Введение
Успешность функционирования субъектов деятельности зависит от уровня их менеджмента и воздействия внешней окружающей среды. Необходимость исследования тенденций и оценки влияния факторов внешней среды заключается в их независимости и объективности существования, отсутствия возможности управления ими и контроля со стороны предприятий, что требует адаптации последних к неблагоприятным и использования благоприятных условий.
Цель исследования. Определение группы факторов, влияющих на развитие аграрной политики. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы, способствующей функционированию агропромышленного комплекса.
Материалы и методы исследования
При изучении экономики сельского хозяйства широко применяются следующие специальные методы:
- экономико-математические – экономико-математическое моделирование, создание и изучение одномерных и многомерных совокупностей и т.д;
- экономико-статистические – наиболее распространенными методами изучения являются статистическая выборка, экономическая группировка, расчет статистических показателей (средних величин, вариации, дисперсии и т.д.), корреляционный и регрессивный анализ, и т.п.;
- анализ и синтез – обобщение данных о состоянии отдельных сторон деятельности сельскохозяйственных организаций, выявление общих закономерностей и выработка, на основе этого, рекомендаций по повышению эффективности производственной и торговой деятельности;
- экономический анализ – сопоставление частных и обобщающих показателей с целью выявления положительных тенденций;
- экспериментальные – выработка экономических и управленческих решений на основе экспериментальных данных – то есть данных, полученных в искусственно заданных (а не естественных условиях);
- абстрактно-логические – методы, которые связаны с созданием абстрактных моделей, для которых характерны наиболее существенные признаки изучаемого явления или объекта (а не все факторы, определяющие поведение объекта или явления в конкретной ситуации);
- и др.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ последних исследований и публикаций. Определение факторов внешней конкурентной среды предоставлен многими учеными. Наиболее удачными и полными, на наш взгляд, есть характеристики С.У. Нуралиева и Г.А. Фатхутдинова. Оценка отдельных факторов в контексте аграрных предприятий представлена в работах А.М. Бородиной, В.Л. Валентинова, Н.Я. Демьяненко, А.В. Олейника, В.В. Юрчишина и других.
С.У. Нуралиев разделяет факторы внешней среды на две группы: микросреда и макросреда. Микросреда предприятия формируют: потребители, конкуренты, поставщики, посредники, контактные аудитории. Макросреда – это факторы, которые влияют на предприятие и его микросреду и которые оно не может контролировать. Понятие макросреды определяют пять групп факторов: экономические, социально-культурные, политико-правовые, технологические, природно-географические [1].
Раскрытие влияния составляющих микросреды предприятия являются темой отдельного исследования, которое будет представлено в других публикациях. В данной статье (в силу ограниченности объема) обосновывается влияние экономических и политико-правовых факторов, среди указанных пяти групп являются основными и наиболее действенными.
Основной материал исследования
Экономические факторы. Темпы инфляции, уровень занятости, международный платежный баланс, стабильность национальной валюты должны постоянно оцениваться в ходе анализа внешней среды. Что для одной организации является экономической угрозой, для другой дает новые возможности для развития [1].
Одним из влиятельных специфических для аграрного сектора экономических факторов макросреды являются мировые тенденции роста цен и спроса на продукты питания. Кроме влияния на это явление инфляционных процессов имеют место следующие причины. Первая – глобальное потепление. По оценкам ученых, увеличение температуры на один градус будет равен снижению урожайности в мире на 5-7%. Например, уже второй год подряд засуха поражает Южную Австралию и урожай пшеницы там. Эксперты прогнозируют в течение следующих десяти лет удвоение цен на зерно. Вторая причина – все больше продуктов скармливается скоту. Несмотря на рост производства продовольствия, все меньшее его количество используется для потребления людьми. Из-за резкого роста доходов населения азиатских стран люди активно начали использовать те группы продуктов питания, которые ранее не были доступны, в частности мясо. Увеличение потребления мяса означает рост объемов кормов. Третья причина. Мировые тенденции повышения цен на нефть привели к поиску его альтернатив. Значительная часть фуражного зерна идет на производство биотоплива [5, 8]. При мировых тенденциях увеличения производства и потребления зерна все больше его используется на другие непищевые цели (таблица).
В 2016-2017 маркетинговом году на другое потребление использовали на 22,6 млн. тонн или 7,4% зерна больше, чем в 2015-2016 маркетинговом году, в 2017-2008 году – на 27,7 млн. тонн или 8,4% больше, чем в предыдущем году.
Рост популярности биотоплива прямо пропорционально сказывается на повышении спроса на его сырье. Ежегодно посевы альтернативных культур частично вытесняют с полей пшеницу и подсолнечник. За 2017 год занятость земель подсолнечником в Приволжском федеральном округе России уменьшилась на 501 тыс. га или 12,8%. Общая площадь уборки зерновых и зернобобовых культур составила 13,4 млн. га, что на 0,8 млн. га или 5,4% меньше показателей в 2016 году и на 1,2 млн. га или 8,1% меньше значений 2015 года. В то же время значительно увеличились земли под рапсом. За последний год посевы расширились более чем в 2 раза, а в сравнении с 2010 годом – почти в 5 раз [10].
Мировой баланс производства и потребления зерна, млн. тонн (по данным FAO) [3]
Показатели |
Маркетинговые годы |
2016-2017гг. в % к: |
|||
2015-2016 |
2016-2017 |
2017-2018 (проект) |
2015-2016 |
2016-2017 |
|
Производство |
2051,4 |
2009,4 |
2108,9 |
102,8 |
105,0 |
Торговля |
246,6 |
255,4 |
251,5 |
102,0 |
98,5 |
Потребление |
2037,6 |
2062,4 |
2105,0 |
103,3 |
102,1 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
для продовольственных целей |
982,5 |
997,5 |
1008,7 |
102,7 |
101,1 |
для фуражных целей |
748,7 |
735,9 |
739,6 |
98,8 |
100,5 |
другое потребление |
306,4 |
329,0 |
356,7 |
116,4 |
108,4 |
Конечные запасы |
471,4 |
428,0 |
427,0 |
90,6 |
99,8 |
Популярность культуры среди хозяйственников объясняется более высокой выгодностью. Так, при цене реализации пшеницы летом-осенью 2017 года менее 300 долл. за 1 тонну, рапс продавали по 500 долл. за 1 тонну [7].
Обусловленное этими причинами снижения предложения продовольственного и фуражного зерна при увеличении на него спроса и приводит к росту цен.
Положительное экономическое влияние мирового роста цен на повышение уровня доходов ощутили на себе хозяйственники уже текущего 2017-2008 маркетингового года. Отрицательной стороной сложившейся ситуации является полная ее зависимость от тенденций внешнего рынка и отсутствие участия государства. Неконтролируемость государством рынка аграрной продукции может привести к тому, что в определенный сезон пользуясь положением заготовительно-перерабатывающие структуры, несмотря на мировые тенденции, начнут удерживать цены внутреннего рынка, что неоднократно имело место на практике. Кроме того, удорожание сельскохозяйственного сырья вызывает повышение цен на готовую продукцию – продукты питания. В условиях низкого уровня доходов и платежеспособности населения это приводит к усилению социального напряжения в стране.
Регулирование государством цен аграрного рынка снизит для его участников степень непредсказуемости внешней среды и будет способствовать социальной стабилизации в обществе.
Вторым важным экономическим фактором внешней среды является баланс движения сельскохозяйственной продукции, который не контролируется. Производство и экспорт, в большинстве случаев, происходит стихийно. Единственное – ограничение правительством на протяжении двух лет экспорта зерна, что получило неоднозначную оценку. За введение и сохранение квот выступают специалисты животноводческой, хлебопекарной и спиртовой отраслей: запрет экспорта зерна приведет к увеличению его предложения на внутреннем рынке и, как следствие, снижение цен сырья.
Неприемлемость практики составления баланса производства сельскохозяйственной продукции, нерегулированность этих процессов, что негативным образом влияют на устойчивость развития аграрного сектора, является следствием отсутствия государственной регуляторной ценовой политики. Практика развитых стран и отечественный опыт убеждают, что рыночная экономика не может обеспечить такое саморегулирование цен на аграрном рынке, которое бы создавало условия для устойчивого развития сельского хозяйства. С целью устранения провалов рынка объективно оказывается необходимым вмешательство государства в механизмы рыночного ценообразования.
Против лимитирующих мер стоят другие участники рынка. Квотирование вызвало миллионные убытки сельхозпроизводителей, переработчиков и трейдеров. Тысячи тонн зерна сгнило в закромах. По оценкам экспертов, потери отечественного АПК в ряде регионов России от ограничения экспорта зерновых в 2016-2017 маркетинговом году составили около 1,5 млрд. долларов США. Такую цифру ущерба был определен на основании подсчетов излишков продукции на внутреннем рынке по результатам сезона. Специалисты указывают, что экспортные ограничения негативно влияют на авторитет страны на внешнем рынке и не способствуют улучшению инвестиционного климата в АПК. Согласно правилам мировой организации торговли, Россия может вводить квотирование экспорта зерна, если подтвердит его нехватку внутри страны [10].
Проведенные исследования показали, что потребление зерна в России за последние десять лет находится почти на одинаковом уровне, в то время, когда валовые сборы испытывают значительных колебаний.
По оценкам многих специалистов, Центральный федеральный округ располагает необходимыми ресурсами для того, чтобы стать зоной устойчивого производства озимой пшеницы, пригодной для хлебопечения, причем урожайность данной культуры на этой территории может достигать 5–6 т/га. Однако одним из главных препятствий в достижении этой цели является сниженный уровень белка в получаемом зерне. Наиболее перспективное направление решения данной проблемы — освоение прогрессивных технологий с использованием не только минеральных удобрений, но и разных природных фиторегуляторов нового поколения.
Это показывает, что за последний десятилетний период 2016 и 2017 годы не были низкоурожайными. Большее количество зерна получили только в 2011-2012 и 2014-2015 годах. За все время в России производилось зерна больше его внутренней потребности, что подтверждает наличие экспортного потенциала. Однако излишки не были слишком большими, что свидетельствует о необходимости регулирования процессов и объективность оснований квотирования зерна.
За последнее время имела место относительное постоянство потребления продукции. При больших колебаниях урожая это достигается экспортно-импортными операциями.
Усиление контроля государства за движением продукции заключается в необходимости избежание спонтанности внешнеторговой деятельности, подтверждением чего станут события 2012-2013 маркетингового года. Крупные экспортные партии в начале сезона вызывали весной необходимость формирования зернового продовольственного фонда страны за счет импорта в объеме 3,4 млн. тонн пшеницы. Такого большого объема закупок не было за период с 1990 года. Исключение составил 1995 год, когда импортировали 15,4 млн. тонн. После этого максимальное ввоза составляло 0,8 млн. тонн в 2012 году.
Отсутствие своевременной точной информации о величине запасов продовольствия, на основании которых регулируются объемы и сроки экспортно-импортных операций, влечет за собой дисбаланс в экономике. Поэтому, квотирование как вид государственного регулирования рынка может иметь место, однако проводить его нужно на высшем уровне организации без потери экономической эффективности деятельности участников национального рынка. Большие убытки сельхозпроизводителей и порчи в зернохранилищах продукции свидетельствуют о неправильно выбранный подход чиновников.
Отсутствие баланса сельскохозяйственной продукции, нерегулированность ее поступления в масштабах страны привели к перепроизводству отдельных ее видов. Так, перепроизводство сахара, что имело место в 2016 году при посевах сахарной свеклы на площади 788 тыс. га, установление индикативной цены на уровне 170 руб./тонну свеклы за расходов на него не ниже 200 руб./тонну, нанесло сокрушительный удар по сахарной и свекольной отраслях [9]. В результате в 2017 году посевы культуры сократили все крупные регионы России. Уменьшение составило 204 тыс. га или 25,9% [10].
Осложняется проблема тем, что, вступив в ВТО Россия обязуется ежегодно импортировать сахара-сырца из тростника практически без ввозной пошлины. Для помощи отрасли предлагает установить квоту на производство сахара для внутреннего потребления (квота А) [10].
Перепроизводство продукции грозит и отрасли птицеводства. За 2015 год удерживаемый ее поголовье во всех категориях хозяйств увеличилось на 4,9%, за 2016 год – на 8,5%, за 2017 год – на 12,3% и составил по состоянию на 1 января 2018 года 168,3 млн. голов [10]. По оценкам специалистов, уровень производства мяса птицы в России близок к насыщению внутреннего рынка, по качеству продукция соответствует всем мировым стандартам, что создает предпосылки для экспорта. Особенно перспективным считается российский рынок [6]. Успех сотрудничества с ним будет зависеть от хода политических событий в России и степени позитивности развития отношений государств.
Неприемлемость практики составления баланса производства сельскохозяйственной продукции, нерегулированность этих процессов, что негативным образом влияют на устойчивость развития аграрного сектора, является следствием отсутствия государственной регуляторной ценовой политики. Практика развитых стран и отечественный опыт убеждают, что рыночная экономика не может обеспечить такое саморегулирование цен на аграрном рынке, которое бы создавало условия для устойчивого развития сельского хозяйства. С целью устранения провалов рынка объективно оказывается необходимым вмешательство государства в механизмы рыночного ценообразования.
Задача государственного регулирования цен заключается в разработке межотраслевого баланса распределения прибыли по технологической цепи производства, переработки и сбыта продукции с целью избегания явления диспаритета цен. Сдерживающим фактором справедливого распределения прибыли является закрытость информации относительно размера и состава расходов участников цепи. Снятие коммерческой тайны позволит регулировать процесс ценообразования путем назначения равновеликого для всех участников уровня рентабельности на объективно обоснованную сумму расходов.
Политико-правовые факторы. Важнейшими элементами политико-правовой среды является: законодательство, правительственные учреждения, влиятельные группы населения. Таможенные тарифы, налоговая система, законы и нормативные акты правительства, политическая стабильность или политические конфликты непосредственно влияют на предпринимательскую активность. Объединения потребителей, экологические организации все активнее влияют на принятие решений о закрытии предприятий, деятельность которых противоречит региональным, экологическим и другим жизненно важным интересам населения [1].
Политический кризис, сложившийся в России, негативным образом сказывается на ее экономическом развитии. Недоразумение чиновников заставляют предпринимателей проявлять осторожность в действиях. Так, в апреле 2017 года экспортеры из-за неопределенности политической ситуации остановили закупки пшеницы на внутреннем рынке, несмотря на недавнее его оживление и рост закупочных цен.
Еще с большей осторожностью к конфликтам относятся зарубежные партнеры и, в частности, инвесторы. Учитывая напряженный экономический климат в России, они медлят с новыми большими капиталовложениями. Стабильное политическое положение стимулирует прогнозируемость в составлении бизнес-планов на три-четыре года вперед. Если иностранцы и дальше будут видеть хаос, что происходит, об инвестициях в сельское хозяйство нечего мечтать. Добавим сюда и большие климатические риски, которые остановили не одного потенциального инвестора [4].
Решения правительственных проблем является насущной необходимостью развития отрасли. По словам Ю. Губени, экономическая политика государства должна базироваться, наряду с другими институтами, на полной долгосрочной концепции, которая должна обезопасить экономику от так называемых «политических циклов», обусловленных изменением экономической политики [2].
Существенное влияние на деятельность агропроизводителей оказывает налоговая система. На большое налоговое давление жалуются и руководители финансово устойчивых высокорентабельных предприятий. Комментируя предусмотренное проектом нового налогового законодательства снятия льгот по уплате налога на добавленную стоимость при продаже сельскохозяйственной продукции, хозяйственники указывают на невыгодность производственной деятельности для большинства из них, которая за этим проследует. Реформирование должно учитывать, что налогам принадлежит не только фискальная, но и стимулирующая функция. С одной стороны, они должны обеспечивать устойчивую финансовую базу государства, а с другой – максимальную заинтересованность субъектов хозяйствования в результатах своей деятельности. Исходным условием направлений изменений должны быть особенности и состояние отраслей экономики, а также цели государственной политики по ускорению развития отдельных из них. Должна быть введена паритетная основа, по которой уплата налогов была бы необременительной для бизнеса и вместе с тем давала возможность обеспечивать социальные обязанности и другие нужды государства.
Смысл всех этих движений один – помогите, поддержите отечественного производителя. Хотя вроде бы мы существуем в режиме санкций/контрсанкций, отечественный рынок закрыт от большого числа производителей из ЕС. Объем субсидирования растет, ставки по льготному кредитованию уменьшают, а кредитные лимиты наоборот увеличивают. А Правительство РФ даже борется с нашим соседом-союзником Беларусью, если говорить про молочную отрасль и сыроварение.
Влиятельным политико-правовым фактором на развитие бизнеса является коррупция. Коррупционные действия различных институтов и лиц служат дополнительным источником организационных и финансовых потерь аграрных производителей. Например, во Липецкой области местные правоохранители разоблачили схемы, по которым сельские головы договаривались с молокозаводами и заставляли крестьян сдавать молоко по заниженным ценам [10].
Своеобразным проявлением коррупционного явления есть давление снабженческо-закупочных организаций. Регулярные повышения цен на топливо перед посевной и/или уборочной компаниями, удержания в 2015-2016 маркетинговом году зернотрейдерами низких цен на зерно и тому подобное свидетельствуют о существовании и неконтролируемость в стране фактов недобросовестной конкуренции.
Выводы
Проведенное исследование дает возможность делать следующие выводы.
1. Факторы внешней среды имеют в настоящее время мало стимулирующих мотивов развития аграрных предприятий.
2. При отсутствии посторонней поддержки успешность деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей будет зависеть только от уровня организации в них менеджмента.
3. Необходимым условием развития экономики является экономическая стабилизация в стране.
4. Регуляторная политика экономики должно стать обязательной функцией государства.
5. Налоговая политика государства должна быть стимулирующим фактором развития бизнеса и источником стабильных доходов бюджета.
Сочетание всех вышепредставленных факторов позволит улучшить экономическую ситуацию в агропромышленном комплексе и активизировать процесс импортозамещения.
Библиографическая ссылка
Бочкарев А.М. ФОРМИРОВАНИЕ ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ МАКРОСРЕДЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2018. – № 8. – С. 35-40;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=198 (дата обращения: 21.11.2024).