В статье проводится сравнительная оценка уровня распространения цифровых технологий в предпринимательский сектор России со странами ЕС, некоторыми скандинавскими и азиатскими странами. Выявлено, что передовые позиции в этом направлении занимают скандинавские страны и ряд европейских государств. Рассмотрены модели цифровой экономики некоторых зарубежных стран, занимающих передовые позиции в этом направлении. Обосновывается необходимость при решении вопросов цифровизации предпринимательского сектора учитывать состояние страны в целом, цифровые навыки населения, меры, принимаемые со стороны органов власти страны, научной деятельности образовательных организаций и многие другие факторы.
Введение
Деятельность современной организации в современных условиях хозяйствования трудно представить без широкого использования цифровых технологий. Они играют ключевую роль и являются неотъемлемой частью деятельности бизнес-структур. От того широко или нет развито использование цифровых технологий организацией во многом зависит результативность, продуктивность, успешность деятельности бизнеса. Высокий уровень цифровизации обычно свидетельствует о высоком уровне конкурентоспособности предпринимательской структуры.
При этом цифровые технологии играют ключевую роль в повышении производительности труда, уменьшении издержек и росте доступности информации бизнеса [4]. Использование цифровых технологий предпринимательским сектором ведет к значительному снижению барьеров входа на новые рынки и в целом стимулирует экономический рост конкурентоспособности государства. Интересным представляется проведение сравнительного анализа уровня распространения цифровых технологий в предпринимательском секторе в России и некоторых зарубежных странах.
Материалы и методы исследования
С целью интегральной оценки уровня распространения цифровых технологий в предпринимательском секторе Институтом статистических исследований и экономики знаний разработан индекс цифровизации бизнеса. Данный индекс рассчитывается на базе пяти показателей: уровень использования оболочных сервисов, широкополосный интернет, RFID-технологий, ERP-систем и включенность в электронную торговлю.
Методы и приемы исследования базируются на анализе и обобщении изученного материала об исследованиях уровня распространения цифровых технологий в предпринимательском секторе, а также на систематизации и группировке данных исследований. Решение поставленных в исследовании задач осуществлялось на основе применения общенаучных методов исследования в рамках сравнительного, логического, статистического анализа и графической интерпретации.
Результаты исследования и их обсуждение
С целью сравнительной оценки интенсивности и результативности внедрения цифровизации в предпринимательский сектор представим индекс цифровизации бизнеса в России и ряде зарубежных стран (рис. 1).
По уровню распространения цифровых технологий в предпринимательском секторе Россия занимает последние места, с индексом цифровизации бизнеса 31% в 2018 году. Передовые позиции по этому показателю занимают Финляндия – 50%, Бельгия – 49%, Дания – 47%, Нидерланды – 48%, Швеция – 46%.
Отмечен рост удельного веса организаций предпринимательского сектора использующего широкополосный интернет в России с 82% в 2017 году до 86% в 2018 году. Интенсивность использования широкополосного интернета предпринимательским сектором в России в сравнении с рядом зарубежных стран не высока (рис. 2).
В Финляндии, Бельгии, Дании, Нидерландах, Литве, Латвии 100% организаций предпринимательского сектора используют широкополосный интернет. На протяжении последних 9 лет особого роста в использовании широкополосного интернета предпринимательским сектором не наблюдалось (рис. 3).
Рис. 1. Индекс цифровизации бизнеса в РФ и ряде зарубежных государств, 2017-2018 гг.
Источник: рассчитано автором на основании данных [3; 9]
Рис. 2. Интенсивность использования широкополосного интернета предпринимательским сектором в РФ и ряде зарубежных государств, 2017-2018 гг.
Источник: рассчитано автором на основании данных [3; 9]
Рис. 3. Динамика интенсивности использования широкополосного интернета предпринимательским сектором в РФ
Источник: рассчитано автором на основании данных [3; 9]
Рис. 4. Сравнительный анализ интенсивности использования облачных сервисов предпринимательским сектором в РФ и ряде зарубежных государств, 2017 г.
Источник: рассчитано автором на основании данных [3; 9]
Рис. 5. Интенсивность использования RFID технологий предпринимательским сектором в РФ и ряде зарубежных государств, 2017 г.
Источник: рассчитано автором на основании данных [3]
Интенсивность использования облачных сервисов в России и ряде зарубежных стран представлена на рисунке 4.
По данному направлению Россия занимает весьма не плохие позиции. 27% организаций использовали облачные сервисы в 2018 г., что на 17,4% выше, чем в 2017 году.
Среди проанализированных стран в России значительно меньше организаций предпринимательского сектора используют RFID технологии, только около 6% (рис. 5).
Рис. 6. Интенсивность использования ERP систем предпринимательским сектором в РФ и ряде зарубежных государств, 2017 г.
Источник: рассчитано автором на основании данных [3]
Рис. 7. Интенсивность использования электронных продаж предпринимательским сектором в РФ и ряде зарубежных государств, 2017 г.
Источник: рассчитано автором на основании данных [3; 9]
На рисунке 6 продемонстрирована интенсивность использования ERP систем в России в сравнении с некоторыми другими зарубежными странами.
Интенсивность использования электронных продаж предпринимательским сектором в большинстве государств нарастает (рис. 7).
В таблице приведем интенсивность использования интернета населения в зависимости от целей.
Лидером с точки зрения распространения цифровых технологий в предпринимательском секторе является Финляндия. Ее индекс цифровизации бизнеса составляет 50, причем страна имеет 100-% й охват организаций, пользующихся широкополосным интернетом. Более половины организаций страны используют оболочные сервисы, более трети ERP системы, около ¼ организаций страны используют электронные продажи и RFID технологии. Финляндия считается одним из лидеров в области финансирования научных исследований со стороны государства и инвесторов. В качестве основного элемента политики в области науки и технологий Финляндия одной из первых среди развитых государств, приняла концепцию национальной инвестиционной систем. В стране функционирует Министерство торговли и промышленности и Министерство образования. К числу их основных функций относится научно-технологическая политика. В стране действует Академия Финляндии и Teknologian Keskus (Центр развития технологий), университеты, которые занимают центральное место в области финансирования НИОРК. К числу наиболее серьезных проектов этого центра относится создание стратегических центров компетенций, а именно Metsaklustery Oy (лесная промышленность), Tivit Oy (промышленность и т.п.), Fimec Oy (металлообработка) и другие.
Дания является одним из лидеров среди стран членов ЕС по индексу цифровизации бизнеса (47%). По четырем из пяти проанализированных показателей Дания опережает РФ более, чем в 2 раза, за исключением использования широкополосного интернета. При этом в Дании обеспечивается 100-й охват широкополосным интернетом предпринимательского сектора. Кроме того почти все население Дании используют интернет для онлайн-услуг, банковских операций, интернет-покупок и т.п. Дания является лидером по подключению 4G и NGA связи и охвата территории фиксированной широкополосной сетью [6].
В Дании принята новая Стратегия цифрового роста «Strategy for Denmark’s Digital Growth». Государство Дании активно поддерживает цифровой сектор, в частности, за счет бюджетного финансирования в 2017 году только в инновационный фонд «Small broadband fund», занимающейся финансированием разработки 5G проектов, было выделено около 27 миллионов евро. В стране широко используются налоговые вычеты в предпринимательском секторе, в частности, в 2016 г. в Дании представляется налоговый вычет на затраты, связанные с установкой или модернизацией широкополосной связи. Страна активно привлекает частные инвестиции со стороны региональных и местных компаний. В стране уже около 10 лет реализовывается единая стратегия цифрового развития. Онлайн сервисы выполняют функции связующего звена между населением, бизнесом и государством – около 98% такого рода запросов осуществляется онлайн, что привело к высвобождению около 136 млн. долл. ежегодно [8].
Индекс цифровизации бизнеса в Норвегии составляет 43% в 2018 году. В Норвегии государство принимает активное участие в поддержке инновационной активности предпринимательского сектора. Затраты на инновационное разработки в стране ниже, чем в среднем в ЕС. Однако, государство инвестирует в инновационный бизнес 55% всего объема инвестиций [5]. В сравнении, в Германии, Франции и Нидерландах вклад государства составляет 30%, Великобритании и Италии – 20%. Интересна структура затрат на инновационные разработки в стране. 90% расходов приходится на инновационные разработки в обрабатывающей промышленности и сфере услуг. Это происходит с целью снижения зависимости от традиционных отраслей для Норвегии. В стране действует кредитная система налоговой поддержки «Skattefunn», с 2002 года для малого и среднего предпринимательства, а с 2003 для предприятий различных масштабов деятельности [2].
Интенсивность использования интернета населением страны (в процентах от общей численности населения страны), 2017 г.
Государства |
Использование интернета населением для осуществления финансовых операций |
Использование интернета населением для заказа товаров |
Использование интернета населением для личных целей |
Великобритания |
72 |
82 |
55 |
Япония |
16 |
48 |
51 |
Финляндия |
93 |
71 |
30 |
Республика Корея |
66 |
58 |
50 |
Эстония |
90 |
58 |
43 |
Франция |
72 |
67 |
30 |
Чешская Республика |
67 |
56 |
42 |
Германия |
62 |
75 |
34 |
Швеция |
90 |
81 |
50 |
Россия |
31 |
29 |
32 |
Италия |
43 |
32 |
31 |
Источник: рассчитано автором на основании данных [3]
В России уже 86% организаций используют широкополосный интернет. Чуть больше ¼ используют оболочные сервисы, всего 7% RFID технологии, меньше четверти ERP системы. Отметим, что в России в сравнении с другими зарубежными странами очень низкий уровень использования электронных продаж. Наша страна находится в одном ряду с Грецией, Польшей, опережая Болгарию и Румынию.
Не высокий вклад цифровых технологий в экономику страны ярко демонстрирует вклад цифровых технологий в ВВП России, который составил в 2016 году 3,9%. Вклад цифровых технологий в ВВП России в 2016 году составил 3,9%. Для сравнения в США этот показатель составил 10,9%, в Китае 10%, странах ЕС 8,2%, Бразилии 6,2%, Индии 5,5%. А по оценкам экспертов, даже если в России объем инвестиций в цифровые технологии увеличится до уровня, являющегося средним по выборке среди стран – лидеров, то к 2025 году доля цифровой экономики может составить около 10% ВВП. Для сравнения в Китае планируемый рост к 2025 году составляет по прогнозным оценкам до 22% ВВП [7].
Интенсивность внедрения цифровых технологий в предпринимательский сектор серьезно зависит от цифровых навыков населения страны. В России 42% населения страны свободно работают с текстовым редактором, для сравнения в Великобритании – 65% населения, Швеции – 70%, Чешской Республике – 58%. Использовать программы для редактирования фото и видео и аудиофайлов умеют около 21% населения России, что более чем в 2 раза ниже, чем в большинстве европейских стран. Передачу файлов между компьютером и периферийным устройством умеют осуществлять только 27% населения, что в 2 раза ниже, чем в Европе. Не высока доля населения РФ, использующих интернет для осуществления финансовых операций (31%), поиска работы (10%), осуществления интернет-покупок (29%) в 2-3 раза ниже, чем в большинстве европейских государств.
Выводы
Проведенный сравнительный анализ интенсивности и результативности внедрения цифровизации в предпринимательский сектор в России и некоторых других странах демонстрирует серьезные перспективы и горизонты, которые российским предпринимателям еще предстоит осваивать в сфере цифровизации бизнеса. Индекс цифровизации бизнеса в РФ в 2018 году (31%) был значительно ниже, чем в большинстве зарубежных странах. Чтобы занять передовые позиции в этом направлении РФ необходимо удвоить этот показатель.
На уровень развития цифровых технологий оказывает влияние состояние в целом экономики страны, цифровые навыки населения, меры, принимаемые со стороны органов власти страны, научной деятельности образовательных организаций и многие другие факторы. Решение вопросов цифровизации предпринимательского сектора без формирования системы экономических отношений и институтов, четко обоснованных и проработанных направлений государственной экономической политики невозможно. Но это стоит осуществлять с учетом специфики государства и регионов, тем не менее, с учетом уже имеющегося передового зарубежного опыта.
Библиографическая ссылка
Грицунова С.В., Седых Ю.А., Михненко Т.Н. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА УРОВНЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОМ СЕКТОРЕ В РОССИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 7-1. – С. 10-16;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1774 (дата обращения: 26.12.2024).