Введение
Уровень функционирования и стратегического развития национальной экономики, улучшение качества жизни населения страны и рост ее продолжительности, а также увеличение благосостояния граждан напрямую взаимосвязаны с ростом качества и эффективности функционирования системы образования и сферы научных исследований и разработок, основой успеха которых является человеческий капитал. В условиях пандемии COVID-19 человеческий капитал стал наиболее ценным и важным ресурсом в борьбе с его последствиями.
Цель исследования – оценка влияния последствий пандемии COVID-19 на систему профессионального образования как основу социального развития человеческого капитала, анализ сформировавшегося потенциала и основных направлений развития профессионального образования в России.
Материал и методы исследования
На современном этапе развития роль человеческого капитала увеличивается за счет того, что отрасли, формирующие его, становятся наиболее крупными в структуре ВВП. При этом определяющее значение приобретают социальные компетенции – способность понимать свое положение в обществе и оптимизировать его (социальные, экономические, правовые знания и прикладные умения) и коммуникативные компетенции (гуманитарные знания, включая владение иностранными языками и образное мышление) [1]. Рассматривая пользовательские навыки использования информационных технологий в обиходе, в части онлайн-образования, работы с социальными сетями и прочие, они также представляются своего рода социальными кросс-культурными компетенциями.
Сегодня в крайне сложных условиях последствий воздействия глобального вызова коронавирусной инфекции, специфические особенности развития человеческого капитала выражаются в отсутствии стабильности треков и паттернов профессионального образования и развития, принятых за основу его формирования. Профессиональные качества, которые вчера воспринимались обществом, как ключевые и были востребованными субъектами национальной экономики, в кратковременной перспективе под воздействием режима локдауна стали неприменимы и не актуальны из-за изменения ситуации на рынке труда, изменения форм занятости и цепочек коммуникаций [2].
Для определения значимости кадровых ресурсов в развитии государства необходимо выявить взаимосвязь между уровнем образования и величиной ВВП на долю одного гражданина. Так, в табл.1 представлена зависимость «третичного образования» (доля населения, обладающая средним профессиональным и высшем образованием) и величины ВВП на душу населения в РФ, а также в технологически развитых странах мира, но эти данные отражали ситуацию в период до наступления локдауна.
Таким образом, в России сложилась неординарная ситуация – при минимальной доле затрат на образование в общих затратах на инновации, наша страна по уровню образованности населения входит в пятерку лидеров [3]. В связи с этим возникает вопрос о качестве нашего образования – почему максимальный охват граждан со средним профессиональным и высшим образованием никак не влияет на рост величины ВВП?
При этом не следует забывать, о том, что образование в современных условиях стало уже неотъемлемой частью рыночных отношений, набирая при этом более высокие темпы своего развития и проявляя новые формы.
Таблица 1
Данные по охвату третичным образованием и доли ВВП на душу населения по анализируемым странам
Показатель |
Республика Корея |
Япония |
Канада |
РФ |
Швейцария |
США |
Охват третичным образованием граждан трудоспособного возраста (25-64 года), % |
69 |
60 |
59 |
58 |
49 |
47 |
ВВП на душу населения, тыс. долл. |
34,5 |
37,3 |
44,3 |
24,4 |
60,5 |
55,8 |
Источник: [3]
Объемы и динамика рынка онлайн-образования свидетельствует о том, что объективно развитие «цифровых» технологий влияет и на систему образования, на которое уже есть существенный платежеспособный спрос, и этот спрос растет [4].
В критических условиях воздействия последствий пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 выявились многие проблемы системы российского образования, которые в том числе дают ответы на поставленный выше вопрос. Краеугольным камнем системы образования стал выбор технологии передачи и представления знаний, подбор инструментария отработки навыков, выбор обучающей платформы и средств коммуникаций, для достижения максимально положительного эффекта в процессе передачи информации от преподавателя к слушателю. Кроме того, в условиях отсутствия живого общения между преподавателем и обучающимся не менее важно грамотное выстраивание обратной связи.
По мнению российских ученых [5] в период пандемии организации профессионального образования должны были в кратчайшие сроки коренным образом трансформировать организацию своей деятельности, включающую:
• обеспечение качественного непрерывного образовательного процесса на основе дистанционных образовательных технологий;
• обеспечение удаленного функционирования самой образовательной организации как объекта управления.
Таким образом, период самоизоляции населения России оказался индикатором выявления ключевых проблем в системе профессионального образования, среди которых следует выделить следующие:
• Образовательные организации в большинстве своем не имели актуализированных обучающих ресурсов на базе имеющихся информационно-телекоммуникационных систем;
• У пользователей онлайн ресурсов (как преподавателей, так и слушателей) возникли затруднения в поиске исходных источников знаний и выборе оптимальных способов передачи их противоположной стороне;
• Несмотря на то, что дистанционные технологии в профессиональном образовании начали свое применение в середине 2000 гг., до марта 2020 г. они не использовались в полной мере. При этом стоит сделать акцент на то, что информационные и телекоммуникационные технологии стали развиваться прежде всего именно на очном обучении путем создания электронных учебников и методических материалов, использования компьютерных презентаций на лекциях, разработки сетевых компьютерных моделей и интерактивных учебных игр для практических занятий, самостоятельной работы и многого другого [4].
• В большей части преподаватели оказались не готовы к полному переходу в онлайн и применению новых методических подходов к обучению слушателей, в связи с отсутствием не только навыков владения информационными дистанционными технологиями и средствами телекоммуникации, но и кросс-культурными компетенциями. В контексте данной проблемы стоит отметить, что несмотря на реализацию с 2018 г. федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» потребность в квалифицированном персонале, обладающем IT-компетенциями, на сегодняшний день составляет от 500 тыс. до 1 млн. человек, по мнению заместителя министра Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Е.Ю. Кислякова;
• За счет глобализации образовательного пространства слушатели стали иметь возможность выбора, что при учете вышеперечисленных проблем в конкурентной борьбе образовательных услуг зачастую играло негативную роль для отечественной системы профессионального образования;
• У преподавателей существенно возрос объем учебной нагрузка, в которую стало включаться время на подготовку онлайн контента;
• Даже в тех образовательных организациях, где задел дистанционного обучения имелся (предпочтительно это были те организации, где уже имелся Moodle), после полного перехода в онлайн режим, стала четко вырисовываться потребность не только в новых источниках необходимого учебного материала, но еще и в возможных альтернативах предоставления этого материала слушателям, в актуализации этого материала, в вариантах осуществления контроля и выстраивания обратной связи, а также в разработке оценочных средств, которые способны измерить степень усвояемости знаний.
Говоря о качестве цифровых навыков преподавателей необходимо дать им четкое определение [6, 7]:
• владение интернет-приложениями для решения когнитивных задач на работе;
• навыки, не основанные на технологиях, поскольку они не относятся к использованию какой-либо конкретной программы;
• навыки, которые поддерживают процессы мышления высшего порядка;
• навыки, связанные с когнитивными процессами, способствующие непрерывному обучению сотрудников.
При этом следует структурировать и уточнить понятие цифровых компетенций. Так под цифровыми компетенциями автор в [8] понимает совокупность знаний, умений и навыков использования цифровых и коммуникационных технологий для решения поставленных задач в целях повышения эффективности организации в целом.
Уровень владения преподавателями системы образования всеми вышеперечисленными навыками в период до марта 2020 г. был, мягко говоря, невысоким. Кроме того, новые реалии постпандемийного этапа в системе профессионального образования существенно поменяли режим и статус его функционирования и дальнейшего развития, это затронуло правовой, кадровый, материально-технический и организационный аспекты.
При этом возникло жесткое противоречие, коснувшееся непосредственно финансовой стороны дальнейшего существования организаций системы профессионального образования. С одной стороны, техническая неподготовленность организаций потребовала серьезных финансовых ресурсов как на приобретение и адаптацию к имеющимся условиям дистанционных технологии, организацию работы с электронными библиотеками, применение ресурсов Zoom, Microsoft Teams и пр. с целью обеспечения онлайн контакта преподавателя и слушателя, организацию переподготовки и повышения квалификации персонала, так и на модернизацию управленческих компетенций и навыков. С другой стороны, существенно снизился интерес к платным услугам системы образования по нескольким причинам:
• во-первых, доходы населения существенно упали и, как следствие, снизился платежеспособный спрос на образовательные услуги (по оценкам Росстата реальные располагаемые денежные доходы россиян по итогам 2020 г. сократились на 3,5% в годовом выражении [9]);
• во-вторых, возникло устоявшееся мнение обучающихся о неравнозначности стоимости форматов очного и дистанционного обучения как по критериям качества преподавания, использования лабораторной базы, методического сопровождения, так и по дополнительных затратах обучающихся на организацию достойного учебного процесса (компьютер, камера, программное обеспечение для доступа на образовательную платформу. Отсюда возникла потребность адаптации образовательных организаций к создавшейся ситуации, которая прежде всего должна выражаться в разработке альтернативных вариантов оплаты образовательных услуг (снижение стоимости, скидки, рассрочки, отсрочки и пр.);
• в-третьих, привлекательность высшего образования существенно снизилась по сравнению со средним специальным. Здесь, на наш взгляд, причина состоит в низких баллах ЕГЭ (в силу спада платежеспособного спроса населения далеко не все могут себе позволить сегодня подготовительные курсы и квалифицированных репетиторов) и предоставлении возможности поступления в колледжи без результатов ЕГЭ. Кроме этого, границы до сих пор закрыты на въезд иностранных студентов, которые также составляли не малую долю в общей численности обучающихся на территории РФ.
Однако мы не разделяем мнения, что активное применение дистанционных технологи – это на самый лучший вариант существования системы профессионального образования в России. Да, несомненно, очное взаимодействие гораздо лучше с психологической точки зрения, чем дистанционный формат, где обучающийся не имеет прямой связи ни с одногруппниками, ни с преподавателем. Но в условиях риска заражения преимущество дистанта оспорить невозможно.
Сегодня с целью минимизации негативных последствий коронавирусной инфекции COVID-19 у каждой образовательной организации в стране сложилась своя система управления образовательным процессом, своя информационно-телекоммуникационная инфраструктура, свой набор инструментария для поддержания в актуализированном виде учебного процесса, что было зафиксировано в методических рекомендациях Министерства науки и высшего образования РФ [10].
Наиболее популярной в российском образовании стала система управления курсами обучающая среда Moodle, одной из причин такого успеха стали возможности Moodle, в части поддержки всех современных форматов по умолчанию: SCORM, AICC и IMS. Данный ресурс позволяет формировать курсы в дистанционном формате, наполняя их основными элементами информационного контента, среди которых могут быть: лекции, книги, видео – лекции, гиперссылки, диалоговые тренажеры (iSpring), wiki, тесты, чаты, электронные глоссарии, форумы, интерактивные лаборатории. Наряду с Moodle набирают популярность и другие LMS-платформы для размещения учебного материала, выстраивания обратной связи, осуществления контроля и организации оценки знаний слушателей. Наиболее популярными сервисами для проведения онлайн занятий в формате вебинаров с обратной связью стали: Zoom, Microsoft Teams.
Однако в период самоизоляции весьма интересен опыт применения новых инструментов дистанционного обучения, ниже систематизируем и перечислим их, выделяя их сильные и слабые стороны применения в современных условиях развития отечественной системы профессионального образования (таблица 2).
Таким образом, стоит отметить, что даже в тех образовательных организациях, где были в достаточной мере развиты дистанционные обучающие платформы, в период пандемии вызывали интерес и были адаптированы к российским условиям информационные технологии, которые ранее нашли успешное применение в зарубежной практике.
Таблица 2
Новые появившиеся инструменты дистанционной работы в системе профессионального образования
№ |
Название инструмента |
Предназначение инструмента |
Достоинства |
Недостатки |
1 |
Miro |
вайтборд, активно применяется для работы с идеями |
очень прост в применении |
англоязычный интерфейс |
2 |
Padlet |
вайтборд, активно применяется для работы с идеями |
очень прост в применении |
есть ограничение по количеству используемых досок и слишком примитивный функционал |
3 |
Flinga |
вайтборд, активно применяется для работы с идеями |
очень прост в применении |
отсутствие функционала для решения сложных комплексных задач |
4 |
Slack |
мессенджер, активно применяется при работе с группами |
безопасность, гибкость, удобство градации информационных потоков |
высокая стоимость полной версии |
5 |
Mentimeter |
конструктор викторин и онлайн опросов, активно применяется для организации сбора обратной связи |
удобный и простой инструмент для сбора обратной связи |
англоязычный интерфейс, в бесплатной версии доступно ограниченное количество слайдов опросников, примитивный дизайн |
6 |
Геткурс |
LMS ресурс для обучения аудитории |
удобный и понятный интерфейс |
отсутствие бесплатной версии |
7 |
Quizizz |
конструктор викторин и опросов, инструмент геймификации |
простота в применении |
англоязычный интерфейс |
8 |
Doodle |
планировщик, активно применяется при синхронизации |
простой и удобный интерфейс |
англоязычный интерфейс |
9 |
Trello |
таск менеджер, активно применяется для управления проектами и задачами |
удобный и понятный интерфейс |
ограниченный функционал бесплатной версии |
10 |
BPMN 2.0 |
инструмент моделирования и управления бизнес – процессами |
понятный спектр графических элементов, простота в применении |
ограниченная бесплатная версия, отсутствие возможности автоматизации в ней |
Результаты исследования и их обсуждение
Сегодня, когда режим самоизоляции и многие ограничения сняты, а уровень компетенций, которыми преподаватели были вынуждены овладеть для поддержания в актуальном состоянии системы профессионального образования в рамках преподаваемых ими курсов, важно не остановиться на достигнутом. Одним из вероятных вариантов дальнейшей стратегии профессионального образования является наиболее активное развитие смешанного обучения. Смешанное обучение – это комплекс, включающий очные тренинги и мастер классы в сочетании с дистанционным форматом обучения и обратной связи. Причем сегодня в образовании рассматриваются альтернативные модели смешанного обучения: перевернутый класс, бутерброд, коса, гибкий вариант. Этот формат интересен с точки зрения построения траектории обучения – теоретический материал, размещенный в формате онлайн лекций, диалоговых тренажеров, интерактивных лабораторий, слушатели могут изучать в удобное для себя время самостоятельно в дистанционной образовательной среде, а вот на очных встречах максимум внимания уделяют практике, проектной деятельности и могут получить ответы на появившиеся вопросы напрямую от преподавателя. Подобный формат, на наш взгляд, является наиболее оптимальным с точки зрения прежде всего затрат – времени, финансовых затрат.
Заключение
Анализируя степень влияния на систему профессионального образования пандемии коронавирусной инфекции, следует отметить особую роль человеческих ресурсов, которая стала весьма заметна при выборе траектории развития в критических условиях. Также важно сделать акцент, что несмотря на тяжесть последствий полного социально-экономического локдауна в российском образовании были достигнуты результаты, которые коснулись роста возможностей образовательных организаций в применении информационных и телекоммуникационных технологий, повышения их качества, расширения их номенклатуры, комплекса инструментария и соответственно функциональных возможностей образовательного контента, модернизации программ обучения в части их переформатирования, а также введением в образовательный процесс нового порядка обучения.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-07125 мк «Моделирование сценариев развития человеческого капитала России и разработка методического инструментария оценки его влияния на экономический рост, социальное благополучие и развитие общества России в контексте цифровизации экономики и повышения национальной конкурентоспособности».
Библиографическая ссылка
Федорова Л.А., Бутрова Е.В. ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА СИСТЕМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОСНОВУ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 4-1. – С. 126-132;URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1657 (дата обращения: 21.11.2024).