Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РФ

Шер М.Л. 1 Миронов Л.В. 2
1 СКФ ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», ФГБОУ ВО «Кубанский Государственный Университет»
2 ФГБОУ ВО «Кубанский Государственный Технологический Университет», СКФ ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия»

В статье обсуждаются вопросы, связанные с государственным регулированием инвестиционных процессов в экономике России на современном этапе. Государство, наравне со всеми участниками инвестиционного процесса заинтересовано в создании инвестиционной инфраструктуры, в финансировании научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в разработке долгосрочных стратегических планов инновационного развития, поскольку инвестиции позволяют развивать экономику. Благоприятная среда для развития инвестиционной деятельности в регионах позволяет поддерживать российский бизнес и обеспечивать его конкурентоспособность. Деятельность государства представляет собой институт инвестиционных отношений по регулированию и поддержке инвестиционного режима на международном, национальном и региональном уровнях. В своей работе авторы раскрывают вопросы важности и необходимости увеличения уровня финансового обеспечения инвестиций в основной капитал, рассматривают составляющие инвестиционного климата территорий и, имеющиеся определенные барьеры в организации инвестиционной деятельности, поскольку без решения данного вопроса, невозможно решить в перспективе вопросы, связанные с ростом экономики страны.

инвестиционная деятельность
инвестиционная привлекательность
государственное регулирование
инновационные процессы
эффективная экономическая политика
правовое регулирование инвестиционной деятельности
1. Богатырев А.Г. Инвестиционное право. М.: Российское право, 1992. 272 с.
2. Бочкарева Е.А., Бутько Л.В. Административное и финансовое право в условиях новой экономической реальности: опыт и перспективы // Журнал юридических исследований. 2018. Т. 3. № 1. С. 148-158.
3. Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/departments/d19/gosudarstvennaya_programma_ekonomicheskoe_razvitie_i_innovacionnaya_ekonomika (дата обращения: 23.05.2021).
4. Мороз С.П. Инвестиционное право: учебник. М.: ЮСТИЦИЯ, 2018. 72 с.
5. Постановление Правительства РФ от 31.03.2020 N 376 (ред. от 31.03.2021) «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349854 (дата обращения: 23.05.2021).
6. Постановление СФ ФС РФ от 08.07.2020 N 274-СФ «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=744533#07046212116224888 (дата обращения: 23.05.2021).
7. Старшов А.А. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в Российской Федерации // Концепт. 2019. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-investitsionnoy-deyatelnosti-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 23.05.2021).
8. Фархутдинов И.З., Трапезников В.А. Инвестиционное право: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2018. 273 с.
9. Федеральный закон от 25.02.1999 № 149 ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации» (ред. от 08.12.2020) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_101534/3e82feb052a80e2dc03247fbca682fb489ec8e42/#dst100016 (дата обращения 20.05.21).
10. Федеральный закон от 01.04.2020 N 69-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=372945#0714782716843007. (дата обращения: 20.04.21).
11. Чуб Б.А. Управление инвестиционными процессами в регионе: монография. М.: Буквица, 1999. 186 с.
12. Шер М.Л., Опрышко Е.Л., Миронов Л.В. Пути развития инвестиционной привлекательности и стратегический аудит предприятий // Экономика и предпринимательство. 2017. № 9-1 (86). С. 973-977.
13. Шер М.Л. Проблемы оценки эффективности инвестиционных проектов в посткризисных условиях // Управление социально-экономическим развитием регионов: проблемы и пути их решения: материалы Международной научно-практической конференции (Курск, 1 июля 2011 г.) / отв. ред. Горохов А.А. Курск: Юго-Западный государственный университет, 2011. С. 266-268.
14. Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России 2021 года. [Электронный ресурс]. URL: https://delen.ru/investicii/rejting-regionov-po-investicionnoj-privlekatelnosti.html (дата обращения: 23.05.2021).
15. Совершенствование корпоративного законодательства и привлечение инвестиций. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/investicionnaya_deyatelnost/sovershenstvovanie_korporativnogo_zakonodatelstva_i_privlechenie_investiciy (дата обращения: 23.05.2021).
16. Тезисы выступлений Министра экономического развития Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/7adc655f8401c1ab850ecd59abc67264/invest_.pdf (дата обращения: 23.05.2021).

«Наилучший способ измерить ваш инвестиционный успех заключается не в том, чтобы заработать больше рынка, а в том, чтобы иметь финансовый план и поведенческую дисциплину и следовать им. Именно они (план и дисциплина), наиболее вероятно, приведут вас туда, куда вы хотите».

Бенджамин Грэхэм (Benjamin Graham)

Введение

В условиях действительности разработка концептуальных основ инновационно-ориентированной инвестиционной политики российских регионов является приоритетной в экономическом развитии. Важное место в этом вопросе занимает правовое регулирование процесса реализации инвестиционной политики на местах, от начала разработки комплексных программ до окончательного решения вопросов по инвестиционному обеспечению инновационно-ориентированных предприятий. Потенциальные инвесторы в приоритете видят вложение своих средств в перспективные отрасли хозяйства и инновационные технологии реального сектора национальной экономики. Современные инновационные технологии не всегда быстро окупаемы, что вызывает определенные «опасения» у инвесторов, поэтому необходимо расширять действие льгот, преференций, когда инвестиции используются на инновационные цели.

Инвестиционная деятельность является очень важным инструментом развития экономики любого государства, поскольку позволяет возводить новые промышленные и торговые объекты, создавать научно- исследовательские центры и т.д. Но все эти вопросы, возникающие в процессе инвестиционной деятельности, напрямую связаны с их правовым регулированием, которое в том числе должно защищать интересы инвесторов. В федеральном законе от 01.04.2020 N 69-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации» прописано регулирование отношений, возникающих в связи с осуществлением инвестиций на основании соглашения о защите и поощрении капиталовложений [10]. В рамках данного закона прописано создание государственной информационной системы «Капиталовложения», позволяющей осуществлять информационное обеспечение процессов в рамках поддержки развития инвестиционной и хозяйственной деятельности, защиту и поощрение капиталовложений в инвестиционно-инновационной деятельность в РФ.

Инвестиционное право – это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу привлечения, использования и контроля за инвестициями и осуществляемой инвестиционной деятельностью, а также отношения, связанные с ответственностью инвесторов за действия, противоречащие законодательству [1].

Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (ред. от 08.12.2020) определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, на территории Российской Федерации регулируются международными договорами и нормативными правовыми актами Российской Федерации [9].

Основы правового регулирования инвестиционной деятельности регламентируют внутриэкономическое взаимодействие, такое как, порядок использования имеющихся на территории производственных факторов, потоки финансовых средств, направляемых на реализацию инвестиционных проектов, систему налогообложения, льготы и государственные гарантии. Обеспечение реализации современных проектов, связанных с инвестированием различной деятельности достигается за счет применения имеющегося инвестиционного потенциала территорий, где все показатели должны показывать отрегулированную совокупность финансовых ресурсов, проявляющихся в материальных, технических и нематериальных активах. Инвестиции позволяют сформировать и развить передовые инновационные технологии, что в свою очередь, принесет развитие как территорий, так и страны в целом, предоставит большую социальную отдачу, что на сегодняшний момент является очень важным фактором.

Рассматривать инвестиционную деятельность в отрыве от норм права невозможно, поскольку она затрагивает большое количество как участников, так и средств. «Институт инвестиционного права – это объективно-обусловленная структура, состоящая из норм инвестиционного права, объединенная в единый правоприменительный комплекс, согласованно регулирующий качественно однородный определенный вид общественных отношений в сфере инвестиционной деятельности» [8].

Вся мировая и российская экономики оказались в достаточно затяжном кризисе, который привел многие страны к сложному состоянию экономической ситуации. Россия и остальные государства вынуждены адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам в жестких внешних условиях, которые существенно влияют на всю экономическую и социальную ситуацию внутри страны.

Экономический кризис 2020 года оказал глобальное негативное влияние на экономику РФ, кроме того, из-за введенных санкций и в условиях снижения нефтегазовых котировок кардинально снизилась инвестиционная привлекательность большинства регионов и страны в целом. Перед руководством страны стоит важная задача посткризисного восстановления экономики в целом, использовать научный и технический потенциал для привлечения инвесторов. Привлекать инвестиции не только в традиционные сферы, но и с учетом вызовов современности, развивать экологию, лекарственную безопасность, биотехнологию, таргетную терапию, прорывные генетические технологии.

Ключевым результатом инвестиционно-инновационной деятельности в России в целом, является повышение инвестиционного потенциала регионов. В рамках работы экономического Форума в Санкт-Петербурге составлен рейтинг инвестиционной привлекательности регионов Российской Федерации. В лидерскую «пятерку» вошли Москва, Республика Татарстан, Тюменская область, Тульская область и Республика Башкортостан.

Оценим современное состояние инвестиционного климата в ряде субъектов РФ (таблица).

Распределение субъектов РФ по рейтингу инвестиционного климата 2020 [14]

Регион

Место в 2020 г.

Место в 2019 г.

Динамика

Амурская область

26

 

Белгородская область

7

8

+1

Воронежская область

15

15

Ивановская область

28

Калининградская область

23

30

+7

Калужская область

8

4

-4

Камчатский край

27

28

+1

Краснодарский край

6

13

+7

Ленинградская область

13

9

-4

Липецкая область

24

23

-1

Москва

1

1

Московская область

5

7

+2

Нижегородская область

18

Новгородская область

11

14

+3

Новосибирская область

19

19

Республика Башкортостан

9

16

+7

Республика Саха (Якутия)

20

22

-2

Республика Татарстан

2

2

Самарская область

22

24

+2

Санкт-Петербург

4

5

+1

Сахалинская область

30

Смоленская область

16

20

+4

Тамбовская область

21

12

-9

Тульская область

3

6

+3

Тюменская область

12

3

-9

Удмуртская Республика

29

29

Ульяновская область

17

10

-7

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

14

17

+3

Челябинская область

25

21

-4

Ярославская область

10

18

+8

Как видно из таблицы, являющейся выдержкой из национального рейтинга состояния инвестиционного климата в регионах России, который ежегодно готовит Агентство стратегических инициатив (АСИ) совместно с деловыми объединениями, первое место занимает Москва заняла первое место, второе место – Республика Татарстан, третью строчку рейтинга заняла Тульская область. В первую десятку рейтинга вернулся Краснодарский край, вошли Республика Башкортостан и Ярославская область [14].

В данном рейтинге оценивается работа региональных управленческих команд по созданию благоприятных условий ведения бизнеса в регионе. Он рассчитывается на основе опросов предпринимательского сообщества данной территории и учитывает инвестиционный потенциал и инвестиционный риск. Руководство данных регионов проводит грамотную политику, направленную на привлечение инвестиций, предоставляет преференции, льготы для инвесторов, представляет интересные проекты для развития бизнеса в своих территориях.

Из анализа различных аналитических источников можно сделать вывод о том что, российские регионы остаются привлекательными для инвесторов, несмотря на потери некоторых европейских партнеров и общую политическую ситуацию в мире по отношению к нашей стране, что говорит о правильном стратегическом направлении, осуществляемом руководством, в частности, Совет Федерации в Постановлении от 8 июля 2020 года № 274-СФ «О предложениях Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по формированию концепции федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» рекомендовал Правительству Российской Федерации стимулировать применение субъектами Федерации инвестиционного налогового вычета, в том числе обеспечив признание данного вычета эффективной налоговой льготой, и предусматривая ассигнования из федерального бюджета на частичную компенсацию выпадающих доходов региональных бюджетов от применения инвестиционного налогового вычета [6].

Происходящие трансформации в обществе, полностью меняют содержание экономики, которая становится цифровой, и это меняет подходы в инвестиционной деятельности – инвестиции не рассматриваются без инноваций, что в свою очередь накладывает определенный отпечаток на правовую сторону инвестиционной деятельности.

Инвестиционная сфера с правовой точки зрения зависит от гражданского законодательства, частично административного, бюджетного и налогового, таким образом инвестиционное законодательство объединяет в себя нормы права разной отраслевой принадлежности. В настоящее время данные замечания имеют особую значимость, поскольку в юридической науке принято делить инвестиции на реальные и финансовые. Правовое регулирование инвестиционной деятельности будет эффективным тогда, когда будет единообразный подход в законодательстве, единый предмет, принципы и методы правового регулирования, поскольку достаточно сложно эффективно регулировать отношения, находящиеся в различных правовых плоскостях. Инвестиционный потенциал государства учитывает основные макроэкономические характеристики, такие, как: насыщенность территории факторами производства, потребительский спрос населения и так далее (рис. 1).

Doc32.pdf

Рис. 1. Инвестиционный потенциал государства

Совокупный потенциал страны складывается из восьми отраслевых потенциалов: трудовой, потребительский, инфраструктурный, производственный, инновационный, финансовый, институциональный, ресурсно-сырьевой [11].

С ростом значимости наукоёмких производств и невозможности существования экономик изолированно, несмотря на противоречивость вопросов глобализации, эффективное развитие национальной экономики без инвестиционных вливаний зарубежных инвесторов становится невозможно, из-за чего существует необходимость полной интеграции в международное экономическое сообщество. Вследствие чего, в настоящее время в России необходимо развивать прозрачные инвестиционные стратегии, благодаря которым можно будет решить проблемы «ловушки средних доходов», предотвращение дальнейшего бегства капитала из производственной сферы, и в целом развития экономического потенциала.

Материалы и методы исследования

Вопросы привлечения инвестиций в российскую экономику являются очень важными и значимыми на сегодняшний момент, это обусловлено необходимостью модернизировать, переоснащать производства современным оборудованием, внедрять инновационные технологии, увеличивать экспорт продуктов переработки. Именно такие задачи, являются первоочередными, и решать их нужно на всех уровнях.

Несмотря на то, что избыточный контроль со стороны государства иногда «лишает» инвестиционную привлекательность для иностранных инвесторов, мы считаем, что при отсутствии соответствующего регулирования со стороны государства осуществлять инвестиционную деятельность на международном рынке практически неосуществимо. Обеспечение безопасности привлечённого капитала и хорошо функционирующая судебная ветвь власти в значительной степени способствуют формированию и развитию системы эффективного управления инвестиционной деятельностью. При этом для государства – основной причиной регулировать инвестиционные процессы является функция выбора стратегических инвестиционных приоритетов, концентрация бюджетных ресурсов на конкретных целях, где на государственном уровне определяются приоритетные направления с учетом макроэкономической ситуации, что устраняет фактор неопределенности.

Несмотря на все существующие проблемы и трудности, связанные с политической ситуацией вокруг Украины, Крыма, Северного потока, в нашей стране проводится работа по созданию и поддержанию положительного имиджа Российской Федерации, ежегодно размещается оценка инвестиционной привлекательности регионов России, публикуется информация о принимаемых мерах, стимулирующих инвестиционную деятельность.

Правительством Российской Федерации принято Постановление от 31.03.2020 N 376 (ред. от 31.03.2021) «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика»», которые расставляют приоритеты и целы государственной политики, в том числе общие требования к государственной политике субъектов Российской Федерации [5]. Сама государственная программа определяет основные задачи для создания условий, позволяющих развивать конкуренцию, привлекать инвестиции в экономику РФ, стимулировать инновации и т.д., сроки выполнения данной программы 31.12.2024 [3].

Особенное внимание в инвестиционной сфере уделяется современным инновационным технологиям. Инновационный путь развития страны – это тот путь, который позволит России обеспечить макроэкономическую стабильность, но основным барьером для развития проектов, связанных с современными новейшими технологиями, является отсутствие доступного финансирования. Очень важным в этом вопросе является необходимость создания системы институтов инновационного развития (в качестве примера, можно привести Фонд «Сколково», Фонд содействия инновациям и др.), поскольку в «Глобальном инновационном индексе» (ГИИ, Global Innovation Index), в котором отражаются результаты мониторинга инновационных систем ведущих стран мира и составляется их рейтинг по уровню инновационного развития, Россия находится на 47 месте по итогам 2020 года. Такой показатель говорит о том, что дальнейшая государственная поддержка исследований и научно-исследовательских разработок во всех секторах экономики должна стать приоритетом для РФ. Очень важна поддержка со стороны государства в инновационной сфере, необходимо всячески способствовать внедрению во все сферы жизнедеятельности технологические и технические инновации, развивать науку, образование, финансировать наукоемкие отрасли промышленности и производства, разрабатывать программы по территориальным кластерам. По данным статистики общий объем затрат на инновационную деятельность в 2019 г. в РФ составил 1,95 трлн руб.

«Для улучшения инвестиционного климата в РФ на всех уровнях реализуются меры, направленные на совершенствование законодательства в части упрощения условий ведения бизнеса, сокращения административных барьеров, обеспечения необходимого качества правоприменительной практики. Для улучшения инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации были утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 № 147-р 12 целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации по 9 направлениям. Целевые модели разработаны на основе лучших региональных практик совместно с регионами России и предпринимателями и предполагают совокупность обязательных целевых показателей (сроки, стоимость, количество процедур) и мероприятий по ключевым факторам, наиболее виляющих на бизнес-среду» [16].

В условиях рыночной экономики государственное регулирование инновационно-инвестиционных процессов включает различные формы и методы создания благоприятных условий для роста инвестиционной активности соответствующих субъектов, а также прямого участия государства в инвестиционной деятельности, для чего используются как экономические, так и административные методы воздействия, формирующие инвестиционную политику страны (рис. 2).

Инвестиционная политика государства, как и любая другая, основывается на нормативно – правовых актах, которые должны создавать юридические коллизии, а представлять собой стройную и налаженную государственную систему управления инвестиционным процессом, гарантировать правовую защищенность инвестора и регламентировать порядок использования выгодных в контексте инвестиций факторов производства, где наличие большого количества правовых механизмов позволяет качественно управлять инвестиционные процессы. «Анализ отечественного правового обеспечения в области инвестиционной деятельности позволяет отметить две важные тенденции: его ориентацию на совершенствование правового регулирования финансовых рынков и развитие инвестиционного законодательства в каждом конкретном субъекте РФ» [7].

Doc33.pdf

Рис. 2. Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности

В РФ наряду с территориями, существуют специальные административные районы (САР), созданные для привлечения иностранных инвесторов и удобства их работы в этих районах, для этого с 2018 года вступили в силу ряд Федеральных законов: «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края»; «О международных компаниях и международных фондах»; «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле»» в связи с принятием Федерального закона «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края», Федерального закона «О международных компаниях»; «O внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края»», Федерального закона «О международных компаниях»; «О внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации в части создания Специального судового реестра в связи с принятием Федерального закона «О международных компаниях»»; «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальных административных районах на территориях Калининградской области и Приморского края»».

На уровне министерств и ведомств в РФ, для обеспечения инвестиционной привлекательности, проводится работа по совершенствованию институтов корпоративного управления, направленная на построение сбалансированной системы корпоративного законодательства, также прорабатывается вопрос об имплементации институтов корпоративного права, широко используемых в иностранных юрисдикциях [16].

Практически все регионы России занимаются созданием условий для формирования благоприятного инвестиционного климата, поскольку это влечет за собой развитие региона в целом, создание новых рабочих мест, модернизацию существующих производств, повышение квалификации персонала, привлечение молодежи в эти регионы, развитие инфраструктуры, реализацию программ благоустройства и многое другое. Нужно отметить, что наличие инвестиционного законодательства на региональном уровне является положительным знаком для инвесторов, говорящем о большой заинтересованности территорий в них и признаком «зрелости» регионального правового режима. На рисунке 3 представлены основные инструменты регионального регулирования инвестиционной деятельности, позволяющие создать благоприятную инвестиционную среду, при этом стоит отметить, что на территориальном уровне инвестиционная деятельность имеет свои ограничения.

Анализ материалов инвестиционной привлекательности регионов говорит о том, что существуют отдельные проблемы и инвестиционной привлекательности, и механизмов их решения, порой отсутствует баланс между интересами местного населения, инвесторов и органов власти.

Результаты исследования и их обсуждение

Для того, чтобы сформировалась в стране экономика с эффективной инвестиционной средой необходимо использовать системный подход регулирования инвестиционной деятельностью на всех уровнях управления. Так же нужно учитывать особенности и потенциал разных регионов, например, в Краснодарском крае можно большое внимание уделить туристскому комплексу и санаторно-курортной сфере, кроме того, достаточно привлекательной для инвесторов является сфера виноградарства и виноделия.

Рассмотрев вопросы правового регулирования в инновационно-инвестиционной сфере в нашей стране, можно сказать, что необходимо продолжать серьезную работу по совершенствованию правового регулирования данной сферы, контролю за исполнением нормативно- правовых актов, с обязательной корректировкой, отвечающей веяниям и требованиям текущего момента, поддержкой малого и среднего предпринимательства, занимающегося инновационной деятельностью, развитием инвестиционной деятельности в каждом конкретном субъекте РФ.

Doc34.pdf

Рис. 3. Инструменты регионального регулирования инвестиционной деятельности

Для повышения инвестиционной привлекательности нужно формировать привлекательные условия для инвесторов, а также вести поиск альтернативных источников финансирования производства. Государственное регулирование в рамках этой правовой базы основано на взаимосвязанных правовых основаниях разного уровня иерархии: федеральные нормативно-правовые акты, региональные нормативно-правовые акты, муниципальные нормативно-правовые акты и локальные правовые акты отдельных организаций. Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется положениями базовых и комплексных отраслей права [6].

Инвестиции несут определенные риски для инвестора, что влечет за собой проведение аудит эффективности инвестиционной стратегии, включающих объемы финансовых вложений, период окупаемости, применение инновационных технологий, изучение правовых вопросов и ряд других аспектов [12].

Существуют нормативно правовые акты всех уровней: федеральные нормативно-правовые акты, основополагающие законы, регламентирующие документы на региональном и муниципальном уровнях. «Существующая система оценки эффективности инвестиций более соответствует понятию набора (простых и дисконтированных) показателей, а не системы, причем приоритет отдается дисконтированным показателям, так как расчетный срок их исчисления охватывает весь жизненный цикл инвестиционных проектов и учитывается фактор времени» [13].

Начиная с 2014 году всю мировую экономику периодически «штормит» от санкций, применяемых к России, от политических ситуаций, происходящих в тех, или иных государствах, и это повлекло сокращение объема инвестиций в экономику РФ, выведение капитала из страны. Серьезные последствия сложились в экономике и в результате локдауна 2020 года. Хоть Россия, в результате грамотной экономической политики на макроэкономическом уровне, пострадала меньше, чем другие страны, но последствия ощущаются до сих пор.

Заключение

Инвестиционный процесс определяет устойчивое функционирование регионов, повышая тем самым экономический и социальный потенциал, является действенным механизмом социально-экономических преобразований территорий и государства, в целом, и достижение эффективных значений индикаторов инвестиционного развития. Он напрямую зависит от взаимосвязи целей и задач, и идентичности потенциалов и производственных действий субъектов всего инвестиционно-инновационной процесса. Прямые международные инвестиции в экономику, опирающуюся на инновационные технологии, являются одним из важнейших инструментов обеспечения конкурентоспособности страны на мировом рынке, их значимость трудно переоценить. Внутренние инвестиции в рамках программ импортозамещения способны стабилизировать экономическое развитие, однако в отличие от иностранных инвестиций они не приводят к улучшению платёжного баланса страны на валютном рынке, но активизация процесса инвестирования становится одним из наиболее эффективных механизмов социально-экономического развития страны.

Анализируя современное состояние правового регулирования инвестиционной деятельности, мы пришли к выводу, что необходимо и дальше развивать, и совершенствовать региональное инвестиционное законодательство, принимать нормативно-правовые акты на муниципальном уровне, выстраивать систему правового регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации. Все эти вопросы требуют анализа передового эффективного регионального опыта инвестиционной деятельности в нашей стране и других государствах.


Библиографическая ссылка

Шер М.Л., Миронов Л.В. ВОПРОСЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РФ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 7-1. – С. 89-98;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1785 (дата обращения: 28.09.2021).