Введение
Учет специфики развития и адаптация городов к различным рискам является одной из ключевых задач для их устойчивости и устойчивости населения туристских регионов [1, 2]. Туристские регионы (курортные дестинации) представляют собой отдельный объект управления для задачи обеспечения устойчивости. Это обстоятельство определяется сложностью экономических, социальных (включая взаимосвязи между потребностями туристов и жителей) и организационных задач, особенно в тех сценариях развития, в которых сезонный туризм является значимой частью экономики города или региона [3-5].
В работах зарубежных и отечественных авторов также подчеркивается важность выявления заинтересованных сторон (стейкхолдеров), оценки их влияния, определения интересов и стратегии для улучшения отношений между ними. Важной задачей становится разработка стратегией управления взаимосвязями стейкхолдеров, определения приоритетов и классификации для оптимизации управления курортной дестинацией [6].
Исследования, проведенные в [7, 8], показали, что отсутствие сотрудничества и управления стейкхолдерами при развитии устойчивого туризма может привести к следующим негативными последствиям для туристского региона:
- непрерывная деградация рекреационных ресурсов;
- сокращение выгод, предоставляемых стейкхолдерам, особенно населению региона;
- срыв сроков достижения административных программ развития или даже отсутствие запланированных результатов.
Следует также отдельно остановиться на современной проблеме экономики в целом и туризма в частности – мировой пандемии коронавируса.
Фактически ситуация с распространением заболевания представляет собой чрезвычайную ситуацию для большинства экономик туристских регионов [9, 10].
Взаимодействие между туристами и постоянным населением (в основном, в общественных местах, и рекреационных объектах) приводит к возможности “импортировать” заболеваемость в туристические районы , а затем “экспортировать” ее обратно в регионы проживания туристов.
Инструменты моделирования могут повысить осведомленность лиц, принимающих решения, в понимании влияния решений по развитию туристских регионов в целях их устойчивости в зависимости от возможных сценарных условий.
Целью работы является построение модели групповых интересов стейкхолдеров в курортной дестинации для определения первоочередных мероприятий по реализации направлений усиления стимулов и преодоления барьеров реализации стратегии устойчивого развития территорий. Объектом исследования являются группы субъектов социально-экономической системы туристского региона. Предметом исследования – их общие интересы и взаимосвязи между ними.
Материал и методы исследования
Теория групповых интересов предполагает, что устойчивость туристического направления зависит от стейкхолдеров и их уровня интереса к месту назначения. Разработка и управление направлениями туризма для обеспечения долгосрочной устойчивости курортной дестинации не достигнут своей цели, если не будет учтена активная роль и заинтересованность каждой группы субъектов [11].
Трудности в понимании проблем и достижении взаимопонимания между стейкхолдерами являются основным препятствием на пути достижения устойчивого экотуризма [12].
Устойчивость дестинации возможна только при надлежащем управлении всеми стейкхолдерами, в противном случае происходит к значительному дублированию цепочек управления и нежелательному использованию ресурсов [13].
Существующее состояние туристских рекреационных территорий требует применять новые подходы в региональном управлении и развитии. Они должны учитывать возможные риски и предусматривать возможные негативные сценарии деградации среды.
Для предотвращения экологических рисков в развитии туризма необходимо полностью координировать поведение стейкхолдеров при управлении территорией.
Результаты исследования и их обсуждение
Разрабатываемая модель основана на работе [14] с учетом региональной специфики.
Выделим основных стейкхолдеров. К ним относятся:
− муницальные и региональные органы власти,
− предприятия, санаторно-курортного комплекса,
− местные жители,
− туристы.
Последняя категория имеет свою специфику. Несмотря на то, что туристы активно участвуют в потреблении туристского продукта, их возможности по влиянию на развитие дестинации крайне ограничены, так как они не вовлечены в стадию развития туризма.
Исходя из этого модель будет охватывать три наиболее важных стейкхолдера.
На процесс развития экотуризма влияют неэффективные факторы, такие как коллективная или индивидуальная иррациональность и информационная асимметрия. Ценность и устойчивость развития туризма зависят от игры поведенческих стратегий между участниками (Он и др., 2018). Сформулируем гипотезы поведения выделенных групп.
1) Органы власти. Для защиты общественных интересов местным органам власти необходимо регулировать социально-эколого-экономическое развитие региона – или, в частности, стимулировать или ограничивать развитие и функционирование туризма с помощью нормативных актов и исполнительных действий. Подобное регулирование подразделяется на активное, так и пассивное.
Активное регулирование предполагает, что местные органы власти принимают стимулирующие и карательные меры для предприятий туристского сектора в целях содействия развитию территории.
Пассивное регулирование подразумевает что органы власти реагируют на поведение предприятий только после соответствующих сигналов (жалоб) от местного населения.
Следовательно, регулирование местными органами власти развития туризма сосредоточено на трех аспектах:
− механизм надзора и подачи жалоб жителями,
− стимулирующие меры за действия направленные на поддержание устойчивости территории,
− карательные меры за нарушение регламентов устойчивости.
2) Предприятия, санаторно-курортной отрасли. Данная группа субъектов планирует свое поведение с целью максимизации выгод и используют рекреационные ресурсы для своей деятельности, которая нарушает экологическую среду и ведет к ее деградации. Когда туристические предприятия реализуют стратегию устойчивого развития, минимизируя ущерб от своей деятельности, им необходимо оплачивать дополнительные расходы на защиту и восстановление экологической среды. Если туристские предприятия стремятся получить краткосрочные выгоды (например, снизить затраты на защиту рекреационных ресурсов и удовлетворить потребности туристов для получения большей выгоды), они могут не придерживаться рекомендуемого поведения, что приведет к эколого-экологическим проблемам.
3) Местное население. Данная группа субъектов является наиболее незащищённой от деградации окружающей среды. Эксплуатация рекреационных ресурсов предприятиями нанесёт экологический ущерб местным жителям. Жители могут по своему усмотрению контролировать туристские предприяти, сигнализируя (с помощью жалоб) о нарушениях экологического и экономического законодательства. Это поведение можно стимулировать с помощью определенной платы (H) за предоставление информации местным органам власти.
Объединяя представленные гипотезы, получим следующие переменные: представленные в таблице.
Переменные модели
Переменная |
Описание |
Cg |
Стоимость активного регулирования со стороны местных органов власти |
S |
Субсидирование политики устойчивого развития со стороны федерального правительства |
Ce |
Расходы на минимизацию ущерба рекреационным ресурсам |
F |
Сумма штрафов, которую местные органы власти налагают на туристские предприятия за их нарушения |
Ae |
Вознаграждение, которое местные органы власти предоставляют туристическим предприятиям за поведение, способствующее устойчивости территории |
Ap |
Вознаграждение, которое местные органы власти предоставляют жителям за надзор за развитием туризма |
Cs |
Дополнительные расходы, понесенные в связи с поведением, способствующим устойчивости территории |
Rs |
Выгода, которую предприятия получают от поведения, способствующего устойчивости территории |
Rus |
Выгода, которую предприятия получают экологических нарушений |
E |
Расходы предприятий, понесенные в связи с надзором населения |
Cp |
Расходы населения на надзор за предприятиями |
B |
Выгоды для местного населения от соблюдения благоприятной экологической обстановки |
D |
Экологический ущерб для местного населения |
Pg |
Вероятность того, что местные органы власти выберут стратегию активного регулирования |
Pp |
Вероятность того, что жители решат контролировать развитие туризма. |
Ps |
Вероятность того, что туристские предприятия принимают стратегию устойчивого развития |
Модель групповых интересов будет иметь вид:
где F11, F12 и F1 – функция выгод стейкхолдера власть при выборе активной регулятивной политики, при выборе пассивной политики и среднее взвешенное значение данной функции соответственно;
F21, F22 и F2 – функция выгод стейкхолдера население при активном участии в надзоре за предприятии, без него и среднее значение функции соответственно;
F31, F32 и F3 – функция выгод стейкхолдера туристские предприятие при выборе устойчивой стратегии поведения, без нее и среднее значение выгод.
Стейкхолдерами, рассматриваемыми в модели, являются местные органы власти, туристские предприятия и жители, и их поведение рассматривается лишь частично.
Кроме того, мы можем разделить развитие туризма на три этапа: этап развития туризма, этап производства туристского продукта и этап ее потребления.
В этой статье авторы рассматривают первый этап. В будущих исследованиях мы сможем рассмотреть больше различных заинтересованных сторон и их поведение, а также предоставить больше информации для устойчивого развития туризма.
Развитие устойчивого туризма требует активного регулирования со стороны местных органов власти, что не просто равносильно вознаграждению или наказанию. Необходимо точно определить интенсивность и режим вознаграждений и наказания. С одной стороны, вознаграждение местных органов власти за устойчивые стратегии зависит от их выгоды. Когда размер вознаграждения превысит допустимый диапазон для местных органов власти, возможность и интенсивность наказания будут уменьшены. Это приведёт к нестабильности выбора стратегии местными органами власти и туристическими предприятиями.
С другой стороны, предельный эффект различных мер управления существенно различается.
Другими словами, игроки могут найти компромисс между выгодой и затратами, но не могут получить полную рыночную информацию, поэтому им необходимо корректировать свои стратегии посредством обучения. Этот метод исследования затрат и выгод может эффективно отразить проблему охраны окружающей среды, возникающую при развитии устойчивого туризма.
Выводы
В настоящее время туризм является одним из основных направлений социально-экономической и культурной жизни стран и регионов мира. Также можно сказать, что туризм становится составной частью моделей потребления и социального поведения значительной части общества. Взаимосвязь этих тенденций проявляется в росте привлекательности различных направлений. В этом случае важно обеспечить комфорт и безопасность как туристов, так и местных жителей. Это будет способствовать гармоничному развитию туризма.
Управление рекреационной нагрузкой на территории с местным населением остаётся актуальной и нетривиальной задачей. И при планировании рекреационных мероприятий важно учитывать социальное давление и баланс интересов туристов, местного населения, туристического бизнеса и охраны окружающей среды.
В данной работе рассмотрен процесс построения модели увязывающей интересы групп субъектов, оказывающих влияние на развитие эколого-социально-экономической системы курортной дестинации.
После проведения анализа чувствительности по этой модели можно будет сформулировать рекомендации, которые позволят политикам и органам местной власти получить представление о значении заинтересованных сторон в развитии туризма.
Также сделан вывод, что все стейкхолдеры имеют жизненно важное значение, когда речь заходит о внедрении устойчивого туризма в регионе. Отсутствие учета интересов одной заинтересованной стороны может привести к провалу проекта. Кроме того, стратегическое управление стейкхолдерами также может привести к созданию поддержки для региона и созданию среды, которая помогает дестинации развиваться.
Таким образом, эта модель может быть использована и проведены дополнительные исследования, включающие как эмпирический, так и неэмпирический анализ, чтобы понять, как смягчающий эффект управления заинтересованными сторонами приведёт к внедрению программ устойчивого туризма.
Библиографическая ссылка
Копырин А.С. ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ СИСТЕМЫ ГРУППОВЫХ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 10-3. – С. 253-257;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1915 (дата обращения: 03.12.2024).