Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

О ВОПРОСАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ

Деменко О.Г. 1 Горшечников М.Ю. 2
1 Научно-исследовательский институт «Новая экономика и бизнес» ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
2 Коммуникационная группа Dentsu Aegis Network
Статья описывает основные проблемы цифровизации российской экономики, освещает вопросы перехода текущего ведения государственной деятельности на цифровую платформу. Обосновано развитие и формирование цифровой модели инновационного развития и комплексной системы мер для повышения конкурентоспособности и технологической независимости российской экономики в условиях современных технологических мегатрендов по интеграции и гармонизации различных научных дисциплин и открытий. Методология исследования носила аналитический характер, основное внимание автора уделено изучению законодательной базы в области цифровизации Российской Федерации на современном этапе. В прикладном отношении это составит базисную основу для создания прогнозно-аналитического инструментария, основанного на использовании методов статистического анализа для использования в государственных системах поддержки принятия решений по стратегическим вопросам социально-экономического развития, в том числе в формате ситуационного анализа. Результатом работы стал комплексный и научно обоснованный подход к изучению цифровизации, развитие теоретических основ и положений об усиливающейся роли цифровой экономики, напрямую влияющей на изменение привычных моделей отраслевых рынков, а также постоянно изменяющихся способов взаимодействия и взаимовлияния всех экономических субъектов. Статья подготовлена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова».
цифровизация
инновационное развитие
цифровая инфраструктура
цифровая экономика
1. Гретченко А.А., Деменко О.Г., Горохова И.В. Система управления инновационной средой: региональный аспект // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2017. – № 6 (96). – С. 176-182.
2. Горохова И.В., Деменко О.Г., Лопатин Е.Ю. Формирование научно-образовательных кластеров в нефтегазовой отрасли // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2016. – № 6 (90). – С. 118-123.
3. Литвинова А.В. Социокультурные детерминанты ориентации подростков на субкультуры // Психологическая наука и образование. – 2014. – № 1. – С. 37-46. – URL: www.psyedu.ru.
4. Конышева М.В. Рынок образовательных услуг в Российской Федерации: современное состояние и перспективы развития // Региональная экономика и потребительский рынок: современное состояние и тенденции развития^ cборник статей по материалам научно-практической конференции преподавателей, аспирантов, магистрантов Ивановского филиала Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова в рамках Второго межрегионального экономического форума с международным участием, посвященного 110-летию РЭУ им. Г.В. Плеханова «Плехановская весна». – 2017. – С. 238-243.
5. Макарова И.Г. О роли местного самоуправления в России: теория и перспективы развития // Наука и практика. – 2016. – № 4 (24). – С. 116-120.
6. Никулин Л.Ф., Гретченко А.И., Деменко О.Г. «Философичность» менеджмента сейчас // Наука и практика Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. – 2016. – № 3 (23).
7. Никулин Л.Ф., Гретченко А.А., Деменко О.Г. К вопросу о невозможности единой парадигмы менеджмента // Наука и практика Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. – 2016. – № 4 (24).
8. Савина Н.П. Особенности конкурентной борьбы в мировой отрасли нефти // Российский экономический интернет-журнал. – 2013. – № 4. – С. 51.
9. Савина Н.П. Россия и мировой рынок нефти // Российское предпринимательство. – 2014. – № 13 (259). – С. 102-113.
10. Худоренко Е.А. PR-технологии российских корпораций ТЭК: монография. Московский гос. ин-т международных отношений (ун-т) МИД России, Международный ин-т энергетической политики и дипломатии. – Мо., 2005.
11. Gretchenko A.I., Nikitskaya E.F., Valishvili M.A., Gretchenko A.A. (2018) Role of higher education institutions in developing hr potential in a forming innovation economy // Revista ESPACIOS. – 2018. – Vol. 39. – № 21. – P. 13.
12. Demenko O.G., Makarova I.G., Konysheva M.V. The origin and development of municipal self-government in Russia // Man in India. – 2017. – Т. 97. – № 20. – С. 381-390.

Статья описывает основные проблемы цифровизации российской экономики, освещает вопросы перехода текущего ведения государственной деятельности на цифровую платформу. Обосновано развитие и формирование цифровой модели инновационного развития и комплексной системы мер для повышения конкурентоспособности и технологической независимости российской экономики в условиях современных технологических мегатрендов по интеграции и гармонизации различных научных дисциплин и открытий.

Методология исследования носила аналитический характер, основное внимание автора уделено изучению законодательной базы в области цифровизации Российской Федерации на современном этапе. В прикладном отношении это составит базисную основу для создания прогнозно-аналитического инструментария, основанного на использовании методов статистического анализа для использования в государственных системах поддержки принятия решений по стратегическим вопросам социально-экономического развития, в том числе в формате ситуационного анализа.

Результатом работы стал комплексный и научно обоснованный подход к изучению цифровизации, развитие теоретических основ и положений об усиливающейся роли цифровой экономики, напрямую влияющей на изменение привычных моделей отраслевых рынков, а также постоянно изменяющихся способов взаимодействия и взаимовлияния всех экономических субъектов.

Статья подготовлена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова».

В последние годы можно видеть в самых разных направлениях и сферах деятельности такое понятие, как «цифровая экономика». Оно имеет место быть как в экономической теории (то есть, происходит процесс постепенного закладывания теоретического обоснования данной категории), так и непосредственно на практике.

В начале XXI века происходит становление и развития цифровых технологий на фоне научно-технического прогресса XX-XXI вв. Кроме того, мы можем наблюдать мировые процессы глобализации в экономической, социальной, политической и иных сферах жизнедеятельности общества.

Важно отметить, что информация в обществе и происходящих экономических явлениях и процессах постепенно становится важнейшим ресурсом. Любая информация, находящаяся в руках человека, может стать знанием. При этом, происходящие в обществе разного рода социально-экономические отношения уже реализуются в сетевом пространстве.

«Новая» экономика основывается, в первую очередь, на электронных технологиях, а все огромные массивы данных представляются в цифровом виде. Таким образом, переработка с помощью информационных технологий таких колоссальных объемов данных более эффективна. Она имеет более высокое качество в сравнении с предыдущими технологиями и методами переработки информации. Государства, которые более интенсивно используют информационные и цифровые технологии, имеют огромные конкурентные преимущества перед государствами, базирующимися на традиционных методах и технологиях.

Что касается электронно-информационной революции, то ее начало можно отнести к середине 1970-х гг., когда получили свое развитие глобальная сеть Интернет, появилась спутниковая связь и возникла возможность передавать всю необходимую информацию мгновенно в любой конец мира, беспроводным путем.

В последнее время подавляющее большинство сфер деятельности общества, а именно: финансовая, торговая, сельскохозяйственная, транспортная и т.д., являются составными частями цифровой экономики, как современного феномена, возникшего вполне закономерно.

Существует несколько причин, в соответствии с которыми информация и информационные технологии открыли множество путей и возможностей дальнейшего совершенствования экономической системы и экономического роста в целом, среди которых можно выделить следующие:

1) появление новых точек роста экономики и «цифровых долин»;

2) неограниченность площадок в рамках сети Интернет коммерческой направленности;

3) развития торговых и финансовых бирж в сети;

4) рост экономического эффекта продукции за счет, в первую очередь, снижения производственных издержек;

5) появление виртуальных предприятий и организаций, а также уменьшение размера «реальных» компаний, что, в свою очередь, способствует повышению конкурентоспособности функционирующего предприятия.

Основной целью создания национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», которая была утверждена Распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017 N 1632-р. является создание в Российской Федерации наиболее благоприятных условий для развития институтов цифровой экономики в рамках непосредственного государственного участия, а также участия бизнес-сообщества и общества граждан. Кроме того, цель программы состоит в обеспечении непрерывных, устойчивых темпов роста национальной экономики.

Основные задачи данной национальной программы развития цифровой экономики в Российской Федерации являются следующие.

1. Создание необходимых условий для повышения качества жизни населения России. Реализацию данной задачи планируется осуществлять путем создания новых эффективных условий для развития предпринимательства, а также за счет повышения качества и изменения внутренней структуры услуг социального характера.

2. Создание необходимых условий для участия бизнес-сектора и граждан в процессе становления цифровой экономики, в первую очередь, при помощи привлекательных организационных и нормативных условий, а также увеличения доверия к цифровым, информационным тенденциям экономического развития.

3. Конечно же, одной из наиболее приоритетных задач программы цифровой экономики является лидерство страны в технологическом плане в условиях утверждения глобального цифрового пространства.

4. Кроме того, существует острая необходимость в формировании новой структуры экономических активов, которые должны отвечать, соответствовать приоритетам развивающейся цифровой экономики.

5. Еще одной не менее важной задачей в рамках программы цифровой экономики является создание подходов к организации, в первую очередь, сферы услуг, производственных отраслей и отраслей торговли, которые бы всецело учитывали достижения цифровой экономики и были бы эффективны в рамках становления глобальной цифровой системы. Необходимо отметить приоритетное место сферы услуг в рамках цифровой экономики, так как именно она быстрыми темпами набирает обороты в рамках современных рыночных систем различных стран. Люди стремятся приложить свои умения и навыки, которыми они обладают, именно в сфере услуг. В скором времени, возможно, производственная сфера больше не будет требовать новой рабочей силы, так как с развитием информационных технологий и процессов цифровизации происходит полная автоматизация всех производственных процессов. Именно по этой причине сфера услуг – наиболее перспективная и привлекательная для трудовых ресурсов.

6. Очень важно в рамках развивающегося информационного пространства обеспечивать необходимый уровень безопасности и суверенитета на национальном уровне.

7. И, наконец, важнейшим направлением в рамках данной программы является обеспечение участия страны в процессе становления глобальной экосистемы цифровой экономики и глобального цифрового пространства.

Как отмечают отдельные исследователи «Человечество вступило в эпоху глобальных перемен». В ближайшее время получат новую форму и содержание основные сферы его жизнедеятельности – экономика и управление, наука и безопасность. Человек станет другим, что повлечет за собой трансформацию социальных отношении?. Дальнейшее проникновение цифровых технологии? в жизнь – одна из характерных особенностей будущего мира. Это обусловлено прогрессом в областях микроэлектроники, информационных технологии? и телекоммуникации?. Таким образом, цифровизация – процесс объективный, неизбежный и остановить его невозможно».

«Цифровая экономика – это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг [3]. Другими словами, цифровая экономика – это деятельность, непосредственно связанная с развитием цифровых компьютерных технологий, в которую входят и сервисы по предоставлению онлайн-услуг, и электронные платежи, и Интернет-торговля, и краудфандинг и прочее [2, 8]. Обычно главными элементами цифровой экономики называют электронную коммерцию, интернет-банкинг, электронные платежи, интернет-рекламу, а также интернет-игры»[1].

По мнению отечественных исследователей, «… ядром цифровой экономики является сектор производства цифровых товаров и оказания услуг, связанных с цифровыми технологиями. Статистика стран ОЭСР, несмотря на общемировую нестабильность, свидетельствует об устойчивом росте мировой торговли продуктами цифровой экономики (в среднем, рост составляет около 4%), опережающими темпами растет объем оказываемых услуг (до 30% в год) [6,9]. Увеличиваются расходы предприятий на исследования, связанных с цифровыми технологиями, что указывает на то, что сектор цифровых технологий играет ключевую роль в инновациях [5]. Развивается и становится доступней цифровая инфраструктура [4, 11] повышается качество коммуникационных сетей по мере внедрения технологий 4G и оптоволоконных средств передачи данных, при этом снижаются цены, в частности, на услуги мобильной связи, увеличиваются возможности по использованию мобильных устройств для доступа в Интернет, что, в конечном итоге, позволяет прогнозировать все больший охват и развитие цифровых технологий в мире.

Существует значительный потенциал использования современных цифровых технологий в деятельности фирм. Важно уделять внимание таким аспектам, как использование современной вычислительной техники, программного обеспечения, наличия квалифицированных специалистов. Необходимо учитывать, что цифровые технологии обладают существенным потенциалом для ускорения инновационных процессов, поэтому показатели инвестиций в развитие цифрового потенциала фирмы являются важным фактором ее конкурентоспособности в современных условиях. Появляющиеся новые модели ведения бизнеса, сетевые структуры, основывающиеся на коллективных методах производства и потребления, трансформируют традиционные рыночные отношения и требуют выработки новых решений в области управления современной фирмой. Дальнейшее развитие цифровых технологий имеет значение для всей экономики в целом [5,7]. Если сейчас на долю розничной торговли в Интернете приходится около 10% всех трансакций, то в будущем их число будет только расти. Правительства многих стран, прогнозируя такие изменения, все больше стремятся к развитию цифровой экономики, используя ее преимущества для ответа на ключевые вызовы современности, такие как снижение уровня безработицы, борьба с бедностью, деградация окружающей среды [9]. Современные национальные цифровые стратегии касаются вопросов развития экономики, создания инновационных предприятий, повышения занятости населения, формирования эффективного общественного сектора. О важности развития цифровой экономики все чаще заявляется и в России.

Подводя итог сказанному, важно отметить, что основополагающим фактором успешной деятельности в рамках цифровой экономики, которая по своей сути высококонкурентна и высокотехнологична, является создание новых эффективных моделей управления технологическими процессами и большими массивами данных.

Данные модели дают возможность осуществлять наиболее оперативное реагирование, а также моделировать и прогнозировать потенциальные ситуации и проблемы, которые могут иметь место в рамках нового информационного общества. Происходит формирование основных направлений политики Российской Федерации в сфере рассматриваемого феномена цифровой экономики, осуществляется модернизация отраслей, видов услуг, организации и форм различных операций на фоне развития информационных технологий, в том числе, в экономике. Именно это развитие и создает прочную основу для создания новых рынков и качественно новых условий дальнейшего развития и функционирования рынка.

Ведущим активом, которым располагает государство (в лице соответствующих органов), предпринимательский сектор и граждане, становятся огромные массивы данных и технологии по их обработке и анализу. Кроме того, важно отметить, что в информационном пространстве отсутствуют, как таковые, физические границы, что позволяет иметь в своем распоряжении практически безграничный массив данных, доступный многочисленным участникам глобального экономического пространства.

Разработка и внедрение технологий, новых управленческих моделей, а также методов и инструментов прогнозирования, что очень важно на современном этапе, является стратегически важной задачей для социально-экономического благосостояния граждан практически любого государства.

В современном мире «выигрывает», находится на первых позициях по развитости экономической системы государство, которое реализует более продвинутые технологии и информационные программы, а также занимается разработкой более совершенных способов и методов прогнозирования в рамках постоянно развивающейся экономики.

Правовой основой данной Программы развития цифровой экономики в Российской Федерации является, в первую очередь, Конституция РФ, ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и иные нормативно-правовые акты, призванные регулировать отношения, возникающие в сфере информационных технологий[11,12].

Иными словами, научно-технический прогресс и процессы информатизации и автоматизации затрагивают практически все стороны общественной жизни, в том числе, и экономическую систему. Экономика – это такая область деятельности и познания, которая находится в постоянном динамичном развитии, а информационные технологии ускоряют темп экономического развития в разы.


Библиографическая ссылка

Деменко О.Г., Горшечников М.Ю. О ВОПРОСАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2018. – № 1. – С. 29-33;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=18 (дата обращения: 19.06.2024).