Научный журнал
Вестник Алтайской академии экономики и права
Print ISSN 1818-4057
Online ISSN 2226-3977
Перечень ВАК

ОСОБЕННОСТИ ПЕРВИЧНОЙ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ ТРУДА

Круглов Д.В. 1 Клюев С.А. 2 Резникова О.С. 3
1 ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет»
2 ФГБОУ ВО «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I»
3 ИЭУ (СП) ФГАОУ ВО «КФУ им. В.И. Вернадского»
Рассмотрены основные проблемы первичной занятости среди молодежи. От занятости зависят такие аспекты как: миграция, уровень преступности, качество жизни и др. Уровень безработицы непосредственно отражается на развитии не только экономики, но и государства в целом. Действующая система образования функционирует как на бюджетной основе, так и на коммерческой основе. В этой связи изменяется подход к обучению, что влечет за собой понижение качества знаний. Огромное количество молодых людей на этом фоне становятся невостребованными на рынке труда. Конкуренция между потребителями услуг в образовательной сфере и потенциальными потребностями общества оказывают положительное влияние на профессиональный выбор.
занятость
знания
профессиональная ориентация
образование
эффективность
рынок труда
безработица
1. COVID-19 и сфера труда // Вестник Международной организации труда (МОТ). 2020. Выпуск 4.
2. Левина Е.В., Дудин М.Н. Проблема занятости молодежи в контексте глобальной цифровизации и использования сетевых технологий // Экономика труда. 2020. Том 7. № 6. С. 519-536. doi: 10.18334/et.7.6.110209.
3. Попов А.В. Изменение требований российской экономики к трудовому потенциалу работников в условиях современных вызовов // Экономика труда. 2020. Том 7. № 8. С. 643-658. doi: 10.18334/et.7.8.110733.
4. Савина С.Е., Азимова Г.Р. Региональная безработица и формирование рабочих мест в контексте общемировых тенденций // Экономика труда. 2018. Том 5. № 3. С. 663-682. doi: 10.18334/et.5.3.39417.
5. Троицкая А.А. Конкурентоспособный человеческий капитал работника: проблемы формирования и реализации // Экономика труда. 2019. Том 6. № 2. С. 647-658. doi: 10.18334/et.6.2.40509.

Введение

Одной из важнейших проблем развития мировой экономики является проблема безработицы и занятости. От занятости зависят такие факторы как: миграция, уровень преступности, качество жизни и др. Уровень безработицы непосредственно отражается и на развитии государства. Данный комплекс проблем по-разному воспринимается людьми. Наиболее остро, вопросы, связанные с занятостью, переживают женщины, так как по гендерному признаку не выдерживают конкуренции, а также население «третьего возраста» и молодежь. Как отмечается в Аналитической записке ООН подготовленной под руководством Международной организации труда, молодёжь страдает больше от последствий кризиса от COVID-19 [1]. Среди основных причин это: перерывы в получении образования, потеря доходов и сложности с трудоустройством.

Цель исследования: разработка теоретико-методических основ и практических рекомендаций по регулированию молодежного рынка труда.

Материал и методы исследования

В ходе исследования авторы использовали такие методы, как сравнительный анализ, классификация, а также использован системный подход в исследовании проблем первичной занятости молодежи. Для преодоления неблагоприятной ситуации по становлению молодежи на рынке труда, необходимо совершенствовать систему регулирования занятости

До возникновения коронавирусной инфекции, около 57% населения трудоспособного возраста работали и 188 млн человек были безработными (рис. 1, 2). Большая часть тех людей, которые имели работу, трудились в неформальном секторе экономики с низкой оплатой труда. Это в конечном итоге приводило к обеднению целого слоя населения. Среди трудящихся Африки, как и Ближнего Востока около 85% работают в неформальном секторе. Очень распространена неформальная занятость среди женщин работающих в сфере сервиса. В мировой экономике основной проблемой является несоответствие квалификации спросу на рынке труда. Растет количество работников с неполной и временной занятостью, что ведет к усилению чувства неполной защищенности. До кризиса, связанного с COVID-19, уровень безработицы был в три раза выше у молодежи, чем у взрослого населения. До начала пандемии коронавируса три человека из четырех были заняты в неформальном секторе экономики. Во всем мире около 25% (267 млн человек), не учились и не работали. Также в докризисный период большая часть инвалидов была исключена из трудовой деятельности. Удельный вес людей с ограниченными возможностями занятыми в экономике в возрасте от 15 лет, был в 2 раза ниже, чем среди обычного населения. Инвалиды, участвующие с трудовой деятельности, получали более низкое вознаграждение за труд, по сравнению с обычными сотрудниками. Отсутствие модификаций на рабочих местах ограничивает возможность трудоустройства инвалидов.

В мире, с помощью систем социальной защиты населения, поддержка оказывается лишь небольшому количеству лиц с ограниченными возможностями. В глобальном масштабе, всего 28% лиц могут получать пособие по инвалидности.

На отечественном рынке труда положение молодежи характеризуется следующими обстоятельствами:

• эта категория людей составляет коло 35% трудоспособного населения;

• от молодых специалистов зависит развитие экономики в дальнейшей перспективе.

Doc19.pdf

Рис. 1. Население трудоспособного возраста в мире (2020 г.)

Составлено по материалам [1]

Doc21.pdf

Рис. 2. Общее недоиспользование рабочей силы (2020 г.)

В настоящее время, остро стоит вопрос о трудоустройстве выпускников, недавно завершивших обучение. Потенциальные работодатели не желают брать на работу молодых специалистов, так как у них отсутствует опыт работы.

Выпускники профессиональных колледжей также не имеют возможности трудоустроиться, так как относятся на рынке труда к группе риска [4]. Ключевой особенностью данной категории людей являются противоречия между потребностями организаций с рабочей силе и профессиональной ориентацией молодежи [2].

Отсутствие баланса профилей подготовки потребностям рынка обостряет проблему трудоустройства. Выпускники высших учебных заведений по опросам работодателей, не соответствуют современным требованиям [3]. В этой связи, не все молодые специалисты удовлетворены оплатой труда. Это, в конечном счете, приводит к низкой эффективности использования рабочей силы молодежи. В современных условиях проблемы рынка труда занимают ключевые позиции. Об этом свидетельствует большое количество научных работ посвященных данной проблематике.

Действующая система образования функционирует как на бюджетной основе, так и на коммерческой. Данный фактор изменил политику образования, и некоторые учебные заведения перестали бороться за качество знаний [5]. Огромное количество молодых людей на этом фоне становятся низко конкурентными на рынке труда. По нашему мнению, данную проблему помогла бы разрешить профориентация среди молодежи. В этой связи, надо начинать профориентационную работу начиная со школы. Строить систему профессиональной ориентации необходимо во взаимодействии с процессами формирования личности будущего работника. Профессиональная информация среди молодежи имеет особую важность. На основе получаемых данных население знакомится с возможностями приобретения профессиональных навыков. Профориентация начинается с рекомендаций по выбору учебного заведения и профиля. Комплексная система проинформирования и профподготовки состоит из нескольких социальных институтов таких как: Министерство науки и высшего образования, Министерство труда и социальной защиты, Молодежные биржи труда и т.д. К сожалению, их работа не приносит нужного эффекта, из-за низкого охвата разных категорий людей. Необходимо проведение профориентационных мероприятий в более широком масштабе. Исходя из этого возникает необходимость в создании специальных структур, оказывающих помощь молодежи на рынке труда. Профориентацию и профинформирование можно разделить на несколько уровней: начальная и средняя школа; желающие поступать в средние профессиональные учебные заведения; желающие сменить свою профессию; ищущие работу (безработные).

В условиях постпандемийного периода в экономики нами предложена схема организационно-экономического механизма регулирования рынка труда молодежи (рис. 3), представляющая собой контур регулирования в виде совокупности основных задач, принципов, методов, инструментов и приоритетных направлений, позволяющая не только повысить конкурентные преимущества представителей молодежи среди трудоспособного населения, но и достичь основной цели, ориентированной на обеспечение эффективной занятости молодежи на рынке труда.

Doc20.pdf

Рис. 3. Организационно-экономический механизм регулирования рынка труда молодежи

Каждый из перечисленных блоков, представлен отдельными составляющими в дополнение к существующим: система принципов, на основе которых базируется регулирование рынка труда молодежи, позволяющая достичь основной цели через разработку четких ориентиров, дополнена принципами планомерности, вариантности и адаптивности; учет институциональных методов, устанавливающих и закрепляющих место институтов, оказывающих непосредственное влияние на развитие государственно-частного и социального партнерского диалога, формирование современной инфраструктуры, соответствующей основным требованиям рынка труда; информационные методы и их инструменты, создающие информационную систему, воздействующую на поведение субъектов рынка труда молодежи и способствующую их взаимодействию с помощью предоставления информации о конъюнктуре действующего рынка, деловой активности организаций (предприятий), количественных и качественных характеристиках трудового потенциала молодежи, изменениях в нормативно-правовой базе и т.п. Применение предложенной группы методов, позволяет оперативно реагировать на процессы, происходящие на рынке труда, с целью снижения напряженности по ряду компонентов и контроля над ситуацией.

Еще к одной составляющей, направленной на формирование механизма, отнесены приоритетные направления в сфере регулирования рынка труда молодежи, реализация которых позволит создать условия для достижения основной цели, повысить уровень трудового потенциала молодежи, уровень ее конкурентоспособности и благосостояния среди трудоспособного населения как результат учета всех рассмотренных составляющих, воздействующих друг на друга, а в целом – обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие государства.

Практиктическое применение организационно-экономического механизма позволит обоснованно подойти к решению вопросов, связанных с регулированием рынка труда молодежи, но и смоделировать процессы его развития с учетом различного рода экономических и социальных ограничений.

Результаты исследования и их обсуждение

В статье проводится тщательный анализ населения трудоспособного возраста.

Обосновывается необходимость изучения вопроса трудоустройства выпускников.

Осуществляется детальное исследование недоиспользованной рабочей силы.

Сформулированы предложения по повышению эффективности трудоустройства молодых специалистов.

Авторами доказано, что развитие системы регулирования занятости невозможно без реализации таких направлений как: реформирование школы, трансформация профессиональной школы, создание системы развития кадрового потенциала молодежи.

Заключение

Таким образом, совершенствуя профориентационую работу и помогая в трудоустройстве молодежи, можно решить проблему занятости данной категории населения. Учитывая влияние профиля вузов на потенциальных студентов, следует делать упор на трудоустройство выпускников. Немаловажная роль в этой проблеме отводится научной и инициативной стороне. Речь идет о проведении молодежных конкурсов и научных проектов на разных уровнях, помогающих профессиональному становлению.

К большому сожалению представленные ранее мероприятия не могут решить проблему в полном объеме. Данные обстоятельства обуславливают необходимость постоянного мониторинга образовательной системы с целью согласования параметров обучения. Конкуренция между потребителями услуг в образовательной сфере и потенциальными потребностями общества окажут положительной влияние на профессиональный выбор.

Применение на практике предложенного организационно-экономического механизма позволит не только концептуально обоснованно подойти к решению вопросов, связанных с регулированием рынка труда молодежи, пытаясь спрогнозировать процессы его развития с учетом различного рода экономических и социальных ограничений.


Библиографическая ссылка

Круглов Д.В., Клюев С.А., Резникова О.С. ОСОБЕННОСТИ ПЕРВИЧНОЙ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ НА РЫНКЕ ТРУДА // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 2. – С. 75-80;
URL: https://vaael.ru/ru/article/view?id=1600 (дата обращения: 26.02.2024).