Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНОВ

Гагиев Н.Н. 1 Шестакова А.А. 2
1 ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
2 ООО «Актион-МЦФЭР»

Регионы Арктической зоны играют важнейшую роль в социально-экономическом развитии страны. На территории Арктики сосредоточено огромное количество полезных природных ископаемых, проходят важнейшие транспортные артерии, сохранилась уникальная биосистема. В статье представлен прогноз социально-экономического развития Арктических регионов, полностью относящихся к зоне Арктики: Мурманская область и три автономных округа – Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Чукотский. Авторами были выбраны наиболее значимые показатели, характеризующие развитие регионов: уровень безработицы по методологии МОТ (%), индекс валового регионального продукта (ВРП) (%), доля инвестиций в основной капитал в ВРП субъекта (%). Анализ показал, что развитие регионов Арктики происходит неравномерно, однако прослеживается следующая тенденция: регионы, наименее зависимые от природных ресурсов могут продемонстрировать более «успешное» развитие и даже выйти на показатели роста социально-экономической сферы. При этом высокая безработица в Мурманской области и Ненецком АО остается серьезной угрозой социального развития регионов.

арктические регионы
социально-экономическое развитие
прогноз
безработица
индекс валового регионального продукта
инвестиции
1. Федеральный закон от 13.07.2020 N 193-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_357078/ (дата обращения: 05.07.2021).
2. Распоряжением Правительства Чукотского автономного округа от 13 мая 2014 года N 192-рп «О проекте Стратегии социально-экономического развития Чукотского автономного округа до 2030 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW442;n=13634#013617896490000891 (дата обращения: 06.07.2021).
3. Постановление Законодательного Собрания ЯНАО от 14.12.2011 N 839 «О Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc&base=RLAW906&n=46602&dst=100899#09127739981727 (дата обращения: 06.07.2021).
4. Постановление Правительства Мурманской области от 26 августа 2010 г. N 383-ПП «О Стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2025 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/16976883/#ixzz6E3cZhjSd (дата обращения: 06.07.2021).
5. Постановление Собрания депутатов Ненецкого автономного округа от 7 ноября 2019 г. N 256-сд «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ненецкого автономного округа до 2030 года». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/33603322/ (дата обращения: 06.07.2021).
6. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года (разработан Минэкономразвития России). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_308166/ (дата обращения: 06.07.2021).
7. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года (разработан Минэкономразвития России). [Электронный ресурс]. Режим доступ: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=144190&fld=134&dst=1000000001,0&rnd=0.2078390225406268#06102992171743837 (дата обращения: 06.07.2021).
8. Методология научно-технологического прогнозирования Российской Федерации в современных условиях / С.С. Голубев, С.С. Чеботарев, А.М. Чибинев, Р.М. Юсупов. Москва: Креативная экономика, 2018. 282 с.
9. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2020: стат. сб. / Росстат. М., 2020. 1242 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/LkooETqG/Region_Pokaz_2020.pdf (дата обращения: 02.07.2021).
10. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. ФСГС. Режим доступа: https://fedstat.ru/indicator/43062 (дата обращения: 02.07.2021).

Введение

Сегодня развитие социально-экономического состояния Арктических территорий происходит, в первую очередь, благодаря обширной минерально-сырьевой базе. Регионы, полностью отнесенные к АЗРФ в соответствии с ФЗ от 13.07.2020 N 193-ФЗ «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации» [1], являются зависимыми от природных ресурсов, а наибольшее развитие происходит в тех регионах чьи ресурсы еще не истощенны. Среди регионов, чьи территории полностью относятся к арктическим, выделяют: Мурманскую область, Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ и Чукотский автономный округ.

Процесс прогнозирование дает возможность увидеть развитие социально-экономических процессов в будущем периоде. Так как регионы Арктики на сегодняшний день являются одними из наиболее значимых регионов России, прогнозирование их социально-экономических показателей даст возможность оценить эффективность нынешней региональной политики в области социально-экономического развития.

Целью исследования является оценка социально-экономического развития Арктических регионов к 2022 году с учетом построенного прогноза. Построенный прогноз позволит определить наиболее уязвимые к 2022 году сферы и отрасли, а также выявить причины возможных негативных последствий для регионов.

Материал и методы исследования

Для прогноза социально-экономических процессов регионов Арктики, на основании проведенного анализа нормативно-правой базы в области обеспечения экономической безопасности, а также региональных Стратегий социально-экономического развития регионов Арктики нами были отобраны наиболее значимые показатели из 3 групп (рис. 1).

Для социально-экономического прогноза регионов Арктики нами был применён метод экспоненциального сглаживания. Преимуществом данного метода является то, что он позволяет выявить наметившиеся тенденции, которые сложились к моменту последнего наблюдения. Кроме того, данный метод позволяет достаточно точно оценить параметры модели и тренд, сформированный в конце базисного периода. Метод «…адаптируется к меняющимся во времени условиям, а не просто экстраполирует действующие зависимости в будущее» [8].

Таким образом, при экспоненциальном сглаживании учитываются все предшествующие наблюдения – предыдущее учитывается с максимальным весом, предшествующее ему – с несколько меньшим, самое ранее наблюдение влияет на результат с минимальным статистическим весом. Наиболее важной характеристикой в этой модели является α, по величине которой практически и осуществляется прогноз. Чем значение этого параметра ближе к 1, тем больше при прогнозе учитывается влияние последних уровней ряда динамики.

Doc2.pdf

Рис. 1. Группы социально-экономических показателей для составления прогноза

Источник: составлено автором

Вычисление прогноза можно записать следующей формулой [8]:

St = αxt + (1 – α) × St–1 , (1)

где St – текущее сглаженное значение;

α – коэффициент сглаживания (0;1);

xt – фактическое значение периода;

St–1 – предыдущее сглаженное значение/

Расчет коэффициента α произведем по следующей формуле [8]:

Doc3.pdf (2)

где n – число наблюдений, входящих в интервал сглаживания.

Результаты исследования и их обсуждение

На основании этого спрогнозируем первый показатель, уровень безработицы на 5-летний период, так как данная модель прогнозирования хорошо подходит для краткосрочных и среднесрочных прогнозов. При этом выделим в качестве целевого значения показатели из Стратегий социально-экономического развития каждого региона Арктики (рис. 2).

На основании построенного прогноза, показанного на рис. 2, можно заметить, что только Чукотский АО, согласно прогнозу, превысит целевое значение, которое согласно «Стратегии социально-экономического развития Чукотского АО» [2] в 2020 году должно составлять 2,7%. Однако согласно Прогнозу социально-экономического развития России на период до 2030 года [7], прогнозируемый уровень безработицы для РФ составляет 4,6%, тем самым за весь прогнозируемый период Чукотский АО не превышает данный показатель.

Ямало-Ненецкий АО в своей «Стратегии социально-экономического развития» [3] прогнозирует в 2020 году уровень безработицы 3,1% согласно сформированному в нашем исследовании прогнозу уровень безработицы в ЯНАО будет также 3,1%, кроме того, показатели данного региона не превышают общероссийский прогноз в 4,6% что говорит об отсутствии угроз в прогнозируемом периоде.

Согласно «Стратегии социально-экономического развития Мурманской области» [4] целевое значение уровня безработицы в 2020 году составляет 7,9%, а прогнозируемый в нашем исследовании показатель составит 6,9%.

Doc4.pdf

Рис. 2. Прогноз уровня безработицы по методологии МОТ, %

Источник: рассчитано авторами на основе [10]

С одной стороны, прогноз можно назвать положительным, так как сокращение показателя безработицы говорит о выравнивании социального развития региона, однако стоит упомянуть о том, что прогнозируемый показатель в среднем по России в 2020 году составляет 4,6% и за весь прогнозируемый период показатели безработицы региона сильно превышают данное значение, что говорит о формировании угроз для региона, таких как: сокращение доходов населения, повышения уровня бедности, ухудшение качества жизни и криминализацию региона.

Аналогичная ситуация сложилась в Ненецком АО [5], где прогнозируемая безработица к 2021 году будет самой высокой среди всех регионов Арктики и составит 8,1%. Все это связанно с тем, что в структуре экономики этого региона преобладает промышленное производство, малая доля развития иных отраслей экономики формирует некую застойность региона, где нужны только специалисты промышленного профиля и сложно найти работу специалистам вне промышленности.

Главным показателям устойчивого регионального развития является ВРП. Прогноз валового регионального продукта покажет, будет ли устойчивым состояние экономики регионов Арктики при сегодняшних тенденциях и смогут ли регионы достичь тенденции к росту ВРП (рис. 3).

На основании данных рис. 3 стоит отметить стабильность динамики ВРП во всем прогнозируемом периоде. Из четырех анализируемых регионов только Мурманская область согласно своей Стратегии социально-экономического развития до 2025 г. [4] не достигнет темпа прироста ВРП в 100,1% к 2020 году согласно прогнозу. Остальные регионы на основании прогнозируемых данных достигнут установленных целевых значений, что говорит о стабильности развития этих регионов. Однако согласно «Прогнозу социально-экономического развития на период до 2024 года» [6] средний тем прироста по России с 2020 по 2024 год будет составлять от 104,8 до 108,8%, среди регионов Арктики в этот диапазон попадут только два региона – Мурманская область и Чукотский АО, все это говорит о том, что в структуре ВРП регионов ЯНАО и НАО значительно преобладает газ и нефть, а сложившаяся ситуация на мировом рынке энергоресурсов отразится на прогнозируемых показателях. А вот обрабатывающие производства (наукоемкие отрасли и высокотехнологичные производства, металлургия, машиностроение) Мурманской области и Чукотского АО позволят регионам достичь положительной динамики ВРП и целевого диапазона, установленного в целом по Российской Федерации.

Doc5.pdf

Рис. 3. Прогноз индекса валового региональный продукта, %

Источник: рассчитано авторами на основе [9]

Doc6.pdf

Рис. 4. Прогноз инвестиций в основной капитал, %

*Источник: рассчитано автором на основе [9]

За последние годы привлечение инвестиций стало особенно важно в контексте экономического развития региона. Стабильный приток инвестиций говорит о создании крупных производственных мощностей в регионе, строительстве инфраструктуры и развитии малого и среднего предпринимательства. Нами был построен прогноз инвестиций в основной капитал на период с 2018 по 2021 года (рис. 4).

На основании прогнозных данных можно увидеть неоднозначную тенденцию притока инвестиции в основной капитал. Согласно прогнозу, только Ямало-Ненецкий АО не сможет достичь целевого показателя, установленного собственной Стратегией социально-экономического развития до 2020 г. [3], а именно 110%. На эту ситуацию влияет ряд факторов.

Во-первых, высокие риски проектов. Здесь хочется отметить не только финансовую сторону рисков (а именно: дороговизну проектов, высокий риск долгой окупаемости), но и риски, связанные с технической оснащённостью проектов, так как большинство проектов ЯНАО направленны на добычу углеводородных ресурсов, а для этого необходимо соответствующее оборудование, способное не только эффективно работать, но и отвечать мировым стандартам качества (например, иметь высокую экологичность).

Во-вторых, ресурсная зависимость. Как ранее было отмечено, большинство проектов ЯНАО связанны с добычей углеводородов, поэтому привлечение инвестиций идет только в одну отрасль, что существенно сокращает возможность увеличения объёмов инвестиции.

В остальных трех региона Арктической зоны РФ стоит отметить, что установленные собственными Стратегиями целевые значения, согласно сформированному нами прогнозу, будут достигнуты, что является положительным фактором. Однако согласно «Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024» года темп прироста инвестиции в прогнозируемый период с 2020 по 2024 года составит от 106 до 116,9%, в этот диапазон попадают только Ненецкий АО и Мурманская область, что говорит о благоприятном инвестиционном климате. В дальнейшей перспективе это даст возможность регионам реализовывать крупномасштабные инвестиционные проекты.

Выводы

Таким образом, на основании сформированного прогноза можно сделать вывод, что развитие регионов Арктики происходит неравномерно, однако прослеживается следующая тенденция: регионы, наименее зависимые от нефти и газа в прогнозируемых периодах, могут продемонстрировать более «успешное» развитие и даже выйти на показатели роста социально-экономической сферы (как это было продемонстрированное на примере ВРП). Тревожным фактором остаётся высокая безработица Ненецкого АО и Мурманской области, которая в прогнозируемом периоде сохраняет тенденцию к росту и, если не изменить вектор развития этих территорий сегодня, то в дальнейшей перспективе высокая безработица станет угрозой социального развития регионов.


Библиографическая ссылка

Гагиев Н.Н., Шестакова А.А. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНОВ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 7-1. – С. 4-9;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1773 (дата обращения: 28.09.2021).