Введение
Развитие цифровых технологий является актуальным направлением развития для экономик большинства государств. Создание и развитие цифровых технологий способствует повышению уровня конкурентоспособности государства.
Эффективное развитие экономики государств предполагает активное развитие и использование целого комплекса инновационного (цифрового) потенциала.
В текущих условиях развития стран цифровизация различных сфер деятельности рассматривается как один из наиболее эффективных способов улучшения состояния экономического развития.
Мировое распространение цифровых технологий в большинстве стран позволило осознать острую необходимость развития правового регулирования инновационных технологий, внедряемых в различных сферах деятельности.
Необходимость изменения правового регулирования также обусловлена и наличием проблем в данной сфере. По этой причине в настоящий момент политика ряда государств направлена на развитие и совершенствование национальных стратегий развития цифровых технологий и активное внедрение нормативно-правовых актов с нормами непосредственного действия на различные сферы деятельности.
Российское регулирование правовых вопросов в части информационных технологий имеет ряд противоречий. Поэтому основными задачами государственного регулирования на текущий момент времени являются развитие стратегии информационного общества, создание благоприятного правового поля, позволяющее увеличить количество инновационных разработок, а также устранение имеющихся барьеров, которые сдерживают развитие инновации.
Цель исследования: изучить правовые аспекты цифровизации в финансовой сфере.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить правовое регулирование цифровизации в финансовой сфере;
2. Провести анализ наличия ограничений развития цифровизации в финансовой сфере;
3. Изучить влияние регулятивной площадки на цифровизацию в финансовой сфере.
Материал и методы исследования: анализ, синтез, дедукция, индукция, обобщение, сравнение.
Результаты исследования и их обсуждение
Актуальность правового регулирования внедрения и использования цифровых технологий обусловлена активной цифровизацией всех сфер деятельности человека. Мировое развитие цифровизации позволило осознать острую необходимость развития правового регулирования инновационных технологий, внедряемых в различных сферах деятельности.
В настоящее время некоторые страны уже имеют определённый опыт решения правовых проблем в этой сфере. Государственное регулирование ряда стран направлено на развитие национальных стратегий развития инновационных технологий и внедрение нормативно-правовых актов с нормами непосредственного действия [1].
Совершенствование и развитие правого регулирования цифровых технологий в любой сфере положительно сказывается на экономическом развитии страны в целом.
В России уже имеется определенная законодательно-нормативная база регулирования цифровизации в различных сферах деятельности общества, также в государстве уже функционирует ряд институтов развития инноваций, которые направлены на разработку и внедрение цифровизации в различные сфера, в том числе и в финансовую сферу.
Однако, в российской практике также существует понимание того, что в настоящий момент уже назрела проблема развитии правового регулирования цифровизации.
Результаты некоторых исследований показали, что реализация и последующее развитие инновационных технологий в финансовой сфере может быть сдержано из-за ограничений законодательства [2].
Часто разработчики инновационных проектов уже готовы запустить их на рынок, но действующее законодательство либо не готово к внедрению проектов, либо имеются противоречия в законодательстве. Зачастую государство не успевает за развитием цифровых технологий, именно поэтому замедляется их развитие.
Основная задача государства в правовом регулировании цифровых технологий – создать благоприятные условия развития инновационных технологий как в финансовой, так и в остальных сферах деятельности.
В Российской Федерации с 31 июля 2020 года вступил в силу Федеральный закон «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» от 31.07.2020 N 258-ФЗ [3]. Федеральный закон принят с целью обеспечения благоприятных условий для развития цифровых технологий в различных сферах деятельности, таких как медицинская деятельность, проектирование, образование, сфера услуг, энергетика, торговля, банковская сфера, логистика, искусство, сельское хозяйство, строительство, промышленное производство, а также в финансовая сфера.
Основными задачами введения закона для финансового рынка являются:
− Тестирование цифровых технологий в финансовой сфере без риска нарушения текущего законодательства;
− Анализ основных рисков и угроз при внедрении цифровых технологий;
− Разработка рекомендаций по снижению возникновения возможных рисков и угроз;
− Принятие решения о целесообразности внедрения цифровых технологий в финансовую сферу;
− Реализация ряда мероприятий, направленных на внедрение цифровых технологий в финансовую сферу;
− Формирование эффективного и безопасного правового поля;
− Совершенствование государственного регулирования.
Тестирование цифровых технологий состоит из 4 основных этапов:
1) Поступление заявки. Любая организация, которая разработала инновационную технологию, может инициировать подачу заявки. Подача заявки направляется в Банк России.
2) Оценка целесообразности рассмотрения заявки. Инициативное предложение оценивается уполномоченным органом (Банком России) в соответствии с требованиями.
3) Проведение пилотирования. На данном этапе осуществляется тестирование цифровых технологий, анализ рисков и определение основных угроз, возникающих в процессе реализации инновационного продукта, оценивается эффективность внедрения инновационной технологии для рынка, его участников и населения в целом.
4) Принятие решения о целесообразности внедрения инновационного решения.
В рамках реализации Федерального закона «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» от 31.07.2020 N 258-ФЗ планируется создание регулятивной площадки, которая позволит пилотировать инновационные финансовые технологии, различные финансовые продукты и услуги без риска действующего законодательства.
Государство предоставляет реальную возможность протестировать цифровые технологии без риска нарушения действующего законодательства в условиях экспериментального правового режима.
Регулятивная площадка позволит провести оперативную проверку эффекта технологий внедрения инновационных финансовых технологий и сервисов для финансовой сферы, обеспечит анализ рисков и определение основных угроз, возникающих в процессе реализации инновационного продукта, а также позволит сформировать предложения для совершенствования действующего правового регулирования и создать правовые условия для эффективной реализации технологий.
Ожидается внесение в российское законодательство следующих изменений: формирование статуса инновационных технологий в финансовой сфере, определение их понятий, исходя из обязательности рубля в качестве единственного законного платежного средства в Российской Федерации; создание требований к организациям, осуществляющим деятельность по созданию новых структур для функционирования криптовалютных платформ; контроль привлечения денежных средств путем размещения токенов [4].
Принятие вышеперечисленных изменений в законодательство обеспечит эффективное развитие финансовых инновационных технологий в интересах как государства, так и населения.
Регулятивная площадка – эффективный инструмент для моделирования новых процессов, связанных с применением таких инструментов, как SupTech (supervision technology) и RegTech (regulatory technology) [4].
SupTech предусматривает активное внедрение и использование регуляторами инновационных технологий, таких как Big Data, облачные технологии, искусственный интеллект и другие, для совершенствования процессов контроля за работой участников финансовой сферы. Данные цифровые технологии позволят:
− Сократить временные затраты;
− Автоматизировать процессы;
− Консолидировать данные в цифровой формат, тем самым обеспечить высокий уровень качества информации;
− Повысить достоверность информации
− Усовершенствовать систему принятия решений [5].
RegTech предполагает использование регуляторами инновационных технологий с целью улучшения эффективности выполнения требований и управления рисками. Применение инструментов RegTech способствует:
− Идентифицировать клиента;
− Обнаружить подозрительную активность;
− Заблаговременно предотвратить мошенничество;
− Автоматизировать процедуру финансовой отчетности [6].
Регулятивная площадка рассматривается как ключевой фактор устойчивого развития инновационных технологий в финансовой сфере [4]. Такая площадка является эффективным инструментом, позволяющим проверить работу инновационного решения в ограниченной среде.
Регуляторные площадки получили свое распространение и в мировой практике, они существуют в США, Великобритании, ОАЭ, Гонконге, Дании, Сингапуре, Таиланде, Австралии и др.
Совершенствование правого регулирования цифровых технологий в любой сфере имеет огромное значение для экономического развития страны в целом. Создание и развитие цифровых технологий способствует повышению уровня конкурентоспособности государства.
В настоящее время политика государства направлена на минимизацию имеющихся барьеров, препятствующих развитию цифровых технологий, и созданию благоприятного правового поля для реализации инновационных технологий.
Одновременно с этим разрабатывается ряд мероприятий, направленных на создание абсолютной новой системы управления цифровыми инновациями, которая будет отличаться высокой гибкостью, в том числе с помощью развития регуляторных площадок, площадок для технологического и организационного тестирования новых цифровых технологий.
Заключение
Для экономического роста государства огромное значение имеет создание и развитие цифровых технологий. Цифровизация способствует повышению уровня конкурентоспособности государства.
По этой причине в настоящее время политика государства направлена на минимизацию имеющихся барьеров, препятствующих развитию цифровых технологий, и созданию благоприятного правового поля для реализации инновационных технологий.
В России правовое регулирование цифровизации в финансовой сфере имеет ряд противоречий. Основной задачей государственного регулирования на текущий момент времени является устранение этих противоречий и решение имеющихся проблем. Политика государства нацелена на развитие стратегии цифрового общества, создание такого правового поля, которое устранит имеющиеся барьеры и позволит оперативно создавать и внедрять цифровых технологий в жизнь.
В ходе исследования были решены следующие задачи:
− Изучено правовое регулирование цифровизации в финансовой сфере;
− Проведен анализ наличия ограничений развития цифровизации в финансовой сфере;
− Изучено влияние регулятивной площадки на цифровизацию в финансовой сфере.
Библиографическая ссылка
Ставрова О.В., Комова Н.Д., Тяпкина А.С., Александрова В.С., Гусейнова С.Э. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ В ФИНАНСОВОЙ СФЕРЕ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 7-2. – С. 201-205;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1799 (дата обращения: 03.12.2024).