Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Михайлина А.В. 1 Мокеева Е.Ю. 1 Калянов А.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры»
Актуальность темы исследования обусловлена растущим интересом к проблеме формирования корпоративной социальной ответственности в высших учебных заведениях. Социальная ответственность уже не является вопросом свободного выбора организаций, а становится требованием общества к сложившейся системе социальных институтов. Состав современных функций образовательных учреждений гораздо шире оказания образовательных услуг. Направленность действий высших учебных заведений на добровольное активное участие в решение социально-экономических проблем территории присутствия способствует не только удовлетворению социальных потребностей общества, но и значительно улучшает собственный имидж, повышает конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность.
корпоративная социальная ответственность
социальный институт
управление высшими учебными заведениями
качество образования
1. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 28.09.2018) О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года») [Электронный ресурс]. – URL: http://base.garant.ru/ (дата обращения 21.12.2018).
2. Бараблина С.В., Мехришвили Л.Л. Социальная ответственность: роль высших учебных заведений // Вестник международных организаций. – 2012. – № 1 (36). – С. 203–218.
3. Беляева Ж.С. Социальная ответственность университетов: постановка проблемы // Российские регионы в фокусе перемен: сборник докладов X Международной конференции. 12–14 ноября 2015 года; ФГАОУ ВПО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина». – Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2016.
4. Вацковский А.С. Корпоративная социальная ответственность как фактор конкурентоспособности вуза // Отраслевые рынки. – 2013. – № 1 (37). – С. 103–113.
5. Рейнбах Е.Ю. Специфика взаимодействия творческого вуза и организаций работодателей // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2015. – № 3 (66). – С. 343–346.
6. Мокеева Е.Ю. Взаимодействие вуза с внешней средой в условиях глобализации высшего образования // Образование и общество. – 2017. – № 1 (102). – С. 20–22.
7. Отет о самообследовании ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры» за 2017 год (по состоянию на 02 апреля 2018 г.) [Электронный ресурс]. – URL: http://ogiik.orel.ru (дата обращения 21.12.2018).

Введение

Система образования в Российской Федерации находится в центре общегосударственных реформ, начиная с 90-х годов ХХ века. Вузы пережили несколько этапов своего развития: от хозяйствующих субъектов, ориентированных, преимущественно на финансовое выживание и устойчивость, до «социальных институтов», деятельность которых направлена на всестороннее развитие человека, формирование социальных и этических норм поведения будущих профессионалов и специалистов. С 2003 года отечественные вузы функционируют в условиях присоединения России к Болонской декларации, в числе основных положений которой принципы, касающиеся социальной ответственности образовательных учреждений. Современный вуз сегодня рассматривается как базовый элемент системы воспроизводства общественного интеллекта, подготовки и переподготовки кадров, получения и распространения актуальных знаний и умений, повышения социального статуса граждан.

Цель исследования: изучение условий и факторов формирования корпоративной социальной ответственности в высших учебных заведениях в современной России, а также определение направлений развития корпоративной социальной ответственности в отечественных вузах.

Материал и методы исследования

Комплексное исследование деятельности ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры»; изучение лучших практик вузов по формированию корпоративной социальной ответственности.

Результаты исследования и их обсуждение

В настоящее время в Российской Федерации происходят процессы формирования социального общества, основанного на доверии и ответственности, что определено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». В частности, в указанном документе, одной из задач развития образования является модернизация институтов системы высшего образования как инструментов социального развития посредством:

– создания образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

– разработки системы выявления и поддержки талантливой молодежи;

– создания инфраструктуры социальной мобильности обучающихся;

– развития финансовых инструментов социальной мобильности, включая образовательные кредиты [1].

Методологической основой социальной ответственности вузов считается «концепция социальной ответственности бизнеса» ввиду того, что изначально модель КСО применялась исключительно к сфере предпринимательства. Концепция КСО была заимствована в России в конце 90-х годов XX в. из теорий и практики, основанных на учениях А. Смита и Д. Рикардо; Ф. Берли, Г. Минза, А. Мюллера-Армака, Л. Эрхарда; П. Друкера и Х. Боуэна. В частности, в работе Г. Боуена «Social Responsibilities of the Businessman» («Социальная ответственность бизнесмена») заложено начало современному пониманию роли и места корпоративной социальной ответственности.

В рамках изучения теоретико-методологических основ формирования и развития КСО предпринимаются попытки определения ее понятия и сущности применительно к высшим образовательным учреждениям [2, 3, 4].

В узком контексте КСО основным направлением работы вузов является содействие наряду с органами государственного управления социально-экономическому развитию территорий через подготовку кадров для соответствующего региона и укрепление потенциала НИР самого вуза. КСО в более многоаспектном понимании – специфическая социальная функция вуза, направленная на реализацию потребностей общества в целом и отдельных ее членов в частности, а также добровольную активную социальную позицию в отношении территории своего присутствия. Последний аспект, на наш взгляд, является ключевым в понимании сущности КСО современного вуза.

Несмотря на то, что актуальность внедрения КСО в управлении вузами не раз подтверждались практикой отечественных и зарубежных университетов, в образовательной среде существуют некоторые внешние и внутренние противоречия, сдерживающие развитие КСО в высших учебных заведениях:

– нежелание вузов демонстрировать уровень открытости;

– нежелание адаптироваться к внешней среде, сформированной общественными конкурентами;

– внутренний корпоративный консерватизм;

– сопротивление нововведениям.

На сегодняшний день не существует единой универсальной технологии, с помощью которой концепция КСО может быть разработана применительно к образовательным учреждениям, тем не менее, отечественные вузы, исходя из своих собственных потребностей, осуществляют попытки ее формирования и внедрения. К примеру, система КСО ФГБОУ ВО «Орловский государственный институт культуры» (далее ОГИК) реализуется в двух базовых векторах (представлено укрупнённо):

КСО по отношению к внешней среде (внешним стейкхолдерам):

– формирование рынка труда для отраслей социально-культурной сферы;

– расширение сотрудничества с организациями-партнерами и потенциальными работодателями;

КСО по отношению к внутренней среде (внутренним стейкхолдерам):

– формирование социокультурной инфраструктуры для развития общепрофессиональных и общекультурных компетенций обучающихся;

– формирование системы менеджмента качества (СМК);

– формирование политики социального развития профессорско-преподавательского состава и сотрудников института.

Участие ОГИК в формирование рынка труда для отраслей социально-культурной сферы осуществляется не только посредством обеспечения рынка высококвалифицированными выпускниками, но и системного изучения отраслевого рынка труда. Вместе с тем вуз сталкивается с сокращением спроса на отдельные направления подготовки, ввиду их слабой привлекательности, либо структурных изменений в распределении контрольных цифр приёма. Решение этих вопросов лежит в области разработки специфических организационных и методических инструментов. Так, в ОГИК за последние годы существенно расширены соответствующие учебная, материальная и кадровая базы для подготовки востребованных специалистов, открываются новые профили подготовки, недостающие в отрасли. В ОГИК разработана система мер профессиональной ориентации на рынок труда, внедряются новые формы взаимодействия с потенциальными работодателями:

– предоставление информации о тенденциях развития и изменениях на региональном рынке труда;

– дни карьеры, презентации, тренинги, консультирование по вопросам профессионального роста;

– обучение стратегиям поиска подходящей работы;

– мастер-классы, семинары и тренинги по карьере, обучающие программы;

– консультационная помощь в составлении резюме;

– психологическое консультирование.

В вузе практикуется организация временной занятости студентов в рамках работы летних лагерей и баз отдыха.

Со времени своего основания институт развивается при тесном сотрудничестве с организациями-партнерами и потенциальными работодателями на различных уровнях. Основными партнерами института являются: Управление культуры и архивного дела Орловской области; Администрация Губернатора и Правительства Орловской области; Управление культуры Администрации города Орла; сеть учреждений культуры, образования и социальной защиты города и области. Образовательная и научно-творческая деятельность осуществляется совместно с зарубежными научными центрами и учебными заведениями: Управлением международных и европейских связей региона Шампань-Арденны (г. Реймс, Франция); Центром гуманитарных проектов «Интер-Класс» (Кишинёв, Республика Молдова), Объединением Православных ученых (г. Солоники, Греция); Белорусским государственным университетом культуры и искусств (г. Минск, Республика Беларусь) и многими другими. Взаимодействие ОГИК с предприятиями-партнерами осуществляется по следующим направлениям:

– подготовка отраслевых специалистов с высшим образованием, в том числе кадров высшей квалификации через аспирантуру;

– профессиональная переподготовка и повышение квалификации специалистов учреждений социально-культурной сферы;

– организация и проведение совместных научных исследований и культурно-творческих мероприятий;

– реализация дополнительных общеразвивающих программ;

– развитие материально-технической базы института и его структурных подразделений (финансирование и консультационная поддержка издания учебно-методической литературы, оказание финансовой помощи на оснащение аудиторий) и другие.

Развитию социальной ответственности способствует организация различных видов практики через активную вовлеченность студентов в процесс производства и организации услуг социально-культурной сферы. Организация практики в институте на всeх этапах обучения ставит целью обеспeчить непрeрывность и последоватeльность овладeния обучающимися основ выбранной профессиональной деятельности с учетом требований к уровню подготовки выпускников. Выпускающие кафeдры поддерживают тесную связь с руководством организaций-партнёров, принимaют активное участие в распредeлении студeнтов различных курсов по мeстам прохождения определенного вида практики. Растает показатель внедрённых в практику социально-культурной сферы и рекомендованных к внедрению выпускных квалификационных работ, среди направлений подготовки, где этот показатель продолжает достигать значительных результатов (до 100 %) – творческие направления подготовки (51.03.05 Режиссура театрализованных представлений и праздников).

Связь с потенциальными работодателями и качество подготовки выпускников можно охарактеризовать по следующим позициям: востребованность выпускников, наличие положительных отзывов, рекламаций со стороны работодателей, договоров на целевую подготовку. Социальная ответственность как социальная функция института заключается также в выполнении предложений и пожеланий работодателей по подготовке выпускников через требования заказчиков к компетенциям выпускника, среди которых:

– замечания и предложения председателей ГИА по улучшению качества подготовки специалистов;

– результаты мониторинга качества подготовки выпускников вуза (анкетирование руководителей учреждений, включающее оценку компетентностных качеств выпускников и предложения по улучшению подготовки специалистов);

– мониторинг официальных заявок учреждений на распределение специалистов и другие мероприятия.

О качестве выпускников можно говорить исходя из данных об их трудоустройстве, к примеру, за 2016–2017 гг.: 78 % выпускников (236 чел. из 304 чел.) трудоустроены по окончании вуза, 20 % выпускников составили категории, ушедших в ряды Российской Армии и в отпуск по уходу за ребенком; продолживших обучение в магистратуре – 23 человека (7,5 %); не определились с трудоустройством – 2 % (6 человек), что свидетельствует о благополучной ситуации с трудоустройством выпускников института.

Не менее важным в реализации социальной ответственности вуза является оценка самим обучающимися задач, которые вуз реализует исходя из его миссии и целей. Ежегодно в рамках мониторинга учебно-образовательного процесса проводится социологическое исследование методом анонимного анкетирования на тему «Уровень и качество образовательных услуг в ФГБОУ ВО «ОГИК» глазами студентов». Цель исследования – оценить удовлетворенность обучающихся следующими показателями с помощью балльной оценки от 1 до 10 баллов:

– качество образовательных услуг в ОГИК в целом;

– оценка возможности вуза удовлетворить образовательные запросы;

– оценка качества преподавания по выбранному направлению подготовки;

– самооценку уровня теоретической подготовки обучающихся по выбранному направлению подготовки;

– оценка обучающимися представлений об ОГИК как о идеале высшего образования;

– удовлетворенность информационными возможностями в вузе (библиотека, интернет, доступ к другим информационным ресурсам);

– оценка эффективности организации производственной практики в ОГИИК;

– оценка взаимодействия студент-педагог-кафедра-деканат.

В ходе исследования было опрошено 360 человек очной и заочной формы обучения. В результате исследования в 2018 г. по различным показателям была выявлена степень удовлетворенности выше среднего. В частности, качество образовательных услуг в ОГИК респонденты оценили в 7,4 баллов, оценки ожидания качества и удовлетворенности преподавания на выбранной обучающимися по выбранному направлению подготовки остались прежними – в 8,5 баллов, что является высоким показателем. Способность вуза удовлетворить образовательные запросы обучающиеся оценили в 8,4 балла. Повысились показатели по соответствию ОГИК собственным представлениям об идеале высшего образования – 8,0 балла, оценке удовлетворенности информационными ресурсами вуза – в 9,1 балла.

Формирование социокультурной инфраструктуры для развития общепрофессиональных и общекультурных компетенций, как составной части КСО, проявляется в создании условий для творческого развития личности обучающихся и реализации студенческих инициатив. Конечная цель такого воздействия – формирование конкурентоспособной личности, способной адекватно реагировать, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям, принимать обоснованные управленческие решения, обладать социальной ответственностью, целеустремленностью и предприимчивостью. В связи с этим одним из приоритетных направлений деятельности института является воспитательная работа со студентами, которая реализуется по следующим направлениям:

гражданское-патриотическое:

в рамках данного направления студенты ОГИК участвуют в работе общественных проектов и организаций всероссийского и регионального масштаба – Федерального агентства по делам молодежи, Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы», общероссийской организации «Российские студенческие отряды», Общероссийского общественного движения «Бессмертный полк России»; Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество»; акциях «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк», во всероссийских студенческих форумах («Донузлав», студенческой школе лидеров самоуправления «Перспектива», молодежный форум «Таврида», «Территория смыслов на Клязьме»); работе предвыборных агитационных кампаний;

духовно-нравственное, благотворительное:

участие на постоянной основе в социальных программах «Милосердие», «Сердце отдаю детям», «Подари детям радость», сотрудничество с подшефными учебными заведениями (детскими домами, школами-интернатами, школами коррекционного типа, реабилитационными центрами для детей и подростков) в Орле и области;

культурно-творческое:

в ОГИК сложилась организационная структура творческо-исполнительской деятельности: студия эстрадного мастерства; творческие коллективы вуза; творческие лаборатории и программы (научно-творческая лаборатория «Живая старина», творческая лаборатория «ОГИК-медиа», творческая лаборатория «Дискуссионный клуб» и многие другие);

движение студенческих отрядов:

педагогический отряд (работа в летних детских лагерях; ремонтный отряд «Мастерок», осуществляющий текущий ремонт инфраструктуры вуза; поисковый отряд «Факел», целью деятельности которого является увековечение памяти о павших при защите Отечества и патриотическое воспитание молодежи. Члены отряда регулярно выезжают на поисковые мероприятия (Вахты памяти), с их помощью найдены и перезахоронены останки сотен бойцов, погибших в годы Великой Отечественной войны на Орловщине; молодёжный оперативный отряд, осуществляющий деятельность по профилактике правонарушений в Доме студентов ОГИК; экологический отряд, участвующий на регулярной основе в экологических акциях городского и областного масштаба; волонтерский отряд – активисты института и члены Студенческого Совета, постоянно задействованы в социально-культурных акциях и мероприятиях общественного характера на добровольной основе (участие в федеральных и региональных волонтерских проектах и форумах, оказание социальной помощи ветеранам, детским домам, помощь в организации и проведении сборов молодежного актива на студенческих слетах, фестивалях и форумах, проходивших на территории Орловской области; клуб военно-исторической реконструкции «Набат», целью создания которого является углубленное изучение военной истории России, Орловского края, и военно-патриотическое воспитание молодежи;

спортивно-оздоровительное:

работа спортивных секций по футболу, волейболу, баскетболу, настольному теннису, аэробике; ежегодное участие сборных команд института в городской Универсиаде; проведение ежегодного чемпионата ОГИК по минифутболу, проведение спортивных вечеров и праздников, туристических походов, регулярное участие молодежных спортивных команд ОГИК в спортивных и физкультурно-оздоровительных мероприятиях областного и городского масштаба (Конкурс «России нужен лично ты!», Молодежные студенческие гонки, эстафета «Дартсатлон», турниры по боулингу, баскетболу, футболу и другим видам спорта.

правовое и социально-профилактическое:

профилактическая работа в данном направлении осуществляется благодаря тесному сотрудничеству ОГИК со многими субъектами антинаркотической деятельности в форме организации совместных мероприятий с представителями Управления по контролю за оборотом наркотиков УМВД России по Орловской, области, областной и городской администрациями, антинаркотическим комитетом и антинаркотической комиссией Орловской области, БУЗ «Орловский наркологический диспансер». Студенты института ежегодно участвуют в подготовке и проведении мероприятий антинаркотиечской и профилактической направленности (областной фестиваль «Жизнь – это множество дорог», городская акция «Даже не пробуй!», областная Ярмарка молодежных инициатив по здоровому образу жизни, городские и областные конкурсы социальной рекламы) и другие;

развитие органов студенческого самоуправления:

осуществляется через Студенческий совет – постоянно действующий представительный коллегиальный орган студенческого самоуправления; с целью мониторинга и выявления проблемных мест в сфере социально-бытового обслуживания студентов, активом первичной профсоюзной организации студентов и Студенческим Советом разработаны и регулярно проводятся социологические исследования методом анонимного анкетирования.

финансовое обеспечение воспитательной деятельности:

В ОГИК сложилась система морального и материального поощрения студентов: именные стипендии Президента РФ, Правительства РФ, Губернатора Орловской области, Ученого Совета института, стипендия имени первого руководителя института А.Ф. Герасимова; вручение лучшим студентам-выпускникам знака «За заслуги перед ОГИК»; награждение студентов и выпускников дипломами, грамотами, денежными премиями за творческо-исполнительскую, научно-исследовательскую деятельность, активную общественную позицию; финансовая помощь на организацию поездок на фестивали, конкурсы, конференции; награждение лучших выпускников знаком «За заслуги перед ОГИК» и грамотами и дипломами за особые успехи в учебной, научной, творческо-исполнительской деятельности; благодарность родителям лучших студентов за воспитание; чествования лучших студентов на ректорском приёме.

Частью механизма формирования КСО ОГИК является разработка и внедрение системы менеджмента качества. Управление качеством подготовки специалистов в институте регулируется «Программой развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Орловский государственный институт культуры» на 2017–2021 годы» и «Стратегией обеспечения качества образования на 2016–2020 г.», «Положением о совете по качеству». СМК института прошла в очередной раз сертификацию: получен Сертификат, выданный Международным центром стандартизации и сертификации ISCO, подтверждающий соответствие системы качества организации требованиям ГОСТ ISO 9001-2011 (ISO 9001:2008).

Таким образом, в основе концепции КСО социальной ответственности ОГИК лежит баланс интересов всех участников образовательного процесса (абитуриент – обучающийся – вуз – профессорско-преподавательский состав и сотрудники вуза – местное сообщество – организации-партнёры – регион – государство). На наш взгляд некоторые подходы, представленные в данном материале, позволяют понять роль и сущность вузов как социально ответственных учреждений, что, несомненно, поможет учреждениям высшей школы создавать свои собственные уникальные модели КСО, исходя из тех условий и факторов, в которых они функционируют.


Библиографическая ссылка

Михайлина А.В., Мокеева Е.Ю., Калянов А.В. КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2018. – № 7. – С. 89-94;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=173 (дата обращения: 27.12.2024).