Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ КРИМИНАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ НА ПРЕСТУПНОСТЬ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Куликова А.А. 1 Доброквашина К.А. 1
1 Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) Донского государственного технического университета
В данной статье проводится анализ такой правовой проблемы, как распространение криминальной субкультуры, и влияния её на преступность среди несовершеннолетних. Статистика последних нескольких лет показывает сокращение численности преступных деяний, которые были совершены подростками. Рассматриваются примеры из практики, приводятся основные причины, факторы и условия, которые способствуют совершению преступных деяний подростками. В данный момент в Российской Федерации нет четко сформулированных нормативно-правовых актов, которые регламентировали бы вопросы защиты прав несовершеннолетних, а также направленных на противодействие и борьбу с преступлениями, совершаемыми подростками. Приводятся материалы о криминальном движении АУЕ. Многие специалисты отмечают большую роль, которую играет влияние субкультуры АУЕ на увеличение числа особо тяжких преступлений несовершеннолетними. В современной России АУЕ и любая деятельность, связанная с данной структурой, является запрещенной. Борьба с факторами, оказывающими воздействие на несовершеннолетних и создающих условия для привлечения их к криминальной среде, является важной и актуальной задачей, решение которой требует комплексного подхода при принятии решений на уровне государства. Формулируются выводы и рекомендации о возможных мерах по совершенствованию законодательства в рассматриваемой сфере.
криминальная среда
несовершеннолетние
уголовный кодекс
криминальная идеология
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
2. Уголовный кодекс Российской Федерации: (Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года; Одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
3. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ. 28.06.1999. № 26. Ст. 3177.
4. Указ Президента РФ от 29.05.2017 N 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» // Собрание законодательства РФ. 05.06.2017. № 23. Ст. 3309.

Введение

Одной из важнейших проблем, которые на сегодняшний день актуальны и требуют решения на уровне государства, является детская преступность.

Российское законодательство устанавливает назначение наказания несовершеннолетних осужденным, которые совершили деяния, квалифицирующиеся как тяжкие или особо тяжкие преступления. Несовершеннолетними лицами являются те, кому на момент совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. Статистика последних нескольких лет показывает сокращение численности преступных деяний, которые были совершены подростками. Показатели уменьшились практически на 30%. При этом отмечается рост выявленных особо тяжких преступлений. Такие преступные деяния, которые совершаются несовершеннолетними, либо при их соучастии, увеличились более чем на 20% от предыдущего числа.

На сегодняшний день профилактика детских преступлений становится одной из важнейших задач внутренней социальной политики государства. Рассматриваются различные механизмы, которые предусматривают создание новых органов, либо совершенствование работы уже существующих, а также учреждений и организаций, которые будут заниматься профилактической работой. В данный момент в Российской Федерации нет четко сформулированных нормативно-правовых актов, которые регламентировали бы вопросы защиты прав несовершеннолетних, а также направленных на противодействие и борьбу с преступлениями, совершаемыми подростками.

Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с вопросами уголовно-правового характера в сфере преступлений, совершаемых несовершеннолетними.

Целью исследования является анализ и изучение существующих законодательных актов в сфере регулирования преступности несовершеннолетних, разработка на основе проведенного анализа рекомендаций по совершенствованию законодательства.

Для достижения вышеуказанной цели были поставлены следующие задачи: исследовать действующие нормативно-правовые акты, оценить ситуацию по распространению экстремистских групп, выявить основные проблемы, возникающие при обосновании рассматриваемых вопросов в сфере права.

Материалы и методы исследования

Методологической основной являются наблюдение, сравнение, анализ, обобщение. Материалы, которыми руководствовался автор исследования, составили существующие нормы законодательства России, научная и учебная литература по теме исследования, данные статистики.

Результаты исследования и их обсуждение

Государство проводит различные мероприятия по развитию сферы защиты детства. Согласно Указу Президента Российской Федерации № 240 от 29 мая 2017 г. 2018-2027 гг. объявлены в России Десятилетием детства. Это является подтверждением участия государства в рассматриваемых сферах политики.

Либеральные подходы к назначению наказаний для несовершеннолетних, исключение в некоторых случаях исполнения ответственности в виде лишения свободы и изоляции от общества в какой-то степени способствуют росту числа вовлеченных в преступную деятельность подростков. В первую очередь процесс вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность основана стремлении достижения корыстных целей. К ним можно отнести как материальную выгоду, так и пополнение уголовного мира новыми членами. Таким образом, по достижению совершеннолетия, преступники, вовлеченные в криминальную деятельность с подростковых лет, уже являются состоявшимися участниками уголовных структур.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.11.2010г. № 17-72Р утвердило концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, а также еще один проект концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2030 года. Эти концепции выстраивают систему мер профилактического характера в уголовно-исполнительных учреждениях, в целях обеспечения безопасности и предупреждению преступных деяний, в том числе совершаемых подростками.

Правоохранительные органы ставят перед собой задачу выявить и устранить причины, условия и факторы, которые приводят к преступлениям, совершаемым несовершеннолетними лицами. Это регламентируется статьей 2 Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

В современной России АУЕ и любая деятельность, связанная с данной структурой, является запрещенной. Статья 282.1 Уголовного кодекса Российской Федерации «Организация экстремистского сообщества» предусматривает ответственность за пропаганду движений, связанных с криминальной средой. Размер наказания составляет штраф до 700 тысяч рублей либо лишение свободы на срок до 12 лет.

Многие специалисты отмечают большую роль, которую играет влияние субкультуры АУЕ на увеличение числа особо тяжких преступлений несовершеннолетними. Уровни, которые можно выделить в криминальной субкультуре, представлены на рисунке.

Doc25.tif

Уровни в криминальной субкультуре

Каждый уровень имеет определенную направленность. Всё это помогает сделать выводы о том, какие факторы в большей степени оказывают влияние на процветание преступности среди несовершеннолетних. К таким факторам относят:

1. Сильное влияние негативного характера людей, имеющих авторитет у подростков и причастных к уголовному миру;

2. Недостаточная организация досуга для несовершеннолетних;

3. Безнадзорность и недостаточная профилактика безнадзорности несовершеннолетних;

4. Пробелы в системе воспитания и образования подростков в семьях, учебных заведениях и т.д.;

5. Безработица и другие проблемы в трудоустройстве;

Ненадлежащая работа различных органов и несовершенство их законодательной регламентации (к примеру, пробелы в регулировании Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав).

Конечно, вовлечение несовершеннолетних в уголовный мир следует из определенных целей, среди которых:

1. Формирование нового поколения лиц, причастных к криминальной сфере;

2. Преследование корытных целей;

3. Воспитание поколения, которое к моменту достижения совершеннолетия, будет иметь базис криминальных знаний и навыков.

На сегодняшний день сеть Интернет пестрит различными ресурсами и пабликами, которые содержат пропагандирующую информацию такой субкультуры, как АУЕ. Большинство пользователей, заинтересованных в информации, предоставляемой данными ресурсами, является молодежь в возрасте до 30 лет. Аудитория, вовлеченная в информационный поток пропаганды АУЕ, составляет по некоторым данным более миллиона человек.

Первое упоминание такой аббревиатуры появилось в поле зрения населения в 2010 году. Произошло это в процессе массовых беспорядков, происходящих в одной из воспитательных колоний в Краснодарском крае.

Движение АУЕ, расшифровкой которого является «Арестантский уклад един», включает в себя участников, придерживающихся понятий уголовного мира. Существует принцип признания авторитетов преступных сообществ. Арестантский уклад регулирует отношения между всеми сокамерниками, разъясняет многие ситуации, которые могут возникнуть в преступном мире, и рекомендует пути их решения.

Пресс служба Верховного суда России в августе 2020 года сообщила о том, что Верховный суд Российской Федерации признал АУЕ организацией экстремистской направленности. Данное решение было необходимо. Это подтверждают многочисленные случаи на практике.

В 2019 году в Забайкальском крае подростки в возрасте 16 и 15 лет проникли в частный дом, где совершили преступные деяния в виде издевательств над проживающей там женщиной и избиения мужчины. Мужчина от полученных травм впоследствии скончался. Своей вины несовершеннолетние правонарушители не признают. Более того, учащиеся местной школы дали информацию о том, что эти подростки принадлежали к группировке АУЕ. В школе, где обучались виновные подростки, к АУЕ причастны более половины учащихся, а также есть и «смотрящий», который не только руководит некоторыми действиями подростков, но и привлекает новых последователей.

В январе 2020 года в Санкт-Петербурге сложилась еще одна ситуация, которая служит ярким примером деятельности АУЕ. Компания из пятерых человек, среди которых двое не достигли возраста восемнадцати лет, в балаклавах нападали на прохожих людей, на улицах Питера.

В марте этого же года малолетние правонарушители в возрасте четырнадцати и двенадцати лет жестоко избили и изнасиловали ребенка. В оправдание своих действий виновные указывают на то, что потерпевший поступил «не по понятиям», за что преступники подросткового возраста хотели его наказать. Важно отметить, что двенадцатилетний насильник не понёс наказания, из-за того, что не достиг возраста уголовной ответственности.

Примером подростковой жестокости является и преступление, совершенное молодыми людьми в возрасте от четырнадцати до двадцати восьми лет. Преступление было совершено в Бурятии, где трое увлекающихся АУЕ лиц избили пенсионера, отрезали ему ухо и сожгли.

Всероссийский центр изучения общественного мнения провел исследование в 2020 году, в ходе которого стало известно, что около 80% опрошенных лиц действительно уверенны в опасности, которую создаёт экстремистское движение АУЕ. Менее 20% не придают значения важности и актуальности рассматриваемой проблемы.

Совершение участниками движения АУЕ различных преступных деяний, действительно несёт в себе общественную опасность, угрожает здоровью и жизни отдельных граждан. Таким образом, под угрозой безопасность общества и государства, что и явилось веской причиной запрета деятельности АУЕ на территории Российской Федерации.

Генеральная прокуратура приводит данные, согласно которым более 40 тысяч преступлений совершаются лицами, не достигшими возраста восемнадцати лет. Нередки случаи рецидива, даже в столь юном возрасте. Это во многом обусловлено тем, что зачастую организацией преступной деятельности руководят не сами подростки, а взрослые люди, имеющие отношение к уголовному миру и обладающие знаниями в данной сфере.

Но, к сожалению, запрет деятельности АУЕ и вынесение решения Верховного суда РФ о признании АУЕ экстремисткой структурой, не приводит к желаемым результатам по сокращению численности преступлений среди несовершеннолетних. По приведенным выше данным, составленным ВЦИОМ, часть опрошенных не понимают важности борьбы с такими движениями и преступлениями, совершаемыми их представителями.

Достаточно очевидным является наибольшая осведомленность о существовании АУЕ людей молодого возраста. Это объясняется высокой информационной осведомленностью молодых людей. Однако таким очевидным нельзя назвать процесс присоединения к криминальным движениям всё новых и новых участников. Основными причинами можно назвать локальные факторы, в которые включены, к примеру, проблемы в семье, в окружении и т.д., а также общие причины, являющиеся наиболее глобальными, такие как пробелы в законодательных актах, экономическая нестабильность и т.д.

Окружение, возрастные особенности также имеют большое значение. Психологические особенности подросткового периода определяют проблемы и сложности при переходе подростка во взрослую жизнь, которые порой приводят к противоправному поведению, за счет еще несформировавшегося видения мира. Выявление и работа с такими психологическими факторами приведет к эффективной и результативной борьбе с явлениями детской преступности.

Заключение

Проведенный анализ выбранной автором тематики позволяет сформулировать рекомендации, которые могли бы быть актуальными при совершенствовании законодательства. Так как подростковый возраст – возраст непостоянности мнений, еще не устоявшихся ценностей и приоритетов, то преступность лиц, данного возраста, обусловлена рядом экономических, политических, социальных, психологических причин. Необходимо максимально сократить криминальное влияние извне на несовершеннолетних. Для решения этой задачи, на наш взгляд, целесообразно проведение следующих мероприятий:

1. Работа с семьями и укрепление данного института в целом;

2. Участие государства в воспитательной деятельности, к примеру, в виде оказания государственной поддержки семьям и воспитательным учреждениям;

3. Индивидуальная работа с несовершеннолетними;

4. Необходимо проводить информирование граждан о сфере криминальных действий запрещенных групп;

5. Организация правильного досуга – развитие и открытие спортивных, творческих площадок, пропаганда здорового образа жизни, саморазвития и т.д.

Также немаловажным мероприятием является совершенствование работы Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. На данном этапе развития законодательства деятельность указанных Комиссий не является регламентированной четко сформулированной нормой. Также, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав отдалены от практической и индивидуальной работы с несовершеннолетними, склонных к совершению противоправных поступков или находящихся в качестве потенциальных потерпевших от совершения преступлений.

По нашему мнению, представляется возможным дополнить Уголовный кодекс РФ новой статьей 210.2, которая предусматривала бы ответственность за пропаганду преступных движений и идеологий. Кроме того, обобщение в статье 282.1 составляющих организации и идеологии не является в полной мере эффективным. Стоит сформулировать данную норму уголовного закона наиболее четко, ведь при рассмотрении правонарушений, связных с АУЕ, можно столкнуться с проблемой отсутствия лидеров и представителей движения.

Борьба с факторами, оказывающими воздействие на несовершеннолетних и создающих условия для привлечения их к криминальной среде, является важной и актуальной задачей, решение которой требует комплексного подхода при принятии решений на уровне государства. Работа по совершенствованию законодательства и основанной на нем правоприменительной практики должна быть системной и продуманной. Так как в первую очередь речь идет об обеспечении безопасности не только общества и государства, но и о защите прав детей.


Библиографическая ссылка

Куликова А.А., Доброквашина К.А. ПРОБЛЕМЫ ВЛИЯНИЯ КРИМИНАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ НА ПРЕСТУПНОСТЬ СРЕДИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 11-1. – С. 129-133;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1905 (дата обращения: 17.08.2022).