Введение
Для российского государства обеспечение экономической безопасности занимает особое место в системе национальных проблем. Это обусловлено тем, что поддержание политической, экономической и социальной стабильности государства отнесены к числу базисных интересов. Каждый отдельный регион может реализовывать свою региональную социально-экономическую политику, способствуя учету интересов и потребностей населения данного региона.
Актуальность данного исследования заключается в том, что социальная защита населения как страны, так и региона должна прежде всего функционировать таким образом, чтобы не только создавать условия для поддержания должного жизнеобеспечения и деятельного существования различных социальных слоев и групп населения, в первую очередь социально уязвимых, но и повышать их качество жизни.
Целью данного исследования является оценка экономической безопасности в социальной сфере в Республике Калмыкия и выявление перспективных направлений развития системы социальной защиты населения региона как фактора обеспечения экономической безопасности.
Материал и методы исследования
Материалами исследования являются нормативные документы, регулирующие меры социального обеспечения населения и региональные программы социальной поддержки населения. Методологическая база исследования сформирована на основе применения системного, эволюционного, исторического, программно-целевого и проектного подходов к контролю и оценке результативности государственных программ.
Результаты исследования и их обсуждение
Состояние социальной сферы во многом определяет уровень экономической безопасности, направления ее обеспечения и укрепления. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, принятой в мае 2017 г., социальным вопросам уделено отдельное внимание [3]. В Стратегии отмечено, что национальными интересами на долгосрочную перспективу являются: повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспечение стабильного демографического развития страны.
Рассмотрим статистические показатели, характеризующие качество жизни населения в Республике Калмыкия (рис. 1).
Рис. 1. Динамика среднемесячной номинальной начисленной заработной платы и размера назначенных песий в месяц в Республике Калмыкия, за 2014-2020 гг. [7]
Рис. 2. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума за 2014-2020 гг. [7]
Рис. 3. Структура денежных доходов населения Республики Калмыкия
На протяжении последних пяти лет отмечается устойчивая положительная динамика роста среднемесячной номинальной начисленной заработной платы. Так, за период 2014-2020 гг. темп роста среднемесячной заработной платы составил в целом 165,7%, (в 2014 году – 19324,9 рублей; в 2020 году – 32013,3 рублей) что соответствует темпу роста среднемесячной заработной платы по РФ.
Величина прожиточного минимума на душу населения в IV квартале 2020 г. составила 10443 руб. За период 2014 – 2020 гг. численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума по Республике Калмыкия сократилась на 36 тыс. человек (рис. 2). Несмотря на то, что доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума также сократилась с 34,7% в 2014 г до 22,7% в 2020 г., данный показатель значительно превышает среднее значение по России (12,1%). Это говорит о том, что в Республике Калмыкия наблюдается высокий уровень бедности населения.
По сравнению со среднероссийскими показателями, по республике наблюдается превышение доли социальных выплат в структуре доходов в 1,5 раза, а также доходов от предпринимательской и другой производственной деятельности в 1,9 раза (рис. 3). Указанные данные объясняются значительным объемом адресной социальной поддержки населения республики и незначительным количеством крупных предприятий реального сектора экономики [1].
По данным Росстата за 2020 год по итогам выборочного наблюдения доходов населения по территориальному признаку: более 1/3 (32,5%) бедного населения республики проживает в городских населенных пунктах, 67,5 – проживает в сельских.
Анализ основных показателей свидетельствует, что основными причинами высокого уровня бедности являются.
1. Низкий уровень заработной платы. Несмотря на принимаемые меры по повышению (в рамках реализации Указов Президента обеспечено повышение окладов за годы реализации от 30 до 66% в зависимости от категорий, одновременно отдельным категориям работников бюджетной сферы установлены ежемесячные денежные выплаты, размер которых составляет от 1 500 рублей до 6 000 рублей), заработная плата остается одной из самых низких в стране.
Низкий уровень оплаты труда обусловлен, в первую очередь, недостаточным развитием экономики республики, отсутствием промышленных производств, а также структурой экономики республики, основной отраслью которой является сельское хозяйство.
Сельское население составляет более 54,5% от общей численности Республики Калмыкия, большое количество малообеспеченных семей отмечается именно в сельской местности.
2. Низкий уровень среднедушевых доходов. Если заработная плата в республике ниже средней по РФ на 40%, то по уровню денежных доходов Республика отстает от среднего показателя по России почти в 2 раза.
Столь низкое значение показателя среднедушевых расходов в республике объясняется тем, при расчете данного показателя на долю розничного товарооборота в балансе доходов и расходов приходится 51%.
При этом существенная часть доходов от личных подсобных хозяйств и в целом от сельскохозяйственного производства не полном объеме учитываются в балансе доходов и расходов населения, в частности, не учитываются расходы на покупку товаров за пределами республики за наличный расчет.
Оборот розничной торговли на душу населения один из самых низких в Российской Федерации за 2020 год – 83 234 рублей, ниже только в Республике Ингушетия – 51 702 рубля и в Республике Тыва – 80 283 рубля). Данный факт объясняется отсутствием в республике крупных торговых центров, сетевых магазинов и автосалонов.
3. Высокий уровень общей и регистрируемой безработицы. Несмотря на снижение данных показателей, они остаются высокими: уровень общей безработицы – 9,2%, уровень регистрируемой – 1,7%.
4. Высокий уровень неформальной занятости. Доля неформально занятых в общей численности занятых за 2020 год составила 31,7%.
Высокий уровень неформальной занятости обусловлен, в первую очередь, высокой долей неформально занятых в сельском хозяйстве.
В целом, данные о количестве ЛПХ, объеме их производства и численности в них поголовья указывают, что труд в личных подсобных хозяйствах является наиболее масштабной формой нестандартной занятости в республике и предполагает занятость неоплачиваемых семейных работников, а также задействование населения на непостоянную (временную) занятость во время сезонных работ в зависимости от объемов производства.
Несмотря на снижение показателя по уровню бедности, Республика Калмыкия находится в группе регионов с долей населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения выше 20,0% [2].
Анализ социальных вызовов и угроз, влияющих на экономическую безопасность региона, позволил сгруппировать их по группам в области демографии, рынка труда, образования и в области уровня и качества жизни граждан (рис. 4).
Основной целью социальной политики на уровне республики является улучшение социально-экономических условий жизни граждан, и, тем самым, повышение экономической безопасности региона. Необходимо осуществлять периодический анализ результатов проведения социальной политики с помощью социально-экономических индикаторов, чтобы оценить эффективность её реализации.
Рис. 4. Социальные вызовы и угрозы, влияющих на экономическую безопасность региона
В целях совершенствования в Республике Калмыкия системы социальной поддержки населения, создания условий для роста благосостояния граждан, повышения доступности социального обслуживания населения, обеспечения развития системы оздоровления и отдыха детей в Республике Калмыкия Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 17 декабря 2018 года утверждена Государственная программа «Социальная поддержка населения Республики Калмыкия» [5].
Основными целями программы являются:
- создание условий для роста благосостояния граждан – получателей мер социальной поддержки, государственных социальных и страховых гарантий;
- повышение качества и доступности социального обслуживания населения в Республике Калмыкия;
- обеспечение полного и эффективного использования возможностей социально ориентированных некоммерческих организаций.
Систему финансирования социальной защиты населения, осуществляемую в Российской Федерации, на сегодняшний день нельзя назвать эффективной. За последние пять лет расходы на социальную защиту граждан нашей страны составляли не выше 4,6% от ВВП, тогда как в европейских странах порядка – 25-30% от ВВП. Подобная тенденция характерна и для регионов [4].
В первую очередь данная тенденция связана с тем, что финансирование социальной защиты граждан как в России в целом, так и в регионах осуществляется за счет средств бюджета и внебюджетных фондов.
Данные табл. 1 демонстрируют увеличение расходов бюджета на социальную политику в 1,41 раза, большей частью за счет расходов на социальное обеспечение более чем в двое, тогда как ВРП региона за аналогичный период вырос в 1,28 раза. Это характеризует увеличение социальной направленности бюджета региона. В расчете на одного жителя республики расходы социальной политики за пять лет увеличились в 1,45 раза, но составляют всего около 9100 руб. в год.
В сравнении пенсий по старости с социальными пенсиями в динамике за пять лет показателен тот факт, что размер первых в 1,48 раза больше, чем размер вторых (табл. 2).
Таблица 1
Расходы бюджета Республики Калмыкия на социальную политику за 2016-2020 гг., тыс. руб.
Показатели |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Расходы на социальную политику, в т. ч. на: |
1 749 672,5 |
1 871 112,4 |
1 991 036,8 |
1 885 343,5 |
2 464 585,7 |
социальное обеспечение |
1 224 213,8 |
134 564,2 |
962 811,8 |
977 096,7 |
1 003 096,5 |
пенсионное обеспечение |
н/д |
21 859,5 |
5 381,9 |
5 557,1 |
21 050,2 |
социальное обслуживание |
222 732,0 |
337 546,3 |
429 601,7 |
401 751,7 |
555 236,9 |
охрану семьи и детства |
213 953,5 |
304 005,0 |
560 194,4 |
473 297,9 |
848 287,3 |
другие вопросы |
88 773,2 |
73 137,4 |
33 047,0 |
27 640,1 |
36 914,8 |
Таблица 2
Средний размер пенсий по региону в динамике за 2016-2020 гг., руб.
Показатели |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Средний размер трудовой пенсии |
10585.5 |
11319,52 |
12 672,60 |
13625, 85 |
14185,45 |
Средний размер социальной пенсии, в т. ч.: |
8611,34 |
8 863 |
9154 |
9266 |
9570,2 |
по потере кормильца |
3554,5 |
5 034 |
5 180 |
5283,84 |
5606,15 |
по инвалидности |
5874,01 |
6802,05 |
7584,03 |
8492,03 |
9223,05 |
Следует отметить, что размер пенсии у неработающих пенсионеров в соответствии с российским законодательством не может быть ниже МРОТ и прожиточного минимума, установленного для конкретной социальной группы (трудоспособных, пенсионеров, детей). Если пенсия, начисленная в ПФР, ниже ПМП, а других доходов нет, человеку выплачивается социальная доплата из регионального бюджета, таким образом, размер пенсии незначительно превышает прожиточный минимум.
Социальная политика в отношении пенсионного страхования предусматривает сочетание обязательного государственного страхования во внебюджетном ПФ РФ, так и добровольное страхование в негосударственных пенсионных фондах. Таким образом, в большинстве своем каждый самостоятельно определяет необходимость формирования накопительной части пенсионных отчислений и то, где она будет находиться, – в государственном пенсионном фонде (ПФР) или в негосударственном (НПФ).
Из сформированных ранее 350 НПФ на сегодняшний день сохранили свою лицензию только 46 организаций, согласно реестру негосударственных пенсионных фондов – участников системы гарантирования прав застрахованных лиц. В этой связи у населения появляется доверие к системе негосударственного страхования, поэтому фонды, сформированные под логотипом организаций с государственным участием (Сбербанк, ВТБ, Газфонд), наиболее популярны у населения.
На сегодняшний день объективная статистика по среднему размеру пенсий, получаемых от НПФ, отсутствует. Так, премия на сумму страхового взноса является конфиденциальной информацией. Каждый НПФ предлагает свой калькулятор.
Реально оценить эффективность деятельности НПФ будет возможно при условии добровольного страхования и выплат пенсии при участии 50% населения региона.
Соотношение средней величины на душу населения по ПМП, заработной плате, трудовым и социальным пенсиям демонстрирует колоссальную разницу в доходах по разным социальным группам. Средний размер заработной платы в регионе в 2020 г. превысил 27 тыс. руб. Величина средней заработной платы превышает в 1,93 раза величину трудовой пенсии, в 2,86 раза – величину социальной пенсии и в 2,59 раза – ПМП, что ставит под сомнение объективность методики расчета прожиточного минимума как реальной величины, а не величины, отражающей возможности бюджетного финансирования [6].
Рис. 5.Основные факторы, сдерживающие развитие системы социальной защиты населения
Из регионального бюджета осуществляется доплата малоимущим семьям, т. е. тем, чей среднедушевой доход не превышает величину прожиточного минимума по республике на душу населения. В дополнение к различным пособиям малоимущим и многодетным семьям установлены следующие виды денежных компенсаций:
- частичное возмещение учащимся расходов на питание;
- частичное возмещение многодетным семьям оплаты за ЖКУ;
- сокращение налога на имущество и уплату транспортного налога.
Дополнительная поддержка семьи и детства в республике дает свои результаты: практически в два раза за пять лет увеличилось количество многодетных семей. Количество детей в этих семьях составляет три-четыре ребенка.
Республика Калмыкия по проценту инвалидизации делит 1-е место с Ростовской областью в Южном Федеральном округе, что, безусловно, должно определять социальную нагрузку в бюджете региона. В республике как детям-инвалидам, так и взрослым-инвалидам предоставляются социальные льготы и гарантии в рамках федерального законодательства.
На рисунке 5 представлены слабые стороны и основные факторы, сдерживающие развитие системы социальной защиты, поддержки и социального обслуживания населения.
В Республике Калмыкия достигнуты определенные результаты в повышении уровня жизни населения региона, но основными направлениями социальной политики региона должны стать повышение качества жизни путем доведения средних выплат социально уязвимым слоям населения до показателей средней заработной платы в регионе. Стоит отметить, что на сегодняшний день значительной позитивной тенденции в социальной защите населения региона не выявлено, не все ресурсы направляются адресно и распределены в большом спектре мер социальной поддержки, от которых нет должного эффекта.
Заключение
В регионе развивается законодательная и нормативная правовая база социальной поддержки различных категорий граждан, семьи и детей, совершенствуется порядок предоставления мер социальной поддержки, оптимизируется сеть государственных учреждений социального обслуживания, открываются новые и реконструируются функционирующие объекты государственных учреждений социального обслуживания, открываются новые отделения социального обслуживания, повышаются доступность и качество социального обслуживания, используются инновационные формы социального обслуживания, внедрены стандарты социальных услуг, регистр получателей социальных услуг и реестр их поставщиков, укрепляются материально-техническая и кадровая базы учреждений социального обслуживания. При этом созданы правовые условия для привлечения негосударственных организаций к оказанию социальных услуг.
Библиографическая ссылка
Сарунова М.П., Китаев М.Ю., Ширекинов Р.В., Китаев Б.Е., Санджиев О-У.Б. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 8-2. – С. 186-193;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1828 (дата обращения: 03.12.2024).