Глобализация представляет сложный процесс влияния различных факторов международного уровня, как экономического характера, так и политического, информационного, культурного на социальное развитие каждой отдельной национальной экономики. При этом, глобализацию необходимо рассматривать в качестве главной составляющей мирового хозяйства, когда наиболее развитые страны решают задачи обеспечения эффективности производства с помощью международного сотрудничества как результата международного разделения труда. Кроме того, необходимо отметить, что движущей силой глобализации является рост конкуренции, поэтому в современных условиях крупнейшие выгоды от глобализации получают развитые страны.
Различным проблемам развития мирового хозяйства посвящены труды Е.С. Бондаренко [1], В.К. Гираева [2], Е.Н. Жиленко [3], Е.Е. Коноваловой [4], Н.В. Косаревой [6], В.В. Круглова [7], В.И. Мунтияна [10], Н.Л. Орловой [11], Т.Х. Усмановой [12], Ф.М. Хомидова [13] и др. Однако, проведенный свидетельствует о необходимости рассмотрения подходов к трансформации мирового хозяйства с учетом инвестиционного аспекта.
В результате интернационализации и глобализации мирового экономического пространства уменьшается значение природно-географического и возрастает значение научно-технического фактора [5, 14, 16]. Таким образом, процесс интернационализации и глобализации мировой системы осуществляется путем увеличения потребления странами иностранных товаров, услуг, капитала, технологий, и выхода субъектов хозяйствования на внешние рынки. Результатом одновременного действия указанных процессов является взаимозависимость и взаимодействие национальных экономик. При этом интернационализацию следует рассматривать как процесс по сущности и по форме.
Вместе с тем, следует учитывать, что в эпоху глобализации происходит ослабление национальных хозяйств, прежде всего, вследствие неравенства государств в обеспечении международной конкурентоспособности. В этом случае выгоды от глобализации напрямую связаны с прочностью внутренних рынков. Прежняя система разделения труда изменяется в сторону создания глобальной экономической системы, в которой доминирует «триада» – Северная Америка, ЕС и Юго-Восточная Азия. Поэтому, чем больше экономические системы выходят за национальные границы, тем активнее национальные экономики сливаются и образуют более мощную и масштабную экономическую систему, поскольку в условиях формирования глобальной экономики экономическая деятельность стран остается преимущественно национальной.
При этом открытость экономики является предпосылкой формирования глобальной рыночной среды. Свойством открытой экономики является целостность национальной экономики, ее функционирование как единого экономического комплекса, интегрированного благодаря наличию международных связей в мировой рынок. Поэтому глобализация представляет собой сложный экономический процесс, в рамках которого теория глобализации мировой экономики представляет собой современное самостоятельное научное направление, имеющее общие мировые проблемы.
В то же время взаимозависимость субъектов мировой хозяйственной системы формируется через ряд технико-экономических и социально-политических причин, создавая при этом такие явления:
- происходит становление техносферы как среды деятельности субъектов хозяйствования, существующих в системе «концентрических кругов»;
- происходит утверждение новых транснациональных субъектов хозяйствования, которые слабо привязаны к национальным экономикам;
-усиление конкурентной борьбы, в которой весомую роль играют транснациональные корпорации;
- в современной экономической системе международные экономические отношения играют ведущую роль по сравнению с внутригосударственными. При этом экономическая глобализация имеет противоречивый и характер. Главными чертами в этом процессе являются эволюционность, последовательность развития, а также асимметричность и дискретность (рисунок).
Таким образом, в последнее время в мире произошли качественно-количественные изменения в направлении развития функционирования мирового пространства, что влияет на формы взаимодействия субъектов хозяйствования между собой и с глобальной экономической средой и способствует обострению конкурентной борьбы на различных уровнях. Поэтому, опираясь на эти принципы формируется феномен глобальной конкуренции в мировом экономическом пространстве, который одновременно способствует нарастающей взаимозависимости экономических субъектов мировой хозяйственной системы в пространственных масштабах.
Однако, процессы глобализации сопровождаются рядом различных явлений. В данных обстоятельствах необходима целенаправленная деятельность со стороны государств по использованию преимуществ указанного процесса.
В этом случае реализация инвестиционных стратегий стран должна обеспечивать реализацию отдельных задач на национальном, двустороннем и региональном уровнях. На национальном уровне задачи инвестиционной стратегии должны заключаться в следующем: максимизация положительных и минимизация негативных последствий от осуществление инвестиционной деятельности; привлечение инвестиций в стратегически важные секторы для развития национальной экономики; обеспечение согласованности всех составляющих национальной стратегии развития; учет целей устойчивого развития в инвестиционной стратегии; реформирование инвестиционного законодательства (предоставление гарантий и защиты иностранным инвесторам); обеспечение институциональной базы для осуществления мониторинга, оценки и контроля инвестиционными процессами.
На двустороннем уровне инвестиционную стратегию можно реализовать в рамках инвестиционных соглашений. Данный уровень дублирует положения инвестиционного регулирования на региональном и международном уровнях. Поэтому двусторонний подход в регулировании инвестиционных потоков требует не только заключения новых соглашений, но и модернизацию существующих.
Рис. 1. Противоречия экономической глобализации Источник: составлено авторами
На региональном уровне задачами инвестиционной стратегии могут являться: декларирование единого инвестиционного режима при подписании региональных торговых соглашений и гармонизация законодательства стран, подписывающих данные соглашения; обеспечение сбалансированности прав и обязанностей стран и инвесторов; предоставление гарантий иностранным инвесторам, обеспечение защиты инвестиций и процедуры урегулирования споров между инвестором и страной-реципиентом; гармонизация правил инвестирования в соответствие с приоритетными направлениями торговли стран-членов интеграционных объединений; обеспечение взаимодействия с другими отраслями международного права, такими как экология, права человека, налоговое, трудовое право и торговля; завершение процесса ратификации региональных торговых соглашений.
Учитывая, что международное регулирование инвестиционной деятельности является громоздким, наблюдается дублирование положений международных инвестиционных соглашений и несоответствие стандартам международного права в других сферах регулирования [8, 9, 15]. В то же время реализация инвестиционной стратегии страны в значительной степени зависит от эффективного функционирования институтов (национальных, региональных, международных), регулирующих внешнеэкономические связи.
В этих условиях национальные институты регулирования международной инвестиционной деятельности обеспечивают формирование и реализацию инвестиционных положений и правил в рамках национальных законов, директив и постановлений. Кроме того, обеспечение эффективного функционирования институтов даст возможность сформировать програчную инвестиционную среду, что будет стимулировать привлечение инвестиций в нацюнальную экономику.
Поскольку в ВТО до сих пор не сформировано унифицированных правил международного инвестирования, то для стран целесообразным является декларирование инвестиционных режимов при подписании региональных таможенных соглашений, что позволяет создать привлекательный инвестиционный климат, способствуя привлечению прямых иностранных инвестиций. Поэтому правовое регулирование международной инвестиционной деятельности должно базироваться на комплексе принципов, регламентирующих статус и деятельность юридических лиц – национальных и иностранных инвесторов, в соответствие с национальными интересами стран, а также включать регулирование межгосударственных инвестиционных отношений.
Во внутренней среде к факторам влияния на реализацию инвестиционной стратегии можно отнести, например, государственные изменения, социальное давление. В то же время международные процессы могут влиять на реализацию инвестиционной стратегии, например, путем региональной интеграции. Также важным фактором в формировании и реализации инвестиционной стратегии страны на современном этапе развития является возрастание роли развивающихся экономик, как внешних инвесторов, так и стран-импортеров инвестиций.
Поэтому последовательность решений предполагает необходимость постоянной оценки эффективности действующих инструментов и сбалансированность прав и обязанностей участников инвестиционного процесса. Политику в области поощрения и привлечения инвестиций следует также привести в соответствие с целями устойчивого развития. Она должна свести к минимуму риск недобросовестной конкуренции за инвестиции.
В этом случае необходимым условием для реализации инвестиционной стратегии страны является формирование и согласование инвестиционной и торговой политик, предусматривающих использование инструментов инвестиционной либерализации (инвестиционных стимулов) или протекционизма с учетом условий ведения торговли. Однако, политика инвестиционной либерализации предполагает открытие ранее закрытых для иностранных инвесторов секторов экономики на определенных условиях и формирование благоприятного инвестиционного климата и условий ведения бизнеса.
Таким образом, формирование механизма реализации инвестиционной стратегии страны в региональных интеграционных объединениях является залогом целенаправленного государственного регулирования инвестиционных отношений. В данном случае возрастает потребность в международном сотрудничестве. Также международная координация помогает избежать протекционистских тенденций, а также снизить тарифные барьеры в отношении инвестиций.
К тому же, мониторинг, оценка и контроль исполнения инвестиционной стратегии страны должны учитывать факторы, влияющие на активизацию инвестиционных потоков. То есть те факторы, которые учитывают инвесторы при определении направлений инвестирования. К основным факторам формирования благоприятного инвестиционного климата можно отнести безопасность в стране, эффективность государственного регулирования, легкость уплаты налогов.
Библиографическая ссылка
Третьякова Г.В., Лебедев К.А. ТРАНСФОРМАЦИЯ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АСПЕКТ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 8-2. – С. 198-202;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1830 (дата обращения: 21.11.2024).