Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

АГРОКОНСАЛТИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

Епанчинцев В.Ю. 1
1 ФГБОУ ВО Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина
Развитие кооперативного движения в агропромышленном комплексе Российской Федерации стимулируется как «инициативой снизу», так и мерами государственной поддержки. При этом одной из ее действенных форм является информационно-консультационная поддержка сельскохозяйственных потребительских кооперативов, оказываемая на всех этапах жизненного цикла данных хозяйствующих субъектов. Автором проанализированы публикации ученых-экономистов, сферой научных интересов которых стали вопросы сервисного сопровождения процесса трансфера технологий со стороны субъектов аграрного консалтинга, а также другие экономические аспекты деятельности кооперативов. На основе данного анализа выявлено наличие барьеров в дальнейшем развитии кооперации, преодоление которых возможно, в том числе, посредством качественного консалтингового сопровождения. Практика оказания информационно-консультационной поддержки в Омской области в 2018-2020 годах, исследованная автором, позволила определить десять причин целесообразности консалтингового сопровождения деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов. В статье раскрыты особенности консалтинговых услуг, пользователями которых являются кооперативы, в разрезе стадий (этапов) их жизненного цикла и субъектов агроконсалтинга, оказывающих данные услуги. Итогом проведенного исследования стало определение перспективных направлений информационно-консультационной поддержки сельскохозяйственных потребительских кооперативов в условиях активизации процесса цифровой трансформации аграрной экономики.
информационно-консультационная поддержка
центры компетенций
сельскохозяйственный потребительский кооператив
агроконсалтинг
цифровые технологии
1. Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» (ред. от 14.05.2021) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/77306329/ (дата обращения: 15.11.2021).
2. Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (ред. от 11.06.2021) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8572/e2dbfb668f95974b47cb9e7a (дата обращения: 15.11.2021).
3. Сайт Центра компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров Омской области [Электронный ресурс]. URL: https://rvs55.ru/tsentr-kompetentsii (дата обращения: 15.11.2021).
4. Сайт Министерства сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://mcx.gov.ru/analytics/ (дата обращения: 16.11.2021).
5. Сайт Министерства сельского хозяйства и продовольствия Омской области [Электронный ресурс]. URL: http://msh.omskportal.ru/oiv/msh (дата обращения: 16.11.2021).
6. Сайт Акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» [Электронный ресурс]. URL: https://corpmsp.ru/ (дата обращения: 17.11.2021).
7. Сайт Федерального союза сельскохозяйственных потребительских кооперативов [Электронный ресурс]. URL: https://fsspk.ru/ (дата обращения: 17.11.2021).
8. Сайт Федеральной службы государственной статистики – Росстат [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 23.11.2021).
9. Соболев А.В., Пахомов В.М., Рыкалин А.С. Сельскохозяйственные кооперативы: институциональный и региональный подтекст // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2020. № 1. С. 90-100.
10. Воронин Б.А., Кот Е.М., Воронина Я.В., Фатеева Н.Б., Маланичева А.В. Сельскохозяйственная потребительская кооперация в современной России: состояние, проблемы // Аграрный вестник Урала. 2017. № 4 (158). С. 62-68.
11. Головина С.Г., Смирнова Л.Н. Возможности использования новых моделей кооперативов в аграрной экономике России // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2020. Т. 6. № 1. С. 322-344.
12. Демишкевич Г.М., Чепик Д.А. Роль института сельскохозяйственного консультирования в инновационном развитии аграрного сектора экономики России в условиях интеграции // Экономика сельского хозяйства России. 2018. № 12. С. 40-46.
13. Шмаков П.П., Савенко В.Г., Егоров Ю.Н., Можаев Е.Е. Инновационные направления в деятельности института сельскохозяйственного консультирования // Вестник Екатерининского института. 2020. № 4 (52). С. 64-69.
14. Кадомцева М.Е., Осовин М.Н. Перспективы развития национальной системы сельскохозяйственного консультирования в условиях перехода к цифровой аграрной экономике // Вестник НГИЭИ. 2019. № 2 (93). С. 83-95.
15. Кочеткова О.В., Оспищев Д.А. Разработка модели многоуровневой поддержки сельских товаропроизводителей в системе дистанционного консультирования // Известия Нижневолжского агроуниверситетского комплекса: Наука и высшее профессиональное образование. 2017. № 1 (45). С. 277-285.
16. Савенко В.Г. Консультационное сопровождение развития сельскохозяйственной кооперации // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2019. № 2. С. 49-54

Введение

Развитие кооперации в агропромышленном комплексе (далее – АПК) активно стимулируется комплексом мер государственной поддержки, способствующим созданию в Российской Федерации сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее – СПоК) и дальнейшему развитию их материально-технической базы. Как правило, на всех стадиях жизненного цикла данных хозяйствующих субъектов возникает необходимость в консалтинговом сопровождении деятельности СПоК, которое включает информационно-консультационные услуги различной сложности (по трудоемкости и уровню квалификации) и степени ответственности исполнителя на платной или безвозмездной основе.

Следует отметить, что составленная на законодательном уровне и принятая в деловом обороте классификация кооперативов, в зависимости от вида их деятельности определяет содержание и функциональную составляющую аграрного консалтинга, как инструмента развития сельскохозяйственной потребительской кооперации. В частности, у пользователей данных услуг возникает потребность в сопровождении по вопросам экономического, правового, технологического (производство и переработка продукции животноводства и растениеводства), инженерного характера и другим аспектам хозяйственной деятельности на всех стадиях процесса воспроизводства [3]. При этом чаще всего от аграрных консультантов требуется наличие профессиональных компетенций в сфере цифровых решений, а также обоснования экономической эффективности подготовленных и предоставленных для СПоК консалтинговых продуктов. Таким образом, к 2021 году агроконсалтинг стал не только неотъемлемой частью системы поддержки создания и функционирования кооперативов, но и действенным средством их дальнейшего развития в условиях цифровизации экономики.

Цель исследования – проанализировать особенности и целесообразность консалтингового сопровождения сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также определить «точку воздействия» агроконсалтинга на развитие кооперативного движения с учетом возможностей получения данными хозяйствующими субъектами государственной поддержки.

Материал и методы исследования

При подготовке данной статьи были проанализированы материалы из различных источников, а именно:

– законы и нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность СПоК и центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров (далее центров компетенций) в Российской Федерации [1,2,3];

– результаты исследований ведущих российских ученых-экономистов в области консультационного сопровождения развития сельскохозяйственной кооперации в РФ;

– данные, опубликованные на официальных сайтах отраслевых органов исполнительной власти федерального и регионального уровня, Акционерного общества «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», Федерального союза сельскохозяйственных потребительских кооперативов [4,5,6,7];

– результаты мониторинга (авторское исследование) оказания консалтинговых услуг сельскохозяйственным потребительским кооперативам в Омском государственном аграрном университете имени П.А. Столыпина (далее Омский ГАУ) с 2018 по 2020 год.

На указанные выше источники информации в статье имеются ссылки с указанием даты обращения к электронным ресурсам. В ходе выполнения исследования применены общенаучные методы (анализ, синтез), а также общеэкономические: экспресс-анализ экономических показателей и статистический метод относительных величин.

Предмет исследования – организационно-экономические отношения между сельскохозяйственными потребительскими кооперативами и субъектами аграрного консалтинга, возникающие в процессе подготовки и сопровождения консалтингового продукта на всех стадиях жизненного цикла СПоК. Объектом исследования является совокупность продуктов консалтингового сопровождения кооперативов, способствующих (продуктов) развитию сельскохозяйственной потребительской кооперации.

В качестве примера функционирования системы агроконсалтинга, являющейся (по мнению автора) инструментом развития кооперативного движения в регионе, рассматривается система консалтинговой обеспечения поддержки деятельности СПоК в Омской области.

Результаты исследования и их обсуждение

С 2015 года происходит активизация кооперативного движения в аграрной сфере, которая характеризуется развитием материально-технической базы созданных ранее и регистрацией новых сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Согласно статистическим данным на 1 января 2021 года в Российской Федерации осуществляют деятельность 5,8 тыс. СПоК, из них 471 хозяйствующий субъект создан в 2020 году [8]. Как следствие, организационно-экономические отношения таких кооперативов стали предметом исследования отечественных ученых. При этом их научный интерес не ограничивается глобальными вопросами сельскохозяйственной кооперации на уровне определения добавленной стоимости, изымаемой у посредника в результате создания и функционирования СПоК. Анализ современных научных публикаций показывает, что процесс организации консалтингового сопровождения развития сельскохозяйственной кооперации в РФ не только небезынтересен ведущим ученым экономистам-аграрникам, но и вызывает научную дискуссию на страницах ведущих российских изданий, обусловленную как теоретическими, так и практическими аспектами агроконсалтинга.

В частности, профессор А.В. Соболев на основе институционального анализа актуальных трендов развития кооперативного движения, предлагает использовать новые методологические подходы к организации СПоК, позволяющие с высокой долей вероятности сэкономить бюджетные средства [9]. Однако, по мнению профессора, качественная консалтинговая поддержка способна оказать кооперативам помощь в преодолении барьеров в виде «рамочных правовых условий», на которые также указывают ученые экономисты В.М. Пахомов и А.С. Рыкалин. В развитие данной гипотезы профессор Б.А. Воронин в качестве стимулирующего механизма осуществления деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов предлагает предусмотреть меры государственной поддержки консалтинговой инфраструктуры, а именно информационно-консультационной сети и специализированных центров дополнительного образования (подготовки кадров) для СПоК [10]. В своей статье С.Г. Головина и Л.Н. Смирнова акцентируют внимание на необходимости технологического развития кооперативов, достичь которого невозможно без оперативного сервисного сопровождения процесса трансфера технологий со стороны субъектов аграрного консалтинга [11].

Выводы ученых (в том числе и опосредованные), сделанные на основании анализа перспектив развития кооперативного движения в Российской Федерации в 2020-х годах в части потенциальной необходимости информационно-консультационной поддержки, подтверждаются исследованиями относительно возможностей агроконсалтинга, как инструмента развития АПК и сельскохозяйственной потребительской кооперации, в частности. Так, эксперт международного уровня в области информационно-консультационной поддержки агропродовольственного комплекса Г.М. Демишкевич, отмечает необходимость налаживания более эффективного взаимодействия (относительно современной ситуации) субъектов сельскохозяйственного консультирования с научными организациями, отраслевыми органами исполнительной власти федерального и регионального уровня, а также другими субъектами консалтинговой поддержки в целях активизации научно-технологического развития агропродовольственного комплекса [12].

В то же время коллектив ученых экономистов-аграрников из Российской инженерной академии менеджмента и агробизнеса под руководством П.П. Шмакова уточняет, что на государственном уровне необходимо обеспечить развитие сельскохозяйственной кооперации с одновременным созданием системы консалтингового сопровождения деятельности СПоК [13]. Данный тезис развивают М.Е. Кадомцева и М.Н. Осовин, ссылаясь в своем исследовании на успешную практику гибкой государственной политики финансовой поддержки национальных информационно-консультативных систем в странах Евросоюза, которая (политика) способствует в конечном итоге повышению уровня качества оказываемых услуг [14].

При этом профессор О.В. Кочеткова отмечает очевидную неизбежность развития системы агроконсалтинга в онлайн-формате, что особенно актуально в условиях продолжающейся пандемии COVID-19 [15]. В то же время, известный специалист в сфере аграрного консультирования В.Г. Савенко классифицирует консалтинговое сопровождение кооперативов на образовательную, информационную и консультационную составляющие [16]. Автор данной статьи считает целесообразным дополнить прописанные выше тезисы ученых раскрытием следующих положений:

– целесообразность и необходимость агроконсалтинга для кооперативов;

– субъекты аграрного консалтинга, оказывающие услуги СПоК в современной экономической ситуации;

– перспективы развития информационно-консультационного сопровождения сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

Анализ практики оказания консалтинговых услуг с непосредственным участием автора в 2018-2020 годах в Омской области позволяет ответить на данные вопросы в практическом аспекте. Объективная необходимость консалтингового сопровождения деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов обусловлена причинами, перечисленными ниже.

1. Недостатком профессиональных компетенций менеджмента будущего кооператива в подготовке пакета учредительных документов и регистрации юридического лица.

2. Высокими правовыми и финансовыми рисками в результате получения и освоения (или неиспользования) кооперативом средств субсидий и грантов, требующих квалифицированного экономического, правового и технологического сопровождения с учетом особенностей деятельности СПоК.

3. Недостатком или отсутствием профессиональных компетенций, а также дефицитом времени у персонала кооператива для подготовки бизнес-планов инвестиционных проектов с учетом требований органов исполнительной власти и банков.

4. Экономией ресурсов, а также переложением части ответственности СПоК на стороннюю компанию при ведении бухгалтерского и налогового учета по договору аутсорсинга.

5. Отсутствием в штате кооператива специалиста необходимого отраслевого профиля (агронома, зоотехника, технолога, инженера).

6. Отсутствием в штате кооператива юридической службы.

7. Нередким отсутствием положительного опыта оформления участия кооператива (с привлечением средств государственной поддержки) в выставках, дающих возможность дальнейшего продвижения и брендирования продукции через демонстрационные площадки.

8. Отсутствием положительного опыта взаимодействия кооператива с торговыми сетями в целях организации стабильных каналов сбыта продукции.

9. Потребностью в повышении уровня профессиональных компетенций персонала по вопросам хозяйственной деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов посредством обучения.

10. Недостатком профессиональных компетенций в применении государственных и коммерческих цифровых сервисов.

Следует обратить внимание на то, что обозначенный выше перечень причин необходимости консалтингового сопровождения не является закрытым, варьируется в зависимости от текущей экономической ситуации в АПК и актуален в 2021 году. Очевидно, что величина и структура спроса на консалтинговые услуги со стороны СПоК будут меняться в соответствии с динамикой изменений в нормативно-правовом регулировании функционирования кооперативов, а также новыми форматами цифровых технологий. Кроме того, определенные услуги имеют ярко выраженные особенности, обусловленные спецификой деятельности данных хозяйствующих субъектов, среди которых:

– помощь в подготовке пакета учредительных документов и регистрации юридического лица при открытии кооператива;

– сопровождение процесса получения и освоения средств субсидий и грантов от момента подачи заявки до выполнения плана расходов и достижения производственных и финансовых показателей, определенных в проекте;

– подготовка бизнес-планов инвестиционных проектов в целях получения заемного финансирования и (или) государственной поддержки кооперативом;

– аутсорсинг ведения бухгалтерского и налогового учета СПоК;

– сопровождение процесса применения государственных и коммерческих цифровых сервисов.

Все перечисленные ниже услуги оказываются с применением цифровых технологий. Например, сопровождение процесса применения цифровых сервисов; аутсорсинг ведения бухгалтерского учета, составления и сдачи отчетности; подготовка бизнес-планов инвестиционных проектов; проведение вебинаров, основываются на цифровых решениях и в принципе без них невозможны. Потребность СПоК в получении информационно-консультационной поддержки может быть удовлетворена различными субъектами агарного консалтинга, как на коммерческой, так и на безвозмездной основе (табл. 1).

Таблица 1

Услуги, оказываемые кооперативам субъектами агарного консалтинга

Консалтинговые услуги, оказываемые кооперативам

Этапы жизненного цикла СПоК

Субъекты, оказывающие услуги агарного консалтинга

Помощь в подготовке пакета учредительных документов и регистрации юридического лица при открытии кооператива

Создание

Центры компетенций, консалтинговые компании

Сопровождение процесса получения и освоения средств субсидий и грантов от момента подачи заявки до выполнения плана расходов и достижения производственных и финансовых показателей, определенных в проекте

Становление, развитие

Центры компетенций

Подготовка бизнес-планов инвестиционных проектов в целях получения заемного финансирования и (или) государственной поддержки

Становление, развитие

Центры компетенций, консалтинговые компании, образовательные и научные учреждения

Аутсорсинг ведения бухгалтерского и налогового учета СПоК

Создание, становление, развитие

Центры компетенций, консалтинговые компании

Консультирование по технологическим и техническим вопросам (производство и переработка продукции растениеводства, животноводства; инженерные вопросы)

Создание, становление, развитие

Консалтинговые компании, образовательные и научные учреждения

Юридическое сопровождение деятельности

Создание, становление, развитие

Консалтинговые компании, центры компетенций

Содействие в организации участия кооперативов в выставках, дающих возможность дальнейшего продвижения и брендирования продукции через демонстрационные площадки

Развитие

Центры компетенций

Налаживание взаимодействия с торговыми сетями в целях организации стабильных каналов сбыта продукции

Развитие

Центры компетенций

Обучение в форме повышения квалификации, семинаров, вебинаров, видеоконференций по вопросам хозяйственной деятельности СПоК

Создание, становление, развитие

Образовательные учреждения, центры компетенций

Сопровождение процесса применения государственных и коммерческих цифровых сервисов

Создание, становление, развитие

Центры компетенций

Примечание: составлено автором.

Таким образом, субъектами агарного консалтинга, оказывающими услуги кооперативам, являются:

– центры компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров (в большей степени на безвозмездной основе);

– консалтинговые компании (на коммерческой основе);

– образовательные учреждения (в большей степени на коммерческой основе);

– научные учреждения (в большей степени на коммерческой основе);

– физические лица, оказывающие услуги без оформления договорных отношений и декларирования полученных от заказчиков денежных средств.

В таблице 1 среди субъектов, оказывающих услуги агарного консалтинга намеренно не указана последняя категория. Данные физические лица не являются хозяйствующими субъектами и «выпадают» из правового поля официальных экономических отношений. Хотя сам факт их присутствия на рынке является очевидным, деятельность этих субъектов целесообразно анализировать ученым, исследующими теневые экономические отношения.

Профессиональная практика автора в сфере аграрного консалтинга в Омской области позволяет утверждать, что спрос на информационно-консультационную поддержку со стороны СПоК изменяется пропорционально увеличению (уменьшению) возможности получения ими государственной финансовой поддержки в форме грантов и субсидий. В связи с этим, переходя к вопросу перспектив развития консалтингового сопровождения кооперативов, рассмотрим фактическое получение грантов на развитие материально-технической базы на примере данного региона (табл. 2).

Экспресс-анализ показателей, отраженных в таблице 2, показывает, что грантовую поддержку на развитие материально-технической базы за 6 лет получили 11 кооперативов [5]. То есть, согласно статистическим данным, каждый четвертый СПоК региона. Учитывая, что фактически хозяйственная деятельность в сфере АПК осуществляется меньшим количеством данных хозяйствующих субъектов (около 55%), то по существу государство поддержало финансово каждый второй кооператив Омской области [5]. «Средний чек» гранта согласно данным таблицы 2 составил 20,48 миллиона рублей на одного получателя. При этом, за шестилетний период ни один СПоК не получил грант более одного раза. Анализ данной ситуации позволяет сделать вывод, что инвестиционные проекты по развитию сельскохозяйственных потребительских кооперативов (профинансированные в объеме 60% государством) в абсолютном большинстве реализуются успешно [3]. Следовательно, шансы у оставшейся части кооперативов на получение грантов высокие. Тем не менее, существуют определенные внутренние барьеры СПоК (связанные с недостаточным уровнем компетенций персонала), которые мешают потенциальным грантополучателям квалифицированно подготовить пакет документов для подачи заявки и дальнейшей реализации проекта по развитию материально-технической базы. Здесь и должна придти на помощь и стать «точкой воздействия» информационно-консультационная поддержка в форме консалтингового сопровождения сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

С 2019 года в РФ, в том числе и Омской области, функционируют центры компетенций. Эффективность их деятельности в условиях цифровизации АПК не вызывает сомнений, однако она (деятельность) регламентирована стандартом и нацелена на выполнение определенных ожидаемых показателей на ближайшую перспективу [3]. В связи с чем, в статье делается акцент на еще один субъект, оказывающие услуги агарного консалтинга – образовательные учреждения аграрного профиля. В нашем случае это Омский ГАУ, так как информационно-консультационная поддержка университета с 2018 года направлена также на развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в регионе (табл. 3).

Показатели таблицы 3 иллюстрируют, что с каждым годом показатель удельного веса университета возрастает. Из каждого рубля грантовой поддержки кооперативам региона за 2018 – 2020 годы, 35,8 копейки получены с помощью информационно-консультационного сопровождения Омского ГАУ (соответственно, по количеству 3 из семи грантов, что составляет 42,9%). В части развития кооперации при этом реализуются следующие функции:

– непосредственная подготовка и дальнейшее сопровождение инвестиционных проектов по развитию материально-технической базы СПоК;

Таблица 2

Грантовая поддержка, оказанная сельскохозяйственным потребительским кооперативам в Омской области в 2015 – 2020 годах с учетом субъектов агроконсалтинга, сопровождавших ее получение

Период получения грантовой поддержки

Количество кооперативов, получивших грантовую поддержку

Сумма грантовой поддержки, млн руб.

Субъекты, оказывающие услуги агарного консалтинга при получении государственной поддержки

2015

2

31,8

Консалтинговые компании

2016

1

55,9

Консалтинговые компании

2017

1

4,4

Консалтинговые компании

2018

2

55,0

Консалтинговые компании, Омский ГАУ

2019

3

47,5

Центр компетенций, Омский ГАУ

2020

2

30,71

Центр компетенций, Омский ГАУ

Итого

11

225,31

Х

Таблица 3

Объем грантовой поддержки, полученной кооперативами Омской области по результатам подготовки инвестиционных проектов СПоК в Омском ГАУ в 2018–2020 годах

Год получения государственной поддержки

Природно- климатические зоны Омской области

Сумма грантовой поддержки, тыс. руб.

Удельный вес в объеме грантовой поддержки СПоК по Омской области, %

2018

Северная

7629,6

13,9

2019

Степная

20000

42,1

2020

Степная

20000

65,1

Итого

47629,6

35,8

– повышение профессиональных компетенций консультантов в сфере взаимодействия с кооперативами, а также с региональным центром компетенций;

– подготовка новых консультантов и передача им опыта оказания консалтинговой поддержки сельскохозяйственным потребительским кооперативам.

Таким образом, данный положительный опыт позволяет сделать вывод о необходимости интеграции консалтинговой деятельности центров компетенций, учебных и научных учреждений в целях развития кооперации. Такое взаимодействие позволит в ближайшей перспективе (3-5 лет) содействовать объединению сельскохозяйственных товаропроизводителей; более активно внедрять цифровые технологии в деятельность кооперативов; проводить качественную подготовку инвестиционных проектов по созданию и развитию СПоК; способствовать вовлечению «нерабочих» кооперативов в реальный сектор экономики, а также получению государственной поддержки с более высокой эффективностью ее использования.

Выводы

Необходимость дальнейшего развития деятельности сельскохозяйственных потребительских кооперативов не вызывает сомнений как в профессиональной фермерской среде, так и в научном сообществе. Однако полноценная кооперация зачастую не достигается по причине отсутствия качественной оперативной консалтинговой поддержки. Как следствие, такая ситуация не только отрицательно влияет на финансовую устойчивость данных хозяйствующих субъектов, но и снижает уровень доверия к кооперативному движению на селе. На государственном уровне проводится активное информационно-консультационное сопровождение на всех этапах жизненного цикла кооперативов, но этого явно недостаточно для выхода на уровень, отвечающий вызовам цифровой экономики. В связи с этим, перспективными направлениями такой поддержки являются совместное консалтинговое сопровождение учебными, научными учреждениями и региональными центрами компетенций; создание «одного окна» для оперативной подачи заявок на информационно-консультационную поддержку кооперативов в едином информационном пространстве, а также повышение профессиональных компетенций работников СПоК на занятиях преподавателей-практиков, которые имеют опыт консалтингового сопровождения кооперативов.


Библиографическая ссылка

Епанчинцев В.Ю. АГРОКОНСАЛТИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 11-2. – С. 184-191;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1934 (дата обращения: 24.04.2024).