Введение
Исследования инновационной деятельности зарубежных стран показывают, что университеты играют значительную роль в создании инновационных продуктов и услуг, вносят весомый вклад в региональное инновационное развитие. В последние годы вузы в России, правда, далеко не везде, тоже становятся центрами инновационного развития (далее – ИР) регионов. В связи с этим актуальным становится вопрос о регулировании инновационного развития регионов, с учетом влияния научно-инновационной деятельности (далее НИД) вузов.
Разработкой и развитием методических аспектов оценки ИР регионов и НИД вузов с применением методов интегральных и экспертных оценок, кластерного анализа, эконометрического инструментария занимались следующие авторы – А.А. Тер-Григорьянц, Р.М. Нижегородцев, Н.П. Горидько, Е.А. Третьякова Д.Ю. Трещевский, Ю.В. Вертакова, Т.Н. Плотникова, М.Л. Ушвицкий, М.В. Власов, Е.В. Огурцова, С.К. Куижева и М.А. Масыч, А.А. Бодункова, И.П. Черная, Л.С. Мазелис, О.В. Лешуков, Д. Г. Евсеева, А.Д. Громов, Д.П. Платонов и др. Однако, анализ большого количества научных работ показывает, что исследований связи НИД вузов с ИР регионов крайне мало, оценке влияния вузов на региональное инновационное развитие уделяется недостаточно внимания.
Цель настоящей статьи представить разработанный на основе процессного подхода к анализу бизнес-процессов вузов и регионов алгоритм принятия управленческих решений по регулированию ИР регионов и НИД вузов.
Материалы и методы исследования
Одним из подходов к оценке ИР регионов с учетом влияния НИД вузов является процессный подход. Главное место в процессном подходе занимают бизнес-процессы. В.Г. Елиферов и В.В. Репин дают следующее определение. «Бизнес-процесс – это совокупность различных видов деятельности, где «на входе» используются один или несколько видов ресурсов, а на «выходе» в результате этой деятельности создаются продукты и услуги, которые представляют ценность для потребителя» [1].
Результаты исследования и их обсуждение
Согласно данному подходу ИР и НИД представляют собой сложные нелинейные системы, внутри которых находятся взаимосвязанные наборы определенных бизнес-процессов, а также дальнейшие работы по их оптимизации и реорганизации [2, 3]. Процессный подход дает возможность сконцентрироваться не на отдельных структурных элементах системы, а на оценке и управлении бизнес-процессами, связывающими эти элементы [4]. Процессный подход к управлению позволяет сфокусировать внимание на получении конечного результата процесса, поднимая степень координации выполнения операций и резко ускоряя бизнес-процессы, повышая тем самым качество работы [5].
НИД вузов – подсистема для системы бизнес-процессов ИР регионов. Однако, помимо НИД вузов в системе ИР регионов существуют и другие элементы (подсистемы), оказывающие на нее влияние (рис. 1, 2).
Это могут быть органы государственной власти, финансовые организации, промышленные, сельскохозяйственные предприятия и их кластерные объединения, научно-исследовательские институты, и др. [6].
При моделировании за основу была принята базовая классификация бизнес-процессов и выделены основные бизнес-процессы в инновационном развитии регионов и вузов, такие как выполнение НИР, НИОКР, подготовка научных кадров, а также вспомогательный бизнес-процесс ресурсного обеспечения и бизнес-процесс управления.
Каждый бизнес-процесс НИД вузов вписывается в свой бизнес-процесс ИР регионов, поэтому они укрупненно выделены на первом уровне детализации. Только так можно оценить влияние бизнес-процессов НИД вузов на бизнес-процессы и результаты ИР регионов.
Фундаментальные, прикладные исследования, выполняемые вузами, вносят свой вклад в реализацию бизнес-процесса выполнения НИР, НИОКР в системе процессов ИР регионов. Подготовка научных кадров в вузах является составной частью подготовки научных кадров в регионах.
Реализация основных бизнес-процессов зависит от вспомогательного бизнес-процесса ресурсного обеспечения, снабжающего основные процессы информационными, человеческими, финансовыми и материально- техническими ресурсами. Благоприятная среда для успешной реализации основных бизнес-процессов создается за счет элементов инновационной и информационной инфраструктуры вузов и регионов.
Результаты реализации основных бизнес-процессов НИД вузов – продукты интеллектуальной деятельности и показатели публикационной активности научных работников, а также защиты кандидатских и докторских диссертаций.
Показателем уровня результативности ИР регионов и НИД вузов становится объединение результатов основных бизнес-процессов на выходе.
Максимально возможный уровень результативности ИР региона и НИД вуза зависит от бизнес-процесса управления. Предложенные модели бизнес-процессов НИД вузов и ИР регионов создают основу для последующей методической проработки, детализации оценочного аппарата по показателям НИД и ИР.
Анализ и оценка уровня реализации бизнес-процессов НИД вузов и ИР регионов осуществляется по методике, включающей в себя ряд последовательных этапов (рис. 3).
При выборе показателей бизнес-процессов НИД вузов и ИР регионов учитываются их содержательные характеристики, а также их доступность в официальных статистических базах данных. Обеспечить сопоставимость данных между регионами различных масштабов позволяет их стандартизация путем перевода в относительные значения. Для этого применяются относительные величины (доли), а объемные показатели пересчитываются на 1 или 100 студентов, 1 или 100 научно-педагогических работников, на 1000 или 100000 человек населения региона.
Рис. 1. Модель бизнес-процессов ИР регионов на верхнем уровне декомпозиции
Рис. 2. Модель бизнес-процессов НИД вузов на верхнем уровне декомпозиции. *разработано автором **БП – бизнес-процесс
Рис. 3. Методика оценки уровня реализации бизнес-процессов НИД вузов и бизнес-процессов ИР регионов. * разработано автором
По стандартизованным значениям рассчитываются нормализованные значения показателей (далее – НЗ), которые характеризуют уровень, достигнутый в регионе, по сравнению со средним уровнем по федеральному округу в целом. Если НЗ больше единицы, то достигнутый в регионе уровень выше, чем в среднем по федеральному округу и наоборот.
Затем рассчитываются групповые индексы по каждому бизнес-процессу и его результату, а также формируются интегральные индексы, комплексно характеризующие состояние НИД вузов и ИР регионов.
Расчет группового индекса производится по формуле:
(1)
где Gu, rБП p, r – групповой индекс бизнес-процесса или его результата НИД вузов или ИР регионов; НЗ p, r – нормализованное значение показателя, характеризующего процесс или результаты НИД вузов или ИР регионов; n – количество показателей. Если значение группового индекса выше единицы, то достигнутый в регионе уровень реализации бизнес-процесса или его результата выше, чем в среднем по федеральному округу и наоборот.
По значениям групповых индексов рассчитываются интегральные индексы (по формуле средней арифметической), комплексно характеризующие бизнес-процессы НИД вузов и ИР регионов.
Для интегральной характеристики входа в основные бизнес-процессы НИД вузов производится объединение результатов оценки уровня реализации бизнес-процесса ресурсного обеспечения и его результата:
(2)
где G u,r БП – значение группового индекса бизнес-процесса или его результата по вузу или региону, характеризующего процесс; n – количество групповых индексов.
Затем на основе полученных значений интегральных индексов НИД вузов и ИР регионов проводится итоговая комплексная оценка, которая объединяет оценку уровня ИР регионов и уровня результативности НИД вузов. Для этого используется разработанная матрица комплексного оценивания, которая позволяет выделить определенные типы регионов в соответствии с квадрантами (рис. 4).
Рис. 4. Матрица комплексного оценивания результативности НИД вузов и ИР регионов. * разработано автором
В заключение, для оценки степени влияния отдельных бизнес-процессов НИД вузов на ИР регионов используется метод корреляционно-регрессионного анализа. Рассчитываются коэффициенты корреляции между интегральными индексами выходов НИД вузов и интегральными индексами выходов ИР регионов, если коэффициент корреляции (R) = 0, влияние отсутствует; 0 < R < 0,3 – влияние слабое, 0,3 < R < 0,5 – влияние среднее; 0,5 < R < 0,9 – влияние сильное[1]. На основе полученных данных строится регрессионная модель, показывающая влияние на результаты ИР регионов уровня реализации бизнес-процессов НИД вузов.
На основе полученных результатов производится комплексная оценка НИД вузов и ИР регионов по их бизнес-процессам. Выявляются возможный дисбаланс между уровнем реализации НИД вузов и ИР регионов для исследуемых территорий, а также диспропорции в реализации отдельных бизнес-процессов ИР регионов и НИД вузов. По результатам проведенного исследования разрабатывается алгоритм принятия управленческих решений, формулируются основные направления регулирующего воздействия для исследуемых регионов в зависимости от их места в квадрантах на матрице комплексного оценивания результативности НИД вузов и ИР регионов (рис. 4). Он предусматривает использование авторской методики, необходимой для того, чтобы диагностировать ситуацию, выявлять дисбалансы и диспропорции и обосновывать целенаправленные управленческие решения по нивелированию выявленных проблемных зон.
Субъекты управления бизнес-процессами ИР регионов и НИД вузов (рис. 5) – органы региональной власти в лице министерств и ведомств и руководители вузов. Основные этапы реализации алгоритма – сбор статистической информации о состоянии НИД вузов и ИР регионов; проведение оценки реализации бизнес-процессов; выявление диспропорций реализации и результата бизнес-процессов; формулирование направлений и конкретных мер регулирующего воздействия с целью повышения уровня результативности бизнес-процессов НИД вузов и ИР регионов.
Алгоритм предполагает реализацию всего комплекса функций управления (осуществление планирования, организации, мотивации, контроля и координации бизнес-процессов).
Рис. 5. Алгоритм принятия решений по регулированию ИР регионов и НИД вузов. * разработано автором
Выводы
Таким образом, оценка вклада НИД вузов в инновационное региональное развитие – проблема весьма актуальная, требующая разработки и дополнительных исследований, поскольку этой оценке в научной литературе уделяется недостаточно внимания.
Использование процессного подхода в комплексной оценке ИР регионов и НИД вузов для формирования эффективных управленческих решений в этих сферах позволяет фокусироваться на отдельных ключевых бизнес-процессах, касающихся НИД, а не охватывать всю деятельность в целом.
Предложенный автором алгоритм принятия решений по регулированию ИР регионов с учетом влияния НИД вузов на основе разработанной методики позволяет одновременно проводить типологизацию исследуемых регионов по уровню сбалансированности развития НИД вузов и ИР регионов и составляющих их бизнес-процессов, и на ее основе предлагать определенные меры, регулирующие эти сферы и позволяющие устранять возникающий дисбаланс и диспропорции.
[1] Шкала Чеддока.
Библиографическая ссылка
Носков А.А. ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД К РАЗРАБОТКЕ АЛГОРИТМА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ С УЧЕТОМ ВЛИЯНИЯ НАУЧНО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗОВ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2018. – № 7. – С. 127-133;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=179 (дата обращения: 27.12.2024).