Введение
Маржинальный анализ представляет собой один из наиболее эффективных методов изучения структуры затрат, расходов и прибыли предприятия. Научные публикации, посвященные использованию маржинального анализа, в основном связаны с общими возможностями такого вида анализа (в частности, работы Нормовой Т.А., Петровой Б.В. и Кашанян Д.Р. [1], Бычковой Г.М. [2], Пятницкого Д.В. [3]), а также с исследованием особенностей анализа маржи для управления прибылью (например, статьи Еремашвили А.А. и Ерохиной В.Н. [4], Азизовой С.М. и Сулеймановой Д.А. [5], Мусаева Р.А. [6], Радостева В.С. [7]). Методика изучения финансовых показателей на основе разделения затрат по их зависимости от объема производства и продаж может быть интегрирована в систему принятия управленческих решений. И одной из основных задач системы таких решений является управление ассортиментом продукции (товаров, работ, услуг).
Целью данной статьи является развитие инструмента маржинального анализа в комбинации с анализом ограничений при разработке управленческих решений в области ассортимента для предприятий разных видов деятельности.
Материал и методы исследования
Маржинальная прибыль равна выручке за минусом переменных затрат. В расчете на единицу продукции (товара) маржинальная прибыль рассчитывается как разность цены и ставки переменных затрат на единицу этой продукции. В методе маржинального анализа все затраты делятся на переменные и постоянные. Переменные затраты – это затраты, которые зависят от количества выпускаемой продукции (продаваемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг), а постоянные затраты – это затраты, которые не зависят от количества выпускаемой продукции (продаваемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг). Деление затрат на постоянные и переменные действует в краткосрочном периоде, так как чем больше плановый период, тем больше факторов воздействует на бизнес и тем более подвержены изменению сами затраты. При изменении структуры затрат представленные расчеты производятся заново, таким образом, метод может применяться на регулярной основе.
Результаты исследования и их обсуждение
Для использования метода маржинального анализа при планировании ассортимента необходимо собрать внутрифирменную производственную (торговую) информацию о ценах и структуре затрат по каждому виду планируемых к производству и продаже продуктов (товаров, работ, услуг – в зависимости от вида деятельности предприятия). Данная информация может быть представлена в виде таблицы 1.
Материальные (трудовые) затраты представлены в таблице 1 как единые понятия для повышения наглядности метода. Это относится и к ставке, и к нормативу материальных (трудовых) затрат. При практическом использовании для каждого вида материалов и затрат труда ставка и норматив указываются отдельно, соответственно, в таблице 1 увеличивается число столбцов. Числовые значения и товары приведены в таблице 1 для иллюстрации метода.
В условиях масштабной базы (то есть когда сумма постоянных затрат неизменна при принятии решения об ассортименте) наиболее прибылен тот вид товара, у которого выше маржинальная прибыль. В условиях модельного примера, согласно таблице 1, таким товаром является товар Б (маржинальная прибыль на единицу этого товара, или ставка маржинальной прибыли, равна 5), вторым является товар А, и на последнем месте находится товар В. Таким образом, при наличии производственных мощностей, трудовых и материальных ресурсов, а также платежеспособного спроса на товар для предприятия целесообразно производить максимальное количество товара Б (до полного удовлетворения спроса), затем – товара А, и после – товара В. На каждом этапе планирования количества производимого товара необходимо сопоставлять спрос на этот товар и наличие каждого вида ресурсов на товар. Планирование количества продукции может производиться с помощью таблицы запаса ресурсов, макет которой представлен в таблице 2.
Таблица 1
Состав маржинальной прибыли по видам продукции (товаров)
Наименование товара |
Цена, руб. |
Ставка материальных затрат, руб. |
Норматив материальных затрат, нат. ед. |
Материальные затраты на единицу товара, руб. |
Ставка трудовых затрат, руб. |
Норматив трудовых затрат, труд. ед. |
Трудовые затраты на единицу товара, руб. |
Маржинальная прибыль на единицу товара, руб. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5=3*4 |
6 |
7 |
8=6*7 |
9=2-5-8 |
А |
10 |
2 |
3 |
6 |
1 |
1 |
1 |
3 |
Б |
11 |
2 |
2 |
4 |
1 |
2 |
2 |
5 |
В |
12 |
4 |
2 |
8 |
2 |
1 |
2 |
2 |
Таблица 2
Запас ресурсов
Наименование запасов |
Количество, всего |
Максимальное количество товара А для выпуска с использованием ресурса, нат. ед. |
Максимальное количество товара Б для выпуска с использованием ресурса, нат. ед. |
Максимальное количество товара В для выпуска с использованием ресурса, нат. ед. |
Расчет плана использования ресурса |
Остаток |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Материальные ресурсы (запасы), нат. ед. |
300 |
300 / 3=100 |
300 / 2=150 |
300 / 2=150 |
50×3=150 (для А) 70×2=140 (для Б) 3×3=9 (для А) |
300-150=150 150-140=10 10-9=1 |
Трудовые ресурсы, труд. ед. |
200 |
200 / 1=200 |
200 / 2=100 |
200 / 1=200 |
50×1=50 (для А) 70×2=140 (для Б) 3×1=3 (для А) |
200-50=150 150-140=10 10-3=7 |
Спрос на товар |
х |
150 |
70 |
60 |
х |
х |
Минимальное количество выпуска (заключенные контракты, социальные обязательства и т.п.) |
х |
50 |
0 |
0 |
х |
х |
Итого ограничение выпуска (продажи) |
х |
Не менее 50 и не более 100 |
Не более 70 |
Не более 60 |
х |
х |
Производственный (торговый) план, в том числе поэтапный расчет: |
53 |
70 |
0 |
|||
этап 1 – неотменяемые обязательства |
х |
50 |
0 |
0 |
х |
100-50=50 (А) 70 (Б) 60 (В) |
этап 2 – максимальная ставка маржинальной прибыли, спрос |
х |
0 |
70 |
0 |
х |
50 (А) 70-70=0 (Б) 60 (В) |
этап 3 – использование остатков ресурсов |
х |
3 |
0 |
0 |
х |
50-3=47 (А) 0 (Б) 60 (В) |
Материальные (трудовые) запасы представлены в таблице 2 как единые понятия для повышения наглядности метода. При практическом использовании для каждого вида материалов и затрат труда значения указываются отдельно, соответственно, в таблице 2 увеличивается число строк. Числовые значения и товары приведены в таблице 2 для иллюстрации метода и связаны с таблицей 1. В процессе планирования сначала заполняются столбцы 1-5, затем производятся расчеты в столбцах 6 и 7 таблицы 2.
Согласно расчетам по таблицам 1 и 2, максимальная маржинальная прибыль будет при производстве и продаже 53 единиц товара А и 70 единиц товара Б. При этом будет получена маржинальная прибыль 53×3+70×5=509 (руб.).
Таблица 3
План производства (продаж) при наличии ограничений финансирования
Показатель |
Расчет |
Сумма, руб. |
Затраты (расходы) на приобретение ресурсов по плану |
53 ед. товара А × 7 руб. прямых затрат 70 ед. товара Б × 6 руб. прямых затрат |
791 |
Располагаемые денежные средства для финансирования закупок по плану |
Предоставляется плановым отделом, бухгалтерией |
700 |
Финансовый разрыв |
791-700 |
91 |
Возможность дополнительного финансирования/ сокращения постоянных затрат без потри производительности |
Предоставляется отделом финансового менеджмента, в примере – дополнительное финансирование в виде отсрочки платежа, предоставленной поставщиком |
50 |
Итого финансовый разрыв |
91-50 |
41 |
Сокращение производства (по товарам в порядке роста ставки маржинальной прибыли – таблицы 1, 2) до устранения финансового разрыва |
Минус 3 ед. товара А × 7 руб. прямых затрат Финансовый разрыв 41-21=20 (руб.) Минус 4 ед. товара Б × 6 руб. прямых затрат Финансовый разрыв 20-24= -4 (руб.) Итого сокращение затрат при сокращении производства |
21 24 45 |
Маржинальная прибыль с учетом финансовых ограничений |
(53-3)×3+(70-4)×5 |
480 |
Прибыль от продаж с учетом финансовых ограничений |
480-310 |
170 |
Для получения суммы прибыли от продаж из маржинальной прибыли нужно вычесть постоянные расходы. Пусть для модельного примера они составляют 310 руб. Тогда прибыль от продаж составит 509-310=199 (руб.). Модельный расчет производился при отсутствии начальных остатков товаров, а если же они есть, то производство уменьшается на соответствующий начальный остаток. При этом показатели продаж, маржинальной прибыли и прибыли учитывают полное проданное количество товара.
Также в задачах планирования часто имеются ограничения на финансирование деятельности. Тогда производственная программа дополняется расчетом финансов, для чего может использоваться макет, представленный в таблице 3. Таблица 3 заполнена модельными примерами, связанными с таблицами 1 и 2.
В модельном расчете таблицы 3 сокращение финансирования привело к уменьшению маржинальной прибыли по сравнению с базовым вариантом (таблицей 2) на 509-480=29 руб., и прибыли от продаж также на 199-170=29 руб. Но это минимальное возможное сокращение прибыли, то есть наиболее приемлемый вариант в текущих условиях.
Если спрос больше мощностей, то решение выходит за рамки масштабной базы (то есть необходимо будет решить задачу о закупке оборудования, найме персонала и тому подобных решениях, которые приводят к увеличению постоянных затрат). Также спрос может уменьшиться, что может потребовать уменьшения мощностей, сокращения персонала и тому подобным действиям, приводящим к снижению постоянных затрат. Грамотно проведенная оптимизация может привести к сокращению постоянных затрат без уменьшения производственных (торговых) возможностей, например, переход от покупки зданий к аренде и т.п. Каждую такую возможность необходимо анализировать отдельно по ее влиянию на каждый компонент доходов и расходов организации.
Выводы
Представленная методика планирования ассортимента продукции, товаров, работ, услуг применима для организаций разных сфер деятельности, поскольку маржинальный подход к анализу прибыли носит универсальный и модифицируемый характер. Методика может быть развита путем использования дополнительных методов анализа данных, которые вносят ограничения на принятие управленческого решения в конкретных условиях.
Библиографическая ссылка
Галкина Е.В. ОПТИМИЗАЦИЯ АССОРТИМЕНТА ПРОДУКЦИИ (ТОВАРОВ, УСЛУГ) НА ОСНОВЕ МАРЖИНАЛЬНОГО АНАЛИЗА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 10-2. – С. 93-97;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1873 (дата обращения: 21.11.2024).