Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ПРОБЛЕМА ДОСТИЖЕНИЯ НУЛЕВЫХ ТРАНЗАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК В ТЕОРЕМЕ Р. КОУЗА

Скалкин В.В. 1 Сидорова С.А. 1
1 ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»
Статья посвящена анализу теоремы Р. Коуза, сформулированной Нобелевским лауреатом Дж. Стиглером, и обоснованию необходимости и возможности ее применения в текущем и последующем развитии человечества. Центральным элементом теоремы Р. Коуза являются транзакционные издержки, с одной стороны, являющиеся неотъемлемым и непреодолимым препятствием на пути к совершенному рынку (согласно Р. Коузу), с другой стороны, способом его достижения при их преодолении (согласно Дж. Стиглеру). Проводится аналогия между транзакционными издержками в экономике и силами трениями в физике, на устранение которых были направлены усилия отдельных обществ на протяжении развития человеческой цивилизации. Выделяются как материальные транзакционные издержки, так и социальные (антигуманистические), которые связаны с общей неразвитостью и закрытостью обществ к новшествам и проявлению индивидуальной инициативности. Делается вывод о существовании исторической тенденции к снижению удельных транзакционных издержек (при сохранении уровня общих транзакционных издержек), при которой возможность воплощения какой-либо идеи, благосклонно воспринятой эффективным рыночным спросом, становится все более доступной. В связи с этим приближение человечества к совершенному рынку является не недостижимой мечтой, а ожидаемой реальностью институционального развития экономики при наличии соответствующей целевой установки.
совершенный рынок
транзакционные издержки
«невидимая рука» рынка
институциональное равновесие
теорема р. коуза
контроверсия коуза-стиглера
1. Зададаев С.А., Скалкин В.В., Великороссов В.В., Аниканов Е.И. Взгляд на природу образования и развития фирмы: транзакционный подход на базе агент-ориентированного моделирования // Финансы и кредит. 2020. Т. 26. № 2 (794). С. 442-455.
2. Капелюшников Р. Теорема Коуза // Отечественные записки. 2004. № 6 (21). [Электронный ресурc]. URL: https://strana-oz.ru/2004/6/teorema-kouza (дата обращения: 05.08.2021).
3. Маркс К. Капитал. Критика политической экономики. Том I. М.: Эксмо, 2017. 1200 с.
4. Пачоли Л. Трактат о счетах и записях / под ред. Я.В. Соколова. М.: Финансы и статистика, 1994. 320 с.
5. Скалкин В.В., Сидорова С.А. Основы теории рынка: метафизика, эпистемология, этика: монография. М.: Прометей, 2019. 154 с.
6. Смит А. Теория нравственных чувств. М.: Республика, 1997. 351 с.
7. Сухарев О.С. Новый институционализм: «Ловушки», транзакционные издержки, «Теорема Коуза» и время // Terra economicus. 2012. Т. 10. № 3. С. 39-57.
8. Coase R.H. The Firm, the Market, and the Law. Harward University Press. 1988. 219 p.
9. Commons J.R. Institutional Economics // American Economic Review. 1931. Vol. 21. № 4. P. 648-657.
10. Marciano A. Why is ‘’Stigler’s Coase theorem’’ Stiglerian? A methodological explanation. University of Montpellier. 2018.
11. Stigler G.J. Two Notes on the Coase Theorem // Yale Law Journal. 1989. Vol. 99. № 3. P. 631-633.
12. Yalcintas A. The ‘Coase Theorem’ vs. Coase theorem proper: How an error emerged and why it remained uncorrected so long. Social Science Research Network. 2010. No. SSRN-id1628163.

Введение

В российской учебной и научной литературе проблема транзакционных издержек Р. Коуза рассматривается однобоко и отрицательно с точки зрения идеи движения к совершенному рынку. Однако существует и иная трактовка проблемы транзакционных издержек, автором которой является Нобелевский лауреат Дж. Стиглер [11]. Он сформулировал теорему Р. Коуза, в которой наличие транзакционных издержек из непреодолимого препятствия превращается в желаемую общественную цель. Именно этой трактовке и контроверсии Коуза-Стиглера посвящена данная статья.

Цель исследования состоит в анализе возможности и необходимости применения теоремы Р. Коуза, сформулированной Дж. Стиглером, с целью развития рыночных отношений в современном обществе.

Материал и методы исследования

Логико-исторический анализ, исторический анализ институциональных структур, сопоставление идеалистической метафизики и материалистической диалектики.

Результаты исследования и их обсуждение

Роль Р. Коуза в развитии теории рыночной экономики трудно переоценить. В своей книге «The Firm, the Market, and the Law» [8] Р. Коуз отмечает, что, несмотря на то, что теория рыночной экономики со времен А. Смита, ее основателя, насчитывает без малого два столетия (статья «Природа фирмы» – часть этой книги была написана в 1937 г.), вопрос – «а что, собственно, есть рынок» не был предметом для исследований экономистов. В этом смысле Р. Коуз является несомненным первооткрывателем.

Классическая и неоклассическая экономическая теория принимает величину транзакционных издержек равной нулю, точнее, в течение двух столетий экономисты не замечали этого значительного, как впоследствии оказалось, обстоятельства экономической деятельности.

Ранее Карл Маркс обратил внимание на то, что физический капитал, находящийся в собственности одних, может быть источником нерыночного и неравноценного обмена и эксплуатации других, подвергнув тем самым уничтожающей критике современный ему капитализм. То есть К. Маркс видел проблему в неравномерном распределении прав собственности на физический капитал [3]. Однако согласно Р. Коузу именно транзакционные издержки (а не неравномерное распределение физического капитала по К. Марксу) являются препятствием к совершенному рынку.

Итак, основным элементом теории Р. Коуза выступает экономическая сделка или транзакция. Появление транзакционного подхода в экономической науке связывают с предшественником Р. Коуза – институционалистом Джоном Коммонсом [9], а само понятие транзакций с бухгалтерской точки зрения известно еще из книги Фра Луки Пачоли «Трактат о счетах и записях» (1494 г.) (то, что бухгалтерами именуется «бухгалтерской проводкой», по-английски – transaction (транзакция)) [4]. Однако Р. Коуз впервые рассмотрел экономические взаимодействия с имманентно присущим им силам трения, то есть с воздействием транзакционных издержек.

После обнаружения транзакционных издержек и нахождения методов их учета произошел стремительный рост транзакционных издержек в бюджетах производителей, заметно увеличилась доля транзакционного сектора в структуре учета национальных экономик.

Введение в научный оборот идеи положительных транзакционных издержек, аналогами которых в физике являются силы трения, стало одним из крупнейших достижений экономической науки XX века. Хотя все взаимодействия между людьми осуществляются на рынке, и наличие транзакционных издержек – это то, что отделяет человечество от совершенного рынка. В этом смысле из идей Р. Коуза можно выделить понятие совершенного рынка – рынка без транзакционных издержек, что позднее сделал Дж. Стиглер. При этом, обнаружив транзакционные издержки, Р. Коуз впервые (возможно даже неосознанно) в мировой экономической мысли наметил пути движения общества к совершенному рынку.

Изначально Р. Коуз понимал под транзакционными издержками неизбежные обстоятельства, усложняющие общеизвестные экономические модели (которые, с его точки зрения, слабо отражают реальность): спроса-предложения, бюджетного ограничения, потребительских предпочтений, рационального выбора, принятия решений и др.

Действительно, модели спроса-предложения предполагают, что покупатель и продавец находятся в одной точке пространства. При этом не существует проблемы поиска друг друга, заключения контракта, выяснения необходимой информации. Предполагается, что одна из сторон или обе не пытаются использовать возможности оппортунистического поведения для извлечения нечестных выгод, не существует государственной бюрократии, которая сдерживает торговлю и т.п.

Согласно Р. Коузу, транзакционные издержки неизбежны и неустранимы так же, как в физических моделях – силы трения, которые сдерживают применение законов механики. Р. Коуз также отмечал, что мир без транзакционных издержек был бы странен [8]. Таким образом, при наличии транзакционных издержек достижение совершенного рынка невозможно.

Однако позднее Дж. Стиглер в 1966 г. сформулировал теорему Р. Коуза, которая, повторяя изначальную мысль, ставит концепцию с «головы на ноги» [10]. Теорема Р. Коуза (в формулировке Дж. Стиглера) заключается в следующем: «Если права собственности четко определены, и транзакционные издержки равны нулю, то размещение ресурсов (структура производства) будет оставаться неизменным и эффективным независимо от изменений в распределении прав собственности» (русскоязычная формулировка) [2]. Если у Р. Коуза транзакционные издержки считаются чем-то непреодолимым, то Дж. Стиглер полагает, что задачей общества как раз и является преодоление этих самых транзакционных издержек [11]. Эта контроверсия вызвала большую дискуссию в научной литературе [10, 12].

Продолжая аналогию с физическими моделями, можно отметить, что человечество затрачивает колоссальные усилия на борьбу с силами трения и другими физическими явлениями-препятствиями. Вся современная механика использует различные технологии для борьбы с ними. Например, смазка в двигателях и механизмах и многие другие технические приемы. Выход в Космос открыл огромные перспективы для человечества, поскольку движение аппаратов в пространстве происходит при полном отсутствии сил трения. Эти примеры показывают, что человечеству под силу решение любых задач, в том числе уменьшение и сведение к нулю транзакционных издержек при осуществлении экономической активности.

Теорема Р. Коуза воплощает укоренившуюся мейнстримовскую традицию выстраивать экономический анализ около некой идеальной точки отсчета. В мейнстриме – это равновесие, в неоинституционализме – теорема Р. Коуза, описывающая ситуацию нулевых транзакционных издержек как некоего исходного «институционального равновесия». Важен вопрос относительно точки равновесия спроса и предложения на рынке совершенной конкуренции, либо на любом рынке, где спрос и предложение равны. Точка пересечения представляется мейнстримом как точка равновесия и точка эффективности. Классические теории эффективности и теории экономики благосостояния основывают свои выводы в контексте стремления к такому равновесию» [7]. В этом смысле теорема Р. Коуза связана с принципом «невидимой руки» А. Смита и выступает строго сформулированным одним из вариантов концепции «невидимой руки» рынка [6].

Согласно концепции «невидимой руки» каждый экономический агент, реализуя модель поведения, направленную на осуществление собственной, Богом предопределенной миссии по улучшению окружающего мира, ради которого Господь поставил его в сей несовершенный мир и снабдил всеми необходимыми ресурсами, обеспечивает наибольшую полезность для общества в целом [5]. Фактически «невидимой рукой» обозначается рыночный механизм, который позволяет взаимодействовать экономическим агентам так, что, преследуя свой собственный интерес, который другими может восприниматься как личная выгода, он блюдет интересы всего общества лучше, чем, если бы он делал это целенаправленно [6].

А. Смит под «невидимой рукой» подразумевал не столько достижение различных видов равновесия, позже описанных в моделях Вальраса, Парето, Маршалла, Эрроу-Дебре, Саржента-Уоллеса и других, сколько нечто иное, то, что можно сформулировать как «моральный императив честного и справедливого обмена» – субъективную этическую конструкцию, лежащую в основе обменных актов, стимулируемую и поддерживаемую правовыми институтами, общественными и ценностно-ориентированными установками, а также традициями делового оборота [1].

Принцип «невидимой руки» А. Смита предполагает: если люди ведут себя в соответствии с божественными заповедями, то это поведение вознаграждается лучшей работой экономики. Соответственно обратное поведение: насилие, обман, зависть само по себе является транзакционной издержкой. Следовательно, исключение такого поведения является устранением транзакционных издержек. Так, широко известен такой вид транзакционных издержек, как государственная бюрократия. Она представляет собой проблему не столько ввиду необходимости следовать общественно полезным правилам, сколько способствует процветанию коррупции и преследованию личностного корыстного интереса класса чиновников, которые при разработке и соблюдении общественно необходимых и полезных правил добавляют коррупционный компонент, значительно увеличивающий сами транзакционные издержки.

При этом существует проблема: при нивелировании одних транзакционных издержек возникают другие. И процесс минимизации текущих и возникновения новых (совокупных транзакционных издержек) может длиться не одно тысячелетие. Однако уже сейчас прослеживается историческая тенденция сокращения удельных транзакционных издержек.

В качестве доказательства можно провести мысленный эксперимент. Допустим, Марк Цукенберг при помощи машины времени оказывается в XVI веке и решает разработать, и внедрить в общественную жизнь Facebook. Скорее всего, при существующих в те времена транзакционных издержках ему не удалось бы этого сделать. Имеются в виду следующие транзакционные издержки: отсутствие электричества, научно-технической базы, глобальной сети, видеоизображения, элементной базы, компьютеров и т.д. Также речь может идти об антигуманистических транзакционных издержках, связанных с общей неразвитостью и закрытостью человеческих сообществ. В частности, Марк Цукенберг за свою идею мог быть сожжен на костре как еретик.

Теоретическая и практическая возможность создания, например, Facebook в XXI веке свидетельствует о значительном сокращении удельных транзакционных издержек. Следовательно, стремление к совершенному рынку при помощи минимизации транзакционных издержек является не недостижимой мечтой, а ожидаемой реальностью.

Выводы

Исходя из трактовки Р. Коуза, сформулированной Дж. Стиглером в виде теоремы Р. Коуза, можно заключить, что устранение или минимизация транзакционных издержек может быть поставлено в виде желательной цели институционального развития экономики.


Библиографическая ссылка

Скалкин В.В., Сидорова С.А. ПРОБЛЕМА ДОСТИЖЕНИЯ НУЛЕВЫХ ТРАНЗАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК В ТЕОРЕМЕ Р. КОУЗА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 8-2. – С. 194-197;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1829 (дата обращения: 19.04.2024).