Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ТЕРРИТОРИИ С ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫМ НАЛОГОВЫМ РЕЖИМОМ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ, АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ В РОССИИ

Комова Н.Д. 1 Тяпкина А.С. 1 Лихвойнен А.В. 1 Юхимец В.И. 1 Александрова В.С. 1
1 Университет ИТМО
Экономическое развитие страны сопровождается постоянной потребностью в инвестиционном капитале. Вопрос поиска инвестиций может осложняться действующим в стране чрезмерно тяжелым налоговым бременем, которое препятствует деятельности инвестора. Приток как частных инвестиций резидентов, так и иностранных инвестиций затрудняется вследствие увеличения издержек инвестора и снижения рентабельности и вероятного срока окупаемости инвестиций. Одним из эффективных способов стимулирования инвестиционной активности выступает создание специальных экономических зон или преференциальных зон, то есть территорий с преференциальным налоговым режимом. Работа содержит анализ сущности преференциальных зон. В исследовании дано определение понятию территории с преференциальным налоговым режимом, выявлены цели и задачи создания преференциальных зон, а также их виды. Более детально рассмотрены организованные промышленные территории: особые экономические зоны, территории опережающего социально-экономического развития и индустриальные парки. Проанализированы преимущества данных территорий, тенденции и проблемы их развития.
преференциальные зоны
особые экономические зоны
территории опережающего социально-экономического развития
индустриальные парки
налоговые льготы
особый административный режим
1. Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/ (дата обращения: 02.06.2021).
2. Андреев А.Н., Бухарова М.М., Данилов Л.В., Зверков В.И., Кашинова Е.А., Кравченко Е.И., Лабудин М.А., Махаева М.А., Телеба А.В., Шипугин А.Г., Шпиленко А.В. Бизнес-навигатор по особым экономическим зонам России, 2020. Выпуск 4 // Ассоциация развития кластеров и технопарков России. Москва: АКИТ РФ, 2020. 203 с.
3. Корпорация развития дальнего востока [Электронный ресурс]. URL: https://erdc.ru/ (дата обращения: 02.06.2021).
4. Ежегодный отраслевой обзор «Индустриальные парки и ОЭЗ России – 2020» [Электронный ресурс]. URL: https://indparks.ru/ (дата обращения: 02.06.2021).
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) [Электронный ресурс]. Информ.-правов. система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 02.06.2021).

Введение

В современных условиях развитие экономики страны требует привлечения частных инвестиций. Преференциальные зоны служат эффективным механизмом, позволяющим выстраивать отношения между государством и бизнесом и активизирующим инвестиционную деятельность отечественных и зарубежных инвесторов.

В мировой практике специальные экономические зоны служат инструментом построения системы международных отношений, обеспечивая обмен информацией, технологиями и опытом, ускорение научно-технического прогресса, мобилизацию инвестиций, активизацию мирового товарооборота. Выступая инструментом государственного регулирования внешнеэкономических связей и региональной политики, преференциальные зоны способствуют повышению эффективности функционирования национальной экономики.

Цель исследования: изучение базовых аспектов привлечения инвестиций на территории с преференциальным налоговым режимом.

Для достижения данной цели были сформулированы следующие задачи:

1. Изучить сущность преференциальных зон и их роль в экономике страны;

2. Проанализировать виды преференциальных зон, причины их создания и предоставляемые резидентам преференции;

3. Рассмотреть тенденции развития преференциальных зон в Российской Федерации.

Материал и методы исследования: анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, обобщение.

Результаты исследования и их обсуждение

Преференциальные зоны рассматриваются как специально выделенные территории страны, обладающие особым режимом ведения предпринимательской деятельности и предоставляющие резидентам льготные налоговые и (или) таможенные преимущества, упрощенные административные процедуры и сниженные надзорные требования. К преференциальным зонам, действующим на территории РФ, можно отнести особые экономические зоны, территории опережающего социально-экономического развития, индустриальные (промышленные) парки, свободный порт «Владивосток», технопарки и технополисы. Преференциальных режимов достаточно много с точки зрения их формы, в статье рассматриваются режимы с точки зрения налоговой поддержки. Территории с преференциальным налоговым режимом нацелены главным образом на стимулирование экономического роста страны и налаживание международных отношений за счет привлечения российского и иностранного капитала. К основным задачам формирования преференциальных зон относят:

‒ стимулирование социально-экономического развития регионов;

‒ формирование комфортных условий для жизнедеятельности населения;

‒ создание благоприятной среды для привлечения инвестиционного капитала на территории субъектов Российской Федерации;

‒ повышение инновационного потенциала экономики;

‒ развитие малого и среднего бизнеса;

‒ развитие высокотехнологичных отраслей промышленности;

‒ ускорение научно-технического прогресса.

Одним из наиболее масштабных и значимых проектов, направленных на привлечение прямых инвестиций в приоритетные отрасли выступают особые экономические зоны (далее – ОЭЗ). ОЭЗ – это специальные территории, обладающие особым юридическим статусом и предоставляющие льготные экономические условия для предпринимателей. ОЭЗ создаются сроком на 49 лет с целями привлечения в страну прямых иностранных инвестиций, открытие новых рабочих мест, развития и поддержки российского производителя, снижения затрат инвестора за счет освобождения от обложения таможенными пошлинами и косвенными налогами, а также с целью стимулирования российских производителей инвестировать средства в высокотехнологичные отрасли.

Ключевыми преимуществами вступления в особую экономическую зону для резидента становятся:

1. Налоговые преференции (главное преимущество для инвестора, которое заключается в полном или частичном освобождении от налогов, применении ускоренной амортизации и ускоренного порядка признания расходов на НИОКР);

2. Готовая инженерная, коммунальная, промышленная и транспортная инфраструктура (финансирование объектов инфраструктуры осуществляется за счет средств бюджета);

3. Режим свободной таможенной зоны (предполагает, что иностранные товары (в т.ч. оборудование, материалы, комплектующие), импортируемые на территорию ОЭЗ, освобождаются от обложения таможенными пошлинами и НДС в случае, если будут использоваться исключительно на данной территории или будут в дальнейшем экспортированы зарубеж);

4. Особый административный режим (Резидент ОЭЗ приобретает право выкупа земельного участка и льготные условия аренды земли и офисных площадей. Также в ОЭЗ действует режим «Одного окна» – единый пункт контакта бизнеса с государством по всем деловым вопросам, который снижает административные барьеры и упрощает процедуру взаимодействия резидентов с региональными и федеральными органами власти).

В настоящий момент на территории Российской Федерации действует 36 ОЭЗ: 17 территорий промышленно-производственного типа, 7 – технико-внедренческого типа, 10 – туристско-рекреационного типа и 2 – портовые зоны. К концу 2020 года инвесторами ОЭЗ выступает 41 страна, на территории ОЭЗ деятельность осуществляют 796 резидентов, и за все время функционирования ОЭЗ было создано более 42 тысяч рабочих мест [1]. Также резидентами было привлечено около 450 млрд руб., 54% из которых было вложено иностранными инвесторами из Нидерландов, Кипра, США, Германии и других стран. 98% инвестиций приходится на ОЭЗ промышленно-производственного и технико-внедренческого типов. Объем уплаченных резидентами налогов и таможенных платежей составил 138 млрд руб., что в 2 раза превышает объем полученных резидентами налоговых и таможенных льгот [2].

По данным четвертого национального рейтинга инвестиционной привлекательности ОЭЗ России, представленного Минэкономразвития РФ, были выделены зоны, обладающие наиболее благоприятными условиями для ведения предпринимательской деятельности, развитой инфраструктурой, отличающиеся инвестиционной и инновационной активностью резидентов. Среди ОЭЗ ППТ были особо отмечены ОЭЗ «Алабуга», ОЭЗ «Липецк», ОЭЗ «Тольятти», ОЭЗ «Ступино Квадрат». К наиболее привлекательным ОЭЗ ТВТ были отнесены ОЭЗ «Дубна», ОЭЗ «Технополис «Москва», ОЭЗ «Санкт-Петербург», ОЭЗ «Иннополис».

Территории опережающего социально-экономического развития (далее – ТОСЭР) создаются с целью формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, стимулирования социально-экономического развития регионов и повышения уровня жизни населения. ТОСЭР создаются сроком на 70 лет. Всего в России действует 113 ТОСЭР, 87 из которых образованы на территории моногородов, 3 – на территории закрытых административно-территориальных образований, 23 – на территории Дальнего Востока. Основными преимуществами ТОСЭР для инвестора являются:

1. Налоговые преференции (сниженные ставки или освобождение от уплаты федеральных и региональных налогов, пониженные тарифы страховых взносов, возможность применения понижающего коэффициента к налогу по добыче полезных ископаемых, а также заявительный порядок возмещения налога на добавленную стоимость);

2. Особый административный режим (режим «одного окна», льготные арендные ставки, сокращенные сроки получения разрешительной документации и проведения контрольных проверок);

3. Развитая инфраструктура (финансирование объектов инфраструктуры осуществляется за счет средств бюджета);

4. Режим свободной таможенной зоны (может быть установлен только для резидентов ТОСЭР на Дальнем Востоке);

5. Упрощенный порядок привлечения иностранной рабочей силы.

Резидентами ТОСЭР являются 1287 компаний, 490 из которых зарегистрированы на Дальнем Востоке. Резидентами создано более 115 тысяч рабочих мест, из них 86 тысяч образованы на территории Дальнего Востока.

За все время функционирования ТОСЭР резиденты привлекли 3838 млрд руб., большая часть из которых (98%) была вложена инвесторами на Дальнем Востоке. Как ранее упоминалось, на Дальнем Востоке действует режим свободной таможенной зоны, что создает возможности для привлечения иностранных инвесторов, в частности это инвесторы из Китая, Японии, Южной Кореи, Австралии, Новой Зеландии и других стран [3]. Объем иностранных инвестиций достиг 338 млрд руб. В 2019 году в ТОСЭР статусом резидента обладали 34 иностранные компании, что составляет 8% от общего числа инвесторов. При этом в отраслевой структуре инвестиций в ТОСЭР на Дальнем Востоке ярко выражены различия в предпочтениях российских и иностранных инвесторов. Отечественные инвесторы предпочитают вкладывать средства в газо- и нефтехимию, производство химических продуктов, судостроение, тогда как иностранные инвестиции направляются преимущественно в развитие сельского хозяйства, производство строительных материалов, сферу логистики и транспорта.

Еще одной не менее значимой преференциальной зоной выступают индустриальные парки. Индустриальный или промышленный парк – специальная территория, на которой размещен комплекс объектов недвижимости, включающий земельный участок, производственные, административные и иные здания и сооружения, оснащенный развитой инфраструктурой и необходимыми административно-правовыми условиями. Иными словами, индустриальный парк является площадкой для размещения производств и складских помещений. Основным преимуществом индустриального парка для резидентов является развитая инфраструктура, которая предполагает 3 варианта размещения: участок Greenfield с готовой инфраструктурой и бесплатным подключением к сетям, готовые производственные корпусы типа Brownfield, строительство корпусов по техническому заданию инвестора. При этом резидент покупает в собственность или берет в аренду землю и производственные помещения по сниженной льготной арендной плате. Вопросами коммунального обеспечения, поддержания состояния объектов недвижимости и инфраструктуры, а также предоставлением охранных, логистических, юридических, консалтинговых и других услуг занимается управляющая компания, что позволяет резиденту сосредоточить внимание и ресурсы на развитии собственного бизнеса. Также резидент получает право полного или частичного освобождения от региональных налогов.

В настоящий момент в России создано и функционирует 280 индустриальных парков, из которых 175 являются действующими, 105 – создаваемыми. Резидентами парков являются 3271 компания, создано 163 тысячи рабочих мест [4]. Индустриальные парки расположены в 63 регионах России, однако распределение ИП по данным регионам происходит неравномерно и отражает диспропорции в развитии промышленности в России. Наибольшее количество ИП базируется в Центральном и Приволжском федеральных округах, активно развивается Сибирский федеральный округ.

За все время существования промышленных парков резидентами было инвестировано 1254 млрд руб., из которых 723 млрд руб. было вложено инвесторами из Германии, США, Японии, Турции, Австрии и других стран. Всего в индустриальных парках осуществляют деятельность 316 иностранных компаний из 33 стран. При этом более 65% инвестиционных вложений приходится на 4 субъекта РФ: Калужскую область, Республику Татарстан, Липецкую область и Московскую область, где создаются наиболее благоприятные условия для инвестирования, а более 90% – на 16 регионов России. Отраслевые приоритеты российских и иностранных компаний различны. Иностранные инвестиции осуществляются преимущественно крупными технологичными компаниями и направляются в развитие автомобилестроения, пищевую и химическую промышленность, деревообработку. Российские компании в первую очередь открывают пищевые производства и производства строительных материалов, развивают металлообработку и фармацевтическую промышленность.

Налоговые льготы в преференциальных зонах

Налоги и страховые взносы

Ставка, применяемая в ТОСЭР

Ставка, применяемая в ОЭЗ

Ставка, применяемая в индустриальных парках

Ставка, применяемая на территории РФ

Налог на прибыль организации

Всего, в т.ч.

до 5%

в течение 5 лет

2-15,5%

от 16,5%

20%

Федеральный бюджет

0%

2%

3%

3%

Региональный бюджет

до 5%

0-13,5%

от 13,5%

17%

Налог на имущество организации

0%

0%

0%

2,2%

Налог на добавленную стоимость

Ускоренная процедура возмещения

20%

20%

20%

Земельный налог

0%

0%

0%

или пониженная ставка

1,5%

Транспортный налог

(руб. за 1 л.с.)

0 руб.

0 руб.

0 руб.

или пониженная ставка

от 1 до 500 руб.

Страховые взносы для организаций и ИП

7,6%

в течение 10 лет

30%

30%

30%

Налог на добычу полезных ископаемых

Коэффициент от 0 до 1 в течение 10 лет

Определяется в зависимости от вида полезных ископаемых

Также необходимо отметить, что большая часть капитальных вложений (1202 млрд руб.) инвестирована резидентами индустриальных парков типа Greenfield, то есть построенных с нуля на территории, где раньше не были построены и введены в действие никакие производства. На территории Greenfield, как правило, размещаются крупные и средние компании, иностранные инвесторы. А на территории Brownfield, то есть реконструированных ранее действовавших производственных площадок, располагаются преимущественно малые и средние предприятия, а также микробизнес.

Налоговые льготы для резидентов ОЭЗ, ТОСЭР и индустриальных парков в сравнении с общим режимом налогообложения, действующим на территории Российской Федерации, представлены в таблице [5].

Можно заметить, что больше всего налоговых льгот предусматривают ТОСЭР, однако остальные зоны не менее привлекательны для инвесторов, так как имеют свои отличительные преимущества: в ОЭЗ – это режим свободной таможенной зоны, а в индустриальных парках – это готовая инфраструктура, земля и производственные площади, предоставляемые на льготных условиях. Таким образом, все предоставляемые резидентам преференции позволяют сократить первоначальные затраты инвестора на 30%.

В ходе проведенного исследования было выявлено две проблемы развития преференциальных зон. Как ранее упоминалось, в ОЭЗ одним из заявленных преимуществ выступает «финансирование строительства объектов инфраструктуры за счет средств бюджета». В настоящий момент в законодательстве не определены понятия «инфраструктура ОЭЗ», «объекты, предназначенные для обеспечения функционирования ОЭЗ», что осложняет процесс возмещения затрат на строительство объектов инфраструктуры. То есть данная преференция есть, но механизм по возмещению средств не разработан, поэтому зачастую строительство инфраструктуры осуществляется за счет средств частных инвесторов. Если говорить про ТОСЭР, то необходимо отметить, что данные зоны создаются на 70 лет, но льготы для резидентов действуют в течение 10 лет с момента вступления резидента в ТОСЭР. В соответствии с Налоговым кодексом РФ пониженные тарифы страховых взносов применяются в отношении резидентов ТОСЭР, получивших такой статус не позднее чем в течение 3 лет со дня создания соответствующей зоны. То есть если в течение 3 лет со дня создания ТОСЭР инвестор не зашел в ТОР, то в дальнейшем он не вправе получать льготы по страховым взносам. Это негативно сказывается на инвестиционной привлекательности ТОСЭР.

Тем не менее, с каждым годом количество преференциальных зон растет одновременно с ростом числа резидентов и объема инвестированного капитала. Это свидетельствует о заинтересованности как иностранных, так и отечественных инвесторов в размещении производства на данных территориях.

Заключение

Территории с особым режимом ведения предпринимательской деятельности играют огромную роль в развитии экономики страны. Нацеленные на стимулирование социально-экономического развития регионов, создание благоприятной среды для привлечения инвестиционного капитала на территории субъектов РФ, формирование комфортных условий для жизнедеятельности населения преференциальные зоны способствуют повышению инновационного потенциала экономики, развитию высокотехнологичных отраслей промышленности, развитию малого и среднего бизнеса, активизации производства и поставки на внутренний рынок импортозамещающих товаров высокого качества, а также налаживанию внешнеэкономических связей и ускорению научно-технического прогресса.

Инвестиционная привлекательность территорий с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности объясняется наличием различных налоговых преференций, готовой развитой инфраструктуры, строительство которой финансируется за счет средств бюджета, наличием режима свободной таможенной зоны, предполагающей беспошлинный и безналоговый ввоз и хранение иностранных товаров, наличием особого административного режима, предоставляющего льготные условия аренды земли и офисных площадей. Подобные преимущества позволяют снизить первоначальные затраты инвестора на реализацию проекта, по оценкам экспертов, на 30%, одновременно с этим сокращая срок окупаемости проекта до приемлемого для бизнеса.


Библиографическая ссылка

Комова Н.Д., Тяпкина А.С., Лихвойнен А.В., Юхимец В.И., Александрова В.С. ТЕРРИТОРИИ С ПРЕФЕРЕНЦИАЛЬНЫМ НАЛОГОВЫМ РЕЖИМОМ: ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ, АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ В РОССИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 8-2. – С. 140-145;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1822 (дата обращения: 18.05.2022).