Введение
Инфраструктура массового спорта является одним из основных структурных элементов социальной инфраструктуры и национальной системы доставки спорта. Состояние инфраструктуры спорта во многом определяется эффективностью государственного управления. В настоящее время как в России [1, 2], так и за рубежом [3-5] признают необходимость скоординированных действий правительства и тесного сотрудничества с частным сектором. При этом сегодня в развитии спортивной инфраструктуры в России наблюдаются различные проблемы на всех уровнях государственного управления. Для повышения эффективности государственного управления спортивной инфраструктурой и совершенствования политики, направленной на повышение уровня физической активности и вовлечения граждан России в спорт, необходимо изучить опыт зарубежных стран-лидеров развития массового спорта. Это предопределило цели настоящего исследования.
В данной статье мы проанализировали опыт развития спортивной инфраструктуры в России и в зарубежных странах с целью выявления особенностей и приоритетов развития инфраструктуры массового спорта, а также разработки рекомендаций, направленных на совершенствование системы управления инфраструктурой массового спорта в России.
Материалы и методы исследования
Основным методом данного исследования служит систематический анализ существующей зарубежной и отечественной научной литературы, посвящённой приоритетам и принципам развития инфраструктуры массового спорта в России и за рубежом.
Результаты исследования и их обсуждение
В зарубежных странах ряд общих политических приоритетов считается центральным элементом успешного администрирования физической культуры и спорта (рисунок).
Политические приоритеты в сфере физической культуры и спорта
Ряд других областей политики важны в зависимости от стадии развития сектора, а также от характера экономики в целом. К ним относятся:
− рост инвестиций в инфраструктуру физической культуры и спорта;
− региональное развитие и поощрение активного участия частного бизнеса в развитии сектора; обеспечение безопасности и защищенности граждан;
− необходимость расширения спортивных продуктов, чтобы все потребители и сообщества могли получить выгоду от спорта.
Спортивная сфера в зарубежных странах подразделяется по объектам управления на массовый спорт, спорт высших достижений (элитарный) и профессиональный спорт. Массовый спорт – прерогатива местных органов власти и спортивных организации.
Проведенный анализ показал [6-9], что политика в области массового спорта в Европе, Австралии, Северной Америке и в России имеет схожие черты:
1) правительства используют массовый спорт как средство достижения спортивных и неспортивных целей, таких как создание рабочих мест и стимулирование туризма;
2) общественные спортивные организации сталкиваются с многочисленными, неоднозначными, часто противоречивыми и сложными агентскими целями;
3) ответственность за спорт обычно разделяется с такими вопросами, как образование, здравоохранение или молодежная политика;
4) предоставление услуг распределяется между государственными спортивными агентствами, спортивными руководящими органами и местными спортивными клубами.
Несмотря на то, что во всех странах существуют механизмы разделения прав и обязанностей, управление между национальными и местными органами власти в сфере физкультуры и спорта варьируется в зависимости от страны.
В таблице представлены типы спортивных организаций.
Во-вторых, в отличие от России продвижение массового спорта в США, Канаде, Европе и Австралии, а также в Китае в значительной степени зависит от добровольцев и добровольных некоммерческих организаций. Некоторые исследователи указывают, что существует «вплоть до иррационального участие добровольцев, которое имеет решающее значение для спортивных систем» [7, с. 228].
В-третьих, административная ответственность за политику в области массового спорта довольно фрагментирована. В большинстве стран нет самостоятельных министерств и ведомств в сфере спорта. В Англии 326 местных органов власти отвечают за финансирование и продвижение массового спорта. Однако «только 50% органов власти имели специальное штатное расписание» для спортивных и рекреационных услуг, а «у 33% вообще не было подразделения» общественный спорт» [8].
Типы спортивных организаций
Государственные спортивные учреждения |
Органы управления спортом |
Организации, предоставляющие спортивные услуги |
Организаторы спортивных зрелищ |
|
Главные задачи |
Создайте спортивную политику: - постановка политических целей, - разработка стратегий, - выделять государственные средства руководящим органам спорта и организациям, предоставляющим спортивные услуги (местным спортивным клубам) |
Управлять одной или несколькими спортивными дисциплинами |
Осуществлять спортивные программы, осуществлять спортивную политику |
Создание возможностей для конкуренции |
Примеры |
Министерство спорта РФ, Федеральное министерство по делам семьи, молодежи, культуры и спорта Германии |
SportEngland, SportUK, Landessportclub Nordrhein Westfalen (LSB NRW), Norwegian Olympic Committee (NOC) |
Местные спортивные клубы, общественные центры, университетские спортивные программы |
Лиги, ассоциации, турниры. Немецкая футбольная лига GmbH, Формула-1 |
В России федеральным органом исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта, является Министерство спорта РФ. Кроме того, государственное регулирование в сфере физкультуры и спорта в рамках, установленных российским законодательством, осуществляют другие федеральные министерства, федеральные агентства и другие федеральные органы власти [10].
В-четвертых, современные государственные спортивные агентства сталкиваются с многочисленными, неоднозначными, сложными, а иногда и противоречивыми целями [11]. Реализация долгосрочной политики, стратегий и планов является неотъемлемой частью достижения устойчивого и инклюзивного роста массового спорта как в России, так и за рубежом.
Как и в России [2] за рубежом наблюдаются тенденции к переориентации подхода к развитию массового спорта и внедряются новые стратегии и планы для решения проблемы доступности инфраструктуры [12]. Анализ показал, что традиционная функция политики «спорт для всех» заключается в обеспечении легкого доступа к спортивным сооружениям. В той или иной степени политические цели массового спорта также включают [10]:
− пропаганду здорового образа жизни;
− меры по поощрению расового и гендерного равенства и разнообразия;
− борьбу со злоупотреблением алкоголем и наркотическими средствами;
− развитие внутреннего туризма.
Во многих странах с тем или иным успехом применяется комплексный (системный) подход, объединяющий ключевые заинтересованные стороны – государство, общество, частный бизнес [12, 13].
Принципы, изложенные ниже, представляют собой передовой зарубежный опыт и внедрены в разработку и эксплуатацию государственной спортивной инфраструктуры. К числу таких принципов относятся:
− всестороннее рассмотрение широкого круга заинтересованных сторон;
− предпочтение совместному предоставлению и совместному использованию;
− соблюдение передовой практики;
− приверженность честности и прозрачности процесса;
− равенство и справедливость в общем распределении ресурсов [13-15].
В литературе [11, 14, 15] выделяется несколько проблем, которые необходимо решить для развития инфраструктуры массового спорта:
1) проблема доступа: отсутствие доступа к спортивным сооружениям или некачественным сооружениям может повлиять на способность отдельных видов спорта участвовать в торгах и проводить крупные национальные или международные соревнования;
2) владение: в некоторых случаях владение землей создает неопределенность в отношении будущего объектов и влияет на способность делать долгосрочные стратегические инвестиции;
3) ресурсы: существует большая разница в ресурсах между различными видами спорта, при этом виды спорта с широкой базой и высокой посещаемостью получают наибольший коммерческий доход. Виды спорта с более низким уровнем коммерческих возможностей сталкиваются с риском дальнейшего снижения активности из-за низкого уровня ресурсов и воздействия;
4) планирование: государственные спортивные сооружения представляют собой проблему для финансового управления, поскольку они несут значительные текущие расходы на эксплуатацию и техническое обслуживание. Текущие потребности в финансировании для эксплуатации и технического обслуживания значительны и не всегда могут учитываться при долгосрочном финансовом планировании в ущерб всем уровням деятельности. Ремонт и техническое обслуживание часто бывают реактивными, что еще больше влияет на эксплуатационные расходы и срок службы оборудования.
В числе возможностей развития спортивной инфраструктуры выделяются:
1) технологии: технологии быстро меняют то, как люди смотрят спортивные соревнования, при этом все большее распространение получает цифровая потоковая передача. Эта тенденция приводит к выравниванию игрового поля между видами спорта, предлагая рентабельный доступ к коммерческому доходу и зрительской аудитории [7]. Спорт с более низкими показателями коммерциализации должен активно использовать новаторские способы увеличения своего присутствия и способности получать коммерческие доходы, такие как реклама и спонсорство;
2) транспорт и связь: новые проекты развития транспортной инфраструктуры улучшают местное транспортное сообщение и предоставляют возможность дальнейшего взаимодействия с местными и международными целевыми рынками [4];
3) туризм: спорт и спортивные сооружения играют важную роль в привлечении туристов посредством спортивных, культурных и развлекательных мероприятий. Существует возможность дальнейшего сотрудничества с туристическими организациями и частными партнерами для координации стратегических целей, планирования объектов и маркетинговых мероприятий [7];
4) культурные центры: существует значительная возможность для создания интегрированных культурных центров или территорий, которые обеспечивают как эффективное использование общих объектов, так и предлагают более широкий спектр культурных и развлекательных предложений, в дальнейшем интегрируя спорт в местный образ жизни [1]. Таким образом, планирование инфраструктуры массового спорта требует постоянной интеграции с более широкими процессами стратегического планирования на уровне субъектов РФ и муниципальных образований.
Выводы
В результате анализа зарубежного опыта в части управления развитием инфраструктуры массового спорта были выявлены следующие принципы: всестороннее рассмотрение широкого круга заинтересованных сторон; предпочтение совместному предоставлению и совместному использованию; соблюдение передовой практики; приверженность честности и прозрачности процесса; равенство и справедливость в общем распределении ресурсов. Основными приоритетами, положенными в основу передовых политик развития инфраструктуры в зарубежных странах, являются использование цифровизации и применение новых технологий, продвижение и обеспечение более высокого уровня устойчивости и инклюзивности, разработка и внедрение инструментов политики, координация и регулирование сектора, а также мониторинг реализации разработанных мер.
Актуальные вопросы, которые приобретают все большее значение согласно проведенному анализу, включают снижение барьеров для занятий спортом и физической активностью, стратегическое планирование инфраструктуры, а также активное продвижение стимулов для участия в спорте и физическая грамотность, что характерно и для России. Решение этих вопросов должно быть учтено при разработке государственных программ развития спортивной инфраструктуры. Для повышения эффективности управления развитием инфраструктуры и ее использования в России необходимо наращивать инвестиции в инфраструктуру физической культуры и спорта, а также эффективность их использования [16]; способствовать региональному развитию и поощрению активного участия частного бизнеса в развитии сектора; обеспечивать безопасность и защищенность граждан; дифференцировать предложение спортивных продуктов и услуг, чтобы все потребители и сообщества могли получить выгоду от физической культуры и спорта. Возможности для спорта и отдыха должны быть ориентированы на группы граждан, наиболее нуждающихся в развитой инфраструктуре (включая инвалидов, пожилых людей, малоимущих граждан и др.).
Библиографическая ссылка
Григорьева В.В., Андреев Н.В., Поздняков К.К. ОСОБЕННОСТИ И ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ МАССОВОГО СПОРТА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 10-3. – С. 225-230;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1911 (дата обращения: 21.11.2024).