В статье рассмотрены теоретические подходы к определению сущности инноваций, интерес к которым является отражением современного состояния социально-экономического положения в стране, потребностью в инновационном обновлении экономики, науки и образования. В исследовании на основе систематизации трактовок различных авторов научных и учебных трудов, выделены четыре группы подходов: инновации как процесс, как результат, как система или синоним нововведений. Исходя из анализа трансформации сущностного содержания инноваций были выделены эволюционные этапы развития понятийного аппарата инноваций. Поскольку внедрение инноваций обуславливает инновационное развитие объекта или системы, также была изучена и сущность понятия инновационного развития в изменяющихся условиях воздействия внешней среды и содержательного определения инноваций. В соответствии с областью научных интересов авторов, которой является профессиональное образование, в условиях, когда кадровый потенциал страны должен обладать профессиональными компетенциями, отвечающими требования инновационной экономики и потребностям личности и общества, через призму парадигмы непрерывного профессионального образования, декларируемого в рамках национальных проектов «Образование» и «Демография», сформулировано авторское понятие инноваций и инновационного развития применительно к сфере дополнительного профессионального образования.
1. Muller R. Das Management der Innovation. Frankfurt am Main, 1973.
2. Oslo Manual. OECD Proposed Guidelines for Collecting and Interpreting Innovation Data 3rd Edition (OECD and Statistical Office of the European Communities. 10 Nov. 2005. 162 p.
3. The economics of industrial innovation: Christopher Freeman. 2nd edn. L.: Frances Pinter, 1982. 250 p.
4. Алпеева Е.А., Рябцева И.Ф. Прогресс и инновации: анализ системной взаимообусловленности // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 18 (273). С. 37-41.
5. Американские буржуазные теории управления (критический анализ) / под ред. Б.С. Мильнера, Е.А. Чижова. М.: Мысль, 1978. 366 с.
6. Бесшапошникова В.И. Методологические основы инноваций и научного творчества: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2021. 180 с.
7. Бовин А.А., Чередникова Л.Е., Якимович В.А. Управление инновациями в организации: учеб. пособие. 3-е изд., стер. М.: Омега-Л, 2009. 415 с.
8. Богомолова И.П., Кривенко Е.И., Стряпчих Е.С., Шевалдова Т.В. Инновационное развитие как эффективная стратегия организации // Вестник ВГУИТ. 2018. № 1 (75). С. 398-412.
9. Быковская Н.В. Организационно-экономический механизм инновационного развития молочного скотоводства: дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.05. М., 2015. 262 с.
10. Василевская И.В. Инновационный менеджмент: учебное пособие. 3-e изд. М.: РИОР, 2019. 129 с.
11. Голубков Е.П. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2018. 184 с.
12. Горфинкель В.Я., Попадюк Т.Г. Инновационный менеджмент: учебник. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2021. 380 с.
13. Грибов В.Д. Никитина В.Д. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2019. 311 с.
14. Друкер П. Бизнес и инновации / пер. с англ. и ред. К.С. Головинского. М.: Вильямс, 2007. 423 с.
15. Заболотько А.А. Инновационное развитие экономики: понятие, проблемы и пути решения // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2013. № 1. С. 163-168.
16. Завлин П.Н. Барютин Л.С., Валдайцев А.В. Основы инновационного менеджмента: Теория и практика: учеб. пособие для вузов / под ред. Завлина П.Н. М.: Экономика, 2000. 475 с.
17. Захарова А.А. Механизм управления инновационным развитием организации: монография. Саратов, 2009.
18. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / Л.Я. Аврашков и др. М.: Вузовский учебник, 2004.
19. Инновационный менеджмент и экономика организаций (предприятий): практикум / под ред. Б.Н. Чернышeва, Т.Г. Попадюк. М.: ИНФРА-М: Вузовский учебник, 2012. 240 с.
20. Инновационный менеджмент: учебник / под ред. С.Д. Ильенковой. М.: Юнити, 1997.
21. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: учеб. пособие / под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. 3-е изд., перераб., доп. М.: Дело, 2007.
22. Казаков С.П. Инновационная маркетинговая деятельность в сфере услуг: учеб. пособие. М.: ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. 398 с.
23. Канторович Л.В. Системный анализ и некоторые проблемы научно-технического прогресса. Диалектика и системный анализ: сб. ст. ВНИИ систем. исслед.; отв. ред. Д.М. Гвишиани. М.: Наука, 1986. С. 158-166.
24. Каргин Н.Н., Лаамарти Ю.А. Инновации в социальных и образовательных системах (на примере спортивно-оздоровительной деятельности): монография. М.: ИНФРА-М, 2020. 299 с.
25. Козлов В.В. Козлова Е.Ю. Инновационный менеджмент в АПК: учебник. М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2018. 364 с.
26. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. М.: ЭКСМО, 2006. 669 с.
27. Кривенко Е.И., Стряпчих Е.С., Михайлова А.В. Направления инновационного развития предприятий на основе управленческого инструментария // Экономика и предпринимательство. 2016. № 10. С. 327-331.
28. Лапко А.Н. Инновационная деятельность в системе государственного регулирования. К.: ИЭП НАНУ, 1999. 253 с.
29. Лапыгин Ю.Н. Инновационный менеджмент. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. 266 с.
30. Макаров В.Л. Внедрение нетехнических нововведений // Экономика и организация промышленного производства. Новосибирск: Наука, 1983. № 10. С. 80-92.
31. Маркетинг и менеджмент инновационного развития: монография / ред. С.М. Ильяшенко. Сумы: Университетская книга, 2006. 728 с.
32. Маршалл А. Принципы экономической науки. М.: Прогресс, 1993.
33. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент: учебник. М.: ИНФРА-М, 2005. 294 с.
34. Минниханов Р.Н., Алексеев В.В., Файзрахманов Д.И., Сагдиев М.А. Инновационный менеджмент в АПК: учеб. пособие. М., 2003. 430 с.
35. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 345 с.
36. Мухамедьяров А.М., Диваева Э.А. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. 3-е изд. М.: ИНФРА-М, 2019. 191 с.
37. Никсон Ф. Роль руководства предприятия в обеспечении качества и надежности: пер. с англ. М.: Издательство стандартов, 1990. 230 с.
38. Палей Т.Ф. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. доп. Казань: Фолиантъ, 2011. 162 с.
39. Пересада А.А. Управление инвестиционным процессом. М.: Либра, 2002. 472 с.
40. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2021. 512 с.
41. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: учебник. М., 2007. 304 с.
42. Сайфуллина С.Ф. Оценка использования инновационного потенциала в топливно-энергетическом комплексе // Инновационная наука. 2016. №10-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-ispolzovaniya-innovatsionnogo-potentsiala-v-toplivno-energeticheskom-komplekse (дата обращения: 15.03.2021).
43. Санто Б. Инновация как средство экономического развития / пер. c венг. М.: Прогресс, 1990. 367 c.
44. Сурин А.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент: учебник. М.: ИНФРА-М, 2008. 368 с.
45. Твисс Б. Управление научно-техническими нововведениями / пер. англ.; авт. пред. и науч. ред. К.Ф. Пузыня. М.: Экономика, 1989. 272 с.
46. Фатхудинов Р.А. Инновационный менеджмент. СПб.: Питер пресс, 2008. 442 c.
47. Харин А.А., Коленский И.Л., Харин А.А. (мл.). Словарь инновационных терминов: учеб.-метод. пособ. М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016. 255 с.
48. Чернятин С.В. Оценка инновационного развития компании // Проблемы экономики и юридической практики. 2014. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-innovatsionnogo-razvitiya-kompanii (дата обращения: 24.04.2021).
49. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, кредита, процента и цикла конъюнктуры). М.: Прогресс, 1982. – 453 с.
50. Экономика инноваций: учеб. пособие / под ред. Н.П. Иващенко. М.: Экономический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, 2016. 311 с.
Введение
Макроэкономическая ситуация в стране в последние годы обусловила создание новой системы общественного блага, в основе которого лежат: образование, наука и инновации. В современной экономике повышается значимость образовательных организаций, производящих новые знания, подготавливающих востребованных специалистов, способных к постоянному самообразованию. Трансформация образования, в том числе дополнительного, вызывают необходимость внедрения инноваций и новых организационно-экономических механизмов инновационного развития.
Цель исследования. Понимание сущности инноваций и инновационного развития будет способствовать оптимальной организации хозяйствования субъектов на рынке услуг дополнительного профессионального образования, обеспечению соответствия оказываемых услуг ДПО потребностями инновационной экономики.
Материал и методы исследования
Основой данного исследования являются результаты изучения научной экономической и учебной литературы, рассматривающие теоретические аспекты инноваций и инновационного развития. Авторами статьи в исследовании на основе сущностного анализа инноваций сделана попытка выделить этапы эволюционного развития понятийного аппарата инноваций. В рамках настоящего исследования авторами систематизированы и выделены теоретические подходы к определению сущности инноваций, с различных точек зрения на инновации как: процесс, результата, система или нововведение.
Результаты исследования и их обсуждение
Трансформация образования, которая происходит в рамках выполнения задач национального проекта «Образование», не возможна без внедрения инноваций в процесс реализации образовательных программ. Учитывая тренд на образование в течение всей жизни, сущность инноваций рассмотрена через призму дополнительного профессионального образования. Внимание к инновациям не ослабевает уже второе столетие. Существенный вклад в формирование и развитие понятийного аппарата инноваций прослеживается в работах: Й. Шумпетера, П. Друкера, Б. Санто, Ф. Никсона, Р. Мюллера, К. Найта, К. Фримена, В.Л. Макарова, Л.В. Канторович, А.Н. Лапко, Д.М. Черванева, С.Д. Ильенковой, П.Н. Завлина, А.А. Пересада, Р.А. Фатхутдинова, Р.Н. Миниханова, В.Г. Медынского, Л.Я. Аврашкова, С.М. Илляшенко, Ю.П. Морозова, А.В. Сурина, А.А. Бовина, С.П. Казакова, Н.Н. Каргина, В.И. Бесшапошниковой, Н.П. Иващенко, З.П. Румянцевой, Д.М. Черванева, Н.Г. Комлева и др. [1,6,7,14,20,22,24,26,28,30,33,34,37,42,44,45,48,49 и др.].
Проблемы разработки и внедрения инноваций впервые нашли отражение в работе экономиста Й. Шумпетера [49], который продолжил в своих научных изысканиях теорию длинных волн в развитии научно-технического прогресса Н.Д. Кондратьева. Австрийский ученый Й. Шумпетер ввел понятие инновации как нового сочетания научно-организационной системы производственных факторов, стимулируемой предпринимательской активностью. Новых комбинаций им выделялось пять [49]:
1. Производство нового неизвестного продукта, либо нового уровня качества продукта.
2. Применение новых методов производства или новых методов использования существующего продукта.
3. Открытие нового рынка сбыта продукта.
4. Употребление новых полуфабрикатов или сырья для производства продукта.
5. Внедрение организационных изменений на предприятии или в отрасли.
Систематизируя, можно сказать, что им выделяется 2 подхода к определению инновации:
- инновация-продукт (результат);
- инновация-процесс.
Многие ученые трактуют инновации с точки зрения процессного подхода [3,5,6,14,37,39,43]. Б. Санто [43] рассматривает инновации как комплексный процесс, включающий три подпроцесса: экономический, общественный, технический, направленные на создание улучшенных свойств изделий или технологий, посредством применения новых идей или технологий. Ф. Никсон [37] также считает, что это комплексный процесс, но составляющие его отличаются от Б. Санто: выделяются технический, производственный и коммерческий подпроцессы, которые ведут к разработке новых улучшенных процессов или товаров. В своей работе [45] Б. Твисс рассматривает инновации как процесс, приводящий к изменению управляемого объекта и получению эффекта в экономической, социальной, научно-технической и других областях. Тогда как К. Найт [5] говорит об инновациях как внедрении нового в деятельность организации или ее окружения. Неразрывно связывая инновации и предпринимательство, П. Друкер [14] считает, что инновации это возможность получения дополнительных доходов за счет обогащения уже используемых ресурсов.
Процессный подход применялся и К. Фрименом [3], когда инновации как усовершенствованный товар или оборудование возникают в ходе технико-экономического, общественного или комплексного процессов.
Пересада А.А. [39] рассматривает инновации в контексте процесса доведения идеи или изобретения до внедрения и обуславливающие соответствующие изменения в социальной среде в результате технико-экономического процесса. Про технико-экономический процесс, в ходе которого происходит появление нового товара или технологии, высказывается и Черванев Д.М. При этом последние два автора отмечают возможность получения прибыли вследствие внедрения инноваций.
Давая определение инновациям как процессу или его результату, Бесшапошникова В.И. [6] акцент делает на патентоспособности товара (услуги), или возможности их учета как объектов интеллектуальной собственности, которые по своим характеристикам превосходят или соответствуют мировым разработкам при обеспечении экономической эффективности.
Значительная часть ученых, рассматривает инновации в контексте получаемого результата [8,9,10,11] . Автор учебника [33] Медынский В.Г. говорит об инновации как объекте, внедренного в результате научно-исследовательской деятельности, от предшествующего отличающегося существенно по качеству. Примерно такое же толкование дает и Минниханов Р.Н. с соавторами [34], рассматривая инновации как результат научной деятельности, качественно отличающийся от предыдущего.
В своих трудах Завлин П.Н. [16], Ильенкова С.Д. [20] также расценивают инновации как результат: и если первый ученый – как результата творческого процесса, обусловивший изменение потребительной стоимости, то второй – как результата инновационного процесса, способствующему изменению трех видов свойств: научно-техническому, применимости и коммерциализации.
Считает инновации результатом процесса разработки новшеств, а также использования социально-экономического потенциала Морозов Ю.П. [35]. В работе [44] Сурин А.В. также считая инновации результатом процесса, отмечает их направленность на удовлетворение потребителей. А.Н. Лапко [28] аналогично акцентирует внимание при определении инноваций как интегративного процесса, охватывающего создание, разработку и продажу какого-либо решения, о необходимости удовлетворения потребностей. В статье Канторовича Л.В. [23], подчеркивается, что инновации как результат научных открытий должны удовлетворять социальным, политическим или экономическим требованиям.
Инновации как результат деятельности, направленный на внедрение новых или усовершенствованных товаров или услуг, методов производства и управления, способствующий экономической эффективности хозяйствования предприятия рассматривает Ильяшенко С.М. [31].
С точки зрения С.П. Казакова [22], инновации – это получение новых ценностей для общества, отдельных потребителей или организаций в результате использования новых методов, источников их получения.
Часть авторов подходит к исследованию инновации как системы и ее изменений [4,24,41,46,50]. В работе Е.А. Алпеевой, И.Ф. Рябцевой [4] под инновациями понимаются изменения в системе, которые повышают ее эффективность. Фатхудиннов Р.А. [46] под инновациями подразумевает воздействие в результате внедрения новшеств в экономической, социальной, экологической, научно-технической и других областях деятельности на объект управления с целью получения эффекта.
Исследуя образовательные и социальные системы, Каргин Н.Н., Лаамарти Ю.А. [24] говорят об инновации как возможности приобретения продуктом или процессом (механизмом или подсистемой) нового уровня возможностей в жизни человека.
З.П. Румянцева [41] выделяет основную характеристику инновации – это принятие новшества к распространению. Также отмечает основное отличие новшества от инновации – принятие его рынком и коммерциализация результата Н.П. Иващенко [50].
Некоторые ученые, считают инновации синонимом нововведения [7,18,41]. Аврашков Л.Я. в работе [18] рассматривает понятия «инновации» и «нововведения» как синонимы. В трактовке Райзберга Б.А. [41] инновации это нововведения в различных областях, основанные на научных достижениях и применении передового опыта, тогда как, говорит о них как.
В трудах Бовина А.А. [7] инновации рассматриваются как нововведения относительно новой продукции или технологии, а также организации бизнеса, управления и взаимодействия с потребителями, причем обязательно должна присутствовать рыночная новизна.
Инновации с философской точки зрения, как разрешение противоречия в любой сфере деятельности рассматривает Макаров В.Л. [30].
В словаре иностранных слов под редакцией Н.Г. Комлева [26], приводится понятие инновации как экономической категории, которая представляет собой вложения в новую продукцию, технологию или форму управления как предприятия, так и отрасли.
В международной практике, следуя «Руководству по сбору и интерпретации данных об инновациях» [2], инновации понимают как новый или улучшенный продукт, или как новый процесс, или маркетинговый или организационный метод. На законодательном уровне в российских нормативно-правовых актах – в федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 № 127-ФЗ введена аналогичная трактовка инноваций. Вместе с тем Росстатом при разработке формы статистического наблюдения в области инноваций «№4 – инновации», уточняется определение инновации как нового или улучшенного продукта или бизнес-процесса, используемых в деятельности предприятий.
Таким образом, в современном понимании инноваций прослеживается процессный подход с акцентом на системности происходящих изменений вследствие внедрения инноваций.
На основе изучения эволюции понятия «инновации» посредством исторического подхода [50], который позволяет проследить тенденции развития понятийного аппарата, можно выделить 4 эволюционных этапа, систематизированных в таблице 1.
В отношении инноваций в зависимости от трактовки понятия, наблюдается либо их «узкое» понимание в отношении одного процесса, либо распространенное на максимально возможный массив процессов. Инновации неразрывно связаны с технологическими изменениями или с организационными, или с системой изменений.
Проанализировав совокупность подходов к определению инноваций, можно отметить, развивая теорию Й. Шумпетера, многозначность понятия, характеризующего инновации как товар и (или) процесс, или как систему, что позволяет систематизировать теоретические подходы к определению сущности инноваций, классификация которых представлена в таблице 2.
Таблица 1
Эволюционные этапы развития понятия «инновации»
Этап эволюции |
Период |
Характеристика |
Представители |
I этап |
Конец XIX века – 30-40-е годы XX века |
На основании волнового развития научно-технического прогресса введено понятие инноваций, сформулирована сущность и сформирована классификация инноваций |
Н.Д.Кондратьев Й. А. Шумпетер |
II этап |
40-70-е годы XX века |
Происходит уточнение понятия с точки зрения практикоориетированности, способности инноваций быть реализованными |
П. Друкер |
III этап |
70-е годы XX века – конец XX века |
Используется процессный или системный подход к определению инноваций, ориентированный на удовлетворение потребностей личности, общества, государства, выделяется необходимость коммерциализации |
Б. Санто Ф. Никсон Б. Твисс В.Л. Макаров В.М. Аньшин и др. |
IV этап |
Начало XXI века – по настоящее время |
Применяется системный подход к определению инноваций, инновации рассматриваются как результат |
Ю.П. Медынский Р.Н. Миниханов с соавторами Р.А. Фатхуднинов Л. В. Канторович А.А. Дагаев и др. |
Таблица 2
Классификация теоретических подходов к определению сущности инноваций
Теоретические подходы и авторы, рассматривающие инновации как нововведения |
Теоретические подходы и авторы, рассматривающие инновации как систему |
Теоретические подходы и авторы, рассматривающие инновации как процесс |
Теоретические подходы и авторы, рассматривающие инновации как результат |
Л.Я Аврашков. Инновационный менеджмент [18] |
Й. Шумпетер. Теория экономического развития [49] |
Б. Санто. Инновация как средство экономического развития [43] |
В.Г. Медынский. Инновационный менеджмент [33] |
В.М. Аньшин, А.А. Дагаев. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития [21] |
Н.Н. Каргин. Инновации в социальных и образовательных системах (на примере спортивно-оздоровительной деятельности) [24] |
Ф. Никсон. Роль руководства предприятия в обеспечении качества и надежности [37] |
Р.Н. Минниханов, В.В. Алексеев, Д.И. Файзрахманов, М.А. Сагдиев. Инновационный менеджмент в АПК [34] |
Б.А. Райзберг. Современный экономический словарь [40] |
А.Н. Лапко. Инновационная деятельность в системе государственного регулирования [28] |
Б. Твисс. Управление научно-техническими нововведениями [45] |
П.Н. Завлин. Основы инновационного менеджмента: теория и практика [16] |
В.Я. Горфинкель, Т.Г. Попадюк. Инновационный менеджмент [12] |
Е.А. Алпеева, И.Ф. Рябцева. Прогресс и инновации: анализ системной взаимообусловленности [4] |
К. Фримен. The economics of industrial innovation: Christopher Freeman. [3] |
А.А. Сурин. Инновационный менеджмент [44] |
В. Д. Грибов, Л. П. Никитина. Инновационный менеджмент [13] |
и др. |
Ю.П. Морозов. Инновационный менеджмент [35] |
С.Д. Ильенкова Инновационный менеджмент [20] |
А.М. Мухамедьяров, Э.А. Диваева. Инновационный менеджмент [36] |
А.А. Пересада. Управление инвестиционным процессом [39] |
R. Muller. Das Management der Innovation [1] |
|
И.В. Василевская. Инновационный менеджмент [10] |
П. Ф. Друкер Бизнес и инновации [14] |
С.М. Ильяшенко. Маркетинг и менеджмент инновационного развития [31] |
|
и др. |
и др. |
Р. А. Фатхудинов. Инновационный менеджмент [46] |
|
Л. В. Канторович. Системный анализ и некоторые проблемы научно-технического прогресса [23] |
|||
С. П. Казаков. Инновационная маркетинговая деятельность в сфере услуг [22] |
|||
Ю. Н. Лапыгин. Инновационный менеджмент [29] |
|||
Е.П. Голубков. Инновационный менеджмент [11] |
|||
В.В. Козлов, Е.Ю.Козлова. Инновационный менеджмент в АПК [25] и др. |
Согласно представленной классификации теоретические подходы можно рассматривать со следующих позиций:
- теоретические подходы, рассматривающие инновации как синоним «нововведения»;
- теоретические подходы, рассматривающие инновации как результат;
- теоретические подходы, рассматривающие инновации как процесс;
- теоретические подходы, рассматривающие инновации как систему.
Таким образом, предложенная классификация, в связи с неоднозначностью трактования инноваций, имеет синергетический эффект для понимания их сущности.
В отношении образовательной услуги будем понимать инновации как новый или усовершенствованный образовательный продукт (образовательная программа, в том числе программа дополнительного профессионального образования повышения квалификации или переподготовки) и (или) образовательную услугу (включая механизмы разработки и реализации), способствующих удовлетворению потребностей всех заинтересованных сторон (личности, общества, государства).
Внедрение инноваций обуславливает инновационное развитие объекта или системы. Изучением данной проблематики занимались следующие ученые: А. Маршал, С.М. Ильяшенко, А.А. Харин, А.А. Заболотько, А.А. Захарова, Т.Ф. Паллей, С.В. Чернятин, Н.В. Быковская, Богомолова И.П., Кривенко Е.И., Стряпчих Е.С., Михайлова А.В. и др. [8,9,15,17,26,31,32,38,42,47,48].
Авторами трудов по-разному понимается инновационное развитие. Одной из наиболее часто используемых трактовок инновационного развития является трактовка А. Маршала, родоначальника неоклассической экономической школы, который рассматривает инновационное развитие на микроуровне. Альфред Маршал [32] определял возможность инновационного развития в пяти направлениях: создание нового блага; применение нового вида сырья; внедрение нового способа производства; занятие нового рынка для реализации нового блага, внедрение нового способа или формы организации бизнеса.
Некоторыми авторами инновационное развитие рассматривается с точки зрения инновационного потенциала. Так Т.Ф. Палей [38] синергию инновационного процесса и развития факторов и условий в системе, направленных на реализацию инновационного потенциала и считает инновационным развитием. В словаре «Инновационная деятельность» [26] инновационное развитие предполагает изменения в экономических и социальных системах на всех уровнях экономики, ведущее к трансформации инновационного потенциала и культуры. Тогда как составителем «Словаря инновационных терминов» Хариным А.А. [47] говорится об инновационном развитии и как процессе, и как условиях реализации инновационного потенциала. С. М. Ильяшенко [31] раскрывает сущность инновационного развития с точки зрения потенциала предприятия, процесса его поиска или новых способов использования под воздействием внешней среды, направленного на сбыт. Авторами статьи [27] Кривенко Е.И., Стряпчих Е.С., Михайловой А.В. под инновационным развитием понимается возможность использования инновационного потенциала в ходе инновационной деятельности в целом или реализации отдельных инновационных процессов.
Инновационное развитие, бесспорно, связано с инновационной деятельностью организации. С этой точки зрения, устойчивым и эффективным развитием инновационной деятельности, предполагающим использование последних достижений науки и техники или управленческих решений, считает инновационное развитие Захарова А.А. [17]. Инновационное развитие как совокупность процессов внедрения и использования инноваций, в том числе организационных, управленческих, направленных на повышение конкурентоспособности предприятия, являющихся составляющими инновационной деятельности рассматривает Сайфулина С.Ф. [42].
Инновационное развитие через призму изменения рассматривается Чернятиным С.В. [48], в его работе инновационное развитие есть процесс современных организационных изменений, направленный на получение новых производственных результатов за счет внедрения инноваций. По мнению Быковской Н.В. [9] инновационное развитие это процесс инновационного преобразования, перехода в новое состояние.
Процессное видение инновационного развития отмечается у Богомоловой И.П. с соавторами в статье [8], когда вся цепочка процессов от разработки инновации до ее обеспечения: финансового, материально-технического, управленческого направлена на достижение инвестиционной цели с учетом воздействия внешних факторов.
Проанализировав различные трактовки инновационного развития, можно увидеть, что инновации являются ядром инновационного развития.
Под инновационным развитием будем понимать процесс целенаправленного использования инноваций, ориентированный на получение новых результатов деятельности хозяйствующего субъекта относительно механизмов организации процесса дополнительного профессионального образования или непосредственно методов обучения.
Заключение
Таким образом, инновационное развитие субъектов хозяйствования направлено на систематическое внедрение инноваций в рамках выбранной стратегии деятельности в изменяющихся условиях воздействия внешней и внутренней среды для удовлетворения запросов потребителей.
Новые реалии реализации программ дополнительного профессионального образования в условиях цифровой трансформации, обуславливают формирование соответствующих организационно-экономических механизмов инновационного развития данной сферы.
Библиографическая ссылка
Крылова М.В., Суслова Ю.Ю., Волошин А.В. ЭВОЛЮЦИЯ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ ИННОВАЦИЙ И ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 6-2. – С. 199-206;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1765 (дата обращения: 21.11.2024).