Введение
В современных условиях основной задачей развития региона является усиление инвестиционного компонента в обеспечении экономической безопасности региона, которая непосредственно связана с ростом инвестиционного потенциала региона.
Именно инвестиции являются основным инструментом, позволяющим решать задачи по повышению эффективности экономики, осуществления структурных сдвигов, внедрения современных достижений технического прогресса, улучшению показателей экономической безопасности. Инвестиционная безопасность региона является одним из самых важных компонентов комплексной экономической безопасности региона, поскольку инвестиции предопределяют направленность и интенсивность процесса регионального экономического развития.
В целом инвестиционная безопасность региона характеризуется способностью органов государственной власти в рамках существующего правового поля оказывать непосредственное влияние на процессы инвестирования, протекающие в регионе, которые определяют конкурентоспособность и устойчивый рост региональной экономической системы.
Роль инвестиционного компонента в обеспечении экономической безопасности региона заключается в том, что достижение положительной динамики развития региона на современном этапе становится невозможным без обеспечения его экономической стабильности, а основным методом ее обеспечения в последнее время все чаще становится активизация инвестиционной деятельности, поскольку развитие современных экономических систем региона невозможно без активного применения инвестиций.
Материал и методы исследования
На сегодняшний день актуальной проблемой не только России, но и всего мира является пандемия коронавируса. В этой непростой ситуации страны несут не только людские потери, но и спад своей экономики.
Для комплексной оценки важности инвестиционной составляющей в обеспечении экономической безопасности региона необходимо рассматривать понятие «инвестиции» с двух противоположных точек зрения:
1) инвестиции, как двигатель развития региона:
− инвестиции содействуют экономическому развитию региона – увеличению ВРП;
− инвестиции покрывают дефицит ликвидных денежных средств, а, следовательно, увеличивают оборачиваемость средств, открывая широкие возможности для развития регионального рынка;
− инвестиции повышают конкурентоспособность региона, так как связаны с модернизацией и оздоровлением экономики региона;
− инвестиции дают возможность реализовывать различные проекты;
− инвестиции способствуют расширению и развитию внутри регионального рынка за счет свободных средств.
2) инвестиции, как угроза экономической безопасности региона:
− инвестиции осуществляются в основном в сфере услуг, а в непроизводственной сфере, это часто торговые предприятия;
− в структуре инвестиционного компонента в обеспечении экономической безопасности региона имеется значительное преимущество в доле портфельных инвестиций, основная опасность портфельных вложений состоит в том, что они требуют регулярных выплат по долговым обязательствам.
Для проведения эффективной инвестиционной политики необходимо постоянное наблюдение за положением дел в сфере инвестиционной деятельности и анализ происходящих в ней изменений. Проведение в регионах мониторингов состояния инвестиционной деятельности будет способствовать поддержанию необходимого уровня их инвестиционной безопасности. [4, 5, 6, 9].
Таким образом, в основе обеспечения экономической безопасности региона должна лежать организация инвестиционной безопасности, поскольку рост инвестиций призван стимулировать экономическую активность, рост спроса, а это, в свою очередь, приведет к повышению занятости и увеличению регионального дохода, т. е. защите региональных интересов. Обеспечение региональной инвестиционной безопасности требует, как улучшения инвестиционного климата и инвестиционного потенциала с одновременным сокращением уровня инвестиционного риска, так и формирования развернутых методик поэлементной оценки ее уровня и проведения ее регулярного мониторинга.
SWOT-анализ развития инвестиционной привлекательности Ивановской области
Сильные стороны развития отрасли |
Слабые стороны развития отрасли |
1. Близость к Москве и другим крупным городам. 2. Уникальные для России компетенции в легкой промышленности. 3. Сильные образовательные организации высшего образования, ориентированные на потребности предприятий и региона. 4. Ориентированное на результат правительство региона. 5. Базовая инфраструктура для развития промышленного производства. 6. Историческое и культурное наследие региона |
1. Несбалансированный, деформированный рынок труда. 2. Недостаточная известность, недооцененность региона. 3. Слабая активность в привлечении инвестиций в течение длительного предыдущего периода. 4. Проблемы с новой энергетической и коммунальной инфраструктурой |
Возможности |
Угрозы |
1. Формирование конкурентного предложения для целевых инвесторов. 2. Активное продвижение региона как «Terra Nova рядом с Москвой». 3. Использование новой волны импортозамещения. 4. Использование транспортно-географического положения. 5. Сфокусированная работа с крупнейшими федеральными компаниями. 6. Достраивание региональных производственных цепочек |
1. Потеря традиционных компетенций. 2. Продленное влияние кризисных тенденций. 3. Ослабление конкурентных позиций по отношению к соседним регионам. 4. Проблемы с поставками сырья и комплектующих из-за рубежа в случае долгосрочного ограничения международной торговли |
Из всего вышесказанного следует, что всестороннее рассмотрение роли инвестиционного компонента в обеспечении экономической безопасности региона, несмотря на их высокую практическую значимость в поддержании стабильного и высокого экономического роста в регионе, показывает, что инвестиции способствуют не только улучшению конъюнктуры рынка, но и раскрытию завуалированных естественных пробелов в механизме обеспечения экономической безопасности региона. [2]
В нашем исследовании изучались тенденции инвестиционной деятельности Ивановской области. Ивановская область – регион, являющийся одним из наиболее привлекательных для инвестирования и создания новых высокотехнологичных бизнесов в Российской Федерации, а также сочетающий в себе эффективную государственную политику и конкурентоспособный деловой климат. [1]
Стратегическими целями привлечения инвестиций являются:
- обеспечение притока инвестиций в приоритетные сектора экономики Ивановской области;
- формирование конкурентных преимуществ в межрегиональной конкуренции за привлечение инвестиционных ресурсов;
- повышение инвестиционной привлекательности и создание условий для улучшения делового климата на территории Ивановской области.
Перспективными направлениями привлечения инвестиций в Ивановскую область являются 4 основных инвестиционных портфеля с разными типами инвесторов и производств:
- легкая промышленность (строительный текстиль; средства гигиены; контрактное швейное производство; спортивная одежда и функциональная ткань; вторичное полиэфирное волокно; смесовая пряжа; льняное производство (выращивание, пряжа, ткани); медицинский текстиль);
- электротехническое оборудование (низковольтное коммутационное оборудование; электроприводы; зарядные устройства для электротранспорта, автомобильная проводка; осветительное оборудование; высоковольтное коммутационное оборудование; измерительные трансформаторы; системы накопления; АСКУЭ и АСУТП);
- химические продукты (связующие вещества, синтетические смолы, жидкое стекло; продукция на основе ПАВов; клеи на водной и органической основе; краски, лаки (включая эмали и политуры); инициаторы реакций, катализаторы; продукты переработки целлюлозы);
- промышленные машины и оборудование (мини-экскаваторы; части подъемников, кранов, погрузчиков, бульдозеров; части для тракторов и моторно-транспортных средств; трактора; насосное оборудование; фасовочно-упаковочные автоматы; металлообрабатывающие станки (фрезерные, портально-фрезерные, горизонтально-расточные).
Результаты исследования и их обсуждение
Для анализа состояния и динамики инвестиционного компонента экономической безопасности были использованы относительные и абсолютные показатели потокового подхода.
Объемы инвестиций в основной капитал по Ивановской области были проанализированы за период 2008-2020 гг. (таблица 1).
Анализ показал рост объемов инвестирования в период с 2013 по 2014 год и последовавшее за экономическим кризисом 2014 года сокращение объемов инвестиций на треть к 2016 году. С 2017 года ситуация стала несколько улучшаться, и наиболее интенсивный рост инвестиций в основной капитал в Ивановской области произошел с 2017-2020 гг.
Если проследить динамику долей инвестиций в основной капитал по видам основных фондов, то ситуация наблюдается следующая (таблица 2): в 2009 году доля инвестиций в торговлю резко упала, с 2010 года доля инвестиций в торговлю имеет общую тенденцию к росту; снижается доля инвестиций в образование, падает доля инвестиций в здравоохранение; доля инвестиций в общественное питание и гостиницы растет, но она очень мала. [8] В 2020 году наблюдается резкий рост инвестиций в здравоохранение (8,69%). Инвестиции в торговлю 2018-2020 гг. имеют достаточно стремительную тенденцию к снижению, в то время как инвестиции в образование показывают относительно небольшой рост.
Далее анализировались затраты на инновации в Ивановской области за период 2008-2019 гг. (таблица 3).
Выводы, полученные в результате проведенного анализа, заключаются в следующем:
- в 2009-2010 гг. затраты на инновации резко увеличились, но с 2011 года показатели идут на снижении и к 2020 году роста показателей не наблюдается;
- рост показателей в 2009 г., затем рост замедлился и в 2019 году цепные показатели вышли на уровень 2015-2016 гг.;
- пик коэффициента инновационности отмечается в 2009 году.
Важным показателем, который необходимо учитывать при рассмотрении инвестиционного компонента, является ранг инвестиционного риска, то есть вероятность неполной реализации инвестиционного потенциала Ивановского региона из-за наличия в нем негативных условий для инвестиционной деятельности, которые формируют вероятность потери инвестиций или получения дохода от их. [7]
Таблица 1
Объем инвестиций в основной капитал по Ивановской области, млн руб.
Годы |
Значение показателя, млн руб. |
Абсолютные изменения, млн руб. |
Темп изменений цепным способом, % |
Темп изменений базисным способом, % |
2008 |
26051 |
8635 |
149,58 |
1713,88 |
2009 |
31956 |
5905 |
122,67 |
2102,37 |
2010 |
29961 |
-1995 |
93,76 |
1971,12 |
2011 |
32373 |
2412 |
108,05 |
2129,80 |
2012 |
28762 |
-3611 |
88,85 |
1892,24 |
2013 |
33938 |
5176 |
118,00 |
2232,76 |
2014 |
33075 |
-863 |
97,46 |
2175,99 |
2015 |
25713 |
-7362 |
77,74 |
1691,64 |
2016 |
22616 |
-3097 |
87,96 |
1487,89 |
2017 |
27098 |
4482 |
119,82 |
1782,76 |
2018 |
29360 |
-955 |
96,8 |
1931,58 |
2019 |
37419 |
8059 |
127,4 |
2461,77 |
2020 |
44284 |
6865 |
118,35 |
2913,42 |
Таблица 2
Структура в общем объеме инвестиций в основной капитал
Годы |
Торговля |
Общественное питание и гостиницы |
Образование |
Здравоохранение |
2008 |
2,92 |
0,01 |
2,20 |
2,22 |
2009 |
0,24 |
0,01 |
1,06 |
1,36 |
2010 |
2,19 |
0,01 |
0,74 |
3,64 |
2011 |
0,95 |
0,07 |
1,29 |
2,52 |
2012 |
3,10 |
0,10 |
2,55 |
4,66 |
2013 |
2,19 |
0,07 |
3,40 |
2,45 |
2014 |
3,62 |
0,10 |
3,03 |
1,60 |
2015 |
2,75 |
0,24 |
2,99 |
2,45 |
2016 |
2,63 |
0,22 |
2,43 |
1,99 |
2017 |
3,81 |
0,03 |
2,28 |
0,99 |
2018 |
3,73 |
0,08 |
2,92 |
4,08 |
2019 |
2,40 |
0,06 |
3,34 |
3,76 |
2020 |
1,62 |
0,03 |
3,66 |
12,45 |
Таблица 3
Затраты на инновации в Ивановской области, млн руб.
Годы |
Значение показателя, млн руб. |
Абсолютные изменения, млн руб. |
Темп изменений цепным способом, % |
Темп изменений базисным способом, % |
2008 |
636,5 |
-367,5 |
63,40 |
464,26 |
2009 |
4070,1 |
3433,6 |
639,45 |
2968,71 |
2010 |
2519,5 |
-1550,6 |
61,90 |
1837,71 |
2011 |
811,8 |
-1707,7 |
32,22 |
592,12 |
2012 |
797,1 |
-14,7 |
98,19 |
581,40 |
2013 |
377,8 |
-419,3 |
47,40 |
275,57 |
2014 |
225 |
-152,8 |
59,56 |
164,11 |
2015 |
282,8 |
57,8 |
125,69 |
206,27 |
2016 |
361 |
78,2 |
127,65 |
263,31 |
2017 |
253,3 |
-107,7 |
70,17 |
184,76 |
2018 |
154,7 |
-98,6 |
61,07 |
112,84 |
2019 |
195,3 |
40,6 |
126,24 |
142,45 |
Выводы
По данным Национального Рейтингового Агентства на 2020 год Ивановская область входит в Группу 3B2 (Незначительный потенциал – умеренный риск) [3].
По итогам независимых рейтингов Ивановская область относится к категории «территорий с пониженным инвестиционным потенциалом», поэтому главной задачей региональных и муниципальных органов власти Ивановской области является необходимость формирования инвестиционных преимуществ и обеспечения инвестиционной привлекательности Ивановской области.
Рейтинговое агентство RAEX (Эксперт Ра) отмечает, что инвестиционные риски в Ивановской области показывали тенденцию к снижению в 2011-2014 гг., однако в 2015 г. резко поднялись. 2019-2020 гг. пандемия COVID-19 привела к росту региональных инвестиционных рисков. Базисные показатели инвестиционных рисков Ивановской области показывали отрицательную тенденцию начиная с 2008 года. По оценкам агентства RAEX (Эксперт Ра) инвестиционные риски Ивановской области поднялись с 61 места в 2019 году на 57 место в 2020 году.
Из этого следует, что после двух лет снижения основные составляющие инвестиционного риска продолжают снижаться. Это говорит о том, что основная надежда для многих регионов, в том числе и для Ивановского региона, пострадавших от пандемии коронавируса – хорошая поддержка со стороны федерального бюджета. Таким образом, сокращение уровня инвестиционного риска ставит приоритетной целью создание благоприятных экономических условий путем комплексного повышения уровня инвестиционной активности и инвестиционной привлекательности Ивановской области.
Библиографическая ссылка
Шахова И.Ю., Сперанский С.Н. ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА: ПОСЛЕДСТВИЯ ПАНДЕМИИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 6-1. – С. 126-131;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1738 (дата обращения: 09.10.2024).