Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

Ильичева Е.В. 1 Ильичев В.В. 1 Назарова М.А. 2
1 ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет»
2 МБУ ДООЦ «Волжский берег», ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет»
В статье констатируется критические несоответствия на рынке труда между работодателями, работниками и существующей системой образования и подготовкой кадров. Одной из ключевых проблем в существующей системе подготовки кадров для сферы детского отдыха является обособленное состояние данной сферы и высшей школы. Целью данной работы является обобщение опыта по разработке эффективной системы подготовки кадров для работы с детьми, сложившейся в результате сотрудничества детского оздоровительно-образовательного центра и находящегося на той же территории профильного высшего учебного заведения. Описана модель подготовки вожатых для детских образовательно-оздоровительных центров, которая позволяет в условиях постоянной сменяемости кадрового состава успешно конкурировать на рынке детского отдыха. Разработаны критерии оценки эффективности деятельности воспитателя/педагога-организатора, позволяющие объективно оценивать их работу, и определены критерии эффективности (качества) работы детского образовательно-оздоровительного центра в целом. Предложенная модель предполагает не набор кадров по каким-либо характеристикам, а формирование команды под конкретные требования организации с минимальными затратами и связанными с ними рисками и может быть использована другими детскими образовательно-оздоровительными учреждениями в своей работе.
кадровая политика
система подготовки вожатых
детский оздоровительно-образовательный центр
система критериев отбора
критерии оценки эффективности
1. Исаченко И.И., Елизарова О.И., Кондрусь Е.А., Машинская И.С. Управление человеческими ресурсами [Электронный ресурс]. URL: http://hi-edu.ru/e-books/xbook962/01/part-004.htm (дата обращения: 20.05.2021).
2. Лохина В.А. Кадровая политика и ее влияние на конкурентоспособность организации // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2016. № 42. С. 21-26.
3. Уржа О.А. Проблемы кадровой политики в системе управления современной России // Современные технологии управления персоналом [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-kadrovoy-politiki-v-sisteme-upravleniya-sovremennoy-rossii/viewer (дата обращения: 20.05.2021).
4. Омариева З.Х. Проблемы формирования эффективной кадровой политики предприятия // Вопросы структуризации экономики. 2018. № 4. С. 158.
5. Зоричева Н.М. Управление развитием сферы услуг детского отдыха: дис. ... канд. экон. наук. СПБ., 2014. 186 с.
6. Куропаткина М.Н. Инновационные технологии в системе организации досуга в детских оздоровительных лагерях: практика ДОЛ «Мечта» // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. 381 с.
7. Попова И.Н., Пономарев А.П. Проблемы развития кадровой политики в условиях пандемии // Научный аспект. 2020. Т. 2. № 2. С. 260-265.

Рыночная экономика предъявляет определенные требования к организации системы управления человеческими ресурсами. Реализация целей и задач управления персоналом осуществляется через кадровую политику. Кадровая политика представляет собой стратегическую линию поведения в работе с персоналом. Кадровая политика – это целенаправленная деятельность по созданию трудового коллектива, который наилучшим образом способствовал бы совмещению целей и приоритетов организации и его работников.

Содержание кадровой политики не ограничивается наймом на работу, а касается принципиальных позиций предприятия в отношении подготовки, развития персонала, обеспечения взаимодействия работника и организации. Кадровая политика должна увеличивать возможности предприятия, реагировать на изменяющиеся требования технологии и рынка в ближайшем будущем [1]. В этом случае перед организацией встает ряд проблем, связанных с кадровой сферой, о чем пишут многие авторы [2-4].

Основной проблемой для сервисных предприятий в России является выбор между прогрессивной тенденцией осознания ведущей роли персонала в достижении целей организации и низким уровнем решения кадровых проблем, традиционно рассматриваемых на сервисном предприятии как вторичные.

Однако, в ряде случаев рассмотрению подлежат лишь отдельные элементы проблемы при отсутствии обоснования их актуальности конкретно для сервисного предприятия в современных условиях, авторы практически не уделяют внимания разработке общей концепции кадровой политики.

Вышеперечисленные факторы обуславливают необходимость пересмотра общих принципов управления для предприятий сервисной сферы.

В частности, анализ современной теории и практики управления услугами детского отдыха показал, что в настоящее время отсутствует однозначное понимание видов услуг и содержания детского отдыха [5, 6]. Методология управления данной сферой базируется на устаревших принципах, не учитывающих системный характер современной индустрии детского отдыха и, как результат, нарушающих внутрисистемные связи.

Проблемным фактором является отсутствие единых требований в подготовке педагогических кадров для организации летнего отдыха и оздоровления детей, системы их аттестации, определения их правового статуса, отсутствие единых программ профессиональной подготовки педагогических кадров для организации отдыха и оздоровления детей.

Критические несоответствия на рынке труда наблюдаются между работодателями, работниками и существующей системой образования и подготовки кадров. Работодатели требуют от работников наличие квалификации высокого уровня, а работники, имея слабую специальную подготовку и почти нулевой опыт работы, весьма переоценивают свою значимость. Одной из ключевых проблем в существующей системе подготовки кадров для сферы детского отдыха является обособленное состояние данной сферы и высшей школы, тогда как только целостность системы сможет обеспечить эту потребность.

Целью данной работы является обобщение опыта по разработке эффективной системы подготовки кадров для работы с детьми, сложившейся в результате сотрудничества МБУ ДО детский оздоровительно-образовательный центр «Волжский берег» городского округа «Воротынский» Нижегородской области и находящегося на той же территории профильного высшего учебного заведения.

Детский оздоровительно-образовательный центр «Волжский берег» расположен на живописном берегу реки Волга и осуществляет свою деятельность с июля 2011 года. Центр предлагает организацию детского каникулярного отдыха, семейные заезды выходного дня, реализует проекты краткосрочного отдыха детей. В центре отдыхают дети и подростки в основном из Нижегородской области в возрасте от 6 до 18 лет. Ежегодно на базе ДООЦ «Волжский берег» проводится от 7 до 11 тематических смен (более 600 детей и подростков в год). В лагере работают 13 аниматоров, старшая вожатая, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, четыре воспитателя и три педагога-организатора. Центр активно сотрудничает с различными учреждениями образования, культуры и спорта Нижегородской области, республики Чувашия, г. Москва.

В начале деятельности ДООЦ остро встал кадровый вопрос. Формирование кадровой политики в центре заняло 5 лет и прошло 4 этапа:

1 этап (начальный) характеризовался случайным набором сотрудников. У специалистов для работы с детьми в то время отсутствовала специальная подготовка. Констатировалась характерная для таких организаций нехватка кадров на оздоровительные смены.

На втором этапе началась работа по формированию профессиональной команды. Заключались договора о сотрудничестве с различными организациями. Главным партнером лагеря становится институт транспорта, сервиса и туризма ГБОУ ВО «Нижегородский государственный инженерно-экономический университет» (далее ИТСиТ), расположенный на территории того же района. В учебные планы института были включены дисциплины и практики, позволяющие подготовить студентов к работе с детьми. Разрабатывались и апробировались занятия с будущими вожатыми-студентами в целях подготовки к работе в условиях загородного лагеря.

Третий этап характеризовался становлением системы подготовки кадров для работы в лагере при тесном сотрудничестве с ИТСиТ, была проведена корректировка рабочих программ дисциплин и практик с учетом наработанного опыта, начались производственные практики на базе лагеря.

На четвертом этапе началась системная подготовка вожатых к работе в лагере, вводятся критерии отбора вожатых, начинает работать школа вожатого при ИТСиТ. Согласно программе развития МБУ ДО ДООЦ «Волжский берег» с 2014 года осуществляется целевая подготовка вожатых, работающих в лагере. Подготовка включает в себя теоретические и практические занятия на базе ИТСиТ, участие вожатых в различных областных и всероссийских форумах, конкурсах и семинарах.

В результате сложилась своя оригинальная модель подготовки вожатых для детских образовательно-оздоровительных центров, которая позволяет в условиях постоянной сменяемости кадрового состава решать две главные задачи:

- оказание помощи в разработке и реализации индивидуального маршрута подготовки к работе в детском лагере;

- обеспечение наставничества со стороны опытных педагогов.

Каждый вожатый «Волжского берега» проходит школу вожатского мастерства, которая включает в себя 3 ступени практики (так называемые профессиональные пробы) и семинар-практикум «Вожатская маевка».

1 ступень – практика на базе проекта «Классные выходные».

2 ступень «7 шагов к успеху» – 7 дневная смена, которая включает самостоятельное проведение отрядного мероприятия и отрядного сбора.

3 ступень «Я – вожатый» – полноценная 21-дневная смена в летний период, реализация собственного отрядного плана.

Ежегодно в каждой смене работают вожатые-стажеры, которые отработали более 5 смен именно в данном центре и являются наставниками для начинающих вожатых. Обычно наставников – 50-55% от общего количества работающих с детьми.

Кроме этого, в мае проводится двухдневный обучающий семинар-практикум для вожатых-новичков «Вожатская маевка» и в марте трехдневный социопрактикум «Вожатская весна». Организаторами практикумов являются МБУ ДО ДООЦ «Волжский берег» и ИТСиТ.

К участию кроме студентов приглашаются отрядные вожатые детских загородных лагерей, пришкольных лагерей с дневным пребыванием, руководители программ детского отдыха, заместители директоров по воспитательной работе, старшие вожатые.

К проведению занятий привлекаются специалисты высочайшего класса в области организации работы с детьми, такие как:

- Шуть Н. Н. (г. Харьков, Украина) – игромастер международного уровня, кандидат педагогических наук, доктор философии, доцент кафедры эстетического воспитания Харьковского педагогического университета им. Г. Сковороды, поэт, детский композитор;

- Карелин И. Ю. (г. Уфа) – председатель РО ООДО «Лига юных журналистов», сотрудник Военно-спортивного фонда Башкортостан, преподаватель современных игровых и медийных технологий подросткового клуба «Вираж», член Общественного Совета МВД РБ, руководитель проектов республиканского ИГРОМЕДИА-центра;

- Сафонова М. Н. (г. Уфа) – почетный работник государственной молодёжной политики, методист высшей категории, победитель Всероссийского конкурса «Лидер XXI века», автор и руководитель профильных смен, победитель конкурсов программ профильных смен. Автор и разработчик семинаров по летнему отдыху.

- Суховей Е. Н. – региональный координатор Лиги юных журналистов РФ, член Союза журналистов РФ, руководитель Международного фестиваля юношеских СМИ и киностудий «Волжские встречи», председатель жури ряда конкурсов юных журналистов и др.

Предпосылками проведения ежегодных обучающих семинаров-практикумов для специалистов в сфере детского отдыха стали:

- ежегодная обновляемость вожатско-аниматорского состава в МБУ ДО ДООЦ «Волжский берег»;

- необходимость повышения качества работы анимационной команды лагеря, как основного способа укрепления имиджа детского центра, увеличения продаж основных и дополнительных услуг;

- отсутствие аналогичных площадок для профессионального диалога в Нижегородской области и близлежащих регионах;

- запрос от организаторов детского отдыха Нижегородской области, областного отдела по летнему отдыху на проведение семинара с приглашением специалистов высокого уровня из других областей, стран с целью изучения передового опыта;

- МБУ ДО ДООЦ «Волжский берег» является организацией дополнительного образования, развитие дополнительных образовательных услуг – одно из основных направлений работы центра.

Обучающий семинар-практикум «Вожатская маевка» является отличной возможностью не только научить участников основам вожатского мастерства, но и посмотреть уровень их коммуникации с коллегами-вожатыми и руководством центра.

Семинар-практикум включает три основных направления:

- учебное: проведение интерактивных лекций и тренингов по организации летнего отдыха детей и подростков, личностному росту, мастер-классы профессиональных аниматоров, игротехников, методистов;

- творческое: создание и выпуск теледневника семинара, проведение конкурса творческих работ среди вожатых;

- досуговое: торжественные открытие и закрытие семинара-практикума, ток-шоу, ролевые игры, обзорные экскурсии.

В программе социопрактикума «Вожатская весна» проводятся следующие мероприятия: презентации наиболее интересных форм работы с детьми, конкурсно-игровая программа, киноклуб, презентация авторской программы, школа игромастерства (авторская технология Шуть Н.Н.), мастер-классы для вожатых, игропарк (разработка новых игр), игротворчество и т.п.

Практикумы – это уникальные события, участники которых получают сертификаты участника, комплекты методических материалов от специалистов в электронном виде, а главное – возможность обмена опытом, живого неформального общения с уникальными людьми и своими коллегами.

В последнее время при разработке и реализации стратегии управления персоналом стали использовать технологии управления компетенциями. Компетенции – это характеристики персонала необходимые для успешной деятельности: совокупность знаний, навыков, способностей, прилагаемых усилий и стереотипов поведения. Поэтому при отборе кадров для работы в организации отдыха и оздоровления детей была разработана система критериев отбора (компетенций), где учитываются: опыт работы в детском лагере, уровень психолого-педагогических знаний, коммуникативные качества претендента, творческие способности, стрессоустойчивость.

Готовность педагога или вожатого детского центра к выполнению трудовых функций определяется наличием у него следующих профессионально значимых личностных качеств и характеристик.

Во-первых, работающий с детьми должен обладать знаниями и навыками, необходимыми для работы с временным детским коллективом в условиях детского лагеря, такими как:

- лидерские качества,

- физическая и эмоциональная устойчивость,

- способность работать в команде,

- креативность,

- ответственность,

- высокий уровень культуры речи и общей эрудиции,

- эмпатия,

- выдержка и стрессоустойчивость,

- коммуникабельность,

- здоровый образ жизни.

Во-вторых, иметь базовую психологическую компетентность.

В-третьих, владеть прикладными навыками в каком-либо виде деятельности.

В-четвертых, владеть методиками и технологиями, позволяющими:

- осуществлять разработку и реализацию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;

- создавать и поддерживать благоприятный эмоционально-психологический климат в детском коллективе;

- помогать подростку в выборе и реализации индивидуального образовательного маршрута;

- обеспечивать безопасную образовательную среду;

- взаимодействовать с родителями детей при решении задач обучения и воспитания;

- анализировать и оценивать результаты образовательной деятельности.

На основе опыта работы центра были разработаны критерии оценки эффективности деятельности воспитателя/педагога-организатора, позволяющие объективно оценивать их работу (табл. 1).

В программе развития центра определены критерии эффективности (качества) его работы в целом, которые оцениваются также по 10-балльной шкале (табл. 2).

Главный показатель качества работы лагеря – востребованность услуг центра. В последние 3 года путевки на летние смены раскупаются уже в январе (в 2020 г. ДООЦ не принимал детей из-за пандемии, но организовывал онлайн смены).

По итогам анкетирования детей и родителей в 2019 году 100% воспитанников и их родителей показывают высокую степень удовлетворенности пребыванием в детском центре, 100% детей хотели бы приехать в лагерь еще раз, 78% нашли новых друзей, 100% детей получили новые знания и умения.

Таблица 1

Критерии оценки эффективности деятельности воспитателя/педагога-организатора

1. Деятельность воспитателя с воспитанниками отряда

Критерии

Оценка в баллах

Сохранение контингента воспитанников на конец смены

+2 балла

Здоровье детей в отряде

Отсутствие заболеваний у детей: +1 балл

Наличие больных детей: -1 балл

Нарушения воспитанниками правил поведения, Устава центра

Отсутствие нарушений: +1 балл

Имеются нарушения: 0 баллов

Контроль за выполнением санитарных правил и норм воспитанниками отряда (выполнение режима, чистота в комнатах)

Отсутствуют нарушения: +1 балл

Наличие замечаний: -1 балл

Результативное выступление отряда на общелагерных мероприятиях

Победы отряда (призовые места): +1 балл

Отсутствие призовых мест у детей: -1 балл

Эффективность работы отрядного уголка

Своевременность обновления информации, отражение в уголке жизни отряда: +1 балл Уголок не работает, информация не обновляется: -1 балл

Настроение детей, психологический климат в отряде, взаимоотношения детей в коллективе

Результаты диагностики «Твое настроение».

Положительные: +1 балл

Отрицательные: – 1 балл

2. Соблюдение трудовой дисциплины и надлежащее исполнение трудовых обязанностей

Оформление документации, установленной локальными актами учреждения

Своевременная подача отчетов без замечаний: +1 балл;

Нарушение сроков, наличие замечаний: -1 балл

Исполнительская дисциплина

Дисциплинарных взысканий и замечаний нет: +1 балл;

Имеются дисциплинарные взыскания со стороны администрации: -1 балл

Имеются замечания со стороны администрации по разным видам деятельности: -0,5 балла

Наличие случаев травматизма

От 50 до 100% лишение премии

3. Педагогическая этика

Обоснованные жалобы

Минус 50% от набранных баллов

ИТОГО: 10 баллов

Таблица 2

Оценка качества работы центра

Критерий

Показатели

Способы оценки

результативности

1. Создание безопасных условий работы сотрудников и отдыха детей и подростков

- Отсутствие несчастных случаев, случаев травматизма среди детей и подростков,

- своевременное выполнение предписаний надзорных органов

- Данные статистики по травматизму.

- Информация о выполнении предписаний.

2. Наличие условий для укрепления здоровья детей и подростков

- Показатели здоровья и самочувствия детей,

- увеличение объектов укрепление спортивно-оздоровительной базы

- Кол-во обращений в медпункт.

- Оздоровительный эффект

3. Востребованность услуг центра

- Качественный, содержательный досуг,

- расширение спектра услуг, предоставляемых центром

- Заполняемость смен.

- Результативность решения задач конкретных программ и проектов.

- Удовлетворенность работой лагеря детей и родителей.

Таким образом, в ДООЦ «Волжский берег» сложилась очень эффективная система подготовки кадров для работы с детьми, постоянно работает высокопрофессиональный слаженный коллектив вожатых. В результате слаженной, профессиональной работы команды вожатых центр неоднократно становился победителем областного конкурса «Лучший лагерь Нижегородской области».

Сложившаяся кадровая политика включает в себя все необходимые базовые элементы: отбор, адаптацию, обучение, оценку персонала, формирование кадрового резерва, что существенно усиливает возможности детского центра, позволяет быстро реагировать на изменяющиеся внешние условия. При этом организация не несет никаких затрат и связанных с ними рисков, таких как:

- расходы на обучение,

- риск провести некачественную или нецелевую подготовку,

- отсутствие отдачи от обучения сотрудников,

- незаинтересованность работников в подготовке,

- неумение применить полученные в ходе обучения знания и навыки в работе,

- риск потерять сотрудников, прошедших подготовку.

Предложенная модель предполагает не набор кадров по каким-либо характеристикам, а формирование команды под конкретные требования организации и может быть использована другими детскими образовательно-оздоровительными учреждениями в своей работе.


Библиографическая ссылка

Ильичева Е.В., Ильичев В.В., Назарова М.А. СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 6-1. – С. 55-60;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1728 (дата обращения: 20.04.2024).