Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

МОДЕЛЬ ПАРТНЕРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ И НАЛОГОВОГО ОРГАНА С ПОЗИЦИИ КЛИЕНТОЦЕНТРИЧНОСТИ

Рощупкина В.В. 1 Клушина Н.П. 1
1 ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»
Глобальной миссией Федеральной налоговой службы является поддержка налогоплательщиков и контроль за соблюдением налогового законодательства с целью обеспечения полной и своевременной уплаты налогов и сборов, справедливого и беспристрастного отношения ко всем плательщикам налогов с позиции клиентоцентричности. Главной задачей налоговых органов Российской Федерации выступает предоставление налогоплательщикам высококачественных услуг путем применения широкого спектра онлайн-сервисов, помогающих выполнять налоговые обязанности. Исследования налогового поведения предпринимателей показали, что назрела необходимость изменения подхода налоговых органов от фискально-административного к клиентоориентированному. Назрело изменение самой фискальной парадигмы, которой предполагала восприятие налогоплательщиков как потенциальных нарушителей налогового законодательства к восприятию их как партнеров (соратников), активно участвующих в процессе формирования налоговых доходов бюджетной системы государства. Главная цель современной контрольной системы состоит в том, чтобы поддерживать баланс между интересами государства и предпринимателей, не усиливая давление на добросовестных налогоплательщиков, а с другой стороны – гарантируя наказание тех, кто намеренно уклоняется от уплаты налогов и нарушает закон. В связи с чем, основной целью данного исследования выступает изучение алгоритма формирования партнерства налоговых органов и предпринимателей, в том числе, социальных и налоговых органов государства.
предприниматель
бизнес
налог
налоговые органы
льготы
1. Dr. Anthony M. Criniti IV. How to Become a Successful Entrepreneur During the Pandemic. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.entrepreneur.com/article/353674.
2. Публичная декларация целей и задач ФНС России на 2020 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://data.nalog.ru/html/sites/www.new.nalog.ru/docs/about_fts/pd2020_0520.pdf.
3. Цветков И.В. Партнерство в налоговой сфере: миф или реальность? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://nalogoved.ru/art/1622.html.
4. Discovering the real impact of COVID-19 on entrepreneurship. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.weforum.org/agenda/2020/06/how-covid-19-will-change-entrepreneurial-business.
5. Rajeev Chalisgaonkar. How we’re helping SMEs during COVID-19. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sc.com/en/explore-our-world/how-were-helping-smes.
6. The coronavirus crisis: A catalyst for entrepreneurship. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://theconversation.com/the-coronavirus-crisis-a-catalyst-for-entrepreneurship-135005.
7. Рощупкина В.В. Особенности современной государственной налоговой политики для предпринимателей в Российской Федерации // Финансы и кредит. 2019. № 6. С. 1373-1382.
8. Рощупкина В.В., Клушина Н.П., Социальное предпринимательство: финансирование, налогообложение, подготовка кадров: монография. Ставрополь: Издательство СКФУ, 229 с.
9. Налоговые послабления в связи с распространением коронавируса: кому они помогут? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://duma.gov.ru/news/48341.
10. Хасанова Г.Н. Зарубежный опыт регионального развития социального предпринимательства на примере Канады // Региональная экономика: теория и практика. 2018. № 12. С. 2237–2248.
11. Смирнова А.А. О мерах государственной поддержки малого предпринимательства в период пандемии COVID-19 в России // Экономика, предпринимательство и право. 2021. Том 11. № 2. С. 285-298. doi: 10.18334/epp.11.2.111588.
12. Лев М.Ю., Лещенко Ю.Г. Экономическая безопасность в системе здравоохранения в период пандемии COVID-19: ответная реакция государств и финансовых органов // Экономика, предпринимательство и право. 2020. Т. 10. № 6. С. 1857-1884. doi: 10.18334/epp.10.6.110511.
13. Зимовец А.В., Ханина А.В. Один год борьбы с коронавирусной пандемией COVID-19: анализ результатов // Экономика, предпринимательство и право. 2021. Том 11. № 5. doi: 10.18334/epp.11.5.112114.
14. Боркова Е.А., Доронин М.В., Мазин А.С Экономические последствия коронавирусной инфекции для малого бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. 2021. Т. 11. № 5. doi: 10.18334/epp.11.5.112085.
15. Социальные предприниматели в эпоху пандемии: исследование Impact HUB Moscow. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.asi.org.ru/news/2021/03/24/kartochki-soczialnoe-predprinimatelstvo-v-pandemiyu.
16. Помощь тем, кто помогает: как социальный бизнес в РФ адаптировался к условиям пандемии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tass.ru.
17. Предприниматели назвали свои самые большие проблемы и самые действенные меры поддержки бизнеса. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.business.ru/news/24290-problemy-i-mery-podderjki-biznesa.
18. Корабейников И.Н., Борисюк Н.К., Смотрина О.С. Инклюзивное развитие экономики в «коронавирусный» период пандемии // Экономика, предпринимательство и право. 2021. Т. 11. № 1. С. 11-26. doi: 10.18334/epp.11.1.111431.
19. Официальный сайт Консультант плюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.
20. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.minfin.ru.
21. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http:// www.gks.ru.
22. Официальный сайт РБК [Электронный ресурс]. URL: http://rbc.ru.

Введение

Приоритетной задачей всех государственных сервисов, по словам Премьер министра М. Мишустина, в том числе, сервисов налоговой службы, является их ориентация на потребности налогоплательщиков. Заявленная концепция власти и доверия является всеобъемлющей для всех государственных структур.

Цифровизация государственного управления направлена на улучшение государственных сервисов. В центре внимания – интересы пользователя. Поэтому клиентоцентричность выходит на первый план не только в бизнесе, но и в системе государственного налогового контроля. Цифровизация государственного налогового сервиса, создание его цифровой платформы сделало Федеральную налоговую службу участником конкурентных отношений.

Опыт развитых стран мира: Ирландии, Нидерландов, США доказал эффективность именно системы партнерских взаимоотношений в сфере налогообложения, так как дает всем ее участникам возможность действовать согласно требованиям законодательства добровольно без давления со стороны контролирующих органов.

Основываясь на исследованиях зарубежных авторов, выделим два главных механизма, определяющих корреляцию между властью и степенью доверия к ней: сила принуждения и неявное доверие взаимно разрушают друг друга, в то время как законная власть и доверие, основанное на разуме, взаимно усиливают друг друга [1].

Материалы и методы исследования

Измерение степени доверия к властям захватывает психологические переменные и является результатом общего мнения налогоплательщиков о том, что налоговое законодательство и нормативные акты ясны и просты в применении, а налоговые органы действуют справедливо и доброжелательно в интересах общества. На уровне отдельных налогоплательщиков различают две мотивации соблюдения налогового законодательства: принудительное соблюдение и добровольное сотрудничество. Принудительное соблюдение является результатом полномочий налоговых органов, в то время как добровольное сотрудничество обусловлено доверием налогоплательщиков к налоговым органам. Меры принуждения, такие как контроль и наказания, должны быть преобразованы в общепринятые формы контроля и регулирования. Как только будет установлено доверие, основанное на разуме, в результате возникнет атмосфера партнерства. Партнерские отношения в данной ситуации теоретически будут основаны на законной власти и разумном доверии. Создание атмосферы доверия потребует арсенала четко определенных мер и серьезных шагов, которые должны быть предприняты как налоговыми органами, так и самим налогоплательщиками. Тем не менее, полагаться на доверие слишком оптимистично, поскольку у налогоплательщиков всегда будет соблазн заниматься незаконной деятельностью, направленной на максимизацию прибыли, так что доверяющие власти не примут необходимых мер для обеспечения соблюдения налогового законодательства.

В тоже время, для России модель партнёрских взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков нетипична, ведь исторически наблюдался алгоритм взаимодействия с позиции силы, то есть, принудительное. Однако, уже более 10 лет в приоритетных направлениях налоговой политики государства дается курс на формирование партнерства, ставится акцент на стимулирование роста налоговой культуры плательщиков, снижение «агрессивности» действующего налогового поля.

Заметим, что партнерство фискального органа и налогоплательщика-предпринимателя не исключает дифференцированного подхода к каждому из них. Дифференцированный подход требует, во-первых, принудительного обеспечения соблюдения налогового законодательства при взаимодействии с конкретными налогоплательщиками, которые намеренно могут пытаться уклониться от уплаты положенного, и, во-вторых, поддержание налогоплательщиков, которые готовы сотрудничать.

Публичная декларация целей и задач ФНС России на 2020 год (далее Декларация) проанонсировала трансформацию налоговой службы в цифровую сервисную компанию, обеспечивающую надежное и эффективное администрирование и оказание услуг по самым высоким стандартам [2].

Постковидная реальность показала рост готовности налогоплательщиков-предпринимателей вести конструктивный диалог с администрирующим органом, выводя на первый план принцип сотрудничества в парадигме контрольной деятельности. При этом, к сожалению, приходится признавать низкий уровень налоговой грамотности, а, следовательно, налоговой культуры предпринимательского сообщества, с большим трудом реализовавшим свои права на получение государственной поддержки, для чего необходимо было предпринять некоторые действия с применением информационных сервисов налоговой службы. Одной из приоритетных задач, заявленных в Публичной декларации целей и задач ФНС России на 2020 год является, именно, повышение налоговой грамотности налогоплательщиков.

Налогоплательщики-предприниматели, получившие финансовую поддержку от государства в период пандемии укрепились в своей точке зрения о необходимости сотрудничества с фискальными органами.

Считаем, что партнерские взаимоотношения налоговых органов и налогоплательщиков-предпринимателей должны найти свое воплощение в контексте клиентоцентричного подхода.

Результаты исследования и их обсуждение

Главными доводами в пользу применения названного подхода назовем:

1) предсказуемость фискального механизма для добросовестных налогоплательщиков-предпринимателей;

2) открытый диалог контролирующих органов и хозяйствующих субъектов, мотивирующий последних к добровольному исполнению своих налоговых обязанностей. Задачи развития методологии стимулирования налогоплательщиков добровольно исполнять налоговые обязательства также поставлены в изучаемой Декларации;

3) досудебное разрешение максимального количества налоговых споров [3]. Данное направления заявлено во второй цели в Публичной декларации целей и задач ФНС России на 2020 год и предполагает формирование единой правоприменительной практики, способствующей однозначной трактовке норм законодательства налоговыми органами и налогоплательщиками.

Основы клиентоцентричного подхода представители органов государственной власти, в том числе, налоговых органов, получили в виде специализированного руководства, разработанного и опубликованного Центром подготовки руководителей цифровой трансформации [4].

Понятие государственных суперсервисов предполагает оказание услуги потребителю (им выступает плательщик), следовательно, потребуется пересмотр привычного формата отношений налоговых инспекторов и пользователей их услуг, в данном случае предпринимателей, в том числе, социальных [5]. Для текущей модернизации системы налогового администрирования необходимо сформировать алгоритм налогового контроля, который выдвигает принципы клиентоцентричности и одновременно может способствовать соблюдению требований налогоплательщиками [6]. Цифровая трансформация налоговых сервисов, в том числе, сервисов для социальных предпринимателей дает возможность ориентироваться в текущем процессе оказания услуги или работы сервиса с точки зрения хозяйствующего субъекта [7]. Считаем актуальным использование специального механизма оценивания степени ориентации на клиента, в данном случае, предпринимателя, налоговых органов государства [8].

Предлагаемый инструментарий оценки степени клиентоцентричности налоговой службы, а наш взгляд, должен выглядеть следующим образом [9; 10;11]:

- индекс усилий налогоплательщика-предпринимателя покажет степень затратности общения с контролирующей инстанцией (с точки зрения эмоциональных усилий);

- индекс удовлетворенности налогоплательщика-предпринимателя даст возможность проанализировать удовлетворенность оказанной услугой [12;13;14].

Результаты изучения поведения налогоплательщиков, особенно предпринимателей, показывают, что более половины из них ищут возможности оптимизации, а треть – незаконной оптимизации [15;16].

Комплексных исследований по вопросам налогового контроля категории социальных предпринимателей и их налоговой культуры в Российской Федерации на данный момент нет. В то время как существует много общих черт между социальными и деловыми предприятиями и между у социальных и деловых предпринимателей тоже есть точки расхождения

Однако, опираясь на общие налоговые «настроения» предпринимательского сектора, констатируем, что в 2021 году 38 % тех, кто столкнулся с трудностями отметили, что эти трудности были связаны с налоговым законодательством. 58% бизнесменов, участвовавших в исследовании центра стратегических разработок «Бизнес-климат России. Весна 2021», назвали снижение налоговой нагрузки самой желанной формой господдержки. Получить отсрочку по налоговым платежам желают 34% респондентов. Кроме того, в 2021 году предпринимательское сообщество отметило снижение степени напряженности государственного контроля и налогового бремени и 14 % опрошенных выступили за необходимость снизить административную нагрузку в целом [17].

Заключение

Модернизация системы налогового администрирования в Российской Федерации осуществляется тщательно и всесторонне. Правительство осуществило ряд изменений в следующих областях: (1) организационная структура; (2) бизнес-процессы и информационно-коммуникационные технологии; (3) управление кадрами; и (4) стратегия управления [18].

Для внедрения клиентоцентричного подхода в налоговых органах необходимо понять, принять и затем последовательно соблюдать пять базовых правил [19]:

1) поддержка руководителем конкретной инспекции ФНС России клиентоцентричного подхода и его проникновения в корпоративную культуру самой организации;

2) готовность руководителя налогового органа и его сотрудников встать на место налогоплательщика-предпринимателя, чтобы понять его;

3) сбор и использование обратной связи.

Федеральная налоговая служба (ФНС) рассматривает вероятность внедрения нового налогового режима для микро- и малого бизнеса. Новостной канал РБК сообщил, что чертами нового режима станут:

- намечается освобождение индивидуальных предпринимателей от уплаты страховых взносов за себя и сотрудников, но это приведет к увеличению ставки налога;

- налоговый период – один месяц;

- планируется, что расходами необходимо будет признавать только операции, которые будут реализованы с использованием безналичных расчетов либо зафиксированные контрольно-кассовой техников;

- выплата заработной платы для этого налогового режима будет возможна только через банк, который выступит налоговым агентом по уплате НДФЛ, основанием для этого выступят зарплатные реестры;

- предприниматель-налогоплательщик будет освобожден от бухгалтерского и налогового учета, подачи отчетности по УСН, НДФЛ, страховым взносам, социальные фонды, Росстат [20; 21; 22].

Цифровизация инструментария налогового контроля как способ модернизации системы налогового администрирования поможет одновременно повысить соответствие требованиям налогоплательщиков-предпринимателей, в том числе, социальных и их налоговый потенциал.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №19-010-00017 А


Библиографическая ссылка

Рощупкина В.В., Клушина Н.П. МОДЕЛЬ ПАРТНЕРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ И НАЛОГОВОГО ОРГАНА С ПОЗИЦИИ КЛИЕНТОЦЕНТРИЧНОСТИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 8-2. – С. 181-185;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1827 (дата обращения: 21.11.2024).