Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ФУНКЦИИ И МОДЕЛИ МЕХАНИЗМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВИНОГРАДАРСТВА И ВИНОДЕЛИЯ

Гаджиева Л.Э.кызы 1
1 Азербайджанский государственный экономический университет
В данной статье основное внимание уделяется организации, структуре и институциональным особенностям винодельческой отрасли в Азербайджане, а также тому, как местные производители винограда, производители вина, дистрибьюторы, розничные торговцы и потребители взаимодействуют и ведут себя на рынке вина страны. Экономическое регулирование играет важную роль в общей системе регулирования виноградарства и виноделия. Такая ситуация проявляется прежде всего в характеристиках функциональной структуры средств экономического регулирования. Как и во всех других системах, функции экономических инструментов в регулировании виноградарства и виноделия являются детерминированными для соответствующих целей. Чтобы объяснить экономическую организацию производства и потребления вина, а также поведение американских винных фирм и потребителей, необходимо применить набор основных экономических концепций и принципов. Учитывая, что цели развития отрасли определяются в соответствии с конкретным периодом и условиями в каждой стране, существует необходимость сформулировать вышеупомянутые функции для научного анализа в целом. С этой точки зрения, исходя из анализа места и роли экономического регулирования, можно выделить его вспомогательную, стимулирующую и регулирующую функции.
виноградарско-винодельческий комплекс
экономическое регулирование
модели регулирования
регулирующие функции
регулирование импорта
1. Личситса А., Луки О., Гагалюк Г., Кваша С. Единая аграрная политика 12 Европейского Союза – путь становления и принципы функционирования // Diskusionpeper. 2006. № 92. С. 20.
2. Райзберг Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами. М., 2006. 34 с.
3. Указ Президента Азербайджанской Республики № 587 от 11 октября 2001 года.
4. Магомедов Р.М. О необходимости государственного регулирования виноградо-винодельческого подкомплекса // Проблемы и перспективы развития сельского хозяйства России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cnshb.ru/jour/j_g.asp?id=2906 (дата обращения: 02.08.2021).
5. Золотаев А.Н. Государственное регулирование и поддержка предпринимательской деятельности в отрасли виноградарства и виноделия (по материалам Ставропольского края): автореф. дис. … канд. экон. наук. Ставрополь, 2004. 19 с.
6. Gulaliyev M.G., Abasova S.T., Samedova E.R., Hamidova L.A., Valiyeva S.I., Serttash L.R. Assessment of agricultural sustainability (Azerbaijan case) // Bulgarian Journal of Agricultural Science. 2019. Vol. 25 Suppl. 2. Р. 80–89.
7. Gulaliyev M.G., Yuzbashiyeva G.Z., Mamedova G.V. [at al]. Consumer surplus changing in the transition from state natural monopoly to the competitive market in the electricity sector in the developing countries // Azerbaijan case. International Journal of Energy Economics and Policy. 2020. Vol. 10 (2). Р. 265-275.

Введение

Развитие виноградарства в Азербайджане восходит к концу 70-х годов прошлого века. 2,0 млн тонн винограда в стране привела к развитию винодельческой промышленности в этой области. Таким образом, винодельческий комплекс играет ведущую роль в экспорте ненефтяных продуктов.

К сожалению, в последующие годы этот комплекс пришел в упадок. Однако успешные аграрные реформы, проведенные в стране за годы независимости, заложили основу для развития виноградарства. В настоящее время общая посевная площадь составляет 16,1 тыс. га, из которых 14,5 тыс. га – плодоносящие и этот процесс расширяется. В 2019 году собрано 201,8 тысячи тонн винограда, из которых более 80% направлено на производство винодельческой продукции. Таким образом, в текущей ситуации развитие данного сектора является приоритетным направлением, что требует разработки оптимального механизма экономического регулирования и оказания оптимальной государственной поддержки отрасли.

1. Механизм регулирования виноградарства и виноделия.

Расширение производства в виноградарстве или решение любой проблемы, связанной с освоением поля без компенсации или на льготных условиях, выделение финансовых ресурсов на эти цели, а также других ресурсов осуществляется через функцию помощи. В частности, поддерживающая функция экономического регулирования направлена на формирование отрасли и расширение производства и улучшение качества продукции и повышение конкурентоспособности в зависимости от стадии и уровня развития виноградарства в стране. Направления и средства, используемые в этой функции, также различаются в зависимости от конкретных условий в странах.

Функция стимулирования служит для цели направления развития отрасли в необходимых направлениях [1]. В современных условиях, как правило, эти направления рассматриваются как обеспечение высоких показателей качества винной продукции, повышение их конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках. Стимулирующая функция реализуется путем формирования соответствующей мотивации производителей. В виноградарстве и виноделии эта задача может быть решена как средство воздействия на материальные интересы производителей на основе применения как стимулирующих, так и карательных экономических мер. Конечно, арсенал экономических инструментов, используемых в этом случае, варьируется от страны к стране.

Следует отметить, что некоторые инструменты, используемые при реализации функции стимулирования, а точнее инструменты стимулирования, также используются при реализации вспомогательной функции механизма экономического регулирования. В такой ситуации конкретная функция этих инструментов может определяться характером и направлением механизма их применения.

Регулирующая функция также играет важную роль в экономическом регулировании виноградарства и виноделия. Эта функция в основном направлена на регулирование винного рынка. Основные цели поселения:

• поддержание стабильности на внутреннем рынке;

• обеспечение конкурентоспособности продукции;

• Обеспечение защиты интересов потребителей.

Обеспечение регулирования в этих областях предполагает, что процессы регулирования не ограничиваются оборотом винной продукции, а охватывают относительно широкий диапазон. Точнее, сфера регулирования включает, помимо производства винограда и винных продуктов, также регулирование импорта в соответствующих областях.

Для обеспечения стабильности цен на рынке регулирование производства направлено на регулирование предложения винной продукции. Это направление регулирования обычно характерно для развитых стран с высоким внутренним производством для удовлетворения рыночного спроса. В текущих условиях углубляющейся глобализации меры по регулированию объемов производства осуществляются с учетом концентрации винной продукции на международных рынках.

Регулирование предложения винной продукции может осуществляться как в форме регулирования объемов потребления этой продукции, так и объема продукции, уже произведенной на рынке. В современных условиях первое направление реализуется за счет применения системы реконструкции и преобразования виноградников в странах-членах ЕС. Второе направление – поддерживать стабильность на рынке, удерживать часть винодельческой продукции на уровне, превышающем необходимый уровень, хранить ее без продажи или перегонять (производство алкоголя из винных продуктов), а также в тех случаях, когда текущее производство ниже рыночного спроса осуществляется за счет продажи продукции, произведенной в период в этот период.

В этом механизме регулирования объемов предложения активно используются экономические средства. Это, в первую очередь, компенсация производителям за реструктуризацию виноградников в рамках системы реконструкции и преобразования виноградников, а также компенсация убытков от перегонки излишков продукции.

Компенсация ущерба во время дистилляции основана на ориентировочных ценах. Эти цены рассчитаны в соответствии с ценовыми показателями последних двух лет на шесть категорий столовых вин. В начале маркетингового года (1 сентября) производители проверяют объемы производства вина и складские запасы. В случае больших запасов производители могут добровольно участвовать в предварительной дистилляции. Кроме того, в связи с регулированием рынка производителю уже предоставляется финансовая помощь для хранения продукта у производителей и использования виноградного сока для увеличения темноты вина, а также для дальнейшей обработки [2].

В совремееное время регулирование импорта этих продуктов также играет важную роль в регулировании внутреннего рынка вина. Регулирование внутреннего винного рынка служит не только для обеспечения соответствующего уровня предложения соответствующей продукции на внутреннем рынке для винодельческих стран, но и для создания благоприятной конкурентной среды для местных производителей. В этом смысле в странах, где развито виноградарство и виноделие, инструменты регулирования в этой области нацелены на обеспечение конкурентоспособности продукции отечественного производства, а не на регулирование объемов и ассортимента продаж на внутреннем рынке.

Импорт винных продуктов регулируется фискальными целями, то есть ставками таможенных пошлин, акцизов и других видов налогов, которые выступают источниками доходов бюджета. При этом следует учитывать, что данные инструменты регулирования, применяемые при ввозе винодельческой продукции в страну, в зависимости от своего конкретного уровня, действуют как фактор, влияющий на формирование импорта, а также цены на импортную продукцию на внутреннем рынке. Следовательно, они могут стать участниками регулирования последнего направления. То есть, по сути, эти инструменты становятся фактором, влияющим на конкурентоспособность местной продукции на внутреннем рынке (через ценовую конкуренцию).

В зависимости от конкретных условий в практике регулирования импорта как важного направления регулирования внутреннего рынка винодельческой продукции в разное время можно увязать средства таможенно-тарифного регулирования с нетарифным регулированием.

В практике Азербайджанской Республики характерны изменения в сторону замены нетарифного регулирования таможенно-тарифным регулированием при формировании и развитии соответствующей системы. Так, в соответствии с Указом Президента Азербайджанской Республики № 527 от 20 декабря 1996 года «О регулировании производства, хранения, импорта и реализации алкогольных напитков, этилового (пищевого) спирта и табачных изделий», повысить заинтересованность производителей в производстве высококачественных вин. Чтобы определить верхнюю границу их импорта с учетом программ производства и продажи этих продуктов каждый год. Однако с 2001 г. это правило было заменено квотой на импорт вина [3]. Другими словами, возросла роль экономического регулирования в регулировании импорта как средства регулирования рынка вина.

Другой особенностью регулирования импорта винной продукции как средства регулирования рынка является увязка таможенно-тарифных инструментов с налоговыми инструментами, включая акцизный механизм.

Эти функции экономического регулирования виноградарства и виноделия могут выполняться взаимосвязанно, а также параллельно или последовательно. Реализация функций может быть обеспечена одними и теми же или разными инструментами. Все это превращает функции экономического регулирования в элементы единой системы. Эта система может быть представлена на следующей блок-схеме (рис. 1).

2. Модели экономического регулирования виноградарства и виноделия

В зависимости от того, какая из перечисленных функций экономического регулирования виноградарства и виноделия преобладает и в каком направлении более активно используются экономические инструменты, можно выделить разные модели регулирования. В этом направлении:

• патерналистский;

• стимулятор;

• либеральный;

• Можно выделить смешанные модели.

Doc1.pdf

Рис. 1. Функции и средства экономического регулирования в виноградарстве и виноделии

Патерналистская модель основана на предоставлении сильной государственной поддержки развитию отрасли. Необходимость в такой модели в первую очередь связана с тем, что виноградарство – это область с высоким инвестиционным потенциалом. Во многих случаях, как правило, для обеспечения конкурентоспособности виноградарства возникает необходимость в финансировании затрат, связанных с созданием плантаций и доведением их до плодородия, а также в эффективной государственной помощи в реконструкции и модернизации виноградников.

При применении патерналистской модели государство создает условия для становления и расширения виноградарства, организации и модернизации переработки сырья посредством прямого регулирования, включая прямое финансирование. При этом в некоторых случаях государство принимает меры по защите внутреннего рынка [4].

Патерналистская модель экономического регулирования применяется в условиях отсутствия возможностей для привлечения внешних финансовых ресурсов для развития виноградарства и виноделия, а также важной социально-экономической роли развития отрасли для страны. Основная основа для реализации этой модели – наличие у государства необходимых финансовых ресурсов.

Модель стимулирования направлена на обеспечение стабильности, повышение эффективности и повышение конкурентоспособности продукции на основе активного использования экономических стимулов в виноградарстве и виноделии. Эта модель экономического регулирования обычно применяется в контексте существования устоявшихся рынков виноградарской и винодельческой продукции. Экономические инструменты, используемые в модели, преобладают и выполняют направляющие функции.

Основными условиями успешной реализации данной модели являются наличие соответствующих мощностей для реализации регулирующих мер, а также гарантий надлежащего функционирования рыночных механизмов.

Либеральная модель регулирования становится все более востребованной на развивающихся рынках, где растет спрос на иностранные инвестиции в виноградарство и виноделие, а также на новые технологии для производства конкурентоспособной продукции. Основной базой для реализации данной модели является реализация устойчивой политики государства в области привлечения инвестиций и создания благоприятных условий для экспортной деятельности.

Следует отметить, что применение каждой из этих моделей виноградарства и виноделия в отдельной «сетевой» форме встречается редко. В большинстве случаев в соответствующей практике разных государств возможно совместное использование разных элементов той или иной модели. Другими словами, следует иметь в виду, что практика экономического регулирования во многом основана на смешанной модели. В целом формирование структуры смешанной модели можно выразить следующим образом (рис. 2).

Doc2.pdf

Рис. 2. Формирование смешанной модели экономического регулирования виноградарства и виноделия

Смешанная модель позволяет адаптировать механизмы экономического регулирования виноградарства и виноделия к конкретным условиям в разные периоды и лучше направлять их на цели развития отрасли.

При этом следует учитывать, что могут быть смешанные модели с разными характеристиками из-за структуры экономического регулирования. Таким образом, в странах с формирующимися рынками виноградарства и виноделия, особенно в странах, где произошли системные преобразования, модель смешанного регулирования является относительно более сложной. Смешанная модель может сочетать элементы и особенности моделей «патерналист + стимул», «стимул + либерал», а также «патерналист + стимул + либерал».

В странах с развитым виноградарством и виноделием смешанная модель регулирования обычно сочетает в себе основные черты стимулирующей и либеральной моделей.

Основные характеристики различных моделей регулирования можно резюмировать в следующей таблице.

Следует отметить, что формирование моделей экономического регулирования виноградарства и виноделия динамично. С этой точки зрения не исключено, что разные модели будут заменять друг друга.

С логической точки зрения этот процесс во всех случаях можно рассматривать как подмену моделей. Однако с точки зрения исторического опыта экономического регулирования необходимо учитывать, что модели бывают как односторонними, так и взаимными. Можно сказать, что замена патерналистской модели другими моделями в современных условиях носит односторонний характер. Эта модель, как правило, сменяется смешанной и стимулирующей. В то же время может происходить обратный переход от смешанной модели к стимулирующей и либеральной.

При этом следует отметить, что интенсивность этих процессов разнится. В долгосрочной перспективе ожидается, что переход к либеральной модели экономического регулирования виноградарства и виноделия в соответствии с общими требованиями глобализации станет приоритетом.

Организацию научного сопровождения в области виноградарства и виноделия можно назвать типичным примером вышеупомянутых процессов моделей экономического регулирования.

В рамках патерналистской модели научное сопровождение области осуществляется полностью за счет государства. Научно-исследовательская работа проводится профильными государственными учреждениями. Даже если исследования проводятся в основном независимыми (частными) исследовательскими учреждениями, финансирование предоставляется из государственных средств на основании контрактов на соответствующие проекты.

Основные особенности моделей экономического регулирования виноградарства и виноделия

Название модели

Характерные признаки

Условия использования

Основания для применение

Примеры применения

1

Патерналистская модель

Финансирование инфраструктуры, служащей становлению и развитию виноградарства и виноделия за счет прямых государственных инвестиций;

Предоставление масштабных субсидий хозяйствующим субъектам отрасли

Социально-экономическая значимость развития отрасли;

Ограниченные возможности для привлечения средств на развитие через негосударственные каналы

Финансовые возможности государства для достижения соответствующих целей

Российская

Федерация

2

Стимулирующая модель

Широкое использование экономических стимулов для поддержания стабильности на рынке продукции отрасли, повышения конкурентоспособности

Наличие развитых рынков винной продукции

Формирование институционального и экономического потенциала для реализации стимулирующих мер;

Активность на фондовом рынке

Страны-члены ЕС

3

Либеральная модель

Сосредоточение государственной деятельности на создании благоприятной среды на местах

Есть необходимость в привлечении новых инвесторов, в том числе иностранных;

Необходимость дать мощный импульс инновационному развитию

Стабильная государственная политика, направленная на обеспечение благоприятных условий работы для инвесторов

Чили

4

Смешанная модель

Чтобы создать условия для развития виноградарства и виноделия, государство должно в той или иной форме оказывать прямую помощь, поддержку и меры руководства

Особая потребность в поддержке конкурентоспособности продукции отрасли;

Ограниченные экономические возможности хозяйствующих субъектов, работающих в сфере

Государственные соответствующие финансовые ресурсы;

Относительно широкий потенциал развития отрасли

Аргентина, бывшая социалистические страны с виноградарством и виноделием в своей экономике

Помимо государства, в решении вопросов научного обеспечения стимулирующих и смешанных моделей участвуют ассоциации производителей и отдельные компании. Согласно либеральной модели исследования финансируются винодельнями. Эти учреждения в основном созданы винодельнями и предлагают инновации во всей производственной цепочке, а также проводят стратегические и экспериментальные исследования [5].

Переход от патерналистской модели к другим моделям также отражается в формировании организационной и институциональной структуры регулирования виноградарства и виноделия. В рамках этих моделей применяется практика создания специального регулирующего органа. Функции и структуры этих институтов определяются такими факторами, как уровень развития отрасли, сложившиеся традиции управления и реализованные стратегии [6]. В связи с этим существуют разные подходы к созданию этих институтов. Регулирующий орган формируется в одном случае как государственная организация, а в другом – как субъект частного права на основе участия представителей частного сектора [7].

Заключение

Тот факт, что предмет и задачи регулирования более тесно связаны с местными (в некоторых случаях даже на уровне микрозон) почвами, климатическими условиями и сложившимися производственными традициями, делает целесообразным обеспечение активной роли производителей как субъектов регулирования в среде государственной поддержки и реализации механизмов регулирования. В современных условиях, особенно в странах с богатым регуляторным опытом, фактор саморегулирования виноделов доказывает возможность достижения более эффективных результатов в обеспечении необходимой структуры, качества и других параметров продукта. Регулирование через общественные объединения предполагает определенные функции государственного регулирования. Это снимает «бремя» государственного регулирования. При этом эффективность государственного регулирования с точки зрения достижения соответствующих целей повышается. Во-вторых, общественные объединения виноделов в первую очередь выполняют административно-регулирующие функции, но в то же время могут осуществлять меры экономического регулирования. Эти меры связаны с мерами государственного регулирования и иногда служат для завершения государственного регулирования с точки зрения его направления.


Библиографическая ссылка

Гаджиева Л.Э.кызы ФУНКЦИИ И МОДЕЛИ МЕХАНИЗМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВИНОГРАДАРСТВА И ВИНОДЕЛИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 8-1. – С. 9-15;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1803 (дата обращения: 20.04.2024).