Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, СОЗДАЮЩИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ИХ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ЦИФРОВЫМ ТРАЕКТОРИЯМ

Федорова Л.А. 1 Неверов А.В. 2
1 ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
2 МАДИ
Внедрение цифровых технологий в образовательный процесс предполагает не только оптимизацию комплекса знаний, умений, навыков и профессиональных компетенций будущего специалиста, формирование персонифицированной образовательной траектории развития, учитывающей личностные особенности человека, а также профессиональные интересы, но и существенное облегчение его адаптации к трудовой деятельности за счет использования современных информационных технологий и сервисов. В настоящей статье рассмотрены социальные аспекты университетской подготовки обучающихся при переходе системы обучения от массового потокового образования к личностно-ориентированным стандартам обучения, основанным на индивидуальных траекториях развития; проанализированы основные преимущества и ограничения, возникающие при формировании индивидуальных траекторий обучения в университетской среде; представлены варианты учета негативных последствий этого процесса с помощью применения инструментов цифровизации; выявлены преимущества индивидуализации образовательных процессов; исследованы ключевые факторы, влияющие на формирование персонифицированного обучения.
образование
социальные аспекты
университетская подготовка
индивидуальные цифровые траектории
развитие
1. Кокуйцева Т.В., Неверов А.В. Человеческий капитал: основные теоретические подходы к анализу и оценке // Друкеровский вестник. 2020. №3 (35). С. 19-36.
2. Доклад Группы Всемирного Банка «Изменение характера труда» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://documents.worldbank.org/curated/en/469061544801350816/pdf/WDR-2019-RUSSIAN.pdf.
3. Федоров С.Ф., Федорова Л.А. Инновационное развитие России. Инструментарий оценки инновационного потенциала сложных социально-экономических систем. Красноярск: Научно-инновационный центр, 2020. 168 с.
4. Бродовская Е.В., Домбровская А.Ю., Петрова Т.Э., Пырма Р.В., Азаров А.А. Цифровая среда ведущих университетов мира и РФ: результаты сравнительного анализа данных сайтов // Высшее образование в России. 2019. Т. 28. № 12. С. 9-22.
5. Овчинникова О.П., Овчинникова Н.Э. Роль современного университета в инновационном развитии региона // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. 2018. № 2 (62). С. 154-163.
6. Суртаева Н.Н. Педагогические технологии: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2019. 250 с.
7. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Индивидуальные образовательные траектории в системе непрерывного образования // Педагогическое образование в России. 2014. № 3. С. 74-82.
8. Сысоев П.В. Система обучения иностранному языку по индивидуальным траекториям на основе современных информационных и коммуникационных технологий // Иностранные языки в школе. 2014. № 5. С. 2-11.
9. Шеманаева М.А. О трактовках термина «индивидуальная образовательная траектория» // Концепт. Киров, 2017. Вып. S12. С. 43-47. Режим доступа: https://e-koncept.ru/2017/S12.htm.
10. Сутеева И.В. Модель индивидуального образовательного маршрута в рамках исследовательской деятельности обучающегося // Ярославский педагогический вестник. Психологопедагогические науки. 2012. № 4. Т. II. С. 217-221.
11. Звонцов А.В., Фомина И.Г. Цифровая трансформация образования // Современное образование: содержание, технологии, качество. 2020. Т. 1. С. 23-25.
12. Школа педагогического дизайна «Новое электронное обучение». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://vnaumov.blogspot.com/2021/09/blog-post_28.html?fbclid=IwAR1etbf6HVw80Wipj786r6cF9E0qi-vQulzIzCMuTyRD5cLWXXrO7uwjo54 (дата обращения: 01.10.2021).
13. Тимиргалеева Р.Р. Интеллектуальная модель формирования индивидуальной образовательной траектории в условиях цифровой экономики // Science and world. 2020. № 8 (84). Vol. I. Р. 71-74.

Введение

В современных условиях развития системы образования РФ совершенно очевидно, что назрела крайняя необходимость в ее кардинальной перестройке, в том числе в переходе от массового образования к индивидуальному, в пересмотре ключевых ориентиров развития образовательных процессов, в изменении статуса знаний и превращении их в ключевой производительный ресурс для перехода национальной экономики от сырьевого к инновационному типу, основанному на использовании цифровых технологий четвертой промышленной революции.

Цель исследования: изучение и анализ социальных аспектов функционирования национальной системы высшего образования в процессе перехода от применения поточных форм обучения к построению индивидуальных цифровых траекторий развития обучающихся.

Материал и методы исследования

Развитие образования и масштабные инвестиции в социальную сферу, которые имели место в последние 30 лет, в целом, оказали положительное воздействие на человеческий капитал. При этом ведущие мировые эксперты не всегда разделяют оптимизм в отношении данных процессов, например, экс-президент Всемирного Банка Джим Ён Ким (Jim Yong Kim) отмечает, что высокая скорость изменений приводит к неопределенности в отношении трудовой деятельности, которая выражается в изменениях, востребованности на рынке труда профессиональных навыков, так как создает не только дополнительные возможности, но и продуцирует новые риски [1, 2].

Рассматривая современное состояние функционирования системы высшего образования, следует отметить основные проблемы:

• отсутствует последовательная государственная политика, определяющая профили подготовки специалистов, востребованные или государством, или бизнесом.

• учебные программы в ВУЗах сформированы без учета потребностей рынка труда, при этом рынок труда также не формирует четких требований к качеству и содержанию результатов образовательного процесса. Следовательно, университетская система выпускает на рынок специалистов, которые не востребованы работодателями и при этом на рынке труда наблюдается существенный дефицит высококвалифицированных кадров, из-за этого разрыва в спросе и предложении формируется на отечественном рынке труда «квалификационная яма», а количество безработных продолжает расти [3].

• существующий механизм государственной аккредитации высших учебных заведений также исчерпал себя, его реализация превращается в формирование огромного количества бумаг, наличие или отсутствие которых существенно не влияет ни на качество образования, ни на обеспечение обучающегося уровнем знаний, умений и навыков на необходимом уровне, делая его конкурентоспособным на рынке труда. В части аккредитации образовательных программ в высших учебных заведениях необходимо ввести одно существенное условие – это показатель трудоустроенных выпускников по специальности, именно этот показатель станет индикатором нужности или ненужности той или иной образовательной программы [3].

• существует несоответствие цифровых образовательных сред университетов и потребностей экономики, к примеру, наблюдается дефицит цифровых следов учебного процесса (на сайтах ведущих российских университетов видеоуроки составляют 26,9%), недостаточное размещение учебных кейсов на сайтах университетов (на сайтах университетов разработанные кейсы составляют 15,4%) [4], т.к. нет единых стандартов к структуре и нормативных актов, регулирующих содержание цифровых университетских образовательных сред.

Таким образом, в современных условиях назрела крайняя необходимость в коррекции системы подготовки специалистов. Процессы цифровой трансформации сегодня затрагивают многие сферы жизни общества, и образование здесь занимает одно из ведущих мест. Применение в учебном процессе информационных сетей, создание единой информационной образовательной среды являются сегодня весомой частью процесса цифровой трансформации образования и важной тенденцией развития открытого образования. Именно этот ресурс позволяет обучающемуся построить траекторию развития, максимально учитывающую умственные способности, образовательный потенциал и профессиональные потребности.

В настоящее время происходит постоянное изменение окружающего мира за счет появления новых технологий и, соответственно, новых форматов коммуникаций и передачи знаний [5]. В процессе перехода к образовательной системе, учитывающей индивидуальные особенности и личностные качества обучающегося необходимо найти механизм и инструментарий формирования индивидуального подхода при массовом обучении.

Современные ученые по-разному трактуют термин «индивидуальная образовательная траектория», некоторые из них представлены в таблице.

Анализ авторских трактовок термина «индивидуальная образовательная траектория» (ИОТ)

Автор

Суть ИОТ

1

Суртаева Н.Н. [6]

это последовательность элементов учебной деятельности каждого учащегося по реализации собственных образовательных целей, соответствующих его способностям, возможностям, мотивации, интересам, осуществляемая при координирующей, организующей, консультирующей деятельности преподавателя

2

Зеер Э.Ф.,

Сыманюк Э.Э. [7]

это условие индивидуализации профессионального становления личности в пространстве непрерывного образования

3

Сысоев П.В. [8]

это персональный путь достижения поставленной образовательной цели (или учебной задачи) конкретным обучающимся, соответствующий его способностям, мотивам, интересам и потребностям. В процессе обучения в образовательном учреждении индивидуальная траектория достижения поставленной цели выстраивается обучающимся совместно с преподавателем как с помощью существующих и предлагаемых для общего обучения элементов, так и с помощью дополнительного набора методических элементов. При этом к дополнительным методическим элементам структуры ИОТ относятся вариативное содержание обучения и последовательность разделов, вариативные формы и методы обучения / овладения материалом, вариативные методы контроля, время и скорость овладения материалом, сформированность необходимых компетенций до необходимого уровня

4

Шеманаева М.А. [9]

это совокупность мер, приемов, форм организации самостоятельной работы, реализующая различные технологии образовательной деятельности и направленная на достижение каждым обучающимся общих целей образования на вариативном, личностно-значимом содержании

5

Сутеева И.В. [10]

это программа образовательной деятельности обучающегося, составленная на основе его интересов и образовательного запроса, обеспечивающая условия для раскрытия и развития всех способностей и дарований ребенка с целью их последующей реализации в учебной и профессиональной деятельности, фиксирующая образовательные цели и результаты, целевое назначение такой программы – создание условий для индивидуального обучения.

Таким образом, рассмотрев трактовки термина «индивидуальная образовательная траектория» можно отметить, что единства во взглядах ученых на суть и содержание термина разнятся, но однозначно можно отметить, что персонифицированная образовательная траектория обучения – это процесс выстраивания индивидуализированной последовательности учебных модулей в рамках программы обучения с учетом личностных характеристик, факторов мотивации, функциональной грамотности, самостоятельности и профессиональных потребностей обучающегося.

Цикл формирования индивидуальной образовательной траектории включает последовательность следующих элементов:

• формулирование четких и конкретных образовательных целей;

• идентификация способностей, интересов, специфики личностных характеристик, уровня базовой подготовки и имеющихся компетенций;

• определение способа достижения поставленной в образовательной траектории цели, подбор и формирование вариативной части образовательного процесса обучающегося;

• запуск и сопровождение индивидуальной образовательной траектории;

• промежуточный мониторинг и диагностика;

• оценка результативности и эффективности обучения;

• управление изменениями, корректировка структуры /последовательности/содержания индивидуальной образовательной траектории при возникшей необходимости.

Современные авторы [11] выделяют следующие элементы цифровой образовательной среды: внешние и внутренние обучающие модули; конструктор индивидуальных образовательных траекторий; конструктор индивидуального расписания образовательного процесса; инструментарий мониторинга и анализа цифрового следа обучающего, сформированного по результатам его активностей; цифровое портфолио обучающегося; систему взаимодействия обучающегося и преподавательского состава; инструментарий внутренней независимой оценки;

Рассматривая социальные аспекты цифровизации и индивидуализации высшего образования необходимо четко понимать, что потенциал общества, а именно здоровое и успешное поколение формируется наставниками, преподавателями с устойчивой социальной позицией. Так, положительными социальными аспектами формирования индивидуальных цифровых траекторий являются [5]:

• Переход от ресурсного подхода к оценке учебного процесса к результативному. Результатом учебного процесса является комплекс компетенций необходимых для осуществления профессиональной деятельности по профильному направлению подготовки.

• Корректировка ролевых функций участников учебного процесса. Персонализация процесса обучения предполагает перестройку модели взаимоотношений «обучающийся-преподаватель» к модели «старший и младший партер».

• Индивидуализация учебных планов. Цифровая трансформация образовательного процесса предполагает поэтапный отказ от группового обучения по единому календарному учебному плану и переход к модульному обучению во временных группах с возможностью самостоятельного определения обучающимся собственной образовательной траектории. При запуске модульного обучения необходимо четко классифицировать модули на универсальные, общепрофессиональные, профессиональные и специальные профессиональные.

• Формирование цифровой образовательной среды для организации. Среда должна обеспечивать свободный доступ обучающихся к материалам образовательных модулей причем как внутриуниверситетских, так и внеуниверситетских; позволять взаимодействовать с преподавателем в рамках изучаемого материала модуля и являться дополнением к основному образовательному контенту.

• Возможность изучения дополнительных материалов. Обучающийся имеет полноценную возможность восполнить пробелы в изучении интересующих курсов (пропуски, недопонимание, временная нетрудоспособность).

Следует отметить, что процесс выстраивания индивидуальных образовательных траекторий не лишен и проблем, а именно следует отметить следующие ограничения:

• Информационные технологии не способны решить вопрос качества наполнения курсов

• Психология обучающегося, т.к. последний не всегда четко знает, что конкретно он хочет знать и уметь в результате изучения того или иного курса, а также как применить полученные знания и умения в практической профессиональной жизни.

• Недостаточно высокий уровень технического оснащения цифровых сред университетов в стране.

• Отсутствие единых стандартов, нормативных требований к структуре и содержанию цифровой образовательной среды университета.

• Отсутствие модели выстраивания идентификации обучающегося в образовательном процессе.

• Отсутствие системы учета оценивания компетенций обучающегося при условии многократного оценивания одних и тех же модулей образовательного процесса.

• Ограниченность оценочных средств, используемых при реализации индивидуальных образовательных траекторий, в большей части речь идет о тестировании и проектном подходе.

• Разный базовый уровень знаний обучающихся на совместном едином курсе, т.к. при массовом обучении обучающийся и вся его группа проходит одни и те же курсы (дисциплины) и базовый уровень подготовки по структуре у всех обучающихся по единой программе идентичен, при применении индивидуальных образовательных траекторий.

• Отторжение нововведений в формализацию образовательного процесса со стороны преподавательского состава, преобладание консервативного подхода к организации образовательного процесса.

• Отсутствие четкого механизма мониторинга, анализа и диагностики уровня мотивации обучающихся в реализуемом образовательном процессе.

• Отсутствие оценочных критериев качества функционирования цифровых образовательных сред университетов, а также отсутствие единой шкалы и рейтинга функционирующих цифровых образовательных ресурсов университетов.

Таким образом, в качестве основы формирования персонифицированных образовательных траекторий развития в большинстве своем заложен результативный подход. Так, согласно подходу Б.Блума в его иерархии результатов образовательного процесса - знания (запоминание и воспроизведение информации) – это самый низкий уровень познания, но он не гарантирует процесс адаптации обучающихся к потребностям работодателей. Следующим уровнем, предусматривающим более сложные умственные действия являются - понимание и применение, т.е. те знания, которые обучающий получает в образовательном процессе, он должен понимать и уметь применять полученные знания на практике. Более высоким уровнем таксономии являются – анализ, синтез и оценка, при этом следует учитывать, что каждый последующий уровень включает в себя все предыдущие.

Возникает множество вопросов как же это можно реализовать, учитывая все вышесказанное. Авторы в [12] предлагают применять инструментарий педагогического дизайна и наиболее простым и доступным методическим приемом для этого служат специальные вопросы. К примеру, для уровня «оценка» вопросы могут быть следующего содержания – что является наилучшим для ...? как вы можете защитить свою позицию по поводу…? в чем плюсы и минусы рассматриваемых процессов…? как возможно проранжировать важность/качество/эффективность/результативность…? Для уровня таксономии «синтез» вопросы могут быть следующего содержания – какую альтернативу вы бы предложили…? какие изменения вы бы внесли…? каков план…? каков алгоритм действий…?

Опираясь на подобные вопросы, обучающийся сможет приобрести следующие компетенции:

• Поиск необходимых информационных источников и мониторинг информации в них;

• Нахождение необходимой для решения задачи информации;

• Анализ и обобщение найденной информации;

• Синтез полученных результатов анализа и обобщения;

• Размещение результатов анализа и их визуализация;

• Определение шкалы оценки и сравнения полученных результатов;

• Формирование собственной позиции и обоснование ее.

В [13] автор рассматривает последовательность формирования индивидуальной образовательной траектории обучающегося на основании применения образовательного навигатора, сформированного с учетом требований образовательного и профессионального стандартов и потребностей рынка, и позволяющего гибко, оперативно и своевременно корректировать выбранную первоначально траекторию в соответствии с изменением потребностей в формировании необходимых компетенций.

В заключении следует отметить, что существующие нормативные основы формирования индивидуальных образовательных траекторий весьма несовершенны, они не систематизируют и не синтезируют имеющиеся наработки, а также комплексно не отслеживают достижения или «провалы» обучающегося в части его самостоятельного взаимодействия со внешней средой. Несомненно, эта проблема может быть минимизирована применением технологий Big Data в части определения преимущественных профессиональных интересов, сетевых активностей, а также оценочных показателей качества усвояемости изучаемого материала.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-07125 мк «Моделирование сценариев развития человеческого капитала России и разработка методического инструментария оценки его влияния на экономический рост, социальное благополучие и развитие общества России в контексте цифровизации экономики и повышения национальной конкурентоспособности».


Библиографическая ссылка

Федорова Л.А., Неверов А.В. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, СОЗДАЮЩИЕ УСЛОВИЯ ДЛЯ ИХ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ЦИФРОВЫМ ТРАЕКТОРИЯМ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 10-2. – С. 190-195;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1886 (дата обращения: 24.04.2024).