Введение
Заказчик при выборе способа определения поставщика должен руководствоваться нормами Закона №44-ФЗ и учитывать все возникающие обстоятельства при проведении выбранной процедуры во избежание наступления различных видов ответственности и других негативных последствий
Электронные аукционы имеют четную последовательность этапов в соответствии с установленными временными промежутками. Итогом проведения электронного аукциона является контракт, размещенный в единой информационной системе и подписанный двумя сторонами взаимодействия. В статье также подробно описаны документы, составляющие аукционный пакет, преимущества аукциона по сравнению с другими способами выбора поставщиков, а также изучены особенности проведения электронных аукционов.
Материал и методы исследования
В ходе написания статьи был произведен контент-анализ нормативно-правовой базы, в частности Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Результаты исследований и их обсуждение
Федеральный закон о контрактной системе определяет различные способы выбора поставщиков, подрядчиков, исполнителей. Среди них, как уже было упомянуто ранее, присутствуют конкурсы, запросы предложений и котировок, аукционы, а также закупка у единственного поставщика. Для того, чтобы понять, какие способы выбора поставщиков являются наиболее актуальными и популярными среди заказчиков, обратимся к статистике заключенных контрактов по итогам III квартала 2020 года [1].
Как видно из рисунка 1, электронные аукционы являются наиболее распространенным способом определения поставщика. Статья 25 Закона о контрактной системе дает возможность заказчикам проводить совместные аукционы и конкурсы, которые будут направлены на снижение материальных издержек на проведение процедур по закупкам, повысят эффективность и сэкономят временные издержки при осуществлении процедуры закупок одних и тех же услуг или товаров двумя и более заказчиками [3]. Такие конкурсы может организовать уполномоченное учреждение или уполномоченный орган, заключая контракт с победителями. Для более детального изучения электронного аукциона рассмотрим его характерные особенности наряду с другими открытыми конкурентными способами осуществления закупок.
Ст. 26 Федерального закона о контрактной системе предлагает в лице организатора торгов государственные органы, казенные учреждения, муниципальные органы или другие уполномоченные органы для заказчиков.
Исходя из вышеобозначенных описательных критериев вытекает определение электронного аукциона. Согласно ст. 59 закона №44-ФЗ электронным аукционом (аукционом в электронной форме) признается аукцион, при котором доступ к размещаемой в единой информационной системе имеет неограниченный круг лиц, к участникам закупочного процесса предъявляются единые и дополнительные требования, а проведение торгов производится на электронной площадке в условиях ее технического обеспечения оператором.
Рис. 1. Наиболее распространенные способы определения поставщика по итогам 3 квартала 2020 года [1]
Таблица 1
Характеристики открытых способов осуществления закупок
№ |
Название |
Части Закона №44-ФЗ |
Характеристики |
1 |
Открытый конкурс |
Ст. 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55 |
Доступ к информации о закупке у неограниченного круга лиц Единство требований Размещение информации в ЕИС Количественные и качественные критерии отбора Заключение контракта на бумаге |
2 |
Двухэтапный конкурс |
Ст. 57 |
Доступ к информации о закупке у неограниченного круга лиц Единство требований Размещение информации в ЕИС Количественные и качественные критерии отбора Заключение контракта на бумаге Победителем становится участник, прошедший предквалификационный отбор и общий конкурс |
3 |
Конкурс с ограниченным участием |
Ст. 56 |
Доступ к информации о закупке у неограниченного круга лиц Единые и дополнительные требования Размещение информации в ЕИС Количественные и качественные критерии отбора Заключение контракта на бумаге Победителем становится участник, прошедший предквалификационный отбор |
4 |
Запрос котировок |
Параграф 3 |
Доступ к информации о закупке у неограниченного круга лиц Размещение информации в ЕИС Критерий отбора – ценовой Заключение контракта на бумаге Строгая регламентированность п.2 ст.72 Закона №44-ФЗ |
5 |
Запрос предложений |
Параграф 4 |
Доступ к информации о закупке у неограниченного круга лиц Размещение информации в ЕИС Победителем становится участник с наилучшими требованиями, удовлетворяющими заказчика Заключение контракта на бумаге Строгая регламентированность п.2 ст.83 Закона №44-ФЗ |
6 |
Электронный аукцион |
Ст. 59, 60, 61, 62, 63, 64, 65, 66, 67, 68, 69, 70, 71 |
Доступ к информации о закупке у неограниченного круга лиц Единые и дополнительные требования Размещение информации в ЕИС Заключение контракта в электронной форме Критерий отбора – ценовой Проведение торгов на электронной площадке и ее техническое обеспечение оператором |
Источник: составлено по [3].
Электронные аукционы проводятся на различных электронных площадках:
1. ООО «РТС-тендер»;
2. АО «Сбербанк-АСТ»;
3. Национальная электронная площадка;
4. АО «Единая электронная торговая площадка»;
5. АО «Российский аукционный дом» и другие.
Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 №471-р «О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион))» определяет, в каких случаях заказчики проводят электронные аукционы [2]. Перечень случаев представлен в общей Таблице с указанием кодов ОКПД2 и наименованием услуг, товаров, работ, которые закупаются с помощью электронного аукциона.
После того, как план-график размещается в ЕИС, уполномоченным органом заказчика направляется извещение о проведении электронного аукциона. Сроки, отводящиеся на подачу заявок на участие в электронном аукционе, являются следующими:
- заказчик размещает в ЕИС извещение не меньше семи дней до даты окончания срока подачи заявок в случае, если начальная максимальная цена контракта (НМЦК) меньше 300 млн руб., либо НМЦК на выполнение работ, снос объекта, капитальный ремонт и т.д. составляет не более 2 млрд руб.
- заказчик размещает в ЕИС извещение не меньше пятнадцати дней до даты окончания срока подачи заявок в случае, если начальная максимальная цена контракта (НМЦК) больше 300 млн руб., либо НМЦК на выполнение работ, снос объекта, капитальный ремонт и т.д. составляет более 2 млрд руб.
Извещение о проведении аукциона – это документ, включающий в себя следующую информацию по процедуре:
- информация о государственном или муниципальном заказчике;
- сведения об электронной площадке для проведения аукциона;
- информация о сроке подачи предложений на участие в электронном аукционе, о дате проведения торгов;
- техническое задание, подготовленный проект контракта;
- запреты, существующие ограничения, установленные в отношении работы и товаров, услуг и другие документы в зависимости от специфики проведения электронного аукциона.
После окончания срока подачи предложений первые части заявок рассматриваются заказчиком, и в них содержатся конкретные предложения по указанным изначально параметрам (в случае, если аукцион проводят для поставки товаров). Если же проведение аукциона нацелено на оказание услуг, то в процессе подачи заявки на участие формируется протокол о допуске к участию в торгах, изложенный в Согласии на выполнении условий контракта [4].
Следующим этапом проведения электронного аукциона являются торги. Свои предложения по цене участники подают в режиме онлайн, а сам электронный аукцион проводят путем первоначального снижения НМЦК, при этом диапазон снижения цены должен составляет от 0,5% до 5% от величины НМЦК. Размеры шага аукциона определены в ч.6 и п.4 ч.23 ст. Закона о контрактной системе. Побеждает в аукционе тот участник, который предложил самую выгодную и низкую цену контракта.
Победитель электронного аукциона определяется после проведения торгов, и на данном этапе заказчик может рассмотреть последующие поступившие части заявок от оператора электронной площадки, параллельно подготавливая протокол подведения итогов. Затем происходит заключение контракта: заказчиком заполняется проект контракта, который был размещен на площадке, с указанием реквизитов победителя, данные директоров и организации, цена контракта с учетом пени и штрафов. Подготовленный контракт направляется победителю для подписания в ЕИС в течение 5 дней после опубликования протокола подведения итогов. Ч.9 ст.83.2 Закона №44-ФЗ гласит о том, что контракт нельзя заключить ранее чем через десять дней после размещения в ЕИС протокола подведения итогов проведенного аукциона.
Победитель вместе с подписанным проектом контракта размещает в ЕИС документы, которые подтверждают предоставление обеспечения исполнения контракта в течение 5 дней с даты размещения заказчиком проекта контракта. Обеспечением исполнения контракта могут стать платежные поручения, банковские гарантии, а также предыдущие выполненные без пени и штрафов контракты за последние три года до даты подачи заявки на аукционе (в случае, если стоимость контрактов составила не менее 15% стоимости от НМЦК электронного аукциона).
Если между заказчиком и победителем в процессе подписания контракта и размещения необходимых документов возникают разногласия, победитель может разместить в ЕИС протокол разногласий с указанием ошибок и недоработок, а затем весь процесс переподписания контракта занимает 3 рабочих дня (для устранения недоработок или отказа) и 3 рабочих дня для подписания контракта. Таким образом, в ЕИС размещается контракт, подписанный с двух сторон. Для того, чтобы более наглядно отобразить все этапы в соответствии с временными промежутками, обратимся к рисунку 2.
Исходя из рисунка 2 можно сделать вывод, что минимальные установленные сроки на подписание контракта с момента размещения в ЕИС итогового протокола составляют 19 дней.
Рис. 2. Этапы подписания контракта в ЕИС после размещения итогового протокола [3]
Весь процесс заключения контракта осуществляется при участии оператора электронной торговой площадки. Если участник, который размещал заказ, уклоняется от подписания государственного контракта, оператором электронной торговой площадки вносится информация в реестр недобросовестных поставщиков об участнике сроком на 2 года. В современных условиях многие подрядчики пребывают в неустойчивом финансовом состоянии и постоянной ценовой борьбе, поэтому очень часто наступает ситуация, когда полный объем обеспечения исполнения контракта и заключение самого контракта не представляется возможным. Именно по этой причине исполнители и подрядчики, которые не предоставили нужные документы или не осуществили другие действия должным образом, заносятся в реестр недобросовестных поставщиков.
Если использовать расширенную схему этапов проведения электронного аукциона, руководствуясь ст. 59-71 Закона №44-ФЗ, можно выделить 49 этапов с учетом особенностей проведения несостоявшегося аукциона, а также учитывая необычные обстоятельства, возникающие в процессе (например, если на участие в аукционе подана только одна заявка или действия оператора ЭТП в случае, если ни один из участников не подал предложение о цене контракта).
Ч. 8.2 ст.66 Закона о контрактной системе имеет особенности направления электронных документов, подтверждающие соответствие участника аукциона дополнительным требованиям. С 1 января 2019 года все участники закупочный процедуры, которые внесены в реестр участников закупок и аккредитованы на электронной площадке, направляют оператору электронной площадки документы, соответствующие перечню документов, указанных в ч.2 и ч.2.1 ст.31 Закона №44-ФЗ.
Для того, чтобы участник мог принять участие в аукционе, он должен иметь аккредитацию на электронной площадке, быть зарегистрированным в ЕИС и иметь электронную подпись (ЭЦП). В 2019 году был также утвержден новый порядок аккредитации участников на электронных площадках. Новый зарегистрированный участник ЕИС автоматически проходит регистрацию на восьми государственных электронных площадках. К сожалению, на практике данный момент создает для участников много неудобств, например, замедление организации дальнейшего процесса взаимодействия по процедурам [5].
После того, как участники зарегистрировались в ЕИС, оператор электронной торговой площадки обязан в течение одного дня осуществить аккредитацию участника. Аккредитация производится с учетом интегрированного взаимодействия между ЕИС, электронными площадками и порталом Госуслуг (согласно ч.4 ст. 24.2 44-ФЗ).
Проведение электронного аукциона имеет ряд преимуществ:
- возможности привлечения к организации;
- возможности по проведению процедуры закупок у специализированных компаний;
- регистрацию, прием, возврат заявок, хранение документов осуществляется оператором системы, а не заказчиком;
- высокая конфиденциальность всех участников, что подразумевает подписание контракта по более выгодной цене и исключает вероятность сговора между двумя сторонами.
Из особенностей участия в аукционе по 44-ФЗ можно выделить ключевой критерий победы в закупке – цену; невозможность внесения изменений в условия проекта на этапе заключения контракта; включение страховки, расходов на транспорт, налогов в стоимость НМЦК, а также обязательства победителя по предоставлению обеспечения исполнения контракта, установленные заказчиком.
Важной составляющей документации аукциона является информационная карта. В закупочной деятельности стараются ориентироваться именно на информационную карту (таблицу с главными тезисами по закупке) как приоритет в случае возникновения разночтений. В составе общего аукционного пакета должны присутствовать следующие документы:
1) проект контракта;
2) требования к участникам электронного аукциона (ст.31 44-ФЗ);
3) требования к заявке, содержанию, порядок заполнения заявки на участие;
4) описание объекта контракта, обоснование НМЦК, начальная цена единиц товаров, услуг и работ, условия исполнения обязательств;
5) даты: окончание срока подачи заявок на участие, окончание рассмотрения заявок на участие, проведение торгов; предоставление участникам информации о разъяснении положений аукциона; предоставление документации; подписание контракта;
6) валюта контракта, а также применение официального курса иностранной валюты к рублю РФ;
7) право заказчика изменять условия договора, право отказаться от контракта в одностороннем порядке;
8) требования к обеспечению исполнения контракта, размер и сроки;
9) информация об ответственных лицах, заключающих контракт;
10) условия, при которых победитель признается уклонившимся.
В таблице 2 представлены варианты отмены электронного аукциона. Заказчик имеет право отказаться от его проведения путем размещения извещения на общероссийском сайте государственных закупок.
Таблица 2
Порядок отмены электронного аукциона
Отменить аукцион можно |
Отменить аукцион нельзя |
СУММА КОНТРАКТА БОЛЬШЕ 3 МЛН РУБЛЕЙ |
|
1 – 10 день |
11 – 20 день |
СУММА КОНТРАКТА МЕНЬШЕ 3 МЛН РУБЛЕЙ |
|
1 – 2 день |
3 – 7 день |
Источник: составлено по [3].
Отменить аукцион можно не позднее, чем за 10 дней до окончания срока подачи заявок на участие в нем. Если сумма услуг или товаров в контракте составляет менее 3 млн руб., то электронный аукцион можно отменить не позднее, чем за 5 дней до окончания срока подачи заявок на участие в нем.
Помимо электронного аукциона заказчик может приобрести товары без конкурентных торгов с минимальными временными издержками у единственного поставщика. Более 50 различных оснований, позволяющих закупать у единственного поставщика, представлены в ч.1 ст.93 Закона №44-ФЗ, среди них присутствуют закупки малых объемов и закупки, которые проводятся по итогу несостоявшихся процедур.
Конкурс также является также конкурентным способом закупки наравне с электронным аукционом. Ключевое отличие конкурса состоит в том, что ключевым фактором при выборе победителя является не минимальная начальная цена контракта, а нестоимостная характеристика, трудовые или материальные ресурсы, опыт предыдущей деятельности. В целом можно сказать, что конкурс похож на проведение электронного аукциона, но его сроки увеличены и составляют в среднем 23 дня.
Заключение
Сущность вышеизложенного сводится к следующему: заказчик при выборе способа определения поставщика должен руководствоваться нормами Закона №44-ФЗ и учитывать все возникающие обстоятельства при проведении выбранной процедуры во избежание наступления различных видов ответственности и других негативных последствий.
Библиографическая ссылка
Делятицкая А.В., Проскурнов Д.В. ЭЛЕКТРОННЫЕ АУКЦИОНЫ КАК ФАКТОР ПОДДЕРЖАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 8-2. – С. 120-126;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1819 (дата обращения: 21.11.2024).