Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ЭЛЕКТРОННЫЕ АУКЦИОНЫ КАК ФАКТОР ПОДДЕРЖАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Делятицкая А.В. 1 Проскурнов Д.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»
В статье рассматривается один из самых распространенных способов выбора поставщиков – электронный аукцион. Электронные аукционы имеют четную последовательность этапов в соответствии с установленными временными промежутками. Итогом проведения электронного аукциона является контракт, размещенный в единой информационной системе и подписанный двумя сторонами взаимодействия. В статье также подробно описаны документы, составляющие аукционный пакет, преимущества аукциона по сравнению с другими способами выбора поставщиков, а также изучены особенности проведения электронных аукционов. Сущность вышеизложенного сводится к следующему: заказчик при выборе способа определения поставщика должен руководствоваться нормами Закона №44-ФЗ и учитывать все возникающие обстоятельства при проведении выбранной процедуры во избежание наступления различных видов ответственности и других негативных последствий.
выбор поставщиков
электронные аукционы
закон о контрактной системе
начальная максимальная цена контракта
единая информационная система
реестр недобросовестных поставщиков
информационная карта
оператор электронной торговой площадки
1. Аналитический отчет Министерства финансов РФ по результатам осуществления мониторинга закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ.
2. Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 №471-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)».
3. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
4. Веденеев Г.М., Гончаров Е.Ю., Кобзев Г.Н. Конкурсные торги в России: исторический опыт. М.: МЭИ, 2005.
5. Закупки города Москвы: открытость, доступность, прозрачность // Вестник Университета Правительства Москвы. 2017. № 1. С. 20-23.

Введение

Заказчик при выборе способа определения поставщика должен руководствоваться нормами Закона №44-ФЗ и учитывать все возникающие обстоятельства при проведении выбранной процедуры во избежание наступления различных видов ответственности и других негативных последствий

Электронные аукционы имеют четную последовательность этапов в соответствии с установленными временными промежутками. Итогом проведения электронного аукциона является контракт, размещенный в единой информационной системе и подписанный двумя сторонами взаимодействия. В статье также подробно описаны документы, составляющие аукционный пакет, преимущества аукциона по сравнению с другими способами выбора поставщиков, а также изучены особенности проведения электронных аукционов.

Материал и методы исследования

В ходе написания статьи был произведен контент-анализ нормативно-правовой базы, в частности Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

Результаты исследований и их обсуждение

Федеральный закон о контрактной системе определяет различные способы выбора поставщиков, подрядчиков, исполнителей. Среди них, как уже было упомянуто ранее, присутствуют конкурсы, запросы предложений и котировок, аукционы, а также закупка у единственного поставщика. Для того, чтобы понять, какие способы выбора поставщиков являются наиболее актуальными и популярными среди заказчиков, обратимся к статистике заключенных контрактов по итогам III квартала 2020 года [1].

Как видно из рисунка 1, электронные аукционы являются наиболее распространенным способом определения поставщика. Статья 25 Закона о контрактной системе дает возможность заказчикам проводить совместные аукционы и конкурсы, которые будут направлены на снижение материальных издержек на проведение процедур по закупкам, повысят эффективность и сэкономят временные издержки при осуществлении процедуры закупок одних и тех же услуг или товаров двумя и более заказчиками [3]. Такие конкурсы может организовать уполномоченное учреждение или уполномоченный орган, заключая контракт с победителями. Для более детального изучения электронного аукциона рассмотрим его характерные особенности наряду с другими открытыми конкурентными способами осуществления закупок.

Ст. 26 Федерального закона о контрактной системе предлагает в лице организатора торгов государственные органы, казенные учреждения, муниципальные органы или другие уполномоченные органы для заказчиков.

Исходя из вышеобозначенных описательных критериев вытекает определение электронного аукциона. Согласно ст. 59 закона №44-ФЗ электронным аукционом (аукционом в электронной форме) признается аукцион, при котором доступ к размещаемой в единой информационной системе имеет неограниченный круг лиц, к участникам закупочного процесса предъявляются единые и дополнительные требования, а проведение торгов производится на электронной площадке в условиях ее технического обеспечения оператором.

Doc18.pdf

Рис. 1. Наиболее распространенные способы определения поставщика по итогам 3 квартала 2020 года [1]

Таблица 1

Характеристики открытых способов осуществления закупок

Название

Части Закона №44-ФЗ

Характеристики

1

Открытый конкурс

Ст. 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55

Доступ к информации о закупке у неограниченного круга лиц

Единство требований

Размещение информации в ЕИС

Количественные и качественные критерии отбора

Заключение контракта на бумаге

2

Двухэтапный конкурс

Ст. 57

Доступ к информации о закупке у неограниченного круга лиц

Единство требований

Размещение информации в ЕИС

Количественные и качественные критерии отбора

Заключение контракта на бумаге

Победителем становится участник, прошедший предквалификационный отбор и общий конкурс

3

Конкурс с ограниченным участием

Ст. 56

Доступ к информации о закупке у неограниченного круга лиц

Единые и дополнительные требования

Размещение информации в ЕИС

Количественные и качественные критерии отбора

Заключение контракта на бумаге

Победителем становится участник, прошедший предквалификационный отбор

4

Запрос котировок

Параграф 3

Доступ к информации о закупке у неограниченного круга лиц

Размещение информации в ЕИС

Критерий отбора – ценовой

Заключение контракта на бумаге

Строгая регламентированность п.2 ст.72 Закона №44-ФЗ

5

Запрос предложений

Параграф 4

Доступ к информации о закупке у неограниченного круга лиц

Размещение информации в ЕИС

Победителем становится участник с наилучшими требованиями, удовлетворяющими заказчика

Заключение контракта на бумаге

Строгая регламентированность п.2 ст.83 Закона №44-ФЗ

6

Электронный аукцион

Ст. 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71

Доступ к информации о закупке у неограниченного круга лиц

Единые и дополнительные требования

Размещение информации в ЕИС

Заключение контракта в электронной форме

Критерий отбора – ценовой

Проведение торгов на электронной площадке и ее техническое обеспечение оператором

Источник: составлено по [3].

Электронные аукционы проводятся на различных электронных площадках:

1. ООО «РТС-тендер»;

2. АО «Сбербанк-АСТ»;

3. Национальная электронная площадка;

4. АО «Единая электронная торговая площадка»;

5. АО «Российский аукционный дом» и другие.

Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 №471-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион))» определяет, в каких случаях заказчики проводят электронные аукционы [2]. Перечень случаев представлен в общей Таблице с указанием кодов ОКПД2 и наименованием услуг, товаров, работ, которые закупаются с помощью электронного аукциона.

После того, как план-график размещается в ЕИС, уполномоченным органом заказчика направляется извещение о проведении электронного аукциона. Сроки, отводящиеся на подачу заявок на участие в электронном аукционе, являются следующими:

- заказчик размещает в ЕИС извещение не меньше семи дней до даты окончания срока подачи заявок в случае, если начальная максимальная цена контракта (НМЦК) меньше 300 млн руб., либо НМЦК на выполнение работ, снос объекта, капитальный ремонт и т.д. составляет не более 2 млрд руб.

- заказчик размещает в ЕИС извещение не меньше пятнадцати дней до даты окончания срока подачи заявок в случае, если начальная максимальная цена контракта (НМЦК) больше 300 млн руб., либо НМЦК на выполнение работ, снос объекта, капитальный ремонт и т.д. составляет более 2 млрд руб.

Извещение о проведении аукциона – это документ, включающий в себя следующую информацию по процедуре:

- информация о государственном или муниципальном заказчике;

- сведения об электронной площадке для проведения аукциона;

- информация о сроке подачи предложений на участие в электронном аукционе, о дате проведения торгов;

- техническое задание, подготовленный проект контракта;

- запреты, существующие ограничения, установленные в отношении работы и товаров, услуг и другие документы в зависимости от специфики проведения электронного аукциона.

После окончания срока подачи предложений первые части заявок рассматриваются заказчиком, и в них содержатся конкретные предложения по указанным изначально параметрам (в случае, если аукцион проводят для поставки товаров). Если же проведение аукциона нацелено на оказание услуг, то в процессе подачи заявки на участие формируется протокол о допуске к участию в торгах, изложенный в Согласии на выполнении условий контракта [4].

Следующим этапом проведения электронного аукциона являются торги. Свои предложения по цене участники подают в режиме онлайн, а сам электронный аукцион проводят путем первоначального снижения НМЦК, при этом диапазон снижения цены должен составляет от 0,5% до 5% от величины НМЦК. Размеры шага аукциона определены в ч.6 и п.4 ч.23 ст. Закона о контрактной системе. Побеждает в аукционе тот участник, который предложил самую выгодную и низкую цену контракта.

Победитель электронного аукциона определяется после проведения торгов, и на данном этапе заказчик может рассмотреть последующие поступившие части заявок от оператора электронной площадки, параллельно подготавливая протокол подведения итогов. Затем происходит заключение контракта: заказчиком заполняется проект контракта, который был размещен на площадке, с указанием реквизитов победителя, данные директоров и организации, цена контракта с учетом пени и штрафов. Подготовленный контракт направляется победителю для подписания в ЕИС в течение 5 дней после опубликования протокола подведения итогов. Ч.9 ст.83.2 Закона №44-ФЗ гласит о том, что контракт нельзя заключить ранее чем через десять дней после размещения в ЕИС протокола подведения итогов проведенного аукциона.

Победитель вместе с подписанным проектом контракта размещает в ЕИС документы, которые подтверждают предоставление обеспечения исполнения контракта в течение 5 дней с даты размещения заказчиком проекта контракта. Обеспечением исполнения контракта могут стать платежные поручения, банковские гарантии, а также предыдущие выполненные без пени и штрафов контракты за последние три года до даты подачи заявки на аукционе (в случае, если стоимость контрактов составила не менее 15% стоимости от НМЦК электронного аукциона).

Если между заказчиком и победителем в процессе подписания контракта и размещения необходимых документов возникают разногласия, победитель может разместить в ЕИС протокол разногласий с указанием ошибок и недоработок, а затем весь процесс переподписания контракта занимает 3 рабочих дня (для устранения недоработок или отказа) и 3 рабочих дня для подписания контракта. Таким образом, в ЕИС размещается контракт, подписанный с двух сторон. Для того, чтобы более наглядно отобразить все этапы в соответствии с временными промежутками, обратимся к рисунку 2.

Исходя из рисунка 2 можно сделать вывод, что минимальные установленные сроки на подписание контракта с момента размещения в ЕИС итогового протокола составляют 19 дней.

Doc19.pdf

Рис. 2. Этапы подписания контракта в ЕИС после размещения итогового протокола [3]

Весь процесс заключения контракта осуществляется при участии оператора электронной торговой площадки. Если участник, который размещал заказ, уклоняется от подписания государственного контракта, оператором электронной торговой площадки вносится информация в реестр недобросовестных поставщиков об участнике сроком на 2 года. В современных условиях многие подрядчики пребывают в неустойчивом финансовом состоянии и постоянной ценовой борьбе, поэтому очень часто наступает ситуация, когда полный объем обеспечения исполнения контракта и заключение самого контракта не представляется возможным. Именно по этой причине исполнители и подрядчики, которые не предоставили нужные документы или не осуществили другие действия должным образом, заносятся в реестр недобросовестных поставщиков.

Если использовать расширенную схему этапов проведения электронного аукциона, руководствуясь ст. 59-71 Закона №44-ФЗ, можно выделить 49 этапов с учетом особенностей проведения несостоявшегося аукциона, а также учитывая необычные обстоятельства, возникающие в процессе (например, если на участие в аукционе подана только одна заявка или действия оператора ЭТП в случае, если ни один из участников не подал предложение о цене контракта).

Ч. 8.2 ст.66 Закона о контрактной системе имеет особенности направления электронных документов, подтверждающие соответствие участника аукциона дополнительным требованиям. С 1 января 2019 года все участники закупочный процедуры, которые внесены в реестр участников закупок и аккредитованы на электронной площадке, направляют оператору электронной площадки документы, соответствующие перечню документов, указанных в ч.2 и ч.2.1 ст.31 Закона №44-ФЗ.

Для того, чтобы участник мог принять участие в аукционе, он должен иметь аккредитацию на электронной площадке, быть зарегистрированным в ЕИС и иметь электронную подпись (ЭЦП). В 2019 году был также утвержден новый порядок аккредитации участников на электронных площадках. Новый зарегистрированный участник ЕИС автоматически проходит регистрацию на восьми государственных электронных площадках. К сожалению, на практике данный момент создает для участников много неудобств, например, замедление организации дальнейшего процесса взаимодействия по процедурам [5].

После того, как участники зарегистрировались в ЕИС, оператор электронной торговой площадки обязан в течение одного дня осуществить аккредитацию участника. Аккредитация производится с учетом интегрированного взаимодействия между ЕИС, электронными площадками и порталом Госуслуг (согласно ч.4 ст. 24.2 44-ФЗ).

Проведение электронного аукциона имеет ряд преимуществ:

- возможности привлечения к организации;

- возможности по проведению процедуры закупок у специализированных компаний;

- регистрацию, прием, возврат заявок, хранение документов осуществляется оператором системы, а не заказчиком;

- высокая конфиденциальность всех участников, что подразумевает подписание контракта по более выгодной цене и исключает вероятность сговора между двумя сторонами.

Из особенностей участия в аукционе по 44-ФЗ можно выделить ключевой критерий победы в закупке – цену; невозможность внесения изменений в условия проекта на этапе заключения контракта; включение страховки, расходов на транспорт, налогов в стоимость НМЦК, а также обязательства победителя по предоставлению обеспечения исполнения контракта, установленные заказчиком.

Важной составляющей документации аукциона является информационная карта. В закупочной деятельности стараются ориентироваться именно на информационную карту (таблицу с главными тезисами по закупке) как приоритет в случае возникновения разночтений. В составе общего аукционного пакета должны присутствовать следующие документы:

1) проект контракта;

2) требования к участникам электронного аукциона (ст.31 44-ФЗ);

3) требования к заявке, содержанию, порядок заполнения заявки на участие;

4) описание объекта контракта, обоснование НМЦК, начальная цена единиц товаров, услуг и работ, условия исполнения обязательств;

5) даты: окончание срока подачи заявок на участие, окончание рассмотрения заявок на участие, проведение торгов; предоставление участникам информации о разъяснении положений аукциона; предоставление документации; подписание контракта;

6) валюта контракта, а также применение официального курса иностранной валюты к рублю РФ;

7) право заказчика изменять условия договора, право отказаться от контракта в одностороннем порядке;

8) требования к обеспечению исполнения контракта, размер и сроки;

9) информация об ответственных лицах, заключающих контракт;

10) условия, при которых победитель признается уклонившимся.

В таблице 2 представлены варианты отмены электронного аукциона. Заказчик имеет право отказаться от его проведения путем размещения извещения на общероссийском сайте государственных закупок.

Таблица 2

Порядок отмены электронного аукциона

Отменить аукцион можно

Отменить аукцион нельзя

СУММА КОНТРАКТА БОЛЬШЕ 3 МЛН РУБЛЕЙ

1 – 10 день

11 – 20 день

СУММА КОНТРАКТА МЕНЬШЕ 3 МЛН РУБЛЕЙ

1 – 2 день

3 – 7 день

Источник: составлено по [3].

Отменить аукцион можно не позднее, чем за 10 дней до окончания срока подачи заявок на участие в нем. Если сумма услуг или товаров в контракте составляет менее 3 млн руб., то электронный аукцион можно отменить не позднее, чем за 5 дней до окончания срока подачи заявок на участие в нем.

Помимо электронного аукциона заказчик может приобрести товары без конкурентных торгов с минимальными временными издержками у единственного поставщика. Более 50 различных оснований, позволяющих закупать у единственного поставщика, представлены в ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ, среди них присутствуют закупки малых объемов и закупки, которые проводятся по итогу несостоявшихся процедур.

Конкурс также является также конкурентным способом закупки наравне с электронным аукционом. Ключевое отличие конкурса состоит в том, что ключевым фактором при выборе победителя является не минимальная начальная цена контракта, а нестоимостная характеристика, трудовые или материальные ресурсы, опыт предыдущей деятельности. В целом можно сказать, что конкурс похож на проведение электронного аукциона, но его сроки увеличены и составляют в среднем 23 дня.

Заключение

Сущность вышеизложенного сводится к следующему: заказчик при выборе способа определения поставщика должен руководствоваться нормами Закона №44-ФЗ и учитывать все возникающие обстоятельства при проведении выбранной процедуры во избежание наступления различных видов ответственности и других негативных последствий.


Библиографическая ссылка

Делятицкая А.В., Проскурнов Д.В. ЭЛЕКТРОННЫЕ АУКЦИОНЫ КАК ФАКТОР ПОДДЕРЖАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 8-2. – С. 120-126;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1819 (дата обращения: 21.11.2024).