. Этапы активного развития национальной системы квалификаций в Российской Федерации
Рис. 3. Последовательность изменений целей функционирования НСК в разрезе этапов ее развития
На втором этапе (2012 – 2019 гг.) нормативно-целевая концепция получила законодательное закрепление и была дополнена нормативно-методическим обеспечением, а также созданием институциональных структур. Именно на данном этапе активно разрабатывались и утверждались профессиональные стандарты. Вопросы формирования НСК уже находятся в центре внимания научного, делового и образовательного сообществ.
На третьем этапе принципы, приоритеты и механизмы функционирования НСК были сведены в стратегию развития национальной системы квалификаций до 2030 года. Стратегия объединила в себе нормативную и содержательную составляющие, сформировав основные дальнейшие направления развития НСК.
На четвертом этапе будет происходить развитие содержательного многообразия НСК на основе синергетического и сетевого эффектов в развитии интеллектуального капитала.
В рамках проблемного поля выделения базовых этапов развития НСК в России следует остановиться на последовательном изменении целей функционирования НСК.
На третьем этапе развития НСК уже представляет собой механизм кадрового обеспечения решения приоритетных задач развития экономики страны, т.е. другими словами речь идет о формировании кадрового капитала. А кадровый капитал в свою очередь является составной частью интеллектуального капитала. При правильном функционировании НСК и соответственно обеспечении кадрами национальная экономика может достичь приоритетных задач развития, но при этом нарушение данного механизма окажет негативное влияние на ее результативность. Этот факт свидетельствует о необходимости поиска инструментов оценки данного воздействия.
На четвертом этапе развития НСК выступает, как инструмент призванный оказывать непосредственное влияние на развитие интеллектуального капитала страны как ключевого ресурса экономики. Интеллектуальный капитал, как известно, определяющий элемент процесса создания добавочной стоимости в условиях индустрии 4.0. В связи с этим, существующие подходы к оценке стоимости интеллектуального капитала нуждаются в развитии с позиции учета эффектов функционирования НСК.
В научной литературе большая часть работ касается определению квалификационных уровней и дескрипторов (Shields, 1996; Holmes, 2003; Bjørnavold, J. and M. Coles, 2010; Т.А. Голубева, И.Д. Лельчицкий, В.А. Ершов, 2016).
В исследовании Международного банка реконструкции и развития «Обзор Филиппинской системы квалификаций: на пути к модернизации признания навыков и мобильности» в качестве ключевого ориентира системы квалификаций определено развитие человеческих ресурсов как фактора роста производительности труда и роста экономики [7].
В докладе комитета национальных квалификаций Индонезии в качестве целей развития системы определены повышения качества и конкурентоспособности человеческих ресурсов страны, в том числе на международном уровне; увеличение вклада результатов обучения на всех уровнях образования в рост национальной экономики [8].
В качестве стратегических целей функционирования национальных профессиональных стандартов (NOS) в Великобритании определены вклад в развитие экономики, общества, окружающей среды, вхождение в ТОП-8 стран OECD по производительности, занятости и навыкам [8].
Проведенный анализ позволяет говорить, что инструменты НСК оказывают непосредственное влияние на компоненту человеческого капитала через развитие системы оценки эффективности образовательного процесса на всех его уровнях и результаты обучения. Кроме того, в рамках НСК происходит не только установление требований к квалификациям, но и реализуются механизмы обеспечивающие развитие профессионализма специалистов, повышения их конкурентоспособности на международном уровне, росту накопления человеческого капитала в системе образования.
Поскольку НСК непосредственно своим функционированием оказывает влияние на процесс создания стоимости интеллектуального каптала страны на всех уровнях, то целесообразно в процессе оценки стоимости интеллектуального каптала проводить учет эффектов воздействия системы.
Соответственно, необходимо ставить вопрос о необходимость разработки модели формирования и развития интеллектуального капитала в условиях функционирования национальной системы квалификаций.
В ближайшее время формирование и развитие интеллектуального капитала, как в зарубежных странах, так и в России будет во многом определяться влиянием национальных и региональных систем квалификаций.
Стоимость интеллектуального капитала будет непосредственно находиться под воздействием процессов функционирования национальной системы квалификаций.
Сегодня обновляются номенклатуры профессий, устанавливаются их связи с профессиональными стандартами и квалификациями. Разрабатываемые механизмы сближения рынка труда и сферы образования базируются на центральной концепции, в основе которой лежит понятие «результат обучения». Именно результаты обучения сегодня определяют специфику дискурса системы образования и рынка труда при определяющей роли последнего. Но существуют лаговые процессы не только между системой образования и рыком труда, но и между рынком труда и экономикой. В последнем случае, по оценкам экспертов, временной лаг составляет 5-7 лет.
Утрата связи с экономикой и прогнозными оценками ее развития при построении системы национальных квалификаций неизбежно приведёт к деформации самого ее содержания как института развития интеллектуального каптала. Интегративным фактором и точкой сопряжения интересов всех групп стейкхолдеров, на наш взгляд, может стать методология оценки стоимости интеллектуального капитала, позволяющая учесь вклад всех стейкхолдеров национальной системы квалификаций в совокупности и системные сигналы «новой экономики».
Выводы
Разработаная методика оценки стоимости интеллектуального капитала с учетом эффектов функционирования системы квалификаций и системных сигналов «новой экономики», во-первых, позволит выявить разрывы в уровнях развития отдельных элементов системы национальных квалификаций. Во-вторых, методика исследования заключается в том, что она позволит учесть результативность деятельности отдельных групп стейкхолдеров на основе стоимости, что в свою очередь, выявит существующие проблемы, связанные с взаимодействием компонентов системы квалификаций, соотнести их с воздействием на развитие экономики и принять стратегические управленческие решения, направленные на обновление и гармонизацию системы квалификаций как инструмента решения практических задач бизнеса, образования, государства и общества в целом.
Эффективность системы квалификаций во многом определяется интеграцией усилий институциональных элементов (государства, образования, бизнеса, общества) в одно целое с помощью единых механизмов ее поддержки и управляющих сигналов из единого центра.
В рамках проблемного поля оценки стоимости интеллектуального капитала необходимо учитывать воздействие эффектов функционирования системы квалификаций, проявляющихся в том, что элементы инфраструктуры национальной системы квалификаций не могут являться дискретными и функционировать отдельно. Поддержка эффективного функционирования системы требует развития методологии оценки стоимости интеллектуального капитала, которая позволит оценить вклад всех групп стейкходеров в его создание и его влияние на потенциала самой системы.
Библиографическая ссылка
Савченко Ю.Ю. НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КВАЛИФИКАЦИЙ РОССИИ: СМЕНА ЦЕЛЕЙ РАЗВИТИЯ И ВЛИЯНИЯ НА СТОИМОСТЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 12-3. – С. 518-524;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=2030 (дата обращения: 21.11.2024).